стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Глава V ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
§1. Понятие финансового права
Любому государству присущ достаточно широкий, перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка и т.п. Осуществление этих функций невозможно без достаточного материального обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение и использование денежных средств естественнее всего осуществлять в денежной форме.
Таким образом, финансы — это система экономических отношений по созданию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по собиранию, распределению (перераспределению) и использованию государственных и муниципальных денежных средств.
Экономические отношения по собиранию, распределению и использованию государственных денежных средств можно дифференцировать исходя из форм и методов аккумуляции и распределения этих средств. Группа однородных отношений образует финансовый институт или звено финансов. Совокупность всех финансов и их взаимосвязь образуют финансовую систему государства.
Финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев (рис. 5.1).
Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов муниципальных образований. С помощью бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных образований, которые используются для осуществления функций Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Средства бюджетной системы образуются в основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирования бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады населения в государственных банках и т.п.). Однако подавляющее количество средств аккумулируется с помощью налогов. Поэтому налоговые отношения составляют важнейший пединститут финансовой системы Российской Федерации.
Внебюджетные фоцды —это денежные фонды строго целевого характера, средства которых образуются за счет обязательных и добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц (Пенсионный фонд. Фонд службы занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.).
Финансы юридических лиц — это обособленные денежные фонды, создаваемые в каждом конкретном юридическом лице.
Страхование — это система общественных отношений по созданию и использованию страховых фондов.
Кредит—это совокупность отношений между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению свободных средств физических и юридических лиц, государства, предоставляемых для их использования на принципе возвратности.
Существует ряд вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства: 1) необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере финансовой деятельности; 2) весьма важным является определение круга органов государственной власти и государственного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции государства, а также определение их компетенции в этой сфере; 3) немаловажен вопрос финансового контроля, т.е. государственного контроля за образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Государство регулирует все вышеперечисленные вопросы с помощью финансового права. Таким образом, финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с собиранием, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, необходимых для осуществления их функций.
§2. Государственный и местный бюджет и иЛ структура
Вообще бюджет — это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет — это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.
В юридическом смысле бюджет —это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.
Почему бюджет все-таки, строго говоря, не является центральным денежным фондом, а представляет собой финансовый план поступления и расходования денежных средств? Дело в том, что средства бюджета никогда'не аккумулируются государством в натуре, а наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой и не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. финансовый план государства.
Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.
Понятие бюджета как финансового плана не тождественно бюджету как юридическому акту, принимаемому соответствующим представительным органом, так как такой акт (например, закон о федеральном бюджете на какой-либо год) отражает лишь основные показатели соответствующего бюджета и, кроме того, решает некоторые вопросы, которые, строго говоря, не относятся к самому финансовому плану.
Глава V. Финансовое право
§ 2. Государственный и местный бюджеты и их структура
Финансовый год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).
Законом предусмотрено понятие консолидированного бюджета, который представляет собой сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие бюджеты. Так, например, в федеральный консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные бюджеты используются для расчета нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования — увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Расходование средств в рамках таких форм бюджета происходит с использованием механизма секвестирования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, за исключением защищенных статей, т.е. тех, которые в любом случае должны финансироваться в полном объеме. Обычно такими признаются заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п.
Существует также понятие муниципального бюджета, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.
Бюджетное устройство в Российской Федерации
Бюджетное устройство—это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов РФ: республик в составе РФ. краев. областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения
Местные бюджеты: городов, поселков, сельских округов, сел. деревень и т.п., районов в городах, сельских районов и т.д.
Рис. 5.2. Бюлхетим система РФ
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны. Как видно из определения, структура бюджетной системы государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое — если федеративное.
Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (рис. 5.2).
Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе второго элемента бюджетного устройства РФ — принципов построения бюджетной системы.
