ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 18. Безналичные расчеты
18.1. Основы организации безналичных расчетов
В рыночных условиях особо актуальна четкая организация денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности.
Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков, введение корреспондентских отношений между ними и государствами — бывшими республиками СССР.
Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.
Четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа
392
хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности.
Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Как отмечалось ранее, значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.
Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.
Бесперебойность расчетов обеспечивают следующие основные принципы организации безналичных расчетов.
1. Все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм.
2. Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
3. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей. Однако в условиях кризиса платежей большинство поставщиков предъявляет требования предоплаты — предварительного получения денег перед отпуском товара.
4. Платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия. Это важное условие препятствует банку в распоряжении средствами, принадлежащими хозяйствующим органам, открывшим счета в данном банке.
5. Установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению.
Соблюдение этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития рыночной экономики.
Пока расчеты происходят безналично, т.е. деньги списываются с одного счета и зачисляются на другой счет в банке, в
393
банках оседают денежные средства, становящиеся кредитными ресурсами.
Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
Следует отметить, что в безналичном обороте могут участвовать и деньги, являющиеся личной собственностью граждан и хранящиеся в виде сбережений на счетах банков. Оплата расходов населения безналичным путем может осуществляться со счетов по вкладам. Замещение в этих случаях наличных денег безналичными расчетами также сокращает издержки обращения.
• Основа безналичных расчетов — межбанковские расчеты. В настоящее время они строятся на основе системы межфилиальных оборотов и расчетов по корреспондентским счетам (корсче-там).
Через систему межфилиальных оборотов (МФО) рассчитываются в основном учреждения Центрального Банка, которые имеют свой счет МФО. Указывая этот номер на каждом платежном документе, учреждение банка способствует быстрому проведению расчетов. МФО должны осуществляться так, чтобы обеспечивать сохранность средств, не допускать ошибок, несанкционированного доступа к движению документов, предотвращать засылку денег не по адресу. Поэтому в системе МФО каждая начальная операция дублируется ответной (существуют понятия начального МФО и ответного МФО), а на балансе банков выделяются специальные балайсовые счета, на которых отражаются начальные и ответные обороты.
Учреждение банка, начинающее МФО, посылает другому учреждению поручение на зачисление и списание средств. Это поручение называется авизо. Различают авизо кредитовые (деньги перечисляются) и дебетовые (средства списываются). В учреждении банка, получившем авизо, совершается ответный оборот, подтверждающий, что полученное авизо принято к исполнению. Банки регулярно следят за совпадением начальных
394
и ответных оборотов, ччо достигается их сличением — к ви-товкой.
С созданием коммерческих самостоятельных банков возникла необходимость дополнить межбанковские расчеты еще одним элементом — расчетами по корреспондентским счетам (корсчетам), открываемым каждому коммерческому банку в ЦБР. На местах ЦБР представлен расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), в которых и открываются корреспондентские счета коммерческим банкам. Предприятия для получения денег с покупателей за продаваемый товар должны в платежных документах указать и номер МФО РКЦ, и номер корсчета своего банка. РКЦ для коммерческого банка — это как бы коммерческий банк для предпринимателя. На корсчете в РКЦ оседают деньги, имеющиеся у коммерческого банка.
Банк может осуществлять взаиморасчеты через РКЦ с другими банками обычно только в пределах имеющегося остатка свободных средств. Некоторые банки, не имея таких средств, не могут своевременно переводить деньги по поручениям своих клиентов. До 1994 г. банки могли пользоваться для проведения расчетов кредитом, выдаваемым РКЦ для покрытия дебетового сальдо по корсчету. Если дебетовое сальдо возникает часто, то банк не может нормально работать. Каждый коммерческий банк должен укладываться в пределы имеющихся у него пассивных ресурсов, т.е. не допускать дебетового сальдо на корсчете.
