ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 2. Денежное обращение и денежная система
2.1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в
разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.
Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг;
для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.
В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет^ предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.
Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам
По некоторым оценкам, общая сумма наличных денег составила на начало 1995 г. 36 трлн. руб.
кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.
Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.
В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.
К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные
36
деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
И Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
2.2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения.
О Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
уровня цен товаров и тарифов (связь прямая); скорости обращения денег (связь обратная). Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:
Количество денег для выполнения функции средства обращения
Сумма товарных цен
Среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения денег)
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же
37
деньги в течение определенного периода постоянно переходят их рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.
При функционировании золотых денег их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.
С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:
общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
степенью развития безналичных расчетов (связь обратная); скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).
И Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:
Количество денег, необходимых в качестве средства
Сумма цен, реализуемых товаров и • услуг
Сумма цен проданных товаров в кредит, Сумма плате-срок оплаты по жей по долго-— которым не + вым обяза- -наступил тельствам
Сумма взаимно — погашающихся платежей
обращения и средства платежа
Среднее
число оборотов денег как средства так и средства платежа
обращения,
При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища, т.е. денежная масса увеличивалась и сокращалась, свободно приспосабливаясь к потребностям товарного производства, количество денег всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.
38
При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение.
Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценить количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.
Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства — товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны — соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.
О Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.
С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и структура денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX в. при золотом обращении структура денежной массы была в развитых странах такова: золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги —50% и остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10%; накануне Первой мировой войны — соответственно 15, 22 и 67%. Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру
денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной формах.
Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты mq, М\, mi, М), М^.
• Агрегат mq включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в вине слитков.
Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Республике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии которых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга. Преобладающая роль принадлежит банкнотам. * Агрегат М\ состоит из агрегата Мц и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М\ обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.
^Агрегат М^ содержит агрегат М\, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении оп-
40
ределенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты. В США агрегат mi включает: М\ — 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%), сберегательные и срочные депозиты — 74%.
• Агрегат М-) содержит агрегат М^ , сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.
• Агрегат Мц равен агрегату М-) плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях.
Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при М^ > М\, оно укрепляется при mi + Mj > М\.
В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.
Для определения денежной массы страны используют разное количество агрегатов (например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты mq, М\, M-i, My. К денежным агрегатам относят: mq — наличные деньги в обращении; М\, кроме mq — средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; Mi равняется М\ плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках. в том числе компенсация; Му состоит из mi и сертификатов, облигаций государственного займа.
К началу 1994 г. структура совокупной денежной массы Российской Федерации имела следующий состав:
mq - 29,8%; М\ (без mq) - 66,71%; Мг (без М\) - 3,1%; My (без М-1) - 0,5%.
Данные свидетельствуют, что почти треть денежной массы приходится на наличные деньги. Причем этот денежный агрегат за последние четыре года резко увеличился. Рост наличных денег, которые обслуживают население, а в современных усло-
41
виях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает нехватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота в наличный— результат жесткой финансовой полигики и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокращение безналичного оборота свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.
Совокупный объем денежной массы (денежный агрегат Mi) увеличивался быстрыми темпами, о чем свидетельствуют следующие данные (на конец соответствующего года): в 1992 г. — 7,14 трлн. руб.; 1993 г. — 36,72 трлн. рубл. и в 1994 г. — 106,4 трлн. руб.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.
Количество денежной массы определяется государством — эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. В России главная причина увеличения денежной массы — государство, огромный дефицит федерального бюджета, который в значительной степени погашался в течение 1992 — 1994 гг. выпуском денег в обращение. Товарный оборот в то же время в реальном выражении даже сократился из-за падения темпов производства.
Другой фактор, влияющий на денежную массу, — скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа. Для расчета этого показателя используют косвенные методы, в том числе:
• скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение:
Валовой национальный продукт, или национальный доход Денежная масса (агрегаты М) или М; )
Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития;
• оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением:
Сумма денег на банковских счетах
Среднегодовая величина денежной массы в обращении
42
Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Применяются и другие показатели скорости оборота денег.
На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.
Но так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денежная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению, денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.
2.3. Денежная система и ее элементы
Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI — XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения.
В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) различают денежные системы двух типов:
система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;
система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обра-
43
щении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.
При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.
• Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. На рынке устанавливались две цены на один товар. Эта система существовала в XVI — XVIII вв., а в раде стран Западной Европы действовала и в Х1Хв.
Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента вступало в противоречие с природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех товаров. Эта система не обеспечивала устойчивости денежного обращения, поскольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило к колебанию цен на товары. Развитие капитализма, требующее стабильности денежной системы, единого всеобщего эквивалента, обусловило переход к монометаллизму.
• Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из одного благородного металла и знаки стоимости, разменные на монеты. Серебряный монометаллизм существовал в России (1843 — 1852 гг.), Индии (1852 — 1893 гг.), Нидерландах (1847 — 1875 гг.), Ккгае (до 1935 г.). В большинстве развитых стран в конце XIX в. биметаллизм и серебряный монометаллизм сменился золотым монометаллизмом. В России золотое обращение стало действовать с 1897 г.
