<< Предыдущая

стр. 21
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ванность определяется чаще всего местом в системе органов госу-
дарства, их компетенцией. В деле органы управления участвуют
чаще всего в целях осуществления возложенных на них обязанно-
стей. Так, например, органы опеки и попечительства участвуют в
делах, связанных с исполнением родителями, опекунами и попе-
чителями обязанностей по воспитанию детей. Целью участия дан-
ных органов и лиц в гражданском процессе может быть защита
интересов других лиц и оказание помощи суду в выяснении дей-
ствительных обстоятельств дела. Органы управления могут уча-
ствовать в деле по двум основаниям: по своей инициативе и по
инициативе суда.

2. Органы управления участвуют в гражданском процессе в
четырех формах. Первая форма - участие в деле в качестве ист-
цов, ответчиков, третьих лиц (например, случай предъявления иска
о выселении из квартиры). Вторая форма - участие в делах, воз-
никающих из административно-правовых отношений (например,
финотдел обращается с заявлением о взыскании с граждан недо-
имок по налогам).

3. Данной статьей предусмотрены еще две формы участия в
деле органов управления. Во-первых, участие в деле путем предъяв-
ления заявления в интересах других лиц. Для всех органов и лиц,
указанных в названии главы 14 ГПК, и предусматривается эта
форма участия. Предъявление заявления ими возможно при двух
условиях: а) если данным органам и лицам стало известно о нару-
шении права; б) если по закону они имеют право на предъявление
такого заявления в интересах других лиц. Участие указанных орга-
нов и лиц в данной форме не исключает участия наряду с ними
тех лиц, в интересах которых предъявлено заявление. Законода-
тельство чаще всего предусматривает предъявление исков в защи-
ту интересов детей: о лишении родительских прав, об отобрании

102

ребенка, о признании усыновления недействительным, об отмене
усыновления. В этой форме данные органы и лица напоминают
истцов, но они не являются участниками спорного правоотноше-
ния, не уплачивают госпошлины и не связаны позицией истца,
а самостоятельны в процессе.

4. В форме вступления в дело по своей инициативе или при-
влечения судом для дачи заключения по делу участвуют только
органы управления и органы местного самоуправления. В судеб-
ной практике в этой форме участвуют чаще всего органы опеки и
попечительства. Даче заключения по делам, например, о воспита-
нии детей, предшествует изучение условий жизни родителей, их
личных качеств, мнения ребенка и т.д. Органы управления в этой
форме напоминают экспертов, но они обладают юридической за-
интересованностью и дают заключение не только по фактическим
обстоятельствам, но и по существу дела.

Статья 122. Процессуальные права органов государ-
ственного управления, профсоюзов, пред-
приятий, учреждений, организаций и
отдельных граждан, защищающих пра-
ва других лиц

Когда органы государственного управления, профсоюзы,
государственные предприятия, учреждения, организации, кол-
хозы, иные кооперативные организации, их объединения, другие
общественные организации и отдельные граждане начинают дело
в суде в интересах других лиц, они пользуются процессуальны-
ми правами и несут процессуальные обязанности стороны, кро-
ме права оканчивать дело мирным соглашением.

Отказ указанных органов и граждан от поданного ими за-
явления или изменение заявленных ими требований не лишает
лицо, в защиту прав и охраняемых законом интересов которого
подано заявление, права требовать от суда рассмотрения дела
по существу. Судебные расходы в таком случае оплачиваются
на общих основаниях.

1. Поскольку органы государственного управления и другие
органы и лица, указанные в данной статье, относятся к лицам,
участвующим в деле, они пользуются правами и несут обязаннос-
ти, предусмотренные статьей 99 ГПК (см. комментарий к данной
статье).

