<< Предыдущая

стр. 5
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

причины пропуска и не восстановит эти сроки. Для решения это-
го вопроса заявление об отводе подается вместе с заявлением о вос-
становлении срока.

Статья 23. Последствия удовлетворения заявления об
отводе

В случае отвода судьи или всего состава суда районного
(городского) суда, военного суда гарнизона дело рассматрива-
ет тот же районный (городской) суд, военный суд гарнизона,
но в другом составе судей, а при наличии обстоятельств, ука-
занных в части третьей статьи 133 настоящего Кодекса, дело
направляется в соответствующий суд вышестоящей инстанции
для передачи его на рассмотрение другого районного (городс-
кого) суда, военного суда гарнизона.

В случае отвода судьи или всего состава суда во время
рассмотрения дела в Верховном Суде Украины, Верховном Суде
Республики Крым, областном. Киевском и Севастопольском
городских судах, межобластном суде, военном суде региона,
Военно-Морских Сил дело рассматривает тот же суд, но в дру-
гом составе судей. <

Дело передается в Верховный Суд Украины, если в Вер-
ховном Суде Республики Крым, областном. Киевском и Сева-
стопольском городском, межобластном, военном суде региона,
Военно-морских Сил после удовлетворения отводов или по
причинам, указанным в статье 21 настоящего Кодекса, невоз-
можно образовать новый состав суда для рассмотрения данно-
го дела.

1. В случае удовлетворения ходатайства об отводе судьи или
нескольких судей производство по делу откладывается для замены
отведенного судьи. Если замена судьи возможна в данном суде, то
производство по делу возобновляется после ознакомления нового
судьи с обстоятельствами дела.

2. Если в данном суде замена отведенного судьи невозможна,
то производится передача дела в другой суд по правилам ст. 133
ГПК. Невозможность эта может возникнуть, например, из-за того,
что это дело до отмены решения уже рассматривалось другими
судьями этого суда.

22

Глава 3
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМ

Статья 24. Гражданские дела, рассматриваемые су-
дами

Судам подведомственны:

1) дела по спорам, возникающим из гражданских, семей-
ных, трудовых, кооперативных правоотношений, если хотя бы
одной из сторон в споре является гражданин, за исключением
случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ве-
дению других органов;

2) дела, возникающие из административно-правовых отно-
шений, перечисленных в статье 236 настоящего Кодекса;

3) дела особого производства, перечисленные в статье 254
настоящего Кодекса.

Судам подведомственны и другие дела, отнесенные зако-
ном к их компетенции.

Суды также рассматривают дела, в которых принимают
участие иностранные граждане, лица без гражданства, иност-
ранные предприятия и организации.

1. Компетенция судов определяется кругом вопросов, кото-
рые они вправе и обязаны разрешать. Частью судебной компетен-
ции является судебная подведомственность. Ст. 6 ГК определяет,
что защита гражданских прав осуществляется в установленном по-
рядке судом, арбитражным или третейским судом, а также това-
рищескими судами, профсоюзными или иными общественными
организациями. В случаях, особо предусмотренных законом, за-
щита эта осуществляется в административном порядке. Для того
чтобы отграничить компетенцию суда по рассмотрению и разре-
шению гражданских дел от компетенции других органов, законом
и вводится категория подведомственности, которая определяет круг
гражданских дел, подлежащих рассмотрению и разрешению в суде.
Особые затруднения с определением подведомственности возни-
кают в связи с применением статьи 124 Конституции Украины,
определяющей, что юрисдикция судов распространяется на все
правоотношения, возникающие в стране. Ряд рекомендаций в этом
плане дал Верховный Суд Украины в Постановлении № 9 от 1 но-
ября 1996 г. <О применении Конституции Украины при осуществ-
лении правосудия>, указав на подведомственность суду жалоб на
ограничения в праве на собрания, митинги, походы и демонстра-
ции; о признании забастовки незаконной; о выселении лиц, само-
управно занявших жилые помещения или проживающих в домах,
угрожающих обвалом

23,

2. Данная статья устанавливает три общих критерия судебной
подведомственности.

3. Первым общим критерием является наличие спора о праве
гражданском, т.е. судам по общему правилу подведомственны спор-
ные (исковые) дела. Однако уже эта статья дает два исключения
из общего правила: судам подведомственны дела, возникающие
из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 236
ГПК, и дела особого производства, перечисленные в статье 254
ГПК. В том и другом случае предметом судебного разбирательства
является не спор о праве гражданском, а проверка законности
действий административных органов, установление факта и т.д.
Исключения из этого правила могут устанавливаться и отрасле-
вым законодательством.

4. Вторым критерием является субъектный признак подведом-
ственности: судам подведомственны дела, если хотя бы одной сто-
роной в споре является гражданин. Таким образом, судам подве-

домственны те гражданские дела, где сторонами в споре являются
граждане либо гражданин и юридическое лицо. Законом могут
быть установлены исключения из этого общего правила. Так, в
соответствии со ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса Ук-
раины (АПК) в арбитражный суд могут обращаться за защитой
права граждане, которые осуществляют предпринимательскую де-
ятельность без создания юридического лица и в установленном
порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятель-
ности. В отдельных случаях, предусмотренных законодательными
актами Украины, в арбитражный суд могут обращаться граждане,
и не являющиеся субъектами предпринимательской деятельнос-
ти. Так, в соответствии со ст. 3 и 5 Закона Украины <О банкрот-
стве> кредитором может бьпъ и гражданин. Следовательно, осно-
ванием возбуждения дела о банкротстве может быть его заявление
в арбитражный суд. И напротив, по смыслу ст. 123 ГПК судам
подведомственны дела о защите чести и достоинства военных орга-
низаций, другие дела, связанные с защитой прав и законных инте-
ресов воинских частей, учреждений, организаций, а в соответствии
со ст. 2482 - жалобы религиозных организаций на решения госу-
дарственных органов.