Для обеспечения такого порядка установлен следующий режим оплаты документов банка с его корсчетов. Платежи с корсчета коммерческого банка, включая перечисление средств в фонд обязательных резервов, осуществляются в пределах остатка средств на этом счете на начало операционного дня. Если в РКЦ технически возможен учет сумм, поступающих в пользу коммерческого банка в течение текущего рабочего дня, то операции по корсчету коммерческого банка могут проводиться с учетом этих сумм. Порядок совершения платежей с корсчета коммерческого банка в пределах остатка средств на нем распространяется на корреспондентские субсчета филиалов всех коммерческих банков.
• В безналичных расчетах обязательно участвуют два (или более) хозяйствующих органа .и банк. Без открытого в банке счета невозможно совершение жирооборота, т.е. платежей без участия наличных денег, расчетов путем записей по банковским счетам.
395
Обслуживание платежного оборота банками заключается в отражении соответствующих сумм по активу или пассиву этих счетов. Каждый экономический и хозяйствующий субъект хранит свои средства в банках. Действующим хозяйственным законодательством предусмотрено, что банки принимают и хранят на счетах денежные средства клиентов, осуществляют по их поручению расчетные, кредитные, кассовые и другие банковские операции.
Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке вне места своей регистрации с согласия последнего. Юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банка^. Необоснованный отказ банка, уставом которого предусмотрены осуществление соответствующих банковских операций, принять денежные средства клиента на хранение и открыть счет может быть обжалован клиентом в суде.
Между банком и клиентом заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании с открытием соответствующего банковского счета. По договору банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента, зачислять поступающие на этот счет суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче денег со счета и проведении других банковских операций, предусмотренных для счета данного вида законодательными актами, банковскими правилами и договором.
Для открытия счета в банк представляются заявление, свидетельствующее о регистрации, заверенная нотариусом карточка с образцами подписей и печати. Записи по открытым в банке счетам (или отражение операций в электронной памяти машины) представляют собой отражение денежных оборотов хозяйствующего субъекта.
Банк может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету. Клиент вправе распоряжаться этими средствами и получать доходы (проценты) по ним. Банк не имеет права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законодательством или договором ограничения на его права. Без распоряжения клиента списание средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда, ар-
битражного суда, если иное не предусмотрено законодательством.
Банк гарантирует тайну счетов клиента. Предоставление банком сведений о состоянии счетов и об операциях по ним без согласия клиента не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Договор банковского счета прекращается по заявлению клиента и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Отсутствие операций по банковскому счету не влечет прекращения договора.
В банковской бухгалтерии поступление денег на счет клиента отражается на кредитовой стороне счета, а остаток на каждый данный момент представляет кредитовое сальдо. Расходование средств со счета отражается как дебетовые обороты. Как правило, остатки на расчетных счетах клиентов должны быть кредитовые.
Механизм организации безналичных расчетов не должен осуществляться столь автоматически, чтобы в любом случае пополнять недостающие у хозяйствующего органа ресурсы. Безналичный оборот и кредитование банками должны быть организованы таким образом, чтобы не выпускались избыточные для оборота безналичные средства, которые могут при определенных условиях стать факторами роста инфляции. Это значит, что кредит или кредиторская задолженность всех видов не должны возмещать им те средства, которые потеряны вследствие убытков и бесхозяйственности, нарушения принципов коммерческой деятельности. Если предприятие плохо работает и у него не хватает средств на счете в банке, то оно, естественно, не имеет возможности своевременно платить по своим долгам. Банк в таком случае может выдать кредит лишь при соблюдении ряда условий (под гарантию, при отсутствии длительно просроченных ссуд и т.д.).
Кроме расчетных в банках могут открываться и текущие счета (обычно для филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятий, а также филиалов и представительств кооператива).
Наряду с указанными счетами в банке хозяйствующим органом может быть открыт депозитный счет для хранения в течение определенного времени части средств предприятия.
396
397
18.2. Формы безналичных расчетов
Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать любую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и хозяйственных задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность и нарушаются важнейшие принципы хозяйствования.
