<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).
Во-первых, декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения.
Во-вторых, декларация о доходах может являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации.
В Российской Федерации обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении подоходного налога.
2. Уплата налога у источника доходя (фискальным агентом). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.
3. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр—это реестр объектов (земли, сооружений и т.д.), классифицированных определенным способом и устанавливающий среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых поддается учету с трудом.
Сроки уплаты налога и налоговый период. Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога. Неопределенность во времени уплаты налога может послужить основанием для ьаконного уклонения от уплаты налогов. Налоговый период — это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Практическая ценность данной категории заключается в том, что один и тот же объект налогообло-
жения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.
Льготы по налогам. В целях использования дифференцированного подхода к различным категориям налогоплательщиков (например, для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения) законодательство устанавливает в каждом законе о налоге определенную систему льгот, которые в конечном итоге преследуют цель сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика. Законодательство РФ запрещает предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Налоговые льготы, при всем их разнообразии могут быть классифицированы в зависимости от того, на изменения какого из элементов структуры налога направлена льгота.
1. Изъятие—это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются^ все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
2. Скидки — это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.
3. Налоговые освобождения — это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.
4. Налоговые кредиты — это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты. К налоговым кредитам относятся: снижение ставки налога; сокращение суммы налога; отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.
§4. Налоговая система Российской Федерации
Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин «налог» используется в широком смысле и охватывает также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.
Поэтому в России под налоговой системой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и
установленных законами рФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что правом вводить налоги обладает только Федеральное Собрание РФ. Другими словами, законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.
Таким образом, введение налога означает его отражение в базовом законе о налоговой системе в качестве элемента налоговой системы, определение возможной территории его взимания и установление уровня бюджета, куда направляются суммы налога.
Однако введение налогов не означает обязательное взимание их на определенной территории. Орган представительной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает введенный налог, может посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал в действительности, необходимо его установить, т.е. определить все основные элементы закона о налоге.
Правом устанавливать налоги своего уровня обладают также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Российская Федерация может устанавливать лишь некоторые элементы данных налогов, такие, как предельная ставка налогов, особенности порядка уплаты налога и др. Однако иногда федеральные органы власти берут на себя функцию установления региональных и местных налогов (например, в отношении налога на имущество физических лиц, земельного налога, регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).
Данный принцип проводился не всегда последовательно. В качестве примера можно упомянуть Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году», допускающий введение налогов актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Однако этот указ, в общем-то, был не совсем законным и решения Высшего Арбитражного Суда РФ пресекли практику самостоятельного введения налогов местными органами.
Р»;. 5.4. Нмого— систем* РФ
Все налоги налоговой системы РФ можно разделить на федеральные, налоги субъектов РФ, местные налоги. Внутри каждого вида налогов возможно выделение групп, отличающихся правовым режимом установления (рис. 5.4).
232
Глава V. Финансовое право
§ 4. Налоговая система Российской Федерации
Подоходный налог с физических лиц
Подоходный налог с физических лиц является одним из наиболее существенных источников пополнения бюджета и уступает лишь налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость.
Субъектом налога являются физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства) как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации (резиденты), так и не имеющие (нерезиденты).
Объектом налогообложения является факт получения доходов. Предметом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме. У 'резидентов налогообложению подлежит весь доход независимо от месторасположения источников его получения. У нерезидентов — доход, полученный от источников, находящихся в Российской Федерации.
