<< Предыдущая

стр. 8
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

точно прочные концептуальные основы, что создает необходимые
предпосылки для целенаправленного развития хозяйственного за-
конодательства.

Ясность в вопросе об ориентирах будущего развития экономи-
ки для правотворчества и права более важна, чем для многих дру-
гих общественных институтов. В данном случае необходимо учи-
тывать особую (определяющую, <задающую>) роль законодательст-
ва, прежде всего хозяйственного законодательства, в перестройке
экономики на рыночных началах. Идеальным было бы положение,
когда совокупность соответствующих законодательных актов была
создана заранее, с тем чтобы появились необходимые <стартовые>
условия для развития рыночной экономики. Ведь далеко не всегда
законодательство лишь <протоколирует> наличные экономические
отношения, оно способно, а в определенных условиях - должно,
опережать и направлять экономические процессы. К сожалению,
значительная часть рыночной инфраструктуры в Украине создает-
ся в условиях правового <вакуума>, что уже привело к немалым

общественным издержкам.

Следует также отметить, что выбор в качестве ориентира для
законотворчества какого-либо одного типа экономической (хозяй-
ственной) системы (в данном случае - рыночной экономики) яв-
ляется лишь началом решения проблемы формирования нацио-
нальной системы хозяйственного законодательства. Дело в том,
что не существует универсальной модели рыночной экономики,
пригодной для <привязки> к социально-экономическим условиям
любой страны. <Рыночные правила> в каждой стране проявляются
по-своему, а иногда существенно ограничиваются (не всегда, прав-
да, в разумных пределах, что приводит к застою в экономике).
Чаще всего эти ограничения вызваны необходимостью решения со-
циальных проблем. Учитывая, что и для Украины характерна уст-
ремленность к высокому уровню социальной защищенности трудя-
щихся и других групп населения, рыночная экономика здесь не
может не быть социально ориентированной. Обеспечение этой на-
правленности рынка зависит в первую очередь и от права в це-
лом, и от отдельных норм (в том числе хозяйственно-правовых).
Однако важно учесть при этом, что в социальную ориентирован-
ность экономики следует вкладывать широкий смысл - социаль-
ные ожидания в обществе не сводятся к размерам тех или иных
пособий и льгот. Они могут выражаться, например, и в развитии
производственной демократии (с созданием реальных условий для
участия трудящихся в управлении предприятиями), материальной
и моральной поддержке творческой инициативы отдельных трудо-
вых коллективов и работников, создании уровни экологически
безопасной хозяйственной деятельности и др.

Необходимо помнить также о наличии таких негативных яв-
лений в нашем обществе, как бюрократизм, коррупция, правовой
нигилиз, проявления <теневой> и <мафиозной> экономики. Причем
они распространены практически повсеместно, а не только в аппа-
рате управления и в среде хозяйственников на уровне госпредпри-
ятий. Эти обстоятельства, очевидно, потребуют правового режима
повышенной жесткости (например, для случаев выхода за те ши-
рокие рамки предпринимательства, которые будут установлены в
законодательстве). Безусловно, в достаточно жестком правовом ре-
жиме должна протекать прежде всего деятельность органов госу-
дарственного управления всех уровней (в особенности тех, которые
будут связаны с решением судьбы государственной собственности).

На выбор той или иной степени жесткости правового режима
в хозяйственных отношениях влияют и некоторые другие обстоя-
тельства. По мнению некоторых отечественных <знатоков> свобод-
ного рынка, <нормальная> экономика не связана с нравственно-
стью. Однако есть немало свидетельств тому, что современный ры-
нок требует стойких моральных убеждений, например, благородст-
ва, надежности, порядочности, солидарности. Возникает следующая
зависимость: чем меньше в предпринимательской среде моральных
качеств, тем большая потребность в правовом и государственном
регулировании этой среды. Наблюдая же за становлением пред-
принимательства в наших условиях, мы пока вправе сомневаться
в проявлении требуемой моральности. Это обстоятельство и долж-
но определенным образом учитываться в хозяйственно-правовом
регулировании.

Наконец, требуется конкретное решение задач, связанных с обес-
печением должной сопряженности системы хозяйственного законо-
дательства Украины с аналогичными системами зарубежных стран.
Сближение содержания и форм основных решений в области пра-
вового регулирования хозяйственной деятельности является необ-
ходимым условием вхождения национальной экономики в эконо-
мическое пространство, образуемое независимыми государствами в
рамках СНГ, а также в мировой экономический процесс.