Принципы построения бюджетной системы
Закон устанавливает, что бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:
единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;
едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация — это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты предметная (отраслевая) и финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, доходов на постоянные и временные) классификации; единством формы бюджетной документации; предоставлением с одного уровня на другой необходимой информации;
единством денежной системы РФ. Однако единство бюджетной системы не означает единства государственного бюджета. Характер взаимосвязи элементов бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так, в условиях централизованного управления наиболее естественной формой является единый государственный бюджет с включением в него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями центральных органов по расходованию средств. Децентрализация в управлении народным хозяйством, характерная для современного периода, предполагает самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Самостоятельность элементов бюджетной системы заключается в том, что каждый бюджет обладает собственными источниками доходов (закрепленные, регулирующие доходы и др.) и правом самостоятельно определять направления использования этих средств. Однако степень самостоятельности бюджетов небезгранична и не доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. Роль вышестоящих бюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Перечень минимально необходимых расходов устанавливается вышестоящим органом государственной власти. В том случае, если нижестоящий бюджет не отвечает требованиям минимальной бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование из вышестоящего бюджета, или закрепление за нижестоящим бюджетом определенных регулирующих доходов на длительный срок.
Российская Федерация устанавливает структуру и общие принципы построения бюджетной системы РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие бюджеты, устанавливает общий порядок и принципы распределения доходов в бюджетной системе, принципы и основы бюджетного процесса, основы бюджетных прав субъектов и муниципальных образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация
§ 2. Государственный и местный бюджеты и их структура 209
утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов и др.
Субъекты РФ участвуют в осуществлении федеральных бюджетных прав (например, в форме представительства в федеральных законодательных и исполнительных органах). По отношению к местным бюджетам субъекты РФ имеют право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать их минимально необходимые расходы.
Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссуды бюджетам других уровней.
Однако на практике тезис о самостоятельности местных бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, обеспечивают всего около 5% бюджетов муниципальных образований. Поэтому в основном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящих бюджетов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности. Принцип полноты бюджетной системы имеет два аспекта: в бюджетную систему, с одной стороны, должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации, а с другой, принцип полноты бюджетной системы означает требование включения в соответствующие бюджеты практически всех видов источников государственных доходов, а также отражения всех направлений расходов. Существование внебюджетных специальных фондов, специальных счетов казначейства должно быть сведено к минимуму. К сожалению, реализация принципа полноты в этом смысле еще далека от завершения.
Принцип реальности бюджетной системы относится прежде всего к доходной части бюджетов, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство РФ: бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.
Кроме того, реальное осуществление доходной части бюджета зависит от добросовестности прогноза социально-экономического развития страны. Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета. Превышение расходной части над
т
Глава V. Финансовое право
доходной должно компенсироваться дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг). В противном случае должен действовать механизм чрезвычайного расходования средств.
Возможно и другое понимание принципа реальности бюджетной системы: элементы бюджетной системы и система связей между ними законодательно закреплены и существуют в реальной действительности. В этом смысле принцип реальности проводится не всегда последовательно.
Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.
Структура бюджета
Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. А. Доходы бюджета — это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.
Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.
По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.
По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.
Кроме того, источники яоходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.
Наибольшее практическое значение имеет классификация п о-порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Закрепленные доходы—это такие доходы, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. Законодательство устанавливает, что закрепленные доходы должны составлять не менее
§ 2. Государственный и местный бюджеты и их структура 211
70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Кроме того, такой способ распределения доходов между бюджетами различных уровней, как их закрепление (закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Все это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельность элементов бюджетной системы.
Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством.
Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня их доходной части.
Регулирующие доходы — это доходы, которые в целях сбалансированности доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей поступают в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов. Другими словами, регулирующие доходы^- это те, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных, фиксируемых на более длительный срок.
Зачем нужны регулирующие доходы? Дело в том, что социально-экономическое развитие разных сфер народного хозяйства происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно всех источников доходов за определенными бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных уровней. Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий.
Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.
Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).
Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.
Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недо-
212
Глава V. Финансовое право
статочно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.
Субвенция — это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Бюджетные ссуды — это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадии его исполнения.
Б. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.
В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.
Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.
§ 2. Государственный и местный бюджеты и их структура 213
Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется достаточно бессмысленным.
В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета.
Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефи цита бюджета.
Целевые денежные фоццы
Денежные средства, поступающие в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные индивидуальные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме определенных в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существование целевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает свои деньги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные, определенные, социально полезные цели.
Источники средств целевых фондов определяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежных средств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.
