<< Предыдущая

стр. 35
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

зательств в открытом судебном заседании, то их согласие может
быть адресовано суду в письменной или устной форме. В том и
другом случае о согласии граждан на оглашение переписки необ-
ходимо сделать соответствующую отметку в протоколе судебного
заседания.

Статья 188. Исследование вещественных доказа-
тельств

Вещественные доказательства осматриваются судом, а так-
же предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в

деле, а в необходимых случаях - также экспертам и свидете-
лям. Лица, которым предъявлены для ознакомления веществен-
ные доказательства, могут обратить внимание суда на те или
иные обстоятельства, связанные с осмотром. Эти заявления
заносятся в протокол судебного заседания.

Протоколы осмотра вещественных доказательств, состав-
ленные в порядке, предусмотренном статьями 33, 36 и 189 на-
стоящего Кодекса, оглашаются в судебном заседании. Лица,
участвующие в деле, могут дать свои объяснения по поводу
этого протокола.

1. Настоящая статья определяет порядок исследования веще-
ственных доказательств. Исследование производится путем осмотра
вещественных доказательств судом и ознакомления с ними лиц,
участвующих в деле. Если вещественные доказательства связаны с
показаниями свидетелей или заключением эксперта, то доказа-
тельства могут предъявляться для ознакомления также свидете-
лям и экспертам. В ходе исследования вещественных доказательств
лица, участвующие в данном процессуальном действии, могут да-
вать объяснения, делать соответствующие заявления. Эти заявле-
ния, а также весь ход исследования вещественных доказательств
должны быть отражены в протоколе судебного заседания.

2. Если в деле имеются протоколы осмотра вещественных до-
казательств в порядке их обеспечения или осмотра на месте, они
должны оглашаться в данном судебном заседании. Об оглашении
протоколов осмотра вещественных доказательств, а также об объяс-

175

нениях и заявлениях лиц, участвующих в деле, по поводу этих
протоколов должны содержаться данные в протоколе судебного
заседания.

3. После исследования вещественных доказательств в судеб-
ном заседании они, в зависимости от их индивидуальных особен-
ностей и особенностей дела, приобщаются к данному делу, сдают-
ся на хранение в суде или возвращаются лицам, от которых они
были получены, либо передаются предприятиям, учреждениям или
организациям, которые могут их использовать по назначению (см.
комментарий к статьям 54, 55, 56 ГПК). . .;

Статья 189. Осмотр на месте

Вещественные и письменные доказательства, которые не
могут быть доставлены в суд, осматриваются и исследуются по
месту их нахождения. О производстве осмотра на месте суд
постановляет определение.

Осмотр на месте производит весь состав суда с извещением
об этом лиц, участвующих в деле, а в необходимых случаях -
с вызовом экспертов и свидетелей.

Об осмотре на месте и совершенных во время осмотра дей-
ствиях составляется протокол, подписываемый всеми лицами,
принимающими участие в осмотре. К протоколу прилагаются
вместе с описью все составленные или сличенные при осмотре
планы, чертежи, снимки и т.п.

Лица, участвующие в осмотре на месте, вправе подать свои
замечания на протокол осмотра.

1. В ходе рассмотрения дела по существу может возникнуть
необходимость осмотра на месте тех вещественных и письменных
доказательств, которые не могут быть доставлены в зал судебного
заседания. О производстве осмотра на месте суд (судья) выносит
соответствующее определение и извещает о времени и месте ос-
мотра лиц, участвующих в деле, которые вправе участвовать в дан-
ном процессуальном действии. Участие же свидетелей и экспер-
тов в осмотре на месте в случае их вызова судом является обяза-
тельным.

2. При осмотре на месте лица, в нем участвующие, могут да-
вать объяснения, задавать вопросы свидетелям, эксперту; доказа-
тельства могут фотографироваться, могут составляться планы, чер-
тежи и т.д. Ход осмотра на месте отражается в соответствующем
протоколе, подписываемом всеми участниками данного процес-
суального действия. Лица, участвовавшие в осмотре на месте и не
согласные с отражением тех или иных данных, могут подавать свои
замечания на протокол осмотра на месте. Эти замечания рассмат-
риваются в судебном заседании.

176

Статья 190. Исследование заключения эксперта

Заключение эксперта оглашается в судебном заседании.
В целях разъяснения и дополнения заключения эксперта
ему могут быть заданы вопросы.

Первым задает вопросы эксперту лицо, по заявлению ко-
торого назначена экспертиза, а затем - другие лица, участву-
ющие в деле. Если экспертиза была назначена по инициативе
суда, первым задает вопросы эксперту истец. Председатель-
ствующий может задавать вопросы эксперту в любое время его
допроса.

1. Заключение эксперта является одним из важнейших средств
доказывания, поскольку оно составлено специалистом в той или
иной отрасли знаний. Заключение эксперта, составленное им в
письменной форме при проведении экспертизы, в соответствии
с принципом устности судебного разбирательства оглашается в су-
дебном заседании.

2. После оглашения заключения в целях его разъяснения или
дополнения эксперту могут быть заданы вопросы лицами, уча-
ствующими в деле. Первым задает вопросы лицо, по инициативе
которого назначалась экспертиза, а если экспертизу назначал су-
дья (суд), то первым вопросы задает истец. Суд может задавать
вопросы эксперту в любое время. Данные о заключении эксперта,
о заданных ему вопросах и ответах заносятся в протокол судебно-
го заседания. Правильность ответов в протоколе должна удосто-
веряться подписью эксперта.