В современных условиях рекомендуются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; чеками; аккредитивами;
платежными поручениями-требованиями; платежными требованиями.
• Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручения действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки.
Банк принимает платежное поручение от плательщика к исполнению только при наличии денег на его расчетном счете. Если средств для платежа нет и банк не считает возможным выдать предприятию ссуду, то документы возвращаются. При равномерных постоянных поставках расчеты между поставщиками и постоянными покупателями совершаются в порядке плановых платежей с использованием расчетов платежными поручениями.
При проведении таких расчетов плательщик сдает поручение в трех экземплярах своему учреждению банка. Документы из банка плательщика направляются в учреждение банка, обслуживающее получателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет получателя.
398
Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи сразу после отгрузки, т.е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
• Расчеты чеками. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных (специально отложенных) на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чековой книжки). В данном случае банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счет вьщеленного кредита. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.
Для получения чековой книжки предприятие должно подать заявление в одном или двух экземплярах, если оплата гарантируется банком. Заявление подписывается лицами, имеющими право распоряжаться средствами с расчетного счета. В заявлении указывается номер счета, с которого будут оплачиваться чеки. При выдаче чеков с предварительным депонированием эта сумма отражается на чековом счете. В целях обеспечения платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением о выдаче чека заявитель должен представить платежное поручение на перечисление средств с расчетного счета на чековый счет.
Перед выдачей чека клиенту банк обязан заполнить все реквизиты чека, чтобы в дальнейшем и получатель, и банк имели все необходимые данные для правильного оформления денежного платежа. Заполненный чек вручается плательщиком хозяйствующему органу, оказывающему услугу или передающему товар. Полученные заполненные чеки поставщик передает своему банку для взыскания денег с плательщика. Получив чек, банк зачисляет сумму по чеку на расчетный счет получателя средств. Затем документы передаются в банк плательщика для списания средств с чекового счета.
При расчетах чеками могут использоваться лимитированные чековые книжки, при выдаче которых банк заранее депонирует деньги на отдельном счете. На обложке такой книжки указывается предел, т.е. лимит суммы, на которую могут быть выписа-
399
ны чеки. При расчетах чеками из лимитированных чековых книжек деньги должны зачисляться получателю только после того, как поступят средства, снятые со счета чекодателя. Клиент, с которым рассчитывались чеком из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк, а тот пересылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа снимаются деньги и перечисляются в банк получателя платежа.
Следует обратить внимание на недействительные чеки, которые предъявлены при отсутствии средств на счете чекодателя и банк заранее не гарантировал их оплату. Чек считается также недействительным, если превышены гарантированные банком суммы или 'он выписан после даты отправки уведомления об отказе гарантировать платежи.
• Расчеты аккредитивами. Обязательство банка, возникающее по поручению клиента, произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора, называется аккредитивом.
При этой форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающей покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.
Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.
В современной практике используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.
При покрытом (депонированном) аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк).
Непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся
400
клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления этому банку права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.
Отзывный аккредитив сейчас применяется редко в расчетах, поскольку его условия могут быть изменены или он может быть аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает об этом исполняющий банк, а последний — поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика, до получения уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик, правда, может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся.
При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только для расчетов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре между плательщиком и поставщиком. В договоре об аккредитиве обычно указываются: наименование банка-эмитента; вид аккредитива; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень документов, представляемых поставщиком для получения средств; сроки представления документов для оплаты после отгрузки товаров.
Банк-эмитент открывает непокрытые (гарантированные) аккредитивы по договоренности с покупателем в соответствии с установленными корреспондентскими отношениями с другим банком, обслуживающим поставщика.
Для открытия аккредитива плательщик должен представить в свой банк (банк-эмитент) заявление на бланке установленной формы, содержащее перечень данных, позволяющих проверить полноту выполнения договора между поставщиком и плательщиком. В практике расчетных отношений используется термин "документарный аккредитив".