2. В тех случаях, когда они возбуждают дело в интересах дру-
гих лиц, пользуются правами и несут обязанности стороны, т.е.
кроме прав, указанных в статье 99 ГПК, они вправе в течение
всего рассмотрения дела по существу изменить основание или

103

предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требова-
ний или отказаться от иска. Однако они не могут заключить ми-
рового соглашения с ответчиком, поскольку не являются субъек-
тами спорного материального правоотношения. По этому же ос-
нованию их отказ от иска не лишает истца права настаивать на
продолжении процесса (часть вторая комментируемой статьи).
Сами же лица и органы, перечисленные в данной статье, должны
выбыть из процесса. Исключение может быть только для органов
государственного управления, которые по разрешению суда могут
участвовать в дальнейшем рассмотрении дела с целью дачи зак-
лючения (п. 4 комментария к ст. 121 ГПК).

Раздел III

ПРОИЗВОДСТВО ДЕЛ В СУДЕ
ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

А. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Глава 15
ПОДСУДНОСТЬ

Статья 123. Дела, подсудные межобластному, район-
ным (городским) судам, военным судам
гарнизонов, регионов и Военно-Морских
Сил

Все дела, подлежащие разрешению в порядке гражданско-
го судопроизводства, кроме тех, которые отнесены к компетен-
ции других судов, рассматриваются районными (городскими)
судами.

Военным судам гарнизонов в качестве судов первой инстан-
ции подсудны гражданские дела по жалобам военнослужащих
на неправомерные действия и решения должностных лиц и ор-
ганов военного управления, кроме тех, которые подсудны во-
енным судам регионов и Военно-морских Сил; дела о защите
чести и достоинства, сторонами в которых являются военнос-
лужащие или военные организации, иные дела, связанные с
защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, прав
и законных интересов воинских частей, военных учреждений,
организаций.

Военным судам регионов. Военно-морских Сил в качестве
судов первой инстанции подсудны дела по жалобам на неза-
конные действия и решения военных должностных лиц и орга-
нов военного управления на уровне войсковых объединений
и выше.

Межобластному суду в качестве суда первой инстанции
подсудны дела, подлежащие разрешению в порядке гражданс-
кого судопроизводства, на особо режимных объектах, располо-
женных на территории Украины.

1. Система судов в Украине включает районные (городские)
суды, межрайонные (окружные), военные суды гарнизонов, Вер-
ховный Суд Автономной Республики Крым, областные суды, Ки-
евский и Севастопольский городские суды, межобластные суды,

105

военные суды регионов, Военно-Морских Сил, Верховный Суд
Украины. Поэтому при предъявлении иска (подаче заявления)
необходимо определить, в какой суд истец или заявитель вправе
обратиться с заявлением.

Вопрос о подсудности перед судьей возникает после положи-
тельного разрешения им вопроса о подведомственности дела. Су-
дья должен теперь определить, какой именно суд Должен рассмат-
ривать данное дело. В законодательстве, судебной практике и ли-
тературе термин <подсудность> употребляют в трех пониманиях.
Во-первых, подсудность - это институт гражданского процессу-
ального права, т.е. система норм, регулирующих отношения по
определению конкретного суда при предъявлении заявления. Во-
вторых, под подсудностью понимают свойства конкретного дела,
в силу которых оно подлежит рассмотрению в определенном суде
как в суде первой инстанции. В-третьих, подсудность следует по-
нимать и как совокупность гражданских дел, подлежащих рассмот-
рению и разрешению в данном звене судебной системы и в дан-
ном суде.

2. В процессуальном законе, судебной практике и литературе
указано на два вида подсудности: родовую и территориальную.
Вместе с тем в соответствии со ст. 7 ГПК подсудность по субъек-
тивному признаку можно разделить на единоличную и коллеги-
альную (см. комментарий к ст. 124 ГПК).

3. Назначение родовой подсудности состоит в том, чтобы рас-
пределить всю совокупность гражданских дел, подведомственных
суду, между отдельными звеньями судебной системы, т.е. родовая
подсудность является разграничителем судебной компетенции по
вертикали. Определить родовую подсудность - это значит уста-
новить, суд какого из звеньев судебной системы должен разре-
шать в качестве суда первой инстанции данное гражданское дело.
Критериями разграничения компетенции по рассмотрению граж-
данских дел между звеньями судебной системы являются: род (ка-
тегория) дела, субъектный состав участников спора, наличие про-
цессуальной инициативы или указание вышестоящего суда.

