<< Предыдущая

стр. 9
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

роны, в гражданские кодексы включаются чуждые им элементы
публичноправового характера, а с другой - это приводит к регу-
лированию государственного предпринимательства на внерыночной
основе '. Во всяком случае, такая практика разрушает традицион-
ное гражданское право, в известной мере коммерциализирует его.


46

Однако чтобы ему преобразоваться в полнокровное коммерческое
право, потребуется более органичная увязка частноправового и
публичноправового регулирования.

Таким образом, круг хозяйственных отношений, попадающих в
сферу действия формирующегося хозяйственного законодательства
Украины, оказывается весьма широким. Он неизмеримо масштаб-
нее того круга, который традиционно относят к гражданскому за-
конодательству. Предмет хозяйственного законодательства шире и
того предмета, который, опять-таки по традиции, сложившейся в
некоторых зарубежных странах, относят к торговому законода-
тельству. Торговые кодексы в этих странах были приняты еще в
XIX в. и с тех пор обросли большим количеством законодатель-
ных актов, регулирующих самые различные проявления хозяйст-
венной деятельности, помимо торговой деятельности. Поэтому но-
вые массивы законодательства все чаше стали называться коммер-
ческими или хозяйственными.

В наших же условиях объединять, например, под названием
<Торговый кодекс> самые разнообразные нормы хозяйственного за-
конодательства (регулирующие далеко не только торговые отно-
шения) вообще нет никаких оснований. Это наименование можно
было бы как-то оправдать традицией, но таковой у нас никогда
не было. Поэтому при кодификации нашего хозяйственного зако-
нодательства соответствующий кодекс наиболее целесообразно име-
новать хозяйственным или хозяйственно-коммерческим.

Лишено всякой перспективы регулирование хозяйственных от-
ношений посредством Гражданского кодекса. В настоящей моно-
графии не раз обосновывалось то, что главной направленностью
гражданского права служит обеспечение удовлетворения матери-
альных и духовных интересов и запросов человека, гражданина.
Такая ориентация гражданского права вполне соответствует кон-
цепции Конституции Украины, в которой во главу угла ставятся
вопросы прав, свобод и интересов граждан.

Когда гражданин выступает в качестве субъекта правоотноше-
ний, то в правоотношениях гражданских он является прежде все-
го потребителем, трудовых - работником, трудящимся, хозяйст-
венных - товаропроизводителем, предпринимателем. Если допу-
стить, что в гражданское законодательство вольется огромный
массив хозяйственно-правовых норм, то нормальное функциониро-
вание чисто гражданских правоотношений окажется, по существу.
парализованным. Во-первых, нормы общей части Гражданского ко-
декса (ГК) станут нормами крайне абстрактными (иначе они не
охватят все разнообразие хозяйственных правоотношений), лишен-
ными возможности прямого действия. Во-вторых, обилие специаль-
ных хозяйственно-правовых норм в ГК не может не оттеснить на
задний план те нормы, которые направлены на защиту интересов

граждан. При всем этом из-за такого огромного объема норматив-
ного материала вряд ли достижимо технико-юридическое совер-
шенство ГК. "

Вместе с тем при подготовке и Гражданского, и Хозяйственно-
го кодексов возникнут вопросы, связанные с обеспечением сопря-
женности ряда граждаиско-правовых и хозяйственно-правовых норм.
В чётности, необходимо учитывать, что некоторые общие положе-
ния ГК (о сделках, исковой давности и др.) могут использоваться
на субсидиарных началах (как использовались и раньше) не толь-
ко в хозяйственных, но и в земельных, трудовых, семейных и
иных правоотношениях.

ГлаваVI

ЦЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА -
УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Важной составной частью концепции создания национальной
системы хозяйственного законодательства является определение
целей, задач и принципов этого законодательства.

Использование понятия <цель> позволяет раскрыть наиболее
существенные характеристики хозяйственного законодательства,
учесть не только прошлое и настоящее, но и будущее его состоя-
ние, направленность развития. Целевой подход буквально вынуж-
дает рассматривать это законодательство не как нечто существую-
щее для самого себя (учитывая его сугубо нормативное значение),
а как предназначенное для достижения какого-либо социально
значимого результата. Все дело в том, что цель составляет имма-
нентное свойство как права в целом, так и каждой правовой нор-
мы, поскольку бесцельных правовых норм просто не существует.