В совокупный годовой доход включаются любые виды дохода, полученные из разных источников, в том числе и стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями, в частности:
оплата коммунально-бытовых услуг, абонементов, подписки на газеты, питания, проезда к месту работы и обратно и т.д.;
разница в цене товаров, реализованных физическими лицами по ценам ниже розничных или бесплатно;
суммы единовременных пособий физическим лицам, уходящим на пенсию, не предусмотренных законодательством о труде и др. Законом предусматривается достаточно широкий круг льгот: 1) устанавливается необлагаемый минимум доходов, который для всех налогоплательщиков равен одному минимальному месячному размеру оплаты труда, а для некоторых категорий налогоплательщиков (инвалидов, Героев Советского Союза, Российской Федерации, участников Великой Отечественной войны и др.) необходимый минимум доходов равен трем и пяти минимальным месячным размерам оплаты труда;
2) совокупный доход уменьшается на сумму расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц на каждого ребенка или иждивенца. Данная льгота предоставляется обоим родителям, вдове, одинокому родителю, опекуну, попечителю;
3) совокупный доход уменьшается на сумму доходов, подлежащих налогообложению и перечисленных на благотворительные цели;
4) совокупный доход уменьшается на сумму, направленную на строительство или приобретение личного дома, квартиры, дачи (до
трех лет) в пределах 500 минимальных месячных размеров оплаты труда.
В совокупный годовой доход не включаются: государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (например, по беременности и родам; по уходу за ребенком; на погребение; на детей малообеспеченным слоям и др.); все виды пенсий;
суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им вследствие увечья на производстве;
компенсационные выплаты родителям, женам погибших военнослужащих; пособие по безработице;
суммы стипендий, выплачиваемых студентам вузов; выигрыши по облигациям государственных займов, лотерей; проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков и других кредитных учреждений, находящихся на территории Российской Федерации;
вознаграждение за сданную кровь, материнское молоко; другие виды доходов.
Ставка налога. Ставка подоходного налога устанавливается по методу сложной прогрессии. Периодически, приблизительно один раз в полгода корректируются границы налоговых разрядов. Иногда изменяются и размеры ставок.
Способы и порядок уплаты налога. Законодательство использует два способа уплаты подоходного налога: уплата налога у источника дохода (фискальным агентом) и уплата налога по декларации.
1. Исчисление и удержание подоходного налога с доходов, полученных за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы производится предприятием, учреждением, организацией, где работает налогоплательщик с начала календарного года по истечении каждого месяца. В конце каждого года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года. Такой же порядок исчисления и удержания налогов устанавливается для предприятий, принимающих на работу совместителей, однако для последних, если их совокупный доход превышает су^му, облагаемую по минимальной ставке, устанавливается обязанность подачи декларации в налоговые органы.
Второй случай уплаты годового налога у источника дохода — это удержание налога с доходов лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации (нерезидентов).
2. Уплата налога по декларации. Обязанность подачи декларации о доходах устанавливается для следующих лиц:
234
Глава V. Финансовое право
§ 4. Налоговая система Российской Федерации
а) лица, получающие дополнительные доходы наряду с доходами по месту основной работы;
б) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
в) лица, не имеющие основного места работы и получающие определенные доходы;
г) лица, получающие другие доходы, не указанные в законе; д) иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся резидентами Российской Федерации.
Все вышеперечисленные категории лиц при наличии у них доходов в календарном году обязаны представить налоговому органу по месту постоянного места жительства не позднее 1 апреля следующего за отчетным года декларацию о доходах. Декларация в данном случае является отчетным действием, так как эти категории лиц в установленные сроки исчисляют и уплачивают налог самостоятельно.
Налог на прибыль предприятий и организаций. Налог на прибыль предприятий — самый существенный источник доходов бюджета. Субъектами налога на прибыль являются: 1) предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в том числе постоянные представительства иностранных юридических лиц в России;
2) филиалы, представительства, другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
осуществля-территории
3) международные объединения и организации, ющие предпринимательскую деятельность на Российской Федерации.
Объектом налога является получение прибыли. Предметом налогообложения является валовая прибыль, уменьшенная в соответствии с положениями закона.
