<< Предыдущая

стр. 60
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


2. В большинстве случаев суды первой инстанции постановля-
ют законные и обоснованные решения. Но в судебной практике
еще встречаются ошибки. Поэтому гражданское процессуальное
законодательство предусматривает кассационный пересмотр ре-
шений и определений суда первой инстанции.

3. Кассационная проверка решений и определений является
гарантией осуществления права на судебную защиту. Если сторо-

295

ны и другие лица, участвующие в деле, не согласны с решением
суда, считают его незаконным и необоснованным, то по их жало-
бе дело рассматривается судом кассационной инстанции.

Пересмотр решений и определений в кассационном порядке
является также средством судебного надзора со стороны вышесто-
ящего суда, который проверяет законность и обоснованность ре-
шений и определений суда первой инстанции, исправляет допу-
щенные ошибки и формирует судебную практику. В литературе и
судебной практике кассацию считают одним из видов пересмотра
судебных решений и определений. Приемлемой является и ее ха-
рактеристика как правового института. Достаточно часто ее опре-
деляют и как стадию гражданского судопроизводства. Однако пос-
леднее утверждение спорно по существу и не совсем отвечает про-
цессуальному законодательству. Так, раздел IV ГПК называется
<Производство дел в кассационной и надзорной инстанциях>. То
есть кассацию ГПК называет производством, а не стадией. И это
верно, т.к. кассационное производство, как и всякое, состоит из
стадий: возбуждения дела, подготовки к рассмотрению и рассмот-
рения дела в кассационной инстанции.

4. Своеобразие действующей системы кассации определяется
рядом особенностей: суд кассационной инстанции проверяет граж-
данское дело с юридической и фактической стороны, т.е. про-
веряет законность и обоснованность решения, а не заново раз-
решает дело; он не связан пределами кассационной жалобы, а
проверяет дело в полном объеме и по кругу лиц и по кругу право-
отношений; производство по делу осуществляется в особой про-
цессуальной форме.

5. Субъекты права кассационного обжалования должны иметь
гражданскую процессуальную правоспособность, причем они дол-
жны иметь комплекс процессуальных прав и обязанностей не толь-
ко вообще, но и по данному делу в частности. Круг этих субъектов
определяется процессуальным законом. Согласно ст. 289 ГПК к
числу субъектов, обладающих правом обжалования, относятся сто-
роны и другие лица, участвующие в деле.

Сторонам предоставлено право кассационного обжалования
независимо от их личного участия в рассмотрении дела судом пер-
вой инстанции, поскольку решение данного суда постановлено в
отношении их личных прав и обязанностей. Таким же правом на-
делены и соучастники, но при этом надо учитывать, что соистцы
и соответчики могут обжаловать решение самостоятельно либо
могут присоединиться к жалобе, поданной соответствующей сто-
роной.

Третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования на
предмет спора, предоставляется право обжалования тогда, когда
они были допущены к участию в деле, т.е. в случае принятия их
искового заявления. Третьи лица, не заявляющие самостоятель-

296

ных требований, имеют право кассационного обжалования, если
они вступали или привлекались к участию в деле. Они могут са-
мостоятельно обжаловать судебное постановление или присоеди-
ниться к жалобе, предъявленной лицом, на стороне которого они
выступали.

Законные представители наделены такими же правами, как и
стороны. Другие представители имеют право кассационного об-
жалования только при тех условиях, когда это предусмотрено до-
веренностью, выданной им стороною или третьим лицом.

Органы государственного управления и местного самоуправ-
ления могут обжаловать решение в любой форме своего участия, а
другие предприятия, организации, учреждения и лица, указанные
в ст. 121 ГПК, - только в случае возбуждения ими гражданского
дела.

Прокурор или заместитель прокурора может вносить кассаци-
онное или частное представление на постановление суда первой
инстанции по делам или по вопросам, рассмотренным с участием
прокурора. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и от-
делов вносят кассационные представления только по делам, в рас-
смотрении которых они принимали участие.

Субъектами права кассационного обжалования могут быть так-
же заявители, заинтересованные и должностные лица по делам,
возникающим из административных правоотношений, и особого
производства.

6. Комментируемая статья частично разрешает вопрос об объеме
обжалования: решение суда первой инстанции может быть обжа-
ловано как полностью, так и в части. В тех случаях, когда кассато-
ра не удовлетворяют только мотивы решения, он может отдельно
обжаловать мотивировочную часть его.

7. Данная статья определяет и соответствующий каждому об-
жалуемому решению кассационный суд: кассационные жалобы и
представления на решения районного (городского), межрайонно-
го (окружного), военного суда гарнизона подаются соответствен-
но в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной,
Киевский и Севастопольский городские суды, военные суды ре-
гионов, Военно-Морских Сил, а на решения по существу, выне-
сенные Верховным Судом Автономной Республики Крым, облас-
тными, Киевским и Севастопольским городскими судами, межоб-
ластными судами, военными судами регионов и Военно-морских
Сил, - в Верховный Суд Украины.

Статья 290. Решения, не подлежащие кассационному
обжалованию

Решения Верховного Суда Украины, а также районных,
городских, межрайонных (окружных) судов по жалобам на не-

297

правильности в списках избирателей и на действия органов и
должностных лиц в связи с наложением административных взыс-
каний кассационному обжалованию не подлежат, на них не
может быть внесено представление прокурора.

1. Данная статья определяет объект кассационного обжалова-
ния в зависимости от субъекта, постановившего решение, и кате-
гории дел, по которой вынесено решение.