Причем цели хозяйственного законодательства предполагают
определенную стадийность в своем осуществлении. Прежде всего
они направлены на изменение поведения хозяйствующих субъек-
тов. Это поведение оценивается с точки зрения того, соответствует
или не соответствует оно содержащимся в конкретных нормах за-
претам, дозволениям или предписаниям должного поведения. В
этих случаях речь идет о правовых целях законодательства и о
достижении результатов от их реализации. Однако достижение
правовых результатов (изменение поведения при правовом воздей-
ствии) имеет дальнейшее следствие. Поскольку нас интересует
правовое поведение в хозяйственной сфере, это следствие имеет
экономический характер. Все это позволяет выделять в хозяйст-
венном законодательстве правовые и экономические цели.

Исходя из этого, цель хозяйственного законодательства, взятую
в правовом аспекте, можно сформулировать как укрепление обще-
ственного хозяйственного порядка. Иными словами, общество по-
средством хозяйственного законодательства создает для всех без
исключения участников рыночных отношений определенные <пра-
вила игры> - совокупность условий и форм хозяйствования. По-
ведение субъектов хозяйствования, соответствующее установленно-

49

му порядку, должно привести к ожидаемому экономическому ре-
зультату - к обеспечению эффективности производства, подъему
национальной экономики Украины. Такова цель хозяйственного за-
конодательства, взятая уже в экономическом аспекте.

Охарактеризованную пока в самом общем виде цель хозяйст-
венного законодательства необходимо конкретизировать, уточнить
направления регулирующего воздействия. Эти конкретизации и
уточнения могут быть выражены в целевых функциях хозяйствен-
ного законодательства, непосредственно направленных на качест-
венный рост экономики.

К важнейшей целевой функции хозяйственного законодательст-
ва следовало бы отнести обеспечение заинтересованности хозяйству-
ющих субъектов в повышении эффективности производства, стиму-
лировании хозяйственной инициативы, предприимчивости. В дан-
ном случае речь идет о том, чтобы и отдельные хозяйственно-пра-
вовые нормы, и их совокупности создавали новую мотивацию в
действиях хозяйствующих субъектов. Обеспечение заинтересован-
ности невозможно без приведения в действие социальных рычагов,
учета человеческого фактора в материальном производстве. За каж-
дым субъектом хозяйствования стоят трудовой коллектив и отдель-
ные работники, имеющие свои интересы. Связывая эти интересы с
соответствующими формами собственности, право и должно создать
необходимые условия для общего экономического роста.

Наряду с этим целевой функцией хозяйственного законода-
тельства должны служить согласование действий хозяйствующих
субъектов, их координация и стабилизация. Важнейшим правовым
средством, обеспечивающим достижение такой цели, является обя-
зательство (договор, соглашение), в котором каждый участник на-
деляется необходимыми правами и обязанностями, а в определен-
ных случаях несет ответственность.

В процессе формирования системы хозяйственного законода-
тельства необходимо наиболее полно использовать регулирующий
потенциал таких правовых средств, как правовые принципы, юри-
дические конструкции, правовые механизмы и т. п.

Так, более широкое использование правовых принципов созда-
ет возможности для преодоления постоянно растущей сложности
правового регулирования. Последняя проявляется, в частности, в
росте объема нормативного материала, увеличения казуистичности
и противоречивости правовых предписаний. Законодательные акты
последнего времени стали многословными, декларативными. Если
бы в них четче формулировались цели и принципы регулирова-
ния, то многословия можно было бы избежать. Принципы призва-
ны сыграть роль важного привода (<сжатой пружины>), энергия
которого увеличивает целенаправленность и точность действия
норм.

50

Думается, что в число общих принципов хозяйствования, кото-
рые должны найти отражение в Кодексе, могут войти следующие:
свобода хозяйственной деятельности, инициативы и предпринима-
тельства; недопустимость монополизации экономики; содействие
развитию добросовестной конкуренции; обеспечение народнохозяй-
ственных интересов путем государственного регулирования эконо-
мики на основе экономических методов; государственная поддерж-
ка научно-технического прогресса; государственная и обществен-
ная защита интересов потребителя (в сфере производства); равное
подчинение субъектов хозяйствования закону и обеспечения за-
конности в хозяйственной деятельности.

Изложенные представления о цели и принципах хозяйственно-
го законодательства нуждаются в некоторых пояснениях. При
этом особое внимание следует проявить к понятию <общественный
хозяйственный порядок> - в нем, как нам думается, содержится
<ключ>, с помощью которого можно раскрыть существо и
специ-
фику хозяйственно-правового регулирования.