Валовая прибыль
для целей налогооб; ожения увеличивается или уменьшается на о гдельные виды доходов, облагаемых по с тдельным ставкам
УМЕН) .ШЕНИЕ
Рентные платежи
Доходы по ценным бумага^
Прибыль от страховой деятельности
Прибыль от реализации произведенной с/х продукции
Прибыль от посреднических операций и сделок
Сумма отчислений в Резервный и другие фонды
Прибыль от осуществления отдельных банковских операций и сделок
Сумма превышения расходов] на оплату труда персонала
Налогооблагаемая прибыль без учета льгот
Льготы
Налогооблагаемая прибыль
По данному налогу предусмотрена широкая система льгот: 1) льготы, предоставляемые всем юридическим лицам. Юридические лица могут уменьшить налогооблагаемую прибыльна сумму фактически произведенных затрат и расходов, произведенных на указанные в законе цели:
затраты на финансирование капитальных вложений; на содержание находящихся на балансе предприятия объектов социального назначения;
капитальные вложения на природоохранные мероприятия; взносы на благотворительные цели; на покрытие убытка; другие цели;
Глава V. Финансовое право
§ 5. Ответственность за нарушение налогового законодательства
2) льготы, предоставляемые отдельным видам предприятий. Например, на 50% уменьшается сумма налога для предприятий, не менее 70% общего числа работников которых составляют инвалиды или пенсионеры;
3) льготы для организаций, нуждающихся в финансовой поддержке в силу своего социального предназначения. Освобождены от уплаты налога:
общественные организации инвалидов; специализированные протезно-ортопедические предприятия; психиатрические и психоневрологические учреждения; музеи, библиотеки, государственные театры; религиозные организации и их предприятия и т.п. Ставка налога. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 13%. Субъекты РФ вправе дополнительно устанавливать ставку налога, которая не должна превышать 22%.
Налог на добавленную стоимость. Субъектами налога являются юридические лица, их филиалы, имеющие баланс и счета, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производственную, коммерческую деятельность, международные объединения, иностранные юридические лица, осуществляющие производственную (коммерческую) деятельность на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения являются: сделки по реализации товаров; импорт товаров.
Ставка налога на добавленную стоимость применяется к компонентам добавленной стоимости: стоимости реализованного товара и стоимости производственных затрат. Таким образом, сама добавленная стоимость, которая определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения, непосредственно не рассчитывается.
Налогоплательщик, реализуя товар, увеличивает его цену на сумму налога. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, в свою очередь уплаченного им при приобретении необходимых для производства товаров. Разница вносится в бюджет.
Облагаемый оборот
Ставка НДС
Сумма НДС
Сумма НДС, полученная от покупате-телей за реализован-ные товары
Сумма НДС по материальным ресурсам
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет
Таким образом, юридический налогоплательщик не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой налога, так как компенсирует затраты за счет покупателя своего товара, на которого перекладывает налог.
§5. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Можно с большой долей уверенности утверждать, что уплата налогов — нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнение налогового законодательства мерами государственного принуждения — это требование, абсолютно необходимое.
Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресекательный, восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т.п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности — это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.
Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому зачастую при применении данных мер становится бессмысленным разговор о наличии вины.
Основанием применения мер налоговой ответственности является налоговое правонарушение, под которым понимается противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности. В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся в различных нормативно-правовых актах, что зачастую приводит к путанице, противоречивости норм.
Глава V. Финансовое право
Тем не менее, можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:
эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц —в судебном;
в принципе, не существует системы однородных мер налоговой ответственности. Этот правовой институт носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным^ законодательством. Соответственно и система мер отличается по силе воздействия, карающему заряду, от взыскания пени до лишения свободы.
Административная ответственность в сфере налоговых отношений. Административным правонарушением признается действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности. Административную ответственность за налоговые правонарушения предусматривает не только Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), но и другие нормативно-правовые акты, например. Закон «Об основах налоговой системы в РФ», Закон «О государственной налоговой службе РФ» и др.
В качестве санкции в основном применяется административный штраф, который накладывается начальниками государственных налоговых инспекций и их заместителями, а также административными комиссиями. Административный штраф накладывается за следующие правонарушения:
отсутствие учета доходов (прибыли) или его ведение с нарушением порядка. Обязанность вести учет доходов возложена на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на лиц, имеющих источники доходов помимо места основной работы, если сумма дохода превышает минимум, установленный законодательством;
непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах;
включение в декларацию о доходах неверных, искаженных данных, занижающих валовый доход, налогооблагаемый доход, завышающих расходы, связанные с получением валового дохода.