Совсем недавно целевые денежные фонды существовали лишь в одной форме — в форме внебюджетных фондов, однако с недавнего
Глава V. Финансовое право
§ 3. Налоги: понятие, их роль и виды
времени наметилось движение к консолидации в федеральном бюджете государственных и отраслевых внебюджетных фондов.
Кроме того, в последнее время стали создаваться целевые фонды при Правительстве 'РФ, которые, в отличие от двух предыдущих форм, создаются не решение^ представительного органа власти, а по инициативе Правительства РФ, и по его же решению ликвидируются.
Целевые фонды могут создаваться не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований. Однако некоторые целевые фонды являются по сути одновременно и федеральными, и региональными.
1. Целевые бюджетные фонды. Особенностью данной разновидности целевых фондов является их включенность в федеральный бюджет, в силу чего правовым основанием существования такого фонда является ежегодно принимаемый Закон «О федеральном бюджете», а потому данная разновидность фондов не отличается стабильностью существования. Кроме того, для формирования целевых бюджетных фондов допускается использование средств федерального бюджета, что недопустимо при формировании внебюджетных фондов. В 1994 г. в рамках федерального бюджета были созданы фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, фонд финансовой поддержки субъектов РФ, фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства.
2. Внебюджетные фовды. Данная разновидность целевых фондов денежных средств участвует в обороте в форме некоммерческих юридических лиц, имеющих специальные счета, на которые поступают средства, подлежащие использованию на определенные цели. Средства внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Распоряжаются этими средствами или специально создаваемый орган управления фондом (например, правление и исполнительная дирекция Пенсионного фонда РФ), или уже существующий государственный орган (Госкомитет РФ по занятости населения в отношении средств Государственного фонда занятости населения РФ).
На уровне Российской Федерации образованы следующие внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, дорожные фонды. Фонд развития таможенной системы РФ и др.
Так, для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, созданы Федеральный и территориальные дорожные фонды.
В Федеральный дорожный фонд РФ зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Кроме того, средства Федерального дорожного фонда образуются за счет штрафных санкций, добровольных взносов, продажи акций, проведения займов, лотерей и др. Все эти средства имеют специальное назначение (финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности) и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с развитием автомобильных дорог общего пользования.
Бюджеты всех федеральных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом.
3. Целевые фонды Правительства РФ. Решение об образовании и упразднении этой разновидности целевых фондов денежных средств принимается Правительством РФ. Оно же утверждает положение об этих фондах. Целевые фонды Правительства РФ могут использовать бюджетные средства, которые являются основным источником их формирования. Кроме того, возможны добровольные пожертвования и др. В 1994 г. Правительством созданы, например, Фонд национально-культурного возрождения народов России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно.-техничес-кой сфере.
§3. Налоги: понятие, их роль и виды
Понятие налога
Любому государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов бюджета. В Российской Федерации в 1994 г. их доля составила 75%.
Долгое время фискальная функция налогов доминировала. Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая', путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.
216
Глава V. Финансовое право
§ 3. Налоги: понятие, их роль и виды
Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным законным использованием имущества.
1. С точки зрения экономической науки, налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, чьей исторически первой функцией являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги.
Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога. Правда, в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, однако среди ученых отношение к такому способу установления налогов неоднозначно. Сразу возникает вопрос о роли и значении подзаконных актов, например, инструкций Государственной налоговой службы, как источников налогового права. Дело в том, что в нашей действительности ведомственные инструкции зачастую искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции Государственной налоговой службы могут лишь разъяснять содержание законов, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов. Этот тезис утвердил Высший Арбитражный Суд РФ, который 31 мая 1995 г. указал, что инструкции Государственной налоговой службы не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер, могут применяться лишь при условии соответствия закону.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога —это индивидуально-безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества и в этом смысле налог есть платеж возмездный.
Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление. Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права (например,
сбор за право торговли), а под пошлиной —плату за совершение юридически значимых действий. Иногда под сбором понимается такой платеж, во взимании которого можно установить четкую взаимосвязь между размером сбора и количеством предоставляемых услуг (Франция). В российском законодательстве не проводится различие между налогом, пошлиной и сбором, которые объединяются под одним словом «налоги». Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая по сути является косвенным налогом).