Глава V

ПРЕДМЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Изложенные выше представления о различных предпосылках
формирования национальной системы хозяйственного законода-
тельства позволяют, как нам представляется, с большей уверенно-
стью и конкретностью рассмотреть вопрос о предмете этого зако-
нодательства.

Непосредственный предмет регулирования хозяйственного зако-
нодательства - это хозяйственная деятельность. Под ней (хозяй-
ственной деятельностью) подразумевается процесс производства и
реализации продукции, производства работ и оказания услуг, а
также обеслечебие этого процесса необходимыми ресурсами (прежде
всего финансовыми и материальными) '.

Хозяйственная деятельность создает основу (фундамент) эконо-
мики любого типа. Рыночные отношения, несомненно, невозможны
без обращения конкретных товаров и услуг. Последние как раз и
являются результатами хозяйственной деятельности. Рыночные от-
ношения - это совершенно определенная качественная сторона
организации хозяйственной деятельности. Другое известное нам
качество этой организации - централизованное плановое руковод-
ство, от которого мы ныне отказываемся. Оно теперь исчезает, но
фундамент - хозяйственная деятельность - остается.

Хозяйственная деятельность в условиях рынка преобразуется
во многих своих элементах. Прежде всего она становится свобод-
ной в достаточно широких пределах, определяемых законодатель-
ством и общими <рыночными правилами>. Базируется эта деятель-
ность на предпринимательстве, инициативе, коммерческом подхо-
де, риске. С появлением различных форм собственности расширя-
ется круг субъектов хозяйственной деятельности. В их число по-
падают и граждане, если они являются собственниками средств
производства и занимаются предпринимательской деятельностью.

Предметом регулирования хозяйственного законодательства
должны стать не только общие, но и специфические проявления
хозяйственной деятельности в различных сферах экономики (куп-

43

ля-продажа средств производства, оптовая торговля, инвестицион-
ный процесс, техническое перевооружение, внешнеэкономические
связи, перевозка грузов железнодорожным, автомобильным, воз-
душным, морским транспортом и т. л.). В регулировании нуждает-
ся также связанная с осуществлением хозяйственной деятельности
рыночная инфраструктура (банковское дело, обращение ценных
бумаг, страхование предпринимательской и коммерческой деятель-
ности и т. п.).

Хозяйственная деятельность невозможна без вступления ее
субъектов во взаимодействие, в хозяйственные отношения. В процес-
се осуществления хозяйственной деятельности возникают хозяйст-
венные отношения по горизонтали и по вертикали, а также внутри-
хозяйственные отношения. И хозяйственная деятельность, и хозяй-
ственные отношения обладают одними и теми же признаками, обоз-
начая собой конкретные действия, поведенческие акты различных
субъектов. Оба эти понятия имеют одни и те же синонимы - хо-
зяйственный процесс, хозяйственная практика, хозяйствование. Поэ-
тому вполне оправдано то, что при определении предмета хозяйст-
венного законодательства (права) в юридической литературе и в
правотворчестве оперируют всеми этими понятиями как тождест-
венными. Единственный смысл в их различении состоит в том, что
в одних случаях оттеняется <деятельностное> начало поведения
субъектов, а в других - <коммуникативное>, указывающее на ад-
ресность действий субъектов, их связанность.

Центральное место в хозяйственно-правовом регулировании
должны занять вопросы функционирования горизонтальных связей
участников рыночных отношений. Организация этих связей в ус-
ловиях рынка зависит, как правило, не от решений государствен-
ных органов (плановых актов, фондов, разнарядок и т. л.), а от
добровольных сделок самостоятельных субъектов хозяйствования.
Поэтому значительное число норм хозяйственного законодательст-
ва должно быть посвящено вопросам заключения и исполнения
договоров, ответственности сторон в этих договорах.

Однако в условиях рынка отношения в хозяйственной сфере
не могут быть сведены лишь к горизонтальным (договорным) свя-
зям между хозяйствующими субъектами (контрагентами). Непос-
редственное влияние на хозяйственную деятельность оказывают и
вертикальные связи. Большая совокупность норм должна быть на-
правлена, например, на осуществление антимонопольных мер. В
этом же ряду будут нормы, опосредующие деятельность государ-
ства в области лицензирования предпринимательства, налогообло-
жения, дотирования, выдачи субсидий, установления субвенций и
квот. Вместе с тем потребуется введение ряда норм и гарантий,
препятствующих неоправданному вмешательству органов исполни-
тельной власти непосредственно в хозяйственную деятельность.

