<< Предыдущая

стр. 50
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Статья 2481. Право на обращение с жалобой в суд.

Гражданин имеет право обратиться в суд (военнослужа-
щий - в военный суд) с жалобой, если считает, что решением,
действием или бездействием государственного органа, юриди-
ческого либо должностного лица при осуществлении ими уп-
равленческих функций нарушены его права или свободы.

Жалоба в суд может быть подана гражданином, его пред-
ставителем или по просьбе гражданина - уполномоченным
представителем общественной организации, трудового коллек-
тива.

К субъектам, указанным в части первой настоящей статьи,
решения, действия или бездействие которых могут быть обжа-
лованы в суд (субъекты обжалования), относятся: органы го-
сударственной исполнительной власти и их должностные лица;

органы местного самоуправления и их должностные лица; ру-
ководители учреждений, организаций, предприятий и их объ-
единений независимо от форм собственности; руководящие орга-
ны и руководители объединений граждан, а также должност-
ные лица, исполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные обязанности или исполняю-
щие такие обязанности по специальным полномочиям.

247

1. Новая редакция данной главы существенно улучшает воз-
можности граждан по судебной защите их прав от нарушения уп-
равленческой деятельностью государственных органов, юридичес-
ких лиц или должностных лиц.

2. Расширен круг субъектов, обращающихся с жалобой. Особо
подчеркнуто право военнослужащих обратиться в военный суд.
От имени гражданина с жалобой могут обратиться его представи-
тель или по его просьбе - уполномоченный представитель обще-
ственной организации, трудового коллектива. Процессуальное
положение последнего должно определяться главой 14 ГПК.

3. Расширен перечень субъектов, чью деятельность можно об-
жаловать. Если раньше это были только должностные лица, то
теперь это и должностные лица, и государственные органы, и
юридические лица. Следовательно, обжаловать можно деятельность
органов государственной исполнительной власти и их должност-
ных лиц; органов местного самоуправления и их должностных лиц;

руководителей учреждений, организаций, предприятий и их объе-
динений независимо от форм собственности и др. органов или
лиц, указанных в части третьей настоящей статьи при условии,
что их деятельность носит управленческий характер, т.е. перечис-
ленные органы осуществляют управленческие функции, а долж-
ностные лица исполняют организационно-распорядительные, ад-
министративно-хозяйственные обязанности или исполняют такие
обязанности по специальным полномочиям.

4. Новой редакцией этой главы расширен и предмет судебного
обжалования. Если раньше можно было обжаловать только дей-
ствия должностных лиц, то теперь можно обжаловать и решения,

и действия, и бездействия, нарушающие права и свободы гражда-
нина.

5. Однако проблемы применения данной статьи еще остаются.
Она предусматривает, что гражданин вправе обжаловать решение,
действие или бездействие государственного органа, юридического
либо должностного лица во время осуществления ими управлен-
ческих функций. К этим органам и лицам она относит органы го-
сударственной исполнительной власти и их должностных лиц;

органы местного самоуправления и их должностных лиц; руково-
дителей учреждений, предприятий, организаций и их объедине-
ний независимо от форм собственности и т.д. То есть, ГПК пре-
дусматривает возможность обжалования решений, действий или
бездействий органов и должностных лиц, относящихся к испол-
нительной власти и только во время осуществления ими управ-
ленческих функций. Однако, часть 2 ст. 55 Конституции указыва-
ет на возможность обжалования решений, действий или бездей-
ствий органов государственной власти, не ограничивая только
органами исполнительной власти и только сферой управленче-
ской деятельности. В связи с этим возникает вопрос о возможно-

248

сти обжаловать в суд решения, действия или бездействия должно-
стных лиц суда и прокуратуры. Можно ли, например, обжаловать
отказ Председателя Верховного Суда Украины, Генерального про-
курора Украины, их заместителей, принести протест в порядке
надзора на вступившее в силу решение суда по гражданскому делу?
В связи с этим представляется необходимым официальное толко-
вание статей 55 и 124 Конституции Украины Конституционным
Судом Украины.

Статья 2482. Предмет судебного обжалования

К решениям, действиям или бездействию субъектов обжа-
лования относятся коллегиальные и единоличные решения, дей-
ствия или бездействие, в связи с которыми гражданин считает,
что:

нарушены или нарушаются его права либо свободы;

созданы или создаются препятствия для реализации им своих
конституционных прав либо свобод или что принятые меры по
реализации его прав являются недостаточными;

на него возложены обязанности, не предусмотренные зако-
нодательством или предусмотренные законодательством, но без
учета конкретных обстоятельств, при которых эти обязаннос-
ти должны возлагаться, или что они возложены не уполномо-
ченными на это лицом или органом

он привлечен к ответственности, не предусмотренной зако-
ном, или к нему применено взыскание при отсутствии предус-
мотренных законом оснований, или неправомочным должност-
ным лицом либо органом.

Субъекты обжалования несут ответственность за неиспол-
нение только тех обязанностей, которые были на них возложе-
ны законодательством или иными нормативными актами.

1. Данная статья конкретизует предмет судебного обжалова-
ния и обращает внимание правоприменителя, что предметом об-
жалования могут быть решения и единоличные и коллегиальные.