3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
4. В заключение необходимо отметить, что налог не носит характера наказания за совершенное правонарушение. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.
Суммируя вышесказанное, можно определить, что налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти в пользу государственного или муниципального образования, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характера наказания.
Ввды налогов
Существуют различные основания, которые могут быть положены в основу классификации налогов (рис. 5.3).
А. По форме возложения налогового времени налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т.п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.
Косвенные налоги (их еще называют налогами на потребление) взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары, оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его в цену
Глава V. Финансовое право
§ 3. Налоги: понятие, их роль и виды
Налоги
Прямые по форме возложения налогового бремени косвенные
личные
реальные
закрепленные в зависимости от характера распределения регулирующие
сумм налога
общие в зависимости от характера использования
целевые
в зависимости от террито риального уровня
федеральные
налоги субъектов РФ
налоги с физических лиц
местные
категории налогоплательщика
налоги С юридических лиц
налоги, общие для физических и юридических лиц
Рис. 5.3
товара, так что реально расплачивается покупатель. Поэтому покупатель не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переносится населением гораздо более тяжко, поэтому они стимулируют гражданскую активность.
Косвенные налоги, наоборот, наиболее приемлемы для государства
ввиду своей замаскированности.
С другой стороны, косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.
Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Реальными налогами облагается недействительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика, чаще всего
это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной
прибыли (дохода).
Б. В зависимости от характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются такие налоги, которые на длительный период (более чем на 5 лет) полностью или в части закреплены за определенным бюджетом.
Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.
В. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые. Большинство налогов не имеет привязки к опреде^ ленным расходам, они поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет. Такие налоги называются общими. Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и используются на конкретные цели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды). Г. В зависимости от территориального уровня налоги делятся на: 1) федеральные, которые устанавливаются законами РФ, взимаются на всей ее территории. В порядке регулирования часть федеральных налогов могут зачислять в бюджеты нижестоящего уровня;
2) налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливается актами Российской Федерации, а часть—законами субъекта РФ, однако конкретная ставка налога определяется субъектом РФ всегда самостоятельно. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так, в порядке регулирования, и в бюджеты муниципальных
образований;
3) местные налоги и сборы—это такие налоги, зачисление сумм от которых в соответствии с законом РФ на долгосрочной основе предусмотрено в бюджеты муниципальных образований. Уста-
Глава V. Финансовое право
§ 3. Налоги: понятие, их роль и виды
навливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления, так и законами субъектов РФ, федеральными законами.
Д. Некоторые налоги могут взиматься только с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др.); другие —только с юридических лиц (налог на прибыль, на добавленную стоимость). Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и юридических лиц (земельный налог, некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
Характеристика закона о налоге
Выше неоднократно подчеркивалось, что только представительный орган власти может устанавливать налоги. Однако тогда не было указано, что значит установить налог. Ведь, вероятно, будет недостаточным просто провозгласить: «В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца». Наверно, для того, чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, при каких обстоятельствах возникает эта обязанность, каков размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.п. Эта информация называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.
Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Только целостная система элементов позволяет сказать, что у налогоплательщика появилась обязанность уплатить налог, в противном случае налог не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном оформлении налогов, согласно которому различные ведомства (например. Государственная налоговая служба) не могут устанавливать налоги, а значит, и восполнять пробелы в системе элементов закона о налоге.
К чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге? С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства, однако не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость
не уплачивали. С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.
Элементы закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без ролного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие, которые, хотя и не. влияют на наличие обязанности уплачивать налог, повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков. К существенным элементам закона о налоге относятся:
1) субъект налога (налогоплательщик);
2) объект и источник налога;
3) единица налогообложения;
4) налоговая ставка (норма налогового обложения);
5) сроки уплаты налога;
6) предмет налога;
7) масштаб налога;
8) налоговый период;
9) порядок исчисления налога;
10) способы и порядок уплаты налога. К факультативным элементам относятся:
1) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Перейдем к рассмотрению этих элементов закона о налоге. Субъект налога (налогоплательщик). Налогоплательщик—это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Дело в том, что существует также такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, фактически принимающее на себя бремя налога. Такое фактическое переложение тяжести налогообложения характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщик не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается производителем, но затем включается в цену товара). Когда мы говорим о субъекте налога, мы имеем в виду только юридического налогоплательщика.