401
Поставщик для получения денег представляет банку документы (реестры счетов и др.), подтверждающие выполнение всех условий аккредитивного заявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцепт, т.е. предварительное согласие уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной подписи. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания номеров транспортных документов, вида транспорта, на котором отправлен груз.
Реестры счетов, подлежащие оплате в банке поставщика, представляются в трех экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой дается поставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику.
Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается по истечении срока, о чем уведомляет банк-эмитент. Если возникают претензии к поставщику, то они рассматриваются участниками расчетной операции без вмешательства банка.
Преимущество такой формы расчетов — в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.
Однако в расчетах непокрытыми аккредитивами существуют некоторые особенности — в исполняющем банке оплата продукции поставщику производится не за счет средств, забронированных заранее, а лишь в случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установлены корреспондентские отношения.
• Расчеты платежными требованиями-поручениями. В этой современной форме расчетов поставщик предъявляет требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных документов стоимость поставленной продукции или выполненных работ.
Платежные требования-поручения выписываются на бланках установленной формы и вместе с документами об отгрузке и счетами направляются в банк покупателя. Банк передает документы плательщику, который ставит на требовании-поручении свою печать на всех экземплярах и передает их в банк. Банк, получив эти по существу акцептованные документы, списывает средства со счета плательщика. После завершения операции документы помещаются для хранения в
402
"документы дня". Второй экземпляр документов направляется банку, обслуживающему поставщика.
Срок представления плательщиком в банк полученных от поставщика требований определяется сторонами в договоре. Если возникает необходимость перевести деньги телеграфом, то на всех экземплярах требования-поручения делается специальная отметка: "платеж перевести телеграфом". Разумеется, платежное требование-поручение исполняется банком плательщика лишь при наличии у него на счете денег. Если плательщик отказывается полностью или частично от оплаты, то спор решается непосредственно сторонами в порядке и в сроки, определенные договором. В договоре может быть предусмотрена ответственность за несвоевременное представление в банк для оплаты документов и поручений. Расчеты по требованиям-поручениям по существу приближаются к расчетам, которые обеспечивают обязательный платеж при наличии денег на счете покупателя.
• Расчеты платежными требованиями. Платежные требования широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.
Платежное требование содержит все необходимые реквизиты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки и т.д. Поставщик не сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему учреждению банка взыскать платеж. Следовательно, составленные документы поставщик передает в свой банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкассо. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обязательство вовремя переслать их в учреждение банка, обслуживающее покупателя, взыскать там с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика.
После проверки сдаваемые на инкассо документы направляются в учреждение банка, обслуживающее покупателя. Поступающие деньги банк покупателя зачисляет на счет банка поставщика.
Учреждение банка, обслуживающее покупателя, получив присланные учреждением банка поставщика платежные требо-
403
вания, сообщает об этом покупателю, .который, ознакомившись с документами, дает 'согласие на платеж или отказывается от их акцепта.
• Акцепт является тем элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный инструмент контроля за деятельностью поставшика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объеме, по установленной цене и тд. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель не даст согласия на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдет акт реализации. Акцепт счета — это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.
При положительном акцепте требуется письменное согласие на оплату документов (такая форма акцепта сейчас почти не применяется). Отрицательный акцепт имеет довольно широкое распространение и применяется в расчетах между хозяйственными организациями, предприятиями и учреждениями. При данной форме акцепта покупатель в течение установленного срока может заявить отказ от акцепта, и если он этого не сделал, то платежный документ считается акцептованным и обязателен к платежу.
При предварительном акцепте платеж совершается после получения согласия; при последующем акцепте сначала производится платеж, после чего покупатель, в случае недобросовестности поставщика, может предъявить контрпретензию по возврату списанных с его счета сумм. Срок для последующего отказа от акцепта — три дня с момента получения банком платежного требования. Он может быть продлен, если это предусмотрено в хозяйственном договоре. В настоящее время применяется только предварительный акцепт.
Полный отказ от акцепта возможен в случае, если товар не соответствует условиям договора; недоброкачественный; нестандартный; не заказан; переадресован в пути другому покупателю.
