<< Предыдущая

стр. 2
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

му какой-либо страны, хотя бы и самой развитой, вряд ли можно
отнестись серьезно.

Что касается рекламных заявлений об абсаяютной. свободе
предпринимательской деятельности в условиях современного рын-
ка, то их следует воспринимать спокойно. За <ими скрываются
или наивные патриотические мотивы, или романтическое преуве-
личение свободы в тойили'иной стране, или просто ностальгия
по давно ушедшим временам Адама Смита. К сожалению, иногда
за такого рода взглядами распознается хорошо продуманный об-
ман - просто иностранному инвестору в чужой стране хочется
встретить знакомый и привычный правовой климат, а может быть,
более мягкий, чем в своей стране. Между тем в ряде сфер эконо-
мической жизни таких стран, как США, Германия и Япония, су-
ществует весьма жесткое правовое регулирование.

Таким образом, главная цель данной книги состоит в том,
чтобы ввести читателя в круг весьма сложных проблем формиро-
вания национальной системы хозяйственного законодательства.
Эти проблемы касаются как правотворчества, так и правопримене-
ния. Поэтому она может оказаться полезной прежде всего студен-
там и аспирантам юридических вузов, готовящихся к работе в на-
званных сферах. Думается, что наша книга окажет определенную
помощь и любому другому специалисту, который в силу своей
профессии сталкивается с нормами хозяйственного законодательст-
ва и не хотел бы относится к ним как к простой данности, а то
и бездумно.

Автор не исключает и того, что эта книга могла бы служить
введением, преддверием будущего фундаментального курса хозяй-
ственного права Украины.

Глава 1

ОбЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

Одним из важнейших рычагов упрочения государственной не-
зависимости Укра^ы является создание национальной правовой
системы. Эта систма призвана обеспечить функционирование на
принципиально н^ой основе политико-государственных, экономи-
ческих и социалы^-культурных отношений в республике.

Созидательная,творческая роль нового права Украины должна
проявиться во все2 сферах общественной жизни. Однако есть сфе-
ра, которая испытчвает потребность в этом особенно остро,- это
сфера материального производства, экономика. Обретение Украи-
ной независимост) совпало по времени с переходом к многоук-
ладной экономике социально ориентированному рынку, поэтому
обеспечение такой перехода, создание рациональных форм хозяй-
ствования - зада^ первостепенной важности для права.

Строительство самостоятельной экономики Украины, управле-
ние процессом о^овления ее народнохозяйственного комплекса
невозможны без овершенной системы правового регулирования
хозяйственны де>ельности. Ядро этой системы - хозяйственное
законодательство. Последнее должно сложиться в республике, по
существу, заново, (оскольку в условиях бывшего Союза и центра-
лизованного управления экономикой оно имело ущербное содер-
жание и занимал* незначительный удельный вес в общем объеме
республиканского законодательства. В условиях независимости и
перехода к рыно^ым отношениям это законодательство станет,
несомненно, ведуией отраслью права.

3аконотворчес1ой деятельностью Верховного Совета Украины
уже положено н^ало формированию национального хозяйствен-
ного законодател^тва, и этот процесс постоянно нарастает. Если
во время разрабо^и и обсуждения в парламенте Программы пе-
рехода Украины^ рынку (июнь-июль 1990 г.) предполагалось,
что потребуется Здание около 60 законодательных актов в сфере
хозяйствования, т^ теперь стала очевидной необходимость приня-
тия несравненно (ольшего числа таких актов. Однако говорить о
системе правовое регулирования хозяйственной деятельности,

8

адекватной современным потребкостям эковомики, пока еще рано.
Продолжается количественный рост законодательного материала,
фрагмеятарво акватывающий те или иные области регулируемых
отвошений. При этом отсутствует требуемая ясность в осозаании
целей и принципов хозяйствеввого законодательства. Растет рас-
согласованность между законодательвыми актами и отделькыми
нотами. Недостаточное внимание уделяется разработке механиз-
мов реализации законодательства. Наблюдается и пренебрежение
технико-юридической стороной законотворчества.