• Различают три разновидности золотого монометаллизма: зо-лотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.
Золотомонетный стандарт, соответствующий периоду свободной конкуренции и развития производства, кредитной системы и торговли, характеризовался золотым обращением, свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением золота между странами. Закон денежного обращения действовал автоматически. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война, потребовавшая больших военных затрат, вызвала рост дефицита воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.
44
После окончания Первой мировой войны вводятся урезанные формы золотого монометаллизма: золотослитковый стандарт (Великобритания, Франция), при котором банкноты обменивались на золотые слитки, и золотодевизный стандарт (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и др.),при котором банкноты обменивались на девизы (платежные средства в иностранной валюте), разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929 — 1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги.
Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.
• В 1944 г. международная денежная система капитализма сформировалась в рамках мировой валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США). По форме Бреттон-Вудская денежная система представляла собой своеобразный межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами являются:
золото выполняло функцию мировых денег, оно выступало средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;
кроме золота в международном платежном обороте использовались национальная денежная единица США — доллар и английский фунт стерлингов, имеющий более узкую сферу действия;
доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официально установленному соотношению, если он представлялся (с 1934 г.) центральными банками и правительственными учреждениями стран. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее;
национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом (МВФ) соотношениям. Все обратимые национальные денежные единицы через доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты между странами.
В связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны международная
45
денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, в 1971 — 1973 гг. потерпела банкротство: доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; был прекращен обмен с 1 августа 1971 г. доллара на золото; отменена официально долларовая цена золота.
• На смену Бретгон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная система, оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:
а) мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ — СДР, которые становились международной счетной единицей;
б) доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;
в) юридически была завершена демонетизация золота: утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены. Однако золото осталось резервом государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран.
О Современные денежные системы зарубежных стран, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного обращения.
. • Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам)
• Масштаб цен — как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Последнее определение масштаба цен утратило экономическое значение, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров (см. § 1.2).
46
• Виды денег, являющихся законными платежными средствами, — прежде всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся банковские билеты в 100,50,20,10,5,2 и 1 доллар (выпуск 500-долл. и выше прекращен), казначейские ноты (билеты, выпускаемые Казначейством США) в 100 долл., а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10 и 1 цент.
В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются либо выпускаются в ограниченных количествах, тотда как в слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое обращение. Так, в Индонезии обращаются банкноты достоинством 10000, 5000, 1000, 500, 100 рупий, казначейские билеты — 200, 100, 25, 10, 5 и 1 рупий и монеты — 100, 50, 25, 10, 5, 2 и 1 сен (1 сен равен 0,01 рупии).
• Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:
центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в развитых странах) общего выпуска наличных денег.
Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег.
Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономике в середине 70-х годов получило распространение тарге-тирование — установление целевых ориентиров с целью регу-
47
лирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которыми должны руководствоваться центральные банки.
Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (mi, mi, My, Мц), во Франции — только агрегат Мг. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.
И Итак, современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими основными чертами:
1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;
2) переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;
3) сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;
4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;
5) развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновремеяном сокращении наличного; 6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу.
2.4. Денежная система Российской Федерации
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим правовые ее основы.
48
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
49
определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента (дисконтную политику); нормы обязательных резервов кредитных учреждений; операции на открытом рынке;
регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие (см. гл. 17).
SO
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;
сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
2.5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
Инфляция — кризисное состояние денежной системы. Термин "инфляция" применительно к денежному обращению появился в середине XIX в. и связан с огромным выпуском бу-
мажных долларов ("гринбеков") в годы Гражданской войны США (1861 — 1865 гг.). Длительное время под инфляцией понимали обесценение денег и рост товарных цен, считая ее монетарным явлением. До сих пор некоторые зарубежные авторы определяют инфляцию как повышение общего уровня цен в экономике.
Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов. Первопричина инфляции — диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.
Необходимо различарь внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные — монетарные. Неденежные — это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно-монополистическое ценообразование, кредитная экспансия, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера и другие. Денежные — кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредтгных орудий обращения в результате расширения кредитной системы, увеличения скорости обращения денег и др.
Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.
Итак, инфляция как многофакторный процесс — это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения. Формы проявления инфляции:
а) рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
б) понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Например, в 1991 г. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб., а на 8 августа 1996 г. 1 долл. США = 5247 руб. В 1997 г. прогнозируемый курс доллара на уровне 5560 руб. в среднем за год.
в) увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице. Так, 1 тройская унция золота продавалась в 60-е годы на официальном рынке за 35 долл., а в конце 1995 г. — 350— 400 долл.
Виды инфляции. В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:
ползучую при ежегодных темпах прироста цен на 3—4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;
галопирующую при среднегодовых темпах прироста цен на 10—50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;
гиперинфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.
Типы инфляции. В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.