§ 5. Ответственность за нарушение налогового законодательства 239
За все вышеперечисленные правонарушения налагается штраф от 2 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда, при повторном правонарушении—от 5 до 10 размеров минимальной месячной оплаты труда;
за невыполнение требований налоговых органов и их должностных лиц налагается штраф в размере от 2,5 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда;
за непредставление банками, кредитными учреждениями, иными юридическими лицами данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков, за задержку исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов руководители указанных учреждений привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.
Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений. Вопрос о существовании мер финансовой ответственности в юридической науке считается спорным. Основанием для выделения такого вида ответственности послужило появление в законе таких санкций, порядка их применения, которые не вписываются в рамки административной или уголовной ответственнЬсти. Кроме того, Закон «О государственной налоговой службе РФ» прямо говорит о применении именно финансовых санкций, под которыми понимаются государственно-принудительные меры материального воздействия в виде взыскания в обязательном порядке с нарушителя денежных средств в размерах, установленных законодательством помимо налогов и других платежей.
1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо за сокрытие или отсутствие учета иного объекта налогообложения взимается вся сумма сокрытого, заниженного дохода либо сумма налога за иной сокрытый, неучтенный объект и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штраф в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда может быть взыскан штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).
2. За отсутствие учета объектов налогообложения или за ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, взимается штраф в размере 10% доначисленных сумм налога.
3. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога —штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
Глава V. Финансовое право
§ 6. Правовые основы банковской системы
4. В случае задержки уплаты налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.
Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений. За серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в Уголовном кодексе. Налоговым преступлениям посвящены три статьи УК. Ст. 162'. Уклонение от подачи декларации о доходах. Ответственность по данной статье наступает в случае совершения одного из трех деяний: уклонение от подачи декларации о доходах; несвоевременную подачу декларации о доходах; включение в нее заведомо искаженных данных. Согласно Закону «О подоходном налоге с физических лиц» по окончании календарного года не позднее 1 апреля граждане:
имевшие в течение отчетного года основное место работы и получившие какие-либо иные доходы; не имеющие основного места работы; граждане-предприниматели;
иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, обязаны подать в налоговый орган декларацию о доходах.
Уклонение от подачи декларации или несвоевременная ее подача считаются оконченными преступлениями с момента истечения срока подачи декларации, а заведомое искажение данных —с момента подачи декларации в налоговый орган.
Однако очень важно отметить, что вышеперечисленные деяния становятся преступлениями лишь в случае их повторного совершения в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Данные преступления наказываются исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от двух до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
Ст. 162^. Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения.
Данной статьей предусмотрена ответственность за сокрытие доходов (прибыли), иных объектов налогообложения как физическими, так и юридическими лицами. Для того чтобы данное деяние считалось преступлением, сумма сокрытого дохода должна быть не меньше суммы, налог с которой превышает пятьдесят минимальных размеров оплаты труда. Если налог превышает тысячу
минимальных размеров оплаты труда, устанавливается повышенная ответственность. Способы сокрытия доходов и иных объектов могут быть различными. Это может быть:
неотражение в соответствующих отчетных документах каких-либо объектов налогообложения; незаконное уменьшение налогооблагаемой базы; необоснованное понижение налоговой ставки и др. Верхний предел наказания по данной статье определен в пять лет лишения свободы.
Ст. J6f. Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов.
Ответственность по данной статье предусматривается за совершение одного из трех действий:
уклонение от явки в органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений;
отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме;
непредоставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Государственной налоговой службы.
Лицо может отказаться давать пояснения и представлять документы лишь в том случае, если они содержат сведения, составляющие коммерческую тайну. Перечень таких сведений определяется руководителем предприятия, однако не могут составлять коммерческую тайну документы об уплате налогов и обязательных платежей, иные сведения для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы о платежеспособности и т.п.
Данное деяние наказывается штрафом от 100 до 150 минимальных месячных размеров оплаты труда.