Преодолеть наметившиеся и практически неизбежные недо-
статки, своеобразные <болезии роста> в новом хозяйственном зако-
нодательстве можно различными путями. В парламенте поначалу
наметилась, например, практика рассмотрения и издания <пакета>
законов, объединяемых прежде всего тем или иным объектом пра-
вового регулирования (ликвидация последствий Чернобыльской ка-
тастрофы, агропромышленный комплекс, приватизация и др.). Вы-
двигались и предложения по консолидации законодательства -
систематизации норм отдельных законодательных акте> какой-ли-
бо одной отраслевой принадлежности и издание их в виде одного
укрупненного акта (Основ или Свода законодательства). Однако
все эти варианты упорядочения законодательства не были ради-
кальными в той мере, чтобы поднять законотворчество в Украине
на качественно новый уровень. :

В результате сложилась ситуация, когда молодое государство
Украины стало утрачивать редкий в истории шанс сформировать
свое хозяйственное законодательство на разумных, рациональных
началах. Ведь страна, в силу известных обстоятельств, лопала в
число тех немногих государств, которые получили возможность
свои законодательные системы создавать, по существу, заново.
Этим странам не было нужды распутывать узлы противоречий за-
конодательства, которое во многих государствах складывалось в
течение столетий. У нас же умудрились в очень короткий срок
создать такие тугие узлы противоречий, не разрубив которых, не-
возможно продвигаться к оздоровлению общества.

Для преодоления <законодательного кризиса> и тем самым, в
какой-то мере, общего экономического кризиса необходимо было
срочно менять законодательную политику. Прежде всего надо бы-
ло отойти от традиционного пути совершенствования законода-
тельства: постепенно урегулировать те или иные отношения от-
дельными актами, дать <отстояться> урегулированным отношени-
ям, выявить в них новые тенденции, а затем приступать к коди-
фикации, то есть качественной переработке норм и их системати-
зации. Низкое качество хозяйственного законодательства <первого
поколения>, нестабильность регулируемых хозяйственных отноше-
ний не позволяли идти <нормальным> путем, пытаться исправить

положение вещей изданием множества отдельных актов, изменяю-
щих или дополняющих прежние. Избежать новых противоречий
теперь уже могла только ускоренная кодификация, разработка
крупных законодательных актов - кодексов.

Решительный шаг в этом направлении был сделан Президиумом
Верховного Совета Украины, который принял постановление от
31 октября 1991 г. о подготовке ряда кодифицированных актов - ко-
дексов. В чцсло кодексов, обеспечивающих правовое регулирование
различных отношений в сфере экономики, были включены следую-
щие: измененный и дополненный Кодекс законов о труде, обновлен-
ный Гражданский кодекс и впервые создаваемый Торговый кодекс.

Названное ' решение парламентского органа исходило, несом-
ненно, из необходимости дифференцированно подойти к регулиро-
ванию экономических отношений. Учитывалось, что в последних
спецификой обладают отношения трудовые, гражданские и хозяй-
ственные. Поэтому вполне правомерен сделанный Комиссией Вер-
ховного Совета Украины по вопросам экономической реформы и
управления народным хозяйством в ноябре 1991 г. вывод о том,
что Торговый кодекс должен стать, по существу. Хозяйственным
кодексом, поскольку главным предметом его регулирования явля-
ется предпринимательская, коммерческая деятельность. Тем самым
было признано, что хозяйственное законодательство должно иметь
достаточно широкий предмет регулирования - хозяйственную
(предпринимательскую, коммерческую) деятельность не только в
сфере товарного оборота, но и в производстве.


Таким образом, крупнейшая в истории Украины правотворче-
ская задача получила конкретизированный вид - подготовить
проект Хозяйственного (Коммерческого) кодекса Украины, который
создал бы правовую основу стабильного регулирования всего раз-
нообразия хозяйственных отношений в условиях рынка. Осуществ-
ление этой задачи было поручено Национальной Академии наук
Украины. Координатором и непосредственным исполнителем такой
работы стал созданный в середине 1992 г. Институт экономико-
правовых исследований.

Рабочая группа по подготовке кодекса, в состав которой вошли
специалисты Института экономико-правовых исследований НАН
Украины, Национального университета имени Тараса Шевченко,
Национальной юридической академии Украины имени Ярослава
Мудрого и Донецкого государственного университета, в сжатые сро-
ки подготовила концепцию кодекса, а также предварительный его
проект (аванпроект). Цель последнего состояла в том, чтобы создать
условия для его всестороннего изучения и обсуждения, особенно в
научной среде. Поэтому на протяжении 1992--1993 гг. выполнялась
работа, которая была связана с использованием в крайне необходи-
мых случаях прогрессивного иностранного законодательного опыта,

проведением научных экспертиз, рецензированием и обсуждением
на конференциях и симпозиумах в нашей стране и за рубежом.
Для таких потребностей аванпроект имел русский, немецкий и ча-
стично (первый раздел) французский тексты.