4. Основное правило о родовой подсудности содержится в ком-
ментируемой статье: все дела, подлежащие разрешению в порядке
гражданского судопроизводства, кроме отнесенных к компетен-
ции других судов, рассматриваются районными (городскими) су-
дами. Поэтому с учетом предложенных критериев данным судам
подсудны; 1) исковые дела, вытекающие из гражданских, трудо-
вых, кооперативных и семейных правоотношений, в которых хотя
бы одной стороной является гражданин; 2) некоторые дела, воз-
никающие из административных правоотношений (ст. 236 ГПК);

3) дела особого производства (ст. 254 ГПК); 4) дела с участием

106

иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных пред-
приятий и организаций и некоторые другие дела.

5. Однако данное указание ст. 123 ГПК Украины - это только
общее правило. Поэтому родовая подсудность специальных судов
является исключением из этого правила.

Определенная часть гражданских дел с участием военнослу-
жащих и военных организаций закреплена в ст. 123 ГПК за воен-
ными судами гарнизонов: по жалобам военнослужащих на непра-
вомерные действия и решения должностных лиц и органов воен-
ного управления; дела о защите чести и достоинства, сторонами в
которых являются военнослужащие и военные организации, дру-
гие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и
других граждан, прав и законных интересов воинских частей, уч-
реждений, организаций.

6. Межобластные суды нижестоящих звеньев не имеют и по
смыслу ст. 124 ГПК приравнены к областным судам. В качестве
судов первой инстанции рассматривают дела, подлежащие разре-
шению в порядке гражданского судопроизводства, на особо ре-
жимных объектах, расположенных на территории Украины.

7. С учетом приведенных выше критериев родовую подсуд-
ность областного суда можно определить следующим образом.
Областным судам по первой инстанции подсудны дела по жало-
бам на решения местных государственных органов, принятые в
отношении религиозных организаций (ст. 248" ГПК). Военным
судам регионов, Военно-Морских Сил подсудны дела по жалобам
на действия и решения военных должностных лиц и органов во-
енного управления на уровне войсковых объединений и выше.


С учетом только субъектного критерия родовой подсудности
областному суду подсудны дела любой категории, в которых од-
ной из сторон является районный суд (ст. 124 ГПК).

Военному суду региона, Военно-Морских Сил подсудны дела,
в которых одной из сторон является гарнизонный суд.

В соответствии с третьим критерием - наличием процессу-
альной инициативы вышестоящего суда - областной суд вправе
истребовать любое гражданское дело, находящееся в производ-
стве того или иного суда области, и принять его к производству
областного суда. Прямого указания об этом в ГПК нет, но прак-
тика судов Украины идет по такому пути, т.к. ст. 133 ГПК пре-
дусматривает право председателя областного суда по ходатайству
сторон и других участвующих в деле лиц, по заявлению прокуро-
ра, а также по собственной инициативе истребовать любое граж-
данское дело, находящееся в производстве того или иного суда,
передать его на рассмотрение другого (а значит, и областного
суда).

107




Изучение судебной практики показывает, что областные суды
при решении этого вопроса используют свое право тогда, когда
дело представляет сложность, большой общественный интерес или
является принципиальным для формирования судебной практики
в данном регионе. Но при любых обстоятельствах областной суд
может изымать из производства районного (городского) суда только
несколько дел или одно дело, но никак не категорию граждан-
ских дел.

Процессуальная инициатива вышестоящего суда допускается
и в случае, предусмотренном ст. 316 ГПК. Данная статья устанав-
ливает следующее правило: суд кассационной инстанции в случае
повторной отмены решения суда первой инстанции обязан обсу-

<< Предыдущая

стр. 21
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>