§6. Правовые основы банковской системы
Понятие банковской системы. Банк — коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ (Банком России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
На территории Российской Федерации также возможно создание других кредитных учреждений—это такие учреждения, не явля-
242
Глава V. Финансовое право
§ 6. Правовые основы банковской системы
ющиеся банками, которые могут выполнять отдельные банковские операции. В настоящее время такие учреждения не получили широкого распространения.
Как видно даже из определения банка, Центральный банк выделяется из массы других коммерческих банков наличием властных полномочий по отношению к последним и образует первый уровень банковской системы РФ. В этот уровень также входят Банк внешней торговли РФ и Сберегательный банк РФ. Второй уровень банковской системы включает коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций.
Банковская система любой страны — это совокупность банков, других кредитных учреждений и связей между ними. Банковскую систему РФ образуют Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, другие кредитные учреждения. Главное место в банковской системе РФ принадлежит Центральному банку, возглавляющему всю систему кредитных учреждений России.
Необходимо отметить, что подобное построение банковской системы соответствует мировым стандартам: банковские системы большинства зарубежных стран построены по двухуровневому принципу, что позволяет осуществлять наиболее эффективное правовое регулирование банковского дела в государстве.
Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк РФ обладает довольно интересной правовой природой: с одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим свои расходы за счет собственных доходов, с другой — выступает как орган государственного управления. Все это позволяет отнести Центральный банк РФ к особой организационно-правовой форме некоммерческих юридических лиц, которая не указана в Гражданском кодексе РФ.
Как юрвдическое лицо Банк России обладает обособленным имуществом, является экономически самостоятельным субъектом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в суде. Получение прибыли не является основной целью деятельности Центрального банка РФ.
Уставный капитал Центрального банка на сегодняшний день составляет 3 млрд. руб. Кроме того, Банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью и принадлежат ему на праве хозяйст-
венного ведения. Это означает, что Центральный банк РФ не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (Российской Федерации). Иным имуществом Банк России распоряжается самостоятельно.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России —по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Некоммерческая природа Центрального банка РФ подчеркивается положением, согласно которому он не может участвовать в капиталах кредитных организаций, в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих. Как юридическое лицо Центральный банк имеет право: предоставлять краткосрочные кредиты под обеспечение ценными бумагами;
покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя; покупать и продавать другие ценные бумаги; проводить расчетные, кассовые и депозитные операции; выдавать гарантии и поручительства; , ^ осуществлять другие банковские операции от своего имени. Однако некоммерческий характер деятельности Центрального банка налагает определенные ограничения. Так, Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и с физическими лицами, приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой и производственной деятельностью.
Как орган государственного управления Банк России наделен государственно-властными полномочиями и действует как вневедомственный орган.
Основными целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
В целях достижения этих задач Центральный банк РФ выполняет следующие функции:
1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Основные инструменты и методы этой политики следующие:
Глава V. Финансовое право
§ 6. Правовые основы банковской системы
банк России устанавливает процентные ставки по своим операциям. В свою очередь, процентная политика Банка России влияет на рыночные процентные ставки, что не может не сказаться на позициях рубля;
банк России устанавливает нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными учреждениями в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов не может превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. В принципе, эти средства должны направляться на поддержку банков, нуждающихся в помощи, а также на удовлетворение требований кредиторов в случае ликвидации банка. Однако на практике Банк России использует эти средства совсем на другие цели;
операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, других государственных ценных бумаг с совершением позднее обратной сделки;
рефинансирование, т.е. кредитование банков. Все эти меры способствуют укреплению стабильности системы кредитных отношений, что влияет на покупательную способность рубля;
валютные интервенции (купля-продажа иностранной валюты) Банка России на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег — это, пожалуй, самый известный инструмент кредитно-денежной политики Банка России.
2. Банку России принадлежит монопольное право на эмиссию наличных денег и организацию их обращения. Другими словами, наибольшее влияние на денежную систему оказывает именно Центральный банк РФ. Официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Они представляют собой безусловное обязательство Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
В настоящее время законодательство запрещает мероприятия по обмену денежных знаков в несколько дней. Срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты принимает Совет Директоров Центрального банка РФ.
3. Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
4. Банк России обладает очень важными полномочиями в области регулирования деятельности и надзора за кредитными организациями.
5. Банк России осуществляет валютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль на территории Российской Федерации. Так, Центральный банк РФ:
определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; проводит все виды валютных операций;
устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой;
устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; другие полномочия.
Центральный банк РФ наравне с Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ является органом валютного контроля и имеет право налагать штрафы, другие санкции.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Система Центрального банка состоит из центрального аппарата, территориальных учреждений, полевых учреждений, расчетно-кассовых центров, вычислительных центров, подразделений безопасности и др. С 1994 г. Главные территориальные управления ЦБ РФ, которые действуют в субъектах федерации, называются Национальными банками. Территориальные учреждения Центрального банка РФ не имеют статуса юридического лица:
В центральном аппарате Банка России ключевую роль играет Совет Директоров—коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности банка и осуществляющий руководство и управление Банком России.
В Совет Директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета Директоров, назначаемые Государственной Думой РФ.
Конституция РФ в ст. 75 закрепляет независимость Центрального банка от других органов государственной власти, которые не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Однако независимость не означает полной изолированности Центрального банка от других органов, ведь, в конце концов, он должен действовать в рамках экономической политики государства. Поэтому законодательство устанавливает некоторые правила взаимоотношений Центрального банка с другими государственными органами.
Банк России и Государственная Дума РФ. Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:
1. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центробанка по представлению
Глава V. Финансовое право
§ 6. Правовые основы банковской системы
Президента, а также членов Совета Директоров по представлению Председателя Центробанка РФ.
2. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.
3. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения проверки деятельности Центрального банка, проводит парламентские слушания о его деятельности и др. Банк России и Правительство РФ.
1. Установлено взаимное представительство Центрального банка и Правительства РФ. Председатель Банка или его заместитель участвуют в заседании Правительства РФ, а Министры экономики и финансов РФ или их заместители участвуют в заседаниях Совета Директоров Центробанка с правом совещательного голоса.
2. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
3. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, что является важной антиинфляционной мерой, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.
4. Банк России осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, осуществляет операции с федеральным бюджетом без взимания комиссионного вознаграждения.
Коммерческие банки в банковской системе РФ. Коммерческие банки создаются на основе любой формы собственности, в том числе и с привлечением иностранного капитала, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Банки осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. Виды коммерческих банковв РФ: 1. В начале 80-х годов государственные предприятия и организации создавали так называемые инновационные банки, основной задачей которых являлось финансирование и кредитование мероприятий, связанных с внедрением в производство научно-технических достижений.
2. В самом начале процесса образования коммерческих банков они носили в основном региональный характер, осуществляли комплексное банковское обслуживание клиентов по месту нахождения банков, т.е. сфера их интересов ограничивалась определенной территорией.
3. С течением времени банки укрепляли свое положение на рынке, расширяли территорию своей деятельности, создавали филиалы, становясь тем самым межрегиональными. Необходимо
отметить, что все крупные банки России имеют межрегиональный характер.
4. Кроме того, прижилась и такая форма коммерческих банков, как отраслевые банки, которые обслуживают в основном одну отрасль народного хозяйства (Химбанк, Авиабанк и др.).
5. Некоторыми особенностями своего правового положения отличаются банки с иностранным участием (совместные банки) и иностранные банки—банки, уставный капитал которых формируется иностранными физическими и юридическими лицами.
Решение об открытии каждого такого банка принимается Центральным банком. Для открытия филиала такого банка требуется специальная лицензия Центробанка РФ.
В настоящее время в России насчитывается свыше двух тысяч коммерческих банков, имеющих около пяти тысяч филиалов.
Банки на договорных началах могут совершать банковские опе-рации и сделки на основе лицензий (разрешений) Центрального банка. Однако при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций, банки РФ независимы от органов государственной власти.