44

При всем этом следует указать на одну из важнейших харак-
терных особенностей хозяйственных отношений. Речь идет о един-
стве этих отношений, которая не нарушается, а наоборот, укреп-
ляется тем, что они построены на сочетании горизонтальных и
вертикальных связей. Возможность такого сочетания и, тем самым,
возможность единства хозяйственных отношений создается тем,
что каждая из этих связей (вертикальная или горизонтальная) не
является <чистой>: она содержит в себе элементы другой связи.
Если пользоваться другой терминологией, то можно сказать, что
частные (горизонтальные) отношения включают в себя определен-
ное публичное (вертикальное) начало. То же самое можно сказать
и о публичных (вертикальных) отношениях - в них учитываются
частное начало (частный интерес).

Эта особенность хозяйственных отношений неизменно подчер-
кивалась представителями хозяйственно-правовой концепции. Оп-
равданность такой позиции становится все более очевидной в со-
временных условиях, когда осуществляется переход к рыночным
отношениям. А. Г. Быков, обосновывая предмет предприниматель-
ского (хозяйственного) права, пишет, например, следующее: <Пред-
принимательское право регулирует не частноправовые граждан-
ские, а предпринимательские отношения, специфика которых в
том, что они либо не частноправовые (в традиционном понима-
нии) при государственном предпринимательстве, либо частноправо-
вые, но с включением элементов публичноправовых при частном
предпринимательстве> \

Указанная особенность хозяйственных отношений не является
плодом лишь теоретических изысканий; она суть отражение ре-
альности. Причем эта реальность начала кристаллизоваться давно,
когда в экономические отношения стали внедряться коммерческие
начала. А это означало то, что частные отношения мало-помалу
теряли свою <чистоту>, включая в себя обществеииые, публичные
начала.

С. Е. Десницкий в конце XVIII в. отмечал, что право собствен-
ности окончательно складывается только тогда, когда общество
переходит в <коммерческое состояние> (ремесло отделяется от зем-
леделия и развивается торговля). Причем здесь утверждается по-
нимание собственности как таковой, что имеет общеполезный ха-
рактер '. Именно поэтому начавшаяся коммерциализация отноше-
ний в обществе означала проникновение в частные отношения об-
щественных, публичных начал. И этот факт начинает отражаться
в законодательстве. С начала XIX в. в большинстве западных
стран наметился дифференцированный подход к регулированию
экономики - наряду с гражданскими стали появляться торговые
(коммерческие) кодексы. Это происходило под напором жизни и

45было юридическим ответом на реальные потребности развиваю-
щейся и усложняющейся жизни.

Современная экономика, тем более, неизбежно порождает от-
ношения, имеющие как горизонтальные, так и вертикальные ас-
пасты, связанные с общественным, публичным интересом. Это опять-
таки сфера сложно организованных связей - сфера хозяйствова-
ния. Вполне обоснованным в этом смысле выглядит вывод, сделан-
ный в одной из диссертаций по проблемам гражданского права:
<Особенностью хозяйственно-предпринимательской деятельности мож-
но назвать то обстоятельство, что это не разовый акт или едино-
временное действие предпринимателя, а многоэтапная, сложная
деятельность, осуществляемая систематически, профессионально, в
виде промысла> *. Поэтому особое социальное значение, специфи-
ка и сложность хозяйственных отношений объективно требуют
особого нормативного правового регулирования . Неизбежно воз-
никают тупиковые ситуации, когда пытаются урегулировать эти
отношения только при помощи традиционного инструментария
гражданского права.

Когда предмет гражданских кодексов (существующих и проек-
тируемых) ограничивают <имущественными и личными неимуще-
ственными отношениями, основанными на юридическом равенстве
их участников>, то тем самым сознательно сужают сферу дейст-
вия этих кодексов, ибо она отделяется от регулирования предпри-
нимательских, коммерческих, а в целом - хозяйственных, отно-
шений, в которых юридическое равенство является лишь элемен-
том. Такой подход к определению предмета гражданского законо-
дательства является оправданным, поскольку он соответствует тра-
диционным представлениям о гражданском праве и реальным по-
требностям дифференциации отношений в современной экономике.
В этом случае предметом регулирования становятся <атомарные>
связи, в основном - это частноправовые, эпизодические бытовые
сделки. В результате концепция <единого гражданского права> не
может получить своей реализации в действующем законодательст-
ве, поскольку она безосновательно претендует на охват граждан-
скоправовым регулированием всего разнообразия отношений в эко-
номике. Однако в правовой практике некоторых стран (например,
в гражданских кодексах Италии и Нидерландов) все же предпри-
нимаются попытки урегулирования в рамках традиционного
(гражданского) права и хозяйственно-коммерческих отношений. Но
такие решения неизбежно порождают противоречия: с одной сто-

<< Предыдущая

стр. 8
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>