При частичном отказе акцептуется часть суммы счета. Это практикуется, если цены завышены против договорных; наряду с заказанными отгружены незаказанныц товары; допущены арифметические ошибки и т.п.
404
Получив согласие на оплату (а при последующей форме акцепта сразу после получения документов), учреждение банка оплачивает документы и перечисляет средства в банк, где ведется расчетный счет поставщика. Если расчетные документы должны оплачиваться с расчетного счета покупателя, а денег там не оказалось, и если предприятие не имеет права на кредит, то эти документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотека № 2 ). Об этом сообщается поставщику, и за каждый день просрочки платежа с покупателя взыскиваются пени в претензионном порядке в размере, предусмотренном в договоре.
Расчеты платежными требованиями могут применяться, если они предусмотрены в договорах между поставщиками, покупателями и их банками, за отгруженные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и по другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками. Под договором между хозяйствующим органом и банком подразумевается договор банковского счета, который должен быть заключен при его открытии. Банки не вправе отказывать в приеме к исполнению платежных требований, даже если эта форма расчетов не предусмотрена в договоре банковского счета.
В течение срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке № 1. При отсутствии средств у плательщиков акцептованные платежные документы помещаются в картотеку № 2, и их оплата производится по мере поступления средств в установленной очередности.
При равномерных, постоянных поставках товаров и оказании услуг можно рассчитываться в порядке плановых платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового платежа устанавливается сторонами исходя из объема поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж представляется платежное поручение.
• В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения. Инкассо — это поручение банку взыскать деньги с плательщика. Такие поручения обычно используются при принудительном взыскании средств. Взыскатели представляют в банк инкассовое, поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа.
Поручения, основанные на приказах арбитража, решениях суда или исполнительных надписях, учиненных нотариусами, предъявляются при соответствующих подлинных исполнитель-
405
ных документах или их дубликатах. В исполнительных документах должны содержаться: полное и точное наименование взыскателя и плательщика; размер взыскиваемой суммы; с какого счета плательщика сумма подлежит списанию.
Инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем на инкассо-непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам — учреждению банка, обслуживающему взыскателя.
При взыскании по исполнительным документам в пользу отдельных граждан учреждение банка, в котором находится счет плательщика, принимает исполнительные документы только через судебного исполнителя, состоящего при суде, в районе деятельности которого находится данное учреждение банка.
Очередность платежей. Для нормализации платежного оборота, сокращения неплатежей с 1994 г. предусмотрен ряд дополнительных мер по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве. Установлен временный порядок использования средств, поступающих на счета предприятий и организаций в банках, т.е. введена новая очередность платежей со счетов клиентов банка — юридических лиц. Прежде всего предприятия имеют право использовать остаток денег на своих счетах на неотложные нужды в размерах, не превышающих 5% среднедневных поступлений за предшествующий квартал. В числе суммы на неотложные нужды может быть и выплата заработной платы в размере до пятикратной минимальной месячной оплаты труда с учетом фактической среднесписочной численности работников в пределах заработанных средств.
По ходатайству клиента, когда деньги на расчетный счет поступают не ежедневно, а периодически, банк вправе оставлять на неотложные нужды средства на весь период сразу.
При полном отсутствии поступлений в течение какого-либо периода клиент имеет право использовать неполученные средства на неотложные нужды в следующем периоде. В то же время по заявлению хозяйствующего органа неиспользованные средства за истекший период могут быть оставлены для использования в последующем. Если заявления не поступило, то деньги направляются на оплату документов из картотеки № 2.
406
В первоочередном порядке производятся платежи в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный и другие целевые внебюджетные фонды. Остальные платежи совершаются в порядке наступления сроков платежей, т.е. в календарной очередности поступления в банк платежных документов. Деньги, выделяемые из бюджетов, перечисляются на отдельные бюджетные (текущие) счета юридических лиц, с которых они расходуются строго по целевому назначению.
