<< Предыдущая

стр. 16
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

или деятельности, умения свести издержки к минимуму. Нередко
консорциумы возникают на стыке различных отраслей.

!!78

Консорциум представляет интересы своих участников перед
государственными органами. Для этой цели в его структуре созда-
ются исполнительные органы. Однако не исключено, что представи-
тельские функции будет выполнять один из участников. Если по
ходу выполнения проекта выявится необходимость в создании какой-
либо хозяйственной организации, то консорциум вправе это сделать.
Органы управления данного вида объединения существуют на отчис-
ления его членов.

Консорциум несет солидарную ответственность перед заказ-
чиком.

Его создание оформляется учредительным договором.
Деятельность консорциума обычно прекращается по реализации
задач. ]

Д. Картели - объединения корпораций с целью
эффективного решения вопросов, связанных со сбытом продукции.
При его создании, осуществляемом также на договорных основах и;
при наличии добровольности участия, могут преследоваться цели 1
овладения рынками, разграничения сферы влияния, регулирования'
цен на продукцию и т.п.

Е. Корнеры - форма корпоративных объединений с
целью переброски, аккумулирования, использования капитала для
овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал ис-
пользуется для скупки акций отдельных, интересующих корнер кор-
пораций как для последующей перепродажи, так и для овладения
контрольным пакетом акций.

Ж. Конгломераты очень похожи на вертикальные
концерны и создаются из корпораций, взаимосвязанных в процессе
производства. Однако нередки объединения и без производственной
общности. Отличием конгломерата от концерна является то, что его
участники пользуются широкой автономией. Причина предоставления
такой свободы состоит в стремлении членов конгломерата вклады-
вать свой капитал более эффективно, чтобы "выжить", не обременяя
себя необходимостью получения на то согласия остальных участни-
ков объединения. Но стремление это обоюдное: конгломерат в целом
от этого выигрывает тоже, поскольку, если сильны в экономическом
плане его участники, будет силен и конгломерат.

3. Трест - вид объединения корпораций, который
отличается прочностью экономических и организационных связей.
Корпорации, в нем участвующие, теряют хозяйственную и частично
юридическую самостоятельность, поскольку здесь идет объединение

!!79

практически по всем аспектам их деятельности. Могут создаваться
и международные тресты.

И. Синдикат -это такое объединение, где корпорации
теряют только свою коммерческую самостоятельность. Главная цель
создания синдиката - решение вопросов сбыта. Для этой цели в его
структуре создается одно, а чаще всего целая сеть торговых това-
риществ. Но их деятельность не ограничивается только сбытом
продукции корпораций-участников синдиката. Созданные для реше-
ния проблем сбыта, эти товарищества могут вести любую хозяй-
ственную деятельность.

К. Франчайза (франчайзная система) - это гибридная
форма сотрудничества крупного и мелкого предпринимательства.
Название ее произошло от французского слова "франчиза", т.е.
льгота, привилегия. По существу франчайза есть объединение между
корпорациями, отдельными бизнесменами. В соответствии с учреди-
тельным договором крупная корпорация обязуется снабжать мелкую
компанию или бизнесмена своими товарами, рекламными услугами,
технологиями. Эта же корпорация (франчайза) обязуется предостав-
лять и услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных
условий или особенностей обслуживаемой фирмы. Не исключено
также инвестирование определенного капитала со стороны корпора-
ции-франчайзы в фирмы, находящиеся у нее как бы под крылом.

Л. Холдинг - это объединение корпораций не столько
добровольное, сколько вынужденное для того, чтобы выдержать и,
может быть, даже повысить конкурентоспособность. Обычно участ-
ники холдинга имеют достаточную степень свободы в оперативной
деятельности. Но по ряду вопросов, как, например, установление цен
на материалы и комплектующие, ими поставляемые, они подчиняют-
ся решениям сверху. Холдинг определяет общую стратегию развития
предприятий, в нем объединившихся.

В России под маской холдингов часто скрываются органы
управления, бывшие отделы и управления соответствующих минис-
терств, и поэтому они справедливо рассматриваются многими как
завуалированные структуры административно-командной системы.
Это - с одной стороны. Но, с другой стороны их существование
надо признать объективной необходимостью. Создание холдингов
есть естественная реакция предприятий на уничтожение министерств
и невозможность сразу выйти "в свободное плавание".

Такова краткая характеристика основных объединений корпора-
ций, встречающихся в современном мире. Но жизнь развивается, и
не исключено, что социальный опыт в этом отношении обогатится
новыми видами корпоративных объединений. Возможно, и Россия
внесет в это дело свою лепту.

