<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

поступают в местный бюджет и расходуются в определенных долях на раз-
витие лесного хозяйства, охрану и защиту лесов. Местные оргата самоуп-
равления вправе устанавливать льготы по взысканию платежей за пользо-
вание лесным фондом вплоть до освобождения некоторых пользователей от
налогов.
Ведение лесопользования в _1лесах колхозов,_0 _1совхозов _0и других сель-
скохозяйственных формирований проводится с целью удовлетворения пот-
ребностей этих хозяйств в древесине. Лесные пользования в лесном фон-
де, переданном в их владение, проводятся в соответствии с правилами
организации лесного хозяйства. Заготовка древесины, заготовка другой
продукции леса, иные лесопользования производятся указанными владель-
цами на основе разрешений (лесорубочных или лесных билетов) , которые
выдаются лесхозами. К сожалению. Основы законодательства не дают отве-
та на вопрос о том, на землях какого фонда (земельного или лесного)
предприятиями сельского хозяйства ведется лесное пользование.
Лесопользование в _1пограничных зонах _0регулируется Основами лесного
законодательства и Законом РФ "О государственной границе". Субъектом
права землепользования и лесопользования на территории государственной
пограничной полосы является Главное управление пограничными войскам
(Госграница). С учетом действующего законодательства, условий погра-
ничного режима Госграница издает положения или правила пользования
лесным фондом пограничных территорий. Ими устанавливается ряд ограни-
чений, связанных с пребыванием граждан в лесах, строительством хозяйс-
твенных и жилых объектов в приграничной полосе, ограничением видов и
объема лесных пользований.

ОХРАНА ЛЕСА И КОНТРОЛЬ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Охрана леса - одна из функций в организации и деятельности орга-
нов лесного хозяйства. В действующем законодательстве она понимается в
трех значениях. _2Во-первых_0, под охраной ст. 60, 62 Основ лесного зако-
нодательства понимают организационные мероприятия, проводимые органами
исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вреди-
телями и болезнями леса. _2Во-вторых_0, в юридическом значении охраной
считаются меры предупреждения и устранения нарушения права собствен-
ности, владения и пользования участками лесного фонда.
Наконец,_2 в-третьих_0, под охраной понимается служба, которая назы

- 15 -

вается _1государственной лесной охраной_0. Она создается в системе орга
нов лесного хозяйства для выполнения мероприятий по воспроизводству,
охране и защите лесов. Устав госохраны наделяет ее правами по предуп-
реждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Должностные
лица государственной лесной охраны имеют право привлекать к админист-
ративной ответственности за все виды лесных правонарушений и предъяв-
лять в суде иски о возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству. о
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроиз-
водством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государс-
твенной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов
Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномо-
ченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.
Задача Госконтроля - обеспечить соблюдение всеми субъектами лес-
ных отношений лесного законодательства, правил ведения лесного хозяйс-
тва и пользования лесом, его охрану и защиту.
Правительством РФ 3 мая 1994 г. утверждено Положение о порядке
осуществления государственными органами управления лесным хозяйством
государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводс-
твом, охраной и защитой лесов в Росс_2и_0йской Федерации.
Государственный контроль - это функция государственных органов
управления в области лесного хозяйства, поэтому он не образует какойто
особой структуры. Руководитель государственного органа управления лес-
ным хозяйством на уров_2н_0е федерации - Федеральной службой лесного хо-
зяйства - является одновременно Главным государственным инспектором по
контролю в области лесного хозяйства. Его заместители ведают по долж-
ности вопросами использования и охраны лесов, а руководители структур-
ных подразделений этого ведомства -_1 старшими государственными инспек-
_1торами._0
Подобное подразделение на главных и старших инспекторов и их за-
местителей производится на уровне субъектов федерации, местных органов
власти.
Государственные инспектора вправе запрашивать необходимую инфор-
мацию, посещать объекты лесного фонда и закрытые административные тер-
риториальные образования; давать указания об исправлении недостатков,
приостанавливать или огр_9ан_0ичивать право пользования лесным фондом, ан-
нулировать разрешительные документы на пользование. Органы государс-
твенного контроля имеют право налагать административные меры наказания
за лесные правонарушения, предъявлять в суде или арбитражном суде иски

- 16 -

о взыскании ущерба лесному фонду.
Надо отметить, что соединение на всех уровнях системы управления
органов лесного хозяйства функции управления использованием воспроиз-
водством, охраной и защитой леса оказались структурно совмещенными с
функциями государственного контроля за подобной деятельностью, а это
не способствует самостоятельности и эффективности контроля.

_9ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Основы лесного_9 _0законодательства предусматривают, что виновные ли-
ца (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законо-
дательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской от-
ветственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству.
Основанием привлечения к ответственности служит лесное право на-
рушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установ-
ленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса,
воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному х_9о_0зяйству. Это право-
нарушение имеет три вида -_1 уголовное, административное, гражданское_0.
_1Уголовное правонарушение - преступление,_0 представляет собой ви-
новное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лес-
ное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного ко-
декса РСФСР.
К области лесного законодательства в действующем УК РСФСР отно-
сятся три состава преступления.Это ст. 149, 150.устанавливающие уго-
ловную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение иму-
щества, в том числе лесных массивов; ст. 168 - умышленное 'уничтожение
или существенное повреждение полезащитных лесона саждений; ст. 169 -
незаконная парубка леса. Последняя статья является центральной в уго-
ловной ответственности за лесонарушения. Она _2имеет две части_0. В _2первой
_2части излагается _0простой состав лесного преступления. Привлечение к
ответственности зависит от группы леса, в которой совершена незаконная
парубка деревьев, и стоимости порубленных деревьев, исчисленная по
штрафным санкциям._2 Вторая часть _0ст. 169 предусматривает уголовную от-
ветственность за квалифицированный состав - при наличии повторности и
при крупных размерах стоимости порубленной древесины.
_1Административная ответственность_0 в виде штрафа за лесонарушения
установлена в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. В са-
мостоятельной главе кодекса, посвященвой охране окружающей природной