Само словосочетание <общественный хозяйственный порядок>
не является каким-то необычным и ранее не употреблявшимся.
Его можно встретить, например, в трудах известного украинского
философа и общественного деятеля М. Л. Драгоманова. Однако
все дело в наполнении этого понятия определенным содержанием.

Вначале следует внимательно присмотреться к такому элемен-
ту рассматриваемого понятия, как <порядок>. Этот элемент, в
свою очередь, представляет самостоятельное понятие. Оно весьма
широко по своему смысловому значению, но довольно часто упот-
ребляется и в сугубо юридическом значении. Порядок - это
прежде всего полезное, а потому желательное состояние правовых
отношений в обществе. В нем и формируются институты, приори-
теты, нормы морали, обычаи, традиции и другие компоненты по-
рядка. Но всегда основой, <несущей конструкцией> порядка явля-
ется право (законодательство).

В разных сферах жизнедеятельности общества обеспечение по-
рядка имеет свои особенности: одно дело достичь требуемого по-
рядка в трудовой деятельности, другое дело - культурной,
третье - криминальной и т. д. Вполне очевидно, что особенности
каждой общественно значимой деятельности, специфика формиро-
вания порядка в этой деятельности должны найти отражение в
законодательстве. Причем каждая сфера деятельности упорядочи-
вается своим особым набором правовых способов и методов. В ря-
де случаев эти способы и методы могут быть типизированы, отне-
сены к частноправовому или публичноправовому порядку. Однако
есть немало и таких сфер деятельности, в которых требуется ус-
тановление разумного компромисса между частноправовым и пуб-
личноправовым регулированием.

51

Общественный хозяйственный порядок - это и есть тот спо-
соб, который, по нашему мнению, призван олосредовать взаимо-
действие частных и общественных интересов в сфере хозяйствова-
ния. Основным источником этого порядка является тот особый ха-
рактер взаимосвязи общества, государства и права, который под-
робно рассмотрен в предыдущих главах настоящей монографии.

Сочетание частноправового и публичноправового регулирования
является задачей, решение которой в такой же мере жизненно не-
обходимо, как и трудно достижимо на практике, в законодательст-
ве. Одно дело - разделить частные интересы субъектов, а также
разделить частный и общественный (публичный) интересы. И в про-
шлом, и в настоящем законодательство справлялось с такой задачей
без особых затруднений: посредством метода равенства, автономии
(гражданское законодательство) и метода власти и подчинения (ад-
министративное законодательство). Другое дело - соединить, увя-
зать такие интересы. Ввиду своей сложности такая задача вышла за
пределы практических решений, она стала одной из центральных в
философии. Ведь с философской точки зрение названные интересы
являются противоположностями, антиномиями.

Попытки прямого соединения упомянутых противоположнос-
тей успеха не приносят, ибо одна противоположность уничтожает
или поглощает другую. Поэтому с гегелевских времен и по ныне
не прекращаются поиски способов разрешения такого рода проти-
воречий. Так, современный канадский философ М. Бунге считает
возможным соединение противоположностей в рамках выдвинуто-
го им понятия <системизм>. Данную проблему он решает на при-
мере противоположных социально-экономических систем: <корпо-
ративный капитализм> и <реальный социализм>. М. Бунге считает,
что обе системы функционируют неадекватно и морально не оп-
равданы, поскольку ущербны основания каждой из них - инди-
видуализм и коллективизм. Системизм, по мнению ученого, есть
альтернатива и индивидуальному, и коллективному, ибо соединяет
ценные свойства и того, и другого. Системизм призван создать
комбинацию конкуренции и кооперации, создать баланс прав и
обязанностей '.

Интересно и научное направление, созданное в стенах Россий-
ского государственного гуманитарного университета. Там создан
необычный предмет изучения и преподавания - <кентавристика>.
Центральная идея этого предмета - <сочетание несочетаемого>.
Метафористическим образом этой идеи стало существо, рожденное
в греческой мифологии, - <кентавр> (человек-конь). В основу ре-
шения проблемы <сочетания несочетаемого> положен фундамен-
тальный вывод, полученный в рамках ряда точных наук: <Проти-
воположности не исключают, а дополняют друг друга>. Формули-
руются также принципы, которым должны подчиняться конкрет-

<< Предыдущая

стр. 9
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>