<< Предыдущая

стр. 49
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ГПК и выносится в соответствии с порядком, предусмотренным
ст. 209 ГПК.

2. Своеобразие этих решений состоит в том, что являясь ре-
шением по делу, отнесенному к делам, возникающим из админи-
стративно-правовых отношений, оно по существу ближе к реше-
ниям по исковым делам. В ходе рассмотрения дела по существу
суд должен установить и отразить в мотивировочной части реше-
ния следующие обстоятельства: в чем состоит нарушение требова-
ний статьи 78 Конституции Украины, какой именно деятельнос-
тью занимается депутат, в чем ее несовместимость с депутатской,
какими доказательствами это подтверждается. Если суд отказыва-
ет в удовлетворении заявления, в решении должно быть обосно-
вано, что деятельность депутата не противоречит статье 78 Кон-
ституции и другим законам о статусе народного депутата Украины
либо то, что занятие деятельностью, несовместимой с депутатс-
кой, не подтверждается необходимыми доказательствами.

3. Решение по данным делам вступает в законную силу по
истечении десятидневного срока, если оно не было обжаловано в
Верховный Суд Украины. Если оно было обжаловано, то оно всту-


242

пает в законную силу после рассмотрения дела Верховным Судом
Украины, если решение не отменено. Вступление решения об удов-
летворении жалобы в законную силу влечет с этого момента пре-
кращение полномочий народного депутата Украины. Копии ре-
шения в течении трех дней направляются народному депутату
Украины и Председателю Верховной Рады Украины.

Глава 31

ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СВЯЗИ С НАЛОЖЕНИЕМ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Статья 244. Подача жалобы

Постановление о наложении административного взыскания,
иное постановление органа (кроме суда) либо должностного
лица по делу об административном правонарушении в случаях,
предусмотренных законодательством об административных пра-
вонарушениях, может быть обжаловано в суд лицом, в отноше-
нии которого вынесено постановление, или потерпевшим.

Жалоба подается в районный (городской) суд по местона-
хождению органа или месту работы должностного лица.

На постановление может быть подана жалоба в течение
десяти дней со дня вынесения постановления, а в случае, если
постановление о данном виде административного взыскания
подлежало предварительному обжалованию в вышестоящий
орган (вышестоящему должностному лицу) - в течение десяти
дней со дня принятия решения по жалобе последними. В слу-
чае пропуска этого срока по уважительным причинам он может
быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении ко-
торого вынесено постановление.

Лицо, обжаловавшее постановление, освобождается от уп-
латы государственной пошлины.

1. Глава 31 ГПК предусматривает право обжалования действий
органов и должностных лиц в связи с наложением администра-
тивных взысканий, а также порядок рассмотрения этих жалоб.

2. Данная статья устанавливает, что средством возбуждения

дела является жалоба.

3. Субъектом, имеющим право обратиться в суд, т.е. жалоб-
щиком может быть как лицо, в отношении которого вынесено
постановление о наложении административного взыскания, так и
пострадавший. Закон устанавливает десятидневный срок подачи
жалобы со дня вынесения постановления. Если постановление

243

предварительно обжаловано в вышестоящий орган или вышестоя-
щему должностному лицу, то десятидневный срок исчисляется со
дня принятия ими решения по жалобе. Жалоба пошлиной не оп-
лачивается и подается в суд по местонахождению органа или по
месту работы должностного лица.

4. В случае пропуска срока на подачу жалобы в суд подается
заявление о восстановлении пропущенного срока,.к которому при-
лагаются жалоба, копия постановления о наложении администра-
тивного взыскания, другие доказательства. Если суд признает при-
чину пропуска срока на подачу жалобы уважительной, он восста-
навливает пропущенный срок, т.е. принимает жалобу и приложение
к ней к своему рассмотрению. О восстановлении срока и возбуж-
дении дела судья постановляет соответствующее определение.

Статья 245. Истребование судом документов, на ос-
новании которых производится взыска-
ние

Судья, получив жалобу, должен истребовать от соответ-
ствующего органа или должностного лица дело о наложении
административного взыскания.

1. После возбуждения дела судья производит его подготовку:

определяет состав участников дела, круг необходимых доказа-
тельств, назначает дело к рассмотрению, разрешает вопрос о вы-
зовах в судебное заседание.

2. Поскольку заявитель прилагает к жалобе только копию по-
становления административного органа или должностного лица о
наложении административного взыскания, в порядке подготовки
гражданского дела к судебному разбирательству судья должен ис-
требовать от административного органа или должностного лица
дело о наложении административного взыскания полностью, т.е.
с документами, показаниями свидетелей, объяснением лица, под-
вергнутого административному взысканию.

Статья 246. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба рассматривается судом с вызовом заявителя и, в
случае необходимости, представителя органа или должностно-
го лица, которыми вынесено постановление. Неявка их в су-
дебное заседание не препятствует рассмотрению дела.

Суд должен рассмотреть жалобу не позднее десятидневно-
го срока со дня ее поступления.

1. Судебное заседание по этим делам проводится по общим
правилам ГПК. Данная статья устанавливает только некоторые
особенности рассмотрения дел по жалобам на действия органов
и должностных лиц.

244

2. В судебное заседание по этим делам вызываются заявитель
и, в случае необходимости, представители органа или должност-
ного лица, вынесших постановление об административном взыс-
кании. Однако указанные участники процесса по существу не вы-
зываются, а извещаются о дне рассмотрения дела, т.к. их неявка
не препятствует, рассмотрению дела. Но при этом надо учитывать,
что у суда должны быть достоверные данные о том, что указанные
участники дела извещены надлежащим образом о дне рассмотре-
ния дела.

3. Данная статья устанавливает десятидневный срок рассмот-
рения дел этой категории.

Статья 247. Проверка обоснованности жалобы

Рассматривая жалобу на постановление, суд проверяет за-
конность и обоснованность постановления, в частности:

1) наложено ли взыскание правомочным органом;

2) имеются ли в действиях лица, в отношении которого
вынесено постановление, признаки проступка, за который за-
коном установлена административная ответственность;

3) в пределах ли, установленных законодательным актом,
предусматривающим ответственность за совершенное правона-
рушение, наложено взыскание;

4) не истек ли срок давности для применения взыскания;

5) учтены ли при определении меры административного
взыскания характер совершенного проступка, личность нару-
шителя, степень его вины, имущественное положение, обстоя-
тельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

1. Данная статья определяет предмет судебной деятельности,

т.е. параметры проверки законности и обоснованности постанов-
ления о наложении административного взыскания.

2. Суд проверяет: наложено ли взыскание правомочным орга-
ном, имеются ли признаки проступка в действиях жалобщика,
соответствует ли взыскание пределам, установленным в законе,
не истек ли срок давности применения взыскания, учтены ли при
определении меры взыскания характер проступка, личность нару-
шителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятель-
ства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Эти обстоятельства проверяются, исходя из анализа админис-
тративного законодательства, постановления об административ-
ном взыскании, объяснений представителей органа или должнос-
тного лица, подвергнувшего административному взысканию, сви-
детельских показаний, других документов.

3. При рассмотрении этих дел судом следует более полно вы-
явить причины и условия, содействующие нарушению законов об

245

охране природы, здоровья граждан, конституционных гарантий
неприкосновенности личности и жилища, трудовых прав, недо-
статков органов (должностных лиц) в применении законодатель-
ства об административной ответственности, применять меры к
устранению нарушений и предотвращению их в будущем (см. п. 16
Постановления № 6 Пленума Верховного Суда Украины от 24 июня
1988 г. <О практике рассмотрения судами жалоб на постановления
по делам об административных правонарушениях).

Статья 248. Решение по жалобе

В зависимости от установленных обстоятельств суд поста-
новляет одно из следующих решений:

1) об отказе в удовлетворении жалобы, если постановление
по делу об административном правонарушении является закон-
ным и обоснованным;

2) об отмене постановления и направлении дела об адми-
нистративном правонарушении на новое рассмотрение, если
постановившими их органом или должностным лицом не были
выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и если
дело прекращено вопреки закону, либо о направлении дела на
рассмотрение правомочного органа или должностного лица, если
постановление было вынесено неправомочными органом или
должностным лицом;

3) об отмене постановления и прекращении дела об адми-
нистративном правонарушении, если установлены обстоятель-
ства, которые в соответствии с законом исключают производ-
ство по делу об административных правонарушениях;

4) изменяет взыскание в пределах, предусмотренных зако-
нодательным актом об ответственности за административное
правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было уси-
лено, если оно было определено без соблюдения этих пределов
или общих правил наложения взысканий за административное
правонарушение.

Решение районного (городского) суда по жалобе на поста-
новление по делу об административном правонарушении явля-
ется окончательным и обжалованию в кассационном порядке
не подлежит. Его можно опротестовать в порядке надзора на
общих основаниях.

Копию решения по этим делам суд должен направить орга-
ну или должностному лицу, постановление которых обжалова-
лось.

1. Данная статья детально определяет характер резолютивной
части решения по этим делам в зависимости от обстоятельств каж-

246

дого конкретного дела. Суд может принять одно из следующих
решений: отказать в удовлетворении жалобы, отменить постанов-
ление и направить дело на новое рассмотрение, отменить поста-
новление и прекратить дело о правонарушении, изменить взыска-
ние в пределах, предусмотренных законом.

2. Решение суда по делам по жалобам на действия органов и
должностных лиц в связи с наложением административных взыс-
каний вступает в законную силу немедленно и в кассационном
порядке обжаловано быть не может. Оно может быть лишь опро-
тестовано в порядке надзора.

3. Реализация решений по этим делам, за исключением реше-
ний об отказе в удовлетворении жалобы, состоит в том, что суд
направляет копию решения органу или должностному лицу, для
которых они являются обязательными.

Глава 31-А

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ИЛИ
БЕЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ЮРИДИЧЕСКИХ ИЛИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
В СФЕРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

<< Предыдущая

стр. 49
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>