- 17 -

среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом
составов: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение
лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной
застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пасть-
ба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках,
где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими ве-
ществами; нарушение правил пожарной безопасности и
В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по
новой шкале исчисления в размере не менее одной трети минимального
размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвра-
щаются без возмещения винозным затрат, произведенных незаконными поль-
зователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, соо-
ружений.
Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охра-
ны и органов государственного контроля за состоянием лесов. По терпев-
ший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснован-
ное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончатель-
ное.
_1Гражданская ответственность_0 в области лесных отношений может быть
двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований
при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных
обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид
ответственности носит_1 деликтный_0 характер. Он предусматривается за на-
рушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответствен-
ности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответствен-
ность.
Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен-
ный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, ут верждены
Рослесхозом в 1994 г. с учетом индекса новых цен и практики исчисления
размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда.
Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских
правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или поврежде-
ние сеянцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка
сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сеноко-
шение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д.
Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так,
за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскива-
ется десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины;

- 18 -

за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной
травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе ско-
та - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кор-
мов по рыночным ценам.
_1Смешанная гражданская ответственность_0 имеет место тогда, когда
ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного
вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стои-
мости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение
пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по
уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением
леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших де-
ревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь
имущественных ценностей.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

К _1нелесной растительности _0закон относит ту ее часть, которая не
входит в лесной фонд. Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства, в
лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древес
но-кустарниковая растительность, произрастающая на землях сельско хо-
зяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода
дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах
и других населенных пунктах, произрастающих на землях, не отнесенных к
городским лесам.
Эта растительность находится в распоряжении собственников земли.
Поэтому полезащитные полосы на сельскохозяйственных землях, на полосах
отвода дорог находятся в собственности государства. Растительность го-
родов, включая городские леса, является объектом муниципальной собс-
твенности. Отдельные группы деревьев на приусадебных землях, дачных,
садовых участках представляют собственность граждан.
Однако независимо от многообразия форм собственности на землю и
леса сохраняется приоритет экологического значения растительности.
Этому подчинен режим рубок в древесно-кустарниковых насаждениях, не
входящих в лесной фонд. Проведение всех видов рубок деревьев в нелес-
ной растительности требует обязательного разрешения местных органов
самоуправления.
Основы лесного законодательства запрещают самовольную вырубку не-
лесной растительности. Как и в лесах лесного фонда, закон допускает на

- 19 -

участках произрастания растительности проведение санитарных рубок и
рубок ухода под контролем органов лесхоза.
По последствиям нарушения лесного законодательства незаконное
уничтожение или повреждение нелесной растительности приравнивается к
ответственности, предусмотренной законом для особо охраняемых лесов
первой группы.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

Лес - среда обитания животных. Животный мир - составная часть,
лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хо-
зяйства - один из видов лесных пользований, а уничтожение полезных для
леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодатель-
ства. Все вышесказанное дает основание считать охотничьи отношения
продолжением лесных отношений.
_1Основная задача охотничьего хозяйства _0как составной части матери-
ального производства - создание и поддержание условий, необходимых для
нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью ох-
раны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.
Охотничье хозяйство ведется на землях лесного фонда, сельскохого-
зяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и
разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для
нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды.
Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, об-
щественные охотничьи организации, другие юридические и физические ли-
ца, в том числе иностранные граждане.
_1Обьектами охотничьих отношений _0являются охотничьи животные. Госу-
дарственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесен-
ных к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы.
Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов
Федерации. Государство является собственником охотничьих животных.
Между федерацией и ее субъектами происходит распределение полномочий
по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.
_1Охота_0 - один из видов пользования животным миром и средой его
обитания - лесом. Она определяется как преследование с целью добычи:
добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии
естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных
угодьях, отведенных для охоты.

- 20 -

Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних
зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются обьек тами
охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются
дикими, но лишены признака естественной свободы. Нельзя рассматривать
как охоту пальбу из охотничьих ружей в общественных , и иных местах,
не отнесенных к охотничьим угодьям (территории парков, ботанических
садов, дендрариев) , так как это - хулиганство.
Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три
взаимосвязанных функции: экономическую, экологическую, культурно-оздо-
ровительную._1 Экономическое значение охоты_0 - в удовлетворении матери-
альных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо,
шкуры, рога, пр.). _1Экологическое значение _0- в возможности регулирова-
ния численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нор-
мального функционирования естественных экологических систем. В _1куль-
_1турно-оздоровительном _0отношении охота является спортом, способствующим
укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.
_1Правовое регулирование охоты _0- совместная компетенция Федерации и
субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются_1 законы _0об охране
окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира,
об охоте; подзаконные акты - постановления правительства об утвержде-
нии Положениям охоте и охотничьем хозяйстве;_1 ведомственные акты _0- Ти-
повые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно-правовые
акты, регламентирующие охотничьи отношения с учетом местных условий.
На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в рес
публике, области, крае.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>