5. Третьим критерием является содержание спора. В соответ-
ствии с пунктом 1 данной статьи судам подведомственны дела,
возникающие из гражданских, семейных, трудовых и кооператив-
ных правоотношений. Однако уже согласно данной статье в опре-
деленных законом случаях судам подведомственны дела, возника-
ющие из административно-правовых отношений. Ряд исключе-
ний из общего правила дают отраслевые юридические акты. Так,
ст. 103 Земельного кодекса устанавливает судебную подведомствен-
ность ряда споров, возникающих из земельных правоотношений,

24

- споры по поводу отказа собственника на изъятие земельного
участка, дела об обжаловании решений местных Советов об отка-
зе в отводе земельного участка и др.

Отраслевые юридические акты могут устанавливать исключе-
ния и из четырех указанных в данной статье групп правоотноше-
ний. Так, хотя трудовые споры о восстановлении на работе, как
правило, подведомственны суду, особенности рассмотрения тру-
довых споров судей, прокурорско-следственных работников, а так-
же работников учебных, научных и иных учреждений прокурату-
ры, имеющий классный чин, в соответствии со ст. 222 КЗоТ уста-
навливаются законодательством.

6. Принято различать три вида подведомственности: импера-
тивную, условную и альтернативную. При императивной подве-
домственности закон определяет категорично, что данное дело
может быть разрешено в суде и только в суде (например, в соот-
ветствии со ст. 45 КоБС признание брака недействительным про-
изводится в судебном порядке). Условной подведомственность
будет тогда, когда дело может быть разрешено судом лишь после
соблюдения установленного в законе предварительного условия
(например, ч. 2 ст. 38 КоБС). Альтернативная подведомственность
имеет место в тех случаях, когда закон допускает для спорящих
сторон возможность избрать любой юрисдикционный орган из
нескольких возможных. Так, совместное имущество супругов можно
разделить в суде, в товарищеском суде или по взаимному согла-
сию с нотариальным удостоверением.

Статья 25. Подведомственность гражданских дел то-
варищеским и третейским судам

В случаях, предусмотренных законом, гражданские дела
могут рассматриваться товарищескими и третейскими судами
в порядке, предусмотренном Положением о товарищеских су-
дах Украины и Положением о третейских судах Украины.

С случаях, предусмотренных законом или международны-
ми договорами, споры, возникающие из гражданских правоот-
ношений, по соглашению сторон могут быть переданы на раз-
решение Международного коммерческого арбитражного суда
либо Морской арбитражной комиссии при Торгово-промыш-
ленной палате Украины.

1. Товарищеские суды являются одним из юрисдикционных
органов, к компетенции которых отнесено разрешение части граж-
данско-правовых споров. Круг споров, отнесенных к подведом-
ственности этих судов, определяется ст. 7 Положения о товари-
щеских судах Украины.

2. Третейские суды могут рассматривать ряд гражданско-пра-
вовых споров, отнесенных к их компетенции. Приложение 2

25

к ГПК Украины содержит Положение о третейском суде. В соот-
ветствии со ст. 1 этого Положения граждане могут передавать ряд
споров на разрешение третейских судов. Третейское разрешение
споров может осуществляться и постоянно действующими тре-
тейскими судами.

Статья 26. Подведомственность нескольких связан-
ных между собой требований

При объединении нескольких связанных между собой тре-
бований, из которых одни подведомственны суду, а другие -
арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению
в суде,

1. Комментируемая статья устанавливает приоритет судебной
защиты права над арбитражно-судебной. Так, если хотя бы одно
из объединенных связанных между собой требований подведом-
ственно суду, а остальные - арбитражному суду, все требования
становятся подведомственными суду.

Глава 4
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Статья 27. Доказательства

Доказательствами по гражданскому делу являются любые
фактические данные, на основе которых в определенном зако-
ном порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обсто-
ятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного раз-
решения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами:

объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей,
письменными доказательствами, вещественными доказатель-
ствами и заключениями экспертов.

1. Часть 1 данной статьи дает нормативное определение дока-
зательств. В соответствии с ним доказательствами являются: а) не
факты, не обстоятельства, а фактические данные, т.е. сведения о
фактах; б) любые фактические данные, т.е. никакие доказатель-
ства не имеют заранее установленной силы для суда; в) такие фак-
тические данные, которые указывают на наличие или отсутствие
фактов основания иска и фактов, обосновывающих возражения
против иска, а также иные обстоятельства, имеющие значение для
правильного разрешения дела, т.е. такие данные, которые отно-
сятся к данному делу, к искомому факту.

26




2. Доказательства по гражданскому делу классифицируются по

|едующим основаниям:

а) по источнику их получения они бывают личными (источни-
ком их являются люди - сведения, полученные от сторон, свиде-
телей и т.д.) и вещественными (источником являются вещи -
письменные и вещественные доказательства); б) по способу образо-
вания они делятся на первоначальные (сведения о фактах получены
из первоисточника - из подлинника документа, от свидетеля-оче-
видца и т.п.) и производные (сведения получены из источника,
воспроизводящего другое средство доказывания (копия докумен-

<< Предыдущая

стр. 5
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>