18.3. Расчеты пластиковыми карточками
Развитие электронной тех^ки позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги.
Пластиковая карточка представляет собой пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счету в банке. При бумажной технологии продавец с помощью специального терминала считывает информацию с карточки, проводит авторизацию (через особую линию связывается с процессинговым центром, в котором хранится подробная информация о состоянии счета) и выясняет, можно ли оплатить покупку. Подробная информация о покупке фиксируется на слипе (отпечатке с карточки) и направляется в центр платежной системы или банк. Подпись на слипе означает приказ перевести деньги за покупку со специального карточного счета на счет продавца.
В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе санкционирует дебетование его банковского счета.
По экономическому содержанию различают кредитовые и дебетовые карточки. Кредитовые карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд.
Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом
407
через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.
• Банковские кредитовые карточки предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения авансов в наличноденежной форме. Главная особенность этой карточки — открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически каждый раз, когда производится покупка товара или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия действует в пределах установленного банком лимита. В некоторых системах банковская кредитная карточка может применяться для льготной оплаты некоторых видов услуг (например телефонных разговоров), а также для получения денег в банковских автоматах.
Различаются индивидуальные и корпоративные карточки. Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и могут быть "стандартными" или "золотыми" (предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей). Корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям или просто ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, связанные с корпоративным карточным счетом. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карточек.
• Карточки туризма и развлечений выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании этой сферы, например "Америкой экспресс" и "Дайнерс клаб". Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, они также предоставляют владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению сквдок с цены товара, страхованию жизни и тл. В этих системах также существуют индивидуальные и корпоративные карточки.
• Частные кредитовые карточки предприятий торговли и услуг. Применение этих карточек ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например, цепью универмагов или системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Получили распространение банковские частные карточки, с помощью которых можно совершать покупку в определенных
408
магазинах со скидкой, но выпуск карточек, выдачу кредита по покупкам и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк — участник соглашения.
• Карточки для покупки через терминалы в торговых точках также относятся к разряду дебетовых. Они привязаны к чековому или сберегательному счету владельца карточек и не предусматривают автоматического предоставления кредита. Карточка выполняет функции банковского чека, однако ее применение более надежно, так как идентификация владельца производится в момент совершения сделки, и деньги перечисляются на банковский счет торгового предприятия немедленно.
• Карточки для банковских автоматов — это разновидность дебетовых карточек, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства, установленные в банках, торговых залах, на вокзалах и тд. При наличии карточки деньги можно получить в любое время суток и по праздничным и по выходным дням. Кроме того, владелец избавлен от необходимости посещать свое отделение банка и может воспользоваться автоматами, расположенными в торговых центрах, на вокзалах и тд.
• Еще одна классификация пластиковых карточек связана с их технологическими особенностями. Наиболее распространены карточки двух видов — с магнитной полосой и со встроенной микросхемой.
Карточки с магнитной полосой имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых учреждений. Если карточка вставлена в соответствующее считывающее устройство, индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки.
На карточках магнитная полоса имеет несколько дорожек для фиксации необходимых сведений в закодированной форме. На одной из дорожек записан персональный идентификационный номер (ПИН), который вводится владельцем карточки с помощью специальней клавиатуры при использовании им банковских автоматов и терминалов. Набранные цифры сравниваются с ПИН-кодом, записанным на полосе.
В карточках со встроенной микросхемой хранителем информации, которая записывается заранее, а затем может обнов-
409
ляться в момент совершения сделки, служит микросхема. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность На основе записанных в микросхеме сведений сделка по карточке может осуществляться в автономном режиме, т.е. без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции.
В России наибольшее распространение получили дебетовые карточки. Причем применяются карточки как международных систем (ВИЗА, Еврокард-Мастеркард, Америкен экспресс, Ди-нерс Клаб), так и отечественные карточки (СТБ-Кард, Мост-кард и др.)



ОГЛАВЛЕНИЕ