2. Данная статья определяет предмет обжалования с содержа-
тельной стороны: на какую деятельность можно жаловаться, в чем
именно может состоять нарушение прав и свобод граждан. Они
могут обращаться с жалобой, если по их мнению нарушаются их
права или свободы, созданы препятствия для реализации консти-
туционных прав или свобод, принятые меры по реализации их
прав недостаточны, с нарушением законодательства на них возло-
жены обязанности (не предусмотренные законом обязанности, не
учтены конкретные обстоятельства при возложении обязанностей,
обязанности возложены неуполномоченным лицом или органом),
нарушены требования закона о привлечении к ответственности

249

lllllK ответственность не предусмотрена законом, нет указанных

в законе оснований привлечения, ответственность возложена не-
правомерным лицом или органом).

Статья 2483. Жалобы на решения и действия, кото-
рые не подведомственны судам
Судам не подведомственны жалобы:

на акты органов законодательной и исполнительной влас-
ти, подлежащие рассмотрению относительно их конституцион-
ности;

на акты, касающиеся обеспечения обороноспособности го-
сударства, государственной безопасности, внешнеполитической
деятельности государства, сохранения государственной, воен-
ной и служебной тайны;

на акты и действия должностных лиц органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры, суда, если законо-
дательством установлен иной порядок обжалования;

на акты и действия объединений граждан, которые в соот-
ветствии с законом, уставом (положением) относятся к их
внутриорганизационной деятельности или их исключительной
компетенции.

1. Данная статья ограничивает подведомственность данных дел
методом исключения определенных решений и действий, кото-
рые нельзя обжаловать в суд. К таким актам и действиям органов
и должностных лиц, в отношении которых законодательством пре-
дусмотрен иной порядок проверки либо обжалования, а также акты
и действия, касающиеся обеспечения обороноспособности госу-
дарства, государственной безопасности, внешнеполитической де-
ятельности, сохранения государственной и служебной тайны.

2. В отношении первой группы актов и действий исключения
из данного порядка и особый порядок должны быть особо огово-
рены в законе, уставе (положении), а в отношении второй - под-
ведомственность должен определять судья.

Статья 2484. Подача жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд или в
суд после обжалования в орган, должностному лицу вышесто-
ящего уровня по отношению к тому органу, должностному лицу,
которые постановили решение либо осуществили действия или
допустили бездействие.

Жалоба подается по местонахождению субъекта обжало-
вания.

250

Подача жалобы в суд приостанавливает исполнение обжа-
луемого акта. О подаче жалобы суд уведомляет государствен-
ный орган, юридическое либо должностное лицо не позднее сле-
дующего дня после ее принятия.

1. Часть первая данной статьи определяет альтернативный ха-
рактер подведомственности этих жалоб - по выбору заявителя
она может подаваться в суд либо вышестоящему в порядке подчи-
ненности должностному лицу, либо органу. Если результат разре-
шения жалобы вышестоящим должностным лицом либо органом
будет неблагоприятным для заявителя, то его жалоба и в этом слу-
чае может быть подана в суд. Ранее действовавшая редакция на
первом месте указывала возможность обращения в суд при усло-
вии предварительного обжалования действий должностных лиц
вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или
органу, а непосредственное обращение в суд упоминалось после
этого. Теперь непосредственное обращение в суд поставлено на
первое место.

2. Часть вторая данной статьи определяет территориальную
подсудность этих дел. Исходя из смысла данной статьи и статьи
248 ГПК, жалобы подаются в суд по местонахождению государ-
ственных органов, юридических или должностных лиц, поскольку
данная глава считает их субъектами обжалования, что весьма
спорно.

3. Часть третья данной статьи предусматривает приостановле-
ние реализации обжалованного акта, а также обязанность суда
одновременно сообщить органу, юридическому или должностно-
му лицу о подаче жалобы. Как представляется, и приостановление
исполнения и уведомление должны осуществляться определением
судьи.

Статья 2485. Сроки для обращения с жалобой

Жалоба должна быть подана в суд:

в двухмесячный срок, исчисляемый со дня, когда гражда-
нин узнал или должен был узнать о нарушении его прав либо
свобод;

в месячный срок со дня получения гражданином письмен-
ного ответа об отказе в удовлетворении жалобы органом, дол-
жностным лицом вышестоящего уровня по отношению к тому
органу, должностному лицу, которые постановили решение либо
осуществили действия, или допустили бездействие, или со дня
истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражда-
нином не было получено на нее письменного ответа.

Пропущенный срок для подачи жалобы может быть вос-
становлен судом, если будет установлено, что он пропущен по
уважительным причинам.

251

1. Новая редакция данной статьи ГПК увеличивает срок, в
течение которого гражданин может подать жалобу в суд. Вместо
ранее предусмотренного месячного срока теперь установлен двух-
месячный срок, исчисляемый со дня, когда гражданин узнал или
должен был узнать о нарушении его прав или свобод.

2. В том случае, когда гражданин предварительно обратился к
вышестоящему лицу или органу, месячный сро{; начинает исте-
кать со дня получения отказа в удовлетворении жалобы. Если вы-
шестоящее должностное лицо или орган не дали ответа на жало-
бу, то месячный срок начинает течь со дня истечения установлен-
ного законом срока для рассмотрения жалобы.

3. Данный срок по своей природе является процессуальным.
Поэтому в случае его пропуска гражданин может обратиться в суд
с заявлением о его восстановлении по уважительным причинам.
К заявлению должна прилагаться жалоба. Восстановление срока
и состоит в принятии жалобы.

Статья 248е. Рассмотрение жалобы

<< Предыдущая

стр. 50
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>