Доработка проекта производилась с учетом замечаний и пред-
ложений, высказанных в рецензиях и экспертных заключениях
Центра предпринимательского права Института государства, и
права Российской академии наук, кафедры хозяйственного права
Московской юридической академии. Германского фонда междуна-
родного правового сотрудничества (Бонн), Французского министер-
ства экономики, а также в рецензиях отдельных специалистов и
участников специально организованной конференции в мае 1993 г.
в Донецке для обсуждения проблем создания Хозяйственного ко-
декса. Способствовала работе над проектом и информационная по-
мощь Института менеджмента при Львовском государственном
университете имени Ивана Франке и участников программы
<Коммерческое право для Украины> (США).

В дальнейшем доработка проекта кодекса осуществлялась в
Рабочей группе, созданной Кабинетом Министров Украины под
руководством председателя Высшего арбитражного суда Украины
Д. Н. Притыки. После учета замечаний и предложений ведущих
министерств и ведомств Украины указанная Рабочая группа под-
готовила окончательную редакцию проекта кодекса, которую и
представила на рассмотрение Кабинета Министров Украины в де-
кабре 1995 г.

В соответствии с принятой авторами в начале работы над про-
ектом концепцией Хозяйственный (Коммерческий) кодекс Украины
должен определять экономические, организационные и правовые
основы хозяйственной (коммерческой, предпринимательской) дея-
тельности в условиях формирования в Украине смешанной эконо-
мики, опирающейся на многообразие конкурирующих между со-
бой субъектов хозяйствования разных форм собственности. Пред-
метом регулирования должны стать отношения хозяйствования,
складывающиеся при организации и непосредственном осуществ-
лении хозяйственной деятельности.

Имея столь сложный предмет регулирования, будущий Хозяй-
ственный (Коммерческий) кодекс становится крупнейшим по объе-
му актом в законодательстве Украины. Ясно, что этот законопро-
ект нуждался в тщательной проработке вопросов, касающихся его
целей, принципов и структуры. В специально разработанной кон-
цепции кодекса была предпринята попытка максимально полно
учесть реально существующие политические, экономические и со-
циальные предпосылки формирования национальной системы хо-
зяйственного законодательства Украины. Со многими идеями и
представлениями, вошедшими в указанную концепцию, как раз и
предлагается ознакомиться читателям настоящей книги.

10
Глава II

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ИСТОКИ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УкРАИНЫ '

При моделировании будущий системы хозяйствеквого законода-
тельства Украины невозможно обойти вопрос о национально-истори-
ческих и общецифилизационвых его истоках. Выявление этих исто*
ков призвано очертить <генетическую> линию развития националь-
ного законодательства. Это поможет выяснить меру его самобытно-
сти, а также пределы возможного использования опыта других стран.
И в данном, случае вполне уместны были бы слова-заповедь Тараса
Шевченко: <1 чужому научайтесь, и свого не цурВйтесь>.

Глубоко ошибается тот, кто считает, что Украина в далеком
прошлом была правовед пустыней. Ёслх процесс утверждения ук-
раинской государственности насчитывает тысячелетнюю историю,
то не меньшим, а может быть, и большим, был срок утверждения
в Украине права.

Вполне очевидно, что основным побудителем появления раз-
личных правовых установлении на этой земле яв1(лись развитые
торговые отношения в Древней Руси. История украинской вывоз-
вой торговли, видимо, превышает историю украинской политиче-
ской жизки. Сведения об этой торговле можно встретить в араб-
ских записях IX и Х веков, в договорах Олега и Игоря с Визан-
тией^. В те времена происходил обмен с другими народами не
только товарами, но и, несомненно, правовыми идеями. Общеприз-
нанно, что венцом правового развития древнего Киева стало появ-
ление Русской Правды - одного из крупнейших правовых источ-
нике> средневековой Европы. В течение многих последующих сто-
летий этот источник оказывал существенное влияние на жизнь не
только на территории Киевской Руси, но и за ее пределами. Его
нормы, например, вошли почти в неизменном виде в другой изве-
стный источник права - Литовский Статут. Несмотря на все пре-
вратности исторической и политической судеб Украины, се право-
вое развитие было, по существу, непрерывным, хотя формы этого
развития часто менялись. Например, в истории правовой мысли
яркие страницы были вписаны кодификациями украинского права
ХУШ и начала XIX вв. '

Украина в XVIII-XIX вв. дала и юридической науке немало

<< Предыдущая

стр. 2
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>