Таким образом, налогоплательщик —это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог. Однако данное определение по-прежнему является неполным. Дело в том, что существует такое явление, как налоговые оговорки, т.е. такое соглашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает на другое уплату
Глава V. Финансовое право
§ 3. Налоги: понятие, их роль и виды
налогового бремени. Законодательство большинства стран устанавливает незаконность налоговых оговорок, так как практика налоговых оговорок снижает уровень налоговых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отношения. Исключения составляют таможенные пошлины.
Таким образом, субъект налога —это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет. Такое определение не исключает представительства при уплате налога, так как представитель не принимает на себя налогового бремени, а уплачивает налог из средств субъекта налога. Поэтому представитель не становится налогоплательщиком.
Различают представительство по закону и представительство по назначению. 1. Представительство по закону:
В данном случае имеется в виду ситуация, когда налоги на доходы, имущество недееспособных лиц выплачивают их законные представители (опекуны, попечители, родители, усыновители).
На сегодняшний день к представительству по закону можно причислить порядок уплаты налогов у источника дохода. В данном случае налог уплачивается бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. Налог уплачивается за счет средств лица, которому производится выплата (налогоплательщика). Соответственно налогоплательщик получает выплаты за исключением сумм налога. Лицо, непосредственно уплачивающее налоги, называется фискальным агентом. Уплата налога у источника дохода применяется, например, при удержании подоходного налога с физических лиц бухгалтерией предприятия. С точки зрения теории налогового права, этот способ уплаты налогов нельзя однозначно отнести к представительству по закону, так как не исключено, что законодательство РФ допустит назначение фискальных агентов налогоплательщиком.
2. Представительство по назначению не получило достаточного развития в российском налоговом законодательстве. Однако существуют примеры представительства по назначению. Так, допускается возложение налоговой обязанности на должника субъекта налога в счет долга, причитающегося налогоплательщику от этого лица.
Законодательство устанавливает права и обязанности налогоплательщика. Налогоплательщик имеет право:
пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке установленных законодательными актами;
представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
в установленном порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и др. Налогоплательщик обязан:
своевременно и в полном размере уплачивать налоги; предъявлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет и другие обязанности.
Виды налогоплательщиков. Наиболее важным основанием классификации субъектов налога является постоянство местопребывания (резидентство).
Физическое лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) считается резидентом, если оно проживает на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Другими словами, признак постоянного местопребывания в России устанавливается ежегодно. В том случае, если возникает двойное резидентство, используются следующие критерии: место постоянного жительства; центр жизненных интересов; место преимущественного проживания; гражданство.
Для юридических лиц в целях определения постоянного местопребывания в Российской Федерации в основном используется критерий места инкорпорации. Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, являются ее резидентами.
За рубежом резидентство также определяется по юридическому адресу юридического лица, по месту осуществления центрального управления компанией, текущего управления компанией, по месту совершения основного объема операций юридического лица.
Практическое значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем: у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в то время как у нерезидентов налогообложению подлежат лишь доходы, полученные из источников, находящихся в Российской Федерации. Определенное практическое значение имеет классификация: по численности работающих на предприятии. Малые предприятия пользуются льготами в отношении налога на прибыль, на добавленную стоимость;
Налогоплательщиков различают и по видам деятельности. Так, освобождаются от уплаты налогов, направляемых в дорожные
Глава V. Финансовое право
§ 3. Налоги: понятие, их роль и виды
фонды, юридические лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования.
Объект, предмет налогообложения, налоговая база и масштаб налога, единица налогообложения. Законодательство РФ, экономическая наука восприняли традиционную точку зрения, согласно которой под объектом понимаются предмет, подлежащий налогообложению (доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и др.). Таким образом, данное определение вобрало в себя признаки как фактического, так и юридического характера.
Существует другой подход к определению объекта налогообложения, под которым понимаются юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог.
Под предметом налогообложения понимаются признаки фактического характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Так, предметом налога на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.
Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно непосредственно применить меру исчисления (например, когда предметом налогообложения является доход, прибыль, выраженные в денежной форме). В других случаях такое исчисление затруднительно (например, когда предметом налогообложения является автомобиль). В этом случае для измерения предмета необходимо выбрать какой-либо параметр, который называется масштабом налога. Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность двигателя. Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, которая получила название единицы налогообложения. Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя, то единицей налогообложения будет являться киловатт или лошадиная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубический сантиметр или метр.
Предмет налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения, образует налоговую базу. Так, для автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» при уплате налога с владельцев транспортных средств налоговая база составляет 53 лошадиных силы.
Необходимо отметить, что российское законодательство очень часто путается при употреблении этих терминов, что порождает
затруднения в правоприменительной деятельности и споры среди ученых.
Ставка налога, метод налогообложения. Ставка налога — это размер денежных отчислений, размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения (например, 50 копеек за одну лошадиную силу). Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, 25% от сумм реализации горючесмазочных материалов).
По содержанию выделяют маргинальные, фактические и экономические ставки. Ставка, указанная в законе о налоге, называется маргинальной. Отношение фактически уплаченного налога к налого-облагаемой базе считается фактической ставкой. С учетом предоставленных налоговых льгот фактическая ставка может отличаться от маргинальной. Отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу называется экономической ставкой, которая также может отличаться, так как не все доходы могут включаться в налоговую базу.
Со ставкой налога очень близко связан вопрос о методе налогообложения, под которым понимается порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Существуют три метода налогообложения: равное, пропорциональное и прогрессивное.
1. При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооб-лагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т.п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для выкупа короля из плена.
2. Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая возрастает или уменьшается пропорционально.
3. Прогрессивное налогообложение. Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение
Глава V. Финансовое право
§ 3. Налоги: понятие, их роль и виды
продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5% дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних.
Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы. (Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:
А. Простая поразрядная прогрессия. В данном случае налогооб-лагаемая база (например, 100 000 руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в
абсолютной сумме). Налогообяагаемая база
100 000 руб
^оооо˜
65000 тГоюТ
10.0 ooo
0руб\25000
В. Сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако, в отличие от других видов прогрессивного налогообложения, здесь каждый рязряд ^существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога.
Налогооблагаемая база.
Ставка налога
Итоговая сумма налога для 65 000 руб
Вруб
1 ^ 1 25000 х 3%
65000
25000 1 5^00(М750001 10.0000
6% 1 25000 x 6%
12% 1 24% 1 15000 x 12% = 4 050 руб
Ставка налога
1000 руб налога
10 000 руб налога
20 000 руб налога '•
30 000 руб налога :
Сумма налога (итог) при налогооблагаемой базе, равной, например, 65 000 руб
65 000 руб попадают в 3 разряд, сумма налога = 20 000 руб
Для получения суммы налога необходимо правильно определить разряд. Неудобство данного метода заключается в неравномерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 000 и 51 000 руб. будут облагаться соответственно 10 000 и 20 000 руб. налога.
Б. Простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме.
Налогооблагаемая база
Ставка налога
Итоговая сумма налога для 65 000 руб
250001 5^000
65000 T50MI
100 000
65 000 руб x 12% = 7 800 руб
Сложная прогрессия на сегодняшний день применяется наиболее широко, что вызвано повышенной плавностью налогообложения при ее использовании.
Г. Скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например, путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.
Порядок исчисления налога. В законодательстве РФ применительно к различным видам налогов по-разному определены лица, на которых лежит обязанность по исчислению налогов.
Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налогоплательщике. Такой способ исчисления налогов должен в большей мере, чем другие, быть гарантирован от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, криминализация неправильного исчисления, проверки налоговых органов и т.п.
Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение, должен быть гарантирован от произвола налоговых органов.
В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возложена на фискального агента. В этом случае ответственность за правильное исчисление налогов лежит на этом лице. Налогоплательщик же должен быть защищен от ошибки фискального агента. Способы уплаты налога. На сегодняшний день в Российской Федерации существуют три основных способа уплаты налога: уплата
Глава V. Финансовое право
§ 4. Налоговая система Российской Федерации
налога по декларации, уплата налога-фискальным агентом и кадастровый способ уплаты налога.

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>