• Инфляция спроса. Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров. Инфляция спроса обусловлена:
а) милитаризацией экономики и ростом военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционируют на рынке, ее приобретает государство и направляет в запас. Деньги для обслуживания этой продукции по существу не требуются, поскольку она не переходит из рук в руки;
б) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется либо государственными займами, либо эмиссией банкнот, что создает государству дополнительные средства, а следовательно, и дополнительный спрос;
в) кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к
увеличению кредитных орудий обращения, которые также создают дополнительные требования на товары и услуги;
г) притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а следовательно, и излишний спрос.
И Итак, инфляция спроса наблюдается в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.
• Инфляция издержек производства. Причины такой инфляции:
а) снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а следовательно, к уменьшению прибыли. В конечном итоге это скажется на снижении объема производства, сокращении предложения товаров и росте цен;
б) расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсюда общий рост цен на услуги;
в) повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату. Компании отвечают на такой рост инфляционной спиралью; повышение заработной платы вызывает рост цен и новое повышение заработной платы.
г) высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров, и общий уровень издержек растет.
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен. Индекс цен измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг ("рыночная корзина") для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Индекс цен в 1996 г. =
Цена "рыночной корзины " в 1996 г.
Цена аналогичной "рыночной корзины в базовом периоде (например, в 1990 г.)
54
Продовольственная рыночная корзина в России состоит из 19 товарных единиц и равнялась в конце 1995 г. 131 тыс. руб.
О Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом. 1. Ухудшается экономическое положение:
снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенным перспективы развития производства;
происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклониться от налогообложения; расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен; ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг;
обесцениваются финансовые ресурсы государства. 2. Возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченных слоев общества. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход), а соответственно и общий уровень жизни населения, если номинальный доход будет отставать от роста цен. Особенно тяжела инфляция для лиц с фиксированными доходами: пенсиями, пособиями, заработной платой госслужащих. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения и накопления граждан. В связи с этим, чтобы задержать резкое падение жизненного уровня, государство осуществляет индексацию доходов, индексацию налоговых льгот.
Развертывание инфляции приводит к такому обострению экономических и социальных противоречий, что государства начинают предпринимать меры для преодоления инфляции и стабилизации денежного обращения. Основные формы борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.
• Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и утепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.
• Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.
55
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения продентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению экономического роста.
Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Особой формой борьбы с инфляцией, которую использовали страны (Польша, Израиль) при галопирующей инфляции, была шоковая терапия. Суть ее — в стимулировании развития рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен и, как результат, — в снижении жизненного уровня населения.
Особенности инфляционного процесса в России. Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены на свободу, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие. С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать.
Отечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития (перехода от плановой к рыночной экономике), высокими темпами роста цен.
• Главными неденежными факторами инфляции 90-х годов являются:
кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики;
неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере производства, низком уровне производительности труда и качества продукции.
• К основным денежным факторам инфляции относят: либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции дали возможность монополистическим структурам овладеть реализацией товарной массой и диктовать цены;
56
дефицит бюджета, который составлял в 1992 — 1994 гг. 8—10% ВВП (на Западе не более 5—6%), резко возрастал с падением производства, сокращением реальных доходов у предприятий и населения. До 1995 г. он покрывался преимущественно эмиссией денег;
кредитную экспансию банков, носившую непроизводительный характер;
долларизацию денежного обращения. Значительный приток иностранной валюты увеличивал цены на товары и услуги; распад "рублевой зоны";
бегство за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов граждан;
введение приватизационных чеков, играющих роль денежного суррогата, и другие факторы.
Специфические особенности инфляционного процесса в России определяют специальные подходы к осуществлению эффективной отечественной антиинфляционной политики. Необходимы следующие мероприятия:
разработка и осуществление государственных программ развития экономики, прежде всего отраслей и предприятий, способствующих становлению конкурентного, высокотехнологи-ческого и наукоемкого производства;
проведение последовательной антимонопольной политики и создание широкой сети экономической информации для предприятий;
усиление стимулов производственного накопления, включая субсидирование, способное поддержать процесс накопления у предпринимателей и населения;
изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления, т.е. создание условий для перелива капитала из 1 во II подразделение общественного производства;
стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков и ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита;
совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
создание условий для прекращения импорта инфляции. С этой целью обеспечить превращение зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения, которые, поступив в нашу страну, смогли бы оживить инвестиционный процесс;
57
изменение денежно-кредитной политики, которая должна обеспечить тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма товарно-денежных отношений.
Для проведения в жизнь этих мероприятий потребуется определенное время, и они неизбежно вызовут укрепление денежной единицы России и стабилизацию денежной системы в целом. Уже в 1997 г. среднемесячные темпы инфляции планируются в размере 0,8% в связи с ожидаемым прекращением спада промышленного производства и стабилизацией финансов.' В свою очередь это окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов.
1 Послание Президента РФ Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике в 1997 году"
58



ОГЛАВЛЕНИЕ