2. Объектом кассационного обжалования являются решения и
определения судов первой инстанции, не вступившие в законную
силу. Поэтому не подлежат кассационному обжалованию реше-
ния Верховного Суда Украины по любой категории дел, а также
решения районных (городских) и других судов - по жалобам на
неправильности в списках избирателей и в списках граждан, име-
ющих право участвовать в референдуме; по жалобам на решения и
действия территориальной, окружной (территориальной) избира-
тельной комиссии по выборам депутатов и председателей сельс-
ких, поселковых, районных, городских, районных в городах, обла-
стных Советов и заявлениям об отмене решения избирательной
комиссии; по жалобам на решения и действия Центральной и ок-
ружной избирательных комиссий по выборам Президента Украи-
ны; по заявлениям об отмене решения окружной избирательной
комиссии о регистрации кандидата в народные депутаты Украи-
ны; по жалобам на решения и действия Центральной избиратель-
ной комиссии; по жалобам на действия органов и должностных
лиц в связи с наложением административных взысканий. На них
не может быть внесено и кассационное представление прокурора.

Статья 291. Сроки кассационного обжалования и вне-
сения кассационного представления про-
курора

Кассационные жалобы на решения районных (городских)
судов, межрайонных (окружных) судов. Верховного Суда Рес-
публики Крым, областного, Киевского и Севастопольского го-
родских судов, межобластного суда, военных судов могут быть
поданы в течение десяти дней со следующего дня после провоз-
глашения решения. В такой же срок может быть внесено кас-
сационное представление прокурора.

В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 209
настоящего Кодекса, срок кассационного обжалования, внесе-
ния представления исчисляется со следующего дня после на-
значенного судом для ознакомления с мотивированным реше-
нием.

1. Данная статья устанавливает сроки кассационного обжало-
вания решений и внесения на них кассационного представления

298

прокурора. Кассационные жалобы и представления прокурора на
решения всех судов первой инстанции могут быть поданы в тече-
ние десяти дней со следующего дня после провозглашения ре-
шения.

2. Если в соответствии со ст. 209 ГПК составление мотивиро-
ванного решения было отложено судом первой инстанции на срок
не более трех дней, истечение десятидневного срока на подачу
кассационной жалобы, внесение кассационного представления
начинается со следующего дня после назначенного судом для оз-
накомления с мотивированным решением.

Статья 2911. Сроки рассмотрения дела в кассацион-
ной инстанции

Суд кассационной инстанции должен рассмотреть дело,
поступившее по кассационной жалобе или представлению, в
день, назначенный судом первой инстанции. В случае особой
сложности дела или в других исключительных случаях рас-
смотрение дела может быть перенесено соответственно предсе-
дателем Верховного Суда Республики Крым, областного, Ки-
евского и Севастопольского городских судов, военного суда
региона, Военно-Морских Сил - в пределах десятидневного
срока. Председателем Верховного Суда Украины или его заме-
стителями - в пределах месячного срока.

О перенесении рассмотрения дела суд кассационной ин-
станции извещает лиц, принимавших участие в деле.

1. Данная статья устанавливает срок рассмотрения дела судом
кассационной инстанции: дело, поступившее по кассационной
жалобе или представлению прокурора, должно быть рассмотрено
в день, назначенный судом первой инстанции. Однако в случае
особой сложности дела или в других исключительных случаях рас-
смотрение дела может быть перенесено Председателем Верховно-
го Суда Украины или его заместителем - в пределах месячного
срока, а председателями остальных судов - в пределах десяти-
дневного срока. О перенесении рассмотрения дела суд кассацион-
ной инстанции извещает лиц, участвующих в деле. Срок, на кото-
рый переносится рассмотрение дела, должен быть достаточным
для извещения их и для их явки в судебное заседание.

2. В судебной практике часто возникает вопрос о перенесении
уже начатого рассмотрения дела. Вправе ли это сделать сам касса-
ционный суд или это должен сделать председатель суда? Пред-
ставляется необходимым отличать перенесение рассмотрения дела
от отложения разбирательства дела. Поэтому переносится уже на-
чатое рассмотрением дело самим кассационным судом и оформ-

299

ляется это вынесением определения об отложении разбиратель-
ства дела.

Статья 292. Содержание кассационной жалобы, пред-
ставления

Кассационная жалоба, представление должны содержать
в себе:

1) наименование суда, которому адресуется жалоба, пред-
ставление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление;

3) существо решения, на которое подана жалоба или вне-
сено представление, и наименование суда, постановившего ре-
шение;

4) указание на то, в чем заключается неправильность ре-
шения;

5) просьбу лица, подающего жалобу, представление;

6) перечень прилагаемых к жалобе, представлению пись-
менных материалов.

Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим
жалобу, или его представителем. Кассационное представление
подписывается прокурором.

К кассационной жалобе, поданной представителем, долж-
на быть приложена доверенность или иной документ, удосто-
веряющий полномочия представителя, если в деле не имеется
такого полномочия.

К кассационной жалобе, представлению прилагаются ко-
пии жалобы, представления соответственно числу лиц, участво-
вавших в деле.

1. Данная статья устанавливает реквизиты кассационной жа-
лобы и кассационного представления прокурора.

2. Кассационная жалоба (представление) должна содержать в
себе: наименование суда, которому адресуется жалоба, наимено-
вание кассатора, существо обжалуемого решения и наименование
суда, его постановившего, указание на то, в чем состоит непра-

<< Предыдущая

стр. 60
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>