Статья 191. Заключение органов государственного уп-
равления

Заключения органов государственного управления, участву-
ющих в деле (часть вторая статьи 121 настоящего Кодекса),
оглашаются в судебном заседании, после чего суд и лица, уча-
ствующие в деле, могут задавать вопросы представителям этих
органов в целях разъяснения и дополнения заключения.

1. Заключения органов государственного управления не отно-
сятся к средствам доказывания, т.е. к тем источникам, из кото-
рых, согласно части второй статьи 27 ГПК, суд должен получать
фактические данные об обстоятельствах дела. Вместе с тем суды
при рассмотрении дел с участием органов управления не случайно
учитывают их заключения, т.к. перед дачей заключения в суде
органы управления изучают обстоятельства дела, а потому распо-
лагают определенными сведениями о взаимоотношениях участ-
ников дела и могут оказать помощь суду в разрешении дела.

2. После оглашения заключения органов государственного
управления в судебном заседании суд ц лица, участвующие в деле,

177

с целью разъяснения и дополнения этого заключения могут зада-
вать вопросы представителям этих органов. О даче заключения,
вопросах представителю и его ответах делаются соответствующие
записи в протоколе судебного заседания.

Статья 192. Мнение общественной организации или
трудового коллектива

Суд, после исследования обстоятельств и проверки доказа-
тельств, заслушивает представителя общественной организа-
ции или трудового коллектива (статья 161 настоящего Кодек-
са) о мнении организации или коллектива, уполномочивших
его, по поводу рассматриваемого судом дела. После этого суд и
лица, участвующие в деле, могут задавать ему вопросы в целях
выяснения мнения общественности.

1. Как и заключение органов государственного управления,
мнение общественной организации или трудового коллектива не
относится процессуальным законом к средствам доказывания, хотя
в процессе формирования этого мнения могут выясняться неко-
торые фактические данные об обстоятельствах дела, которые суд
мог бы использовать как доказательства.

2. Представитель общественной организации или трудового
коллектива в своем выступлении доводит до суда мнение обще-
ственности об обстоятельствах данного дела. В целях уточнения
мнения общественности суд и лица, участвующие в деле, могут
задавать вопросы представителю общественности. Вопросы, за-
данные представителю общественности, и его ответы фиксируют-
ся в протоколе судебного заседания, а документ о его полномочи-
ях, содержащий мнение общественности, приобщается к делу.

В процессуальном законодательстве не разрешен вопрос о том,
как поступать в той ситуации, когда при разбирательстве дела
выяснятся новые обстоятельства и окажется, что мнение обще-
ственности противоречит этим обстоятельствам. Представляется,
что в таком случае суд должен отложить разбирательство дела и
предложить общественной организации или трудовому коллекти-
ву вновь обсудить вопрос о данном деле.

Статья 193. Дополнительные объяснения лиц, уча-
ствующих в деле

После выяснения всех обстоятельств дела и проверки их
доказательствами председательствующий предоставляет сто-
ронам и другим лицам, участвующим в деле, возможность дать
дополнительные объяснения. Выслушав дополнительные объяс-
нения, суд постановляет определение об окончании выяснения
обстоятельств дела и проверки их доказательствами и перехо-
дит к судебным прениям.

178

1. Данная статья содержит правила об окончании рассмотре-
ния дела по существу. К последним процессуальным действиям
этой части она относит дополнительные объяснения лиц, участву-
ющих в деле, и вынесение определения об окончании данной ча-
сти судебного заседания.

2. В случае необходимости тот или иной участник процесса из
числа лиц, участвующих в деле, может заявить ходатайство о не-
обходимости дать дополнительные объяснения об обстоятельствах
дела и исследованных доказательствах. При обоснованности тако-
го ходатайства председательствующий предоставляет ему возмож-
ность дать дополнительные объяснения. В этом случае право на
дополнительные объяснения получают и другие лица, участвую-
щие в деле.

3. Заслушав дополнительные объяснения, суд постановляет
определение об окончании рассмотрения дела по существу и пе-
реходе к судебным прениям. Об этом делается соответствующее
указание в протоколе судебного заседания. Но в протоколах часто
указывают не об окончании рассмотрении дела по существу, а об
окончании разбирательства дела, хотя судебные прения, поста-
новление и соглашение судебного решения также осуществляют-
ся в рамках судебного разбирательства.

Статья 194. Судебные прения

Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле.

В прениях первому предоставляется слово истцу и его пред-
ставителю, потом ответчику и его представителю. Третье лицо,
заявившее самостоятельные исковые требования на предмет
спора, и его представитель выступают после сторон.

Третьи лица без самостоятельных требований выступают
в прениях после лица, на стороне которого они участвуют.

Прокурор, а также уполномоченные органов государствен-
ного управления, профсоюзов, государственных предприятий,
учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных орга-
низаций, нх объединений, других общественных организаций
или отдельные граждане, обратившиеся в суд в защиту прав и
охраняемых законом интересов других лиц, выступают в су-
дебных прениях первыми.

Органы государственного управления, привлеченные судом
к участию в процессе, а также те из них, которые вступили в
процесс по своей инициативе, выступают в судебных прениях
после сторон и третьих лиц.

Представители общественных организаций и трудовых кол-
лективов (статья 161 настоящего Кодекса), допущенные к уча-
стию в судебном рассмотрении дела, выступают в прениях пос-

179

ле лиц, указанных в частях второй, третьей, четвертой и пятой
настоящей статьи.

Суд не вправе ограничить продолжительность судебных
прений определенным временем. Председательствующий может
остановить выступающего только в том случае, если он выхо-
дит за пределы рассматриваемого судом дела.

С разрешения суда участники прений могут Обменяться реп-
ликами.

<< Предыдущая

стр. 35
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>