Приложение к гл. IV
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Признаки сопоставления Полное товарищество Гпт) Коммандитное товарищество (КТ) Общество с ограниченной ответственностью (ОсОО) Акционерное общество (АО)
1. Существенные признаки Участники несут полную ответственность и тесно Имеет две группы участников: отвечающие по Защита от ответственности путем исключения Ьольшое число участников (акционеров). Учас-
сотрудничают в нем. обязательствам КТ всем личной ответственности тие в капитале харак-
личным имуществом по обязательствам теризуется легкостью
(полные товарищи) и ОсОО. операций с акциями.
отвечающие в пределах ОсОО является юри- Благодаря этому на
их вкладов (комманди- дическим лицом, обла- бирже совершаются
тисты). КТ обладает дающим собственным сделки с ними. Защита
собственной правоспо- обособленным иму- акционеров осущест-
собностью. ществом. вляется императивными
предписаниями в законе,
который обязует АО
публиковать результаты
деятельности, отчиты-
ваться перед контроль-
ными органами.
2. Фирменное Указывается как мини- То же, что у ПТ Указывается фамилия Отражается вид деятель-
наименование мум фамилия одного владельца или вид дея- ности в соответствии с
участника и дополни- тельности. В последнем родовым понятием для
тельные сведения, ука- случае вид деятельности предприятий. В исклю-
зывающие на организа- должен соответствовать чительных случаях в
ционно-правовую роду деятельности пред- обозначении может ука-
форму "ПТ и КЇ" приятия. При указании зываться фамилия вла-
фамилии в названии дельца. Указание орга-
нужно пользоваться низационно-правовой
ъ инициалами хотя бы формы обязательно.
одного участника. Ука-
зание организационно-
правовой формы обя-
мтельно.
Признаки сопоставления Полное товарищество (ПТ) Коммандитное товарищество (КТ) Общество с ограниченной ответственностью (ОсОО) Акционерное общество (АО)
J. Создание (учреждение) Заключение учредительного договора. Заключение учредительного договора по крайней мере одного полного товарища с одним коммандитистом. Путем заключения учредительного договора. Как юридическое лицо возникает с мом
ента внесения в реестр. Путем заключения учредительного договора. В нем должны содержаться точные сведения, устанавливающие минимальный уставной капитал, который делится на акции.
4. Вклады участников Возможны как денежными суммами, так и имуществом. В качестве вклада может рассматриваться услуга товариществу. Минимум вклада не установлен. Полные товарищи вносят вклад аналогично ПТ. Вклад коммаидитис-тов может быть деньгами
или имуществом. Минимума нет. Если КТ не внесено в реестр, то все несут ответственность как полные товарищи. Наличными и имуществом. Имущественный вклад оценивается в деньгах. Минимальный уставной капитал делится на доли. Минимум ее установлен. При ре
гистрации АО должны быть выкуплены акции не менее чем наполовину. Имущественные вклады должны быть внесены полностью деньгами и имуществом на покрытие уставного капитала. Последний делится на акции.
Ь. Предельная ответственность Полная личная ответственность, отвечают как солидарные должники по отношению к кредиторам. По отношению к третьим лицам не допускается никакого ограничения ответственности. Полная личная ответственность полных товарищей
, а коммандитисты отвечают в соответствии с долями^ капитале. Ответственность в размере имущества ОсОО. По отношению к обществу участники обязаны внести не внесенную часть вклада. Помимо этого может быть предусмотрена обязанность внесения дополнительны
х вкладов. Как и в ОсОО, обязанность вносить дополнительные вклады исключается.



Признаки сопоставления Полное товарищество (ПТ) Коммандитное товарищество (КТ) Общество с ограниченной ответственностью (ОсОО) Акционерное общество (АО)
6. Управление Особенности управления устанавливает учредительный договор. В противном случае каждый из участников имеет общую компетенцию в сфере управления предметом. Особенности управления у
исключаются из сферы управления. Предусмотрено право возражения. Управление обязаны осуществлять лица, назначаемые общим собранием. Управляющие вправе, но не обязаны быть участниками. Если в уч
7. Представительство Осуществляется всеми участниками. Учредительный договор может предусматривать общее представительство или исключение компетенции представительства. Представителями являются
Правление представляет АО во внешних отношениях. Если в учредительном договоре не предусматривается иное, то имеет место совместное представительство.
8. Участие в распределении прибылей и убытков Осуществляется в соответствии с учредительным договором. Осуществляется в соответствии с учредительным договором. Непосредственное участие
Признаки сопоставления Полное товарищество (ПТ) Коммандитное товарищество (КТ) Общество с ограниченной ответственностью (ОсОО) Акционерное общество (АО)
9. Замена участников Осуществляется в соответствии с договором. Так же, как и в ПТ. Доли в капитале могут свободно отчуждаться. В учредительном договоре могут быть предусмотрены ограничени
10. Налогообложение Налогом облагаются доходы от предпринимательской деятельности. Единое определение прибылей и убытков, но производится налогообложение и самих участников. Выплаты по договорам п
рассматриваются как участники предприятия. Облагается прибыль, полученная корпорацией, а также личный доход каждого участника. Так же, как в ОсОО.
!!84