Каждый банк обязан иметь определенный уставный капитал, роль которого заключается в предоставлении минимальных гарантий кредиторам банка в случае его ликвидации. Уставный капитал служит обеспечением обязательств банка. Как следует из смысла законодательства, коммерческий банк не может использовать в качестве своей формы компанию одноголица, так как уставный капитал банка должен формироваться из средств не менее чем трех участников. С начала 1995 года минимальный размер уставного капитала банков определен в сумме 3,4 млрд. рублей. Банк России может предъявлять дополнительные требования к учредителям Совместных и иностранных банков относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала.
Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.
Банки, включая Банк России, обязаны соблюдать тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Справки по операциям и счетам юридических лиц могут выдаваться самим юридическим лицам, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, аудиторским организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения.
Справки по счетам и вкладам граждан выдаются, кроме самих клиентов и их представителей, судам и следственным Органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные
Глава V. Финансовое право
§ 6. Правовые основы банковской системы
средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Полномочия Центрального банка РФ по регулированию деятельности коммерческих банков и надзору за ними. Одной из основных задач Центрального банка является банковское регулирование и осуществление .постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Главной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банковское регулирование и надзор ЦБ РФ в процессе образования коммерческих банков.
1. Любой коммерческий банк осуществляет свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Таким образом, лицензирование является одним из наиболее действенных методов регулирования деятельности коммерческих банков.
Центральный банк может выдавать несколько лицензий. Первой и основной является лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая всем банкам в процессе их создания. Для получения лицензии учредители банка представляют в Банк России определенные документы (ходатайство о выдаче лицензии, учредительные документы, экономическое обоснование, данные о руководителях банка) и ждут решения Банка России, который обязан принять решение не позднее 3-х месяцев с момента получения документов.
Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть несоответствие учредительных документов законодательству, а также неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка.
В лицензии ЦБ РФ предусматривается перечень операций, выполняемых банком.
Кроме первой или основной лицензии на проведение банковских операций существуют еще четыре лицензии, представляющие право на осуществление операций с валютными ценностями:
внутренняя валютная лицензия, действующая на территории Российской Федерации;
расширенная валютная лицензия, дающая дополнительно к внутренней полномочия на установление корреспондентских отношений с шестью иностранными банками;
генеральная валютная лицензия, позволяющая совершать любые операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации и за рубежом, а также некоторые другие банковские операции. Коммерческие банки, получившие генеральную лицензию, наделяются статусом уполномоченного банка, обладающего некоторыми
дополнительными полномочиями. Например, в области валютного контроля уполномоченные банки являются агентами валютного контроля;
на совершение некоторых операций с драгоценными камнями и металлами уполномоченные банки должны получить специальную лицензию.
2. В процессе создания коммерческих банков Банк России регистрирует уставы банков и ведет реестр банков, получивших лицензии (книгу регистрации банков).
3. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
4. Банк России дает согласие на совершение сделки по купле-продаже более 20 процентов долей (акций) кредитной организации.
Банковское регулирование и надзор ЦБ РФ в процессе деятельности коммерческого банка.
1. Основным инструментом банковского регулирования на этой стадии является установление обязательных нормативов:
минимального размера собственных средств кредитной организации, т.е. суммы уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли; предельного размера неденежной части уставного капитала; максимального размера риска на одного заемщика, устанавливаемого как отношение всей суммы кредитов, данных заемщику, к сумме собственных средств кредитной организации;
максимального размера риска на одного кредитора, определяемого аналогичным образом;
максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам; других обязательных нормативов.
2. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и др.
3. Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений.
Санкции, применяемые Центральным банком по отношению к коммерческим банкам. В случае нарушения кредитной организацией законодательства Российской Федерации, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации
250 Глава V. Финансовое право
Банк России имеет право: требовать устранения выявленных нарушений; взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала; ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам вкладчиков (кредиторов), Банк России вправе:
взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимальногоразмерауставногокапитала;
потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов, а также замены руководителя кредитной организации; реорганизации кредитной организации;
изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