Глава 5. Корпоративные нормы

1. Понятие корпоративных норм и их ввды

Понятие "норма" в широком смысле означает руководящее
начало, правило, используемое во взаимосвязях человека с приро-
дой, материальными объектами (несоциальные нормы), а также во
взаимоотношениях между людьми (социальные нормы).

Корпоративные нормы - одна из разновидностей норм. Они
разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее
членам (учредителям, акционерам, рабочим, служащим и т.п.). Раз-
личают два вида корпоративных норм:

а. Несоциальные корпоративные
нормы, регулирующие отношения членов корпорации к каким-
либо материальным объектам, используемым в их деятельности.
Среди них можно выделить:

нормы технические (например, правила работы с ПЭВМ, пра-
вила эксплуатации "x''-агрегата, машины и т.п.);

санитарно-гигиенические (например, правила уборки помещений
после окончания работы);

физиологические (например, инструкция о порядке ношения
летней и зимней форменной одежды);

биологические (например, о порядке использования респиратора
в период массовой эпидемии гриппа);
и другие.

Среди вышеперечисленных видов наиболее значимыми являют-
ся нормы технические. Это правила поведения, указывающие на
способы и приемы воздействия человека на материальный мир. Они
основаны на познании законов природы, особенностей технических
объектов и представляют собой специфический "язык" общения
человека с материальными объектами. Их соблюдение обеспечивает-
ся ответной реакцией сил природы на конкретные действия. Так,
работник предприятия, не выполнивший распоряжение о том, что в
период эпидемии гриппа следует общаться с клиентами только в
респираторе, скорее всего сам заболеет гриппом, а, например, нару-
шивший правила работы на ПЭВМ не получит нужного результата.

6. Социальные корпоративные
нормы- это правила поведения, изданные на предприятии и

!!85

регулирующие отношения между людьми (между работниками, меж-
ду сотрудниками корпорации и кредиторами, между работниками
корпорации и клиентами и т.п.).

Социальная норма - это правило поведения, или иначе, стандарт,
масштаб, образец поведения одного человека по отношению к дру-
гому. Социальная корпоративная норма - это чаще всего требование
организации к своему члену, в котором более или менее точно
определены объем, характер, границы возможного и дозволенного в
его поведении. Кроме того, корпоративная социальная норма, отра-
жая потребности организации в своих требованиях, как правило,
содержит и средства социальной оценки и контроля за реализацией
этих требований. Работник, допустивший антикорпоративное поведе-
ние, например, оставивший непогашенным свет в производственном
помещении после окончания работы, непременно вызовет негативную
реакцию в ответ, степень которой может быть самой разной: от про-
стого неодобрения, осуждения до взыскания причиненного ущерба.

Социальные корпоративные нормы, так же как и несоциальные,
могут быть разнообразными:

корпоративные обычаи (например, обычай награждать каждого
тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком);

корпоративные традиции (например, публичное поздравление
именинников);

этические нормы (например, встречать каждого клиента фирмы
приветствием и знакомить его с минимальной информацией о фирме);

эстетические нормы (например, украшение интерьера помещений
фирмы цветами, ношение ее работниками радующей глаз форменной
одежды и т.п.);

деловые обыкновения (например, выдача работникам письмен-
ных заданий на день или проведение "планерок", "разборов", "пяти-
минуток" и т.п.);

правовые нормы (например, выплата дивидендов в конце каж-
дого полугодия).

Корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные
отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди дру-
гих социальных корпоративных норм они являются наиболее значи-
мыми. О них и пойдет речь в дальнейшем. Для краткости будем
называть их "корпоративные нормы".

2. Общие признаки корпоративных норм

Поскольку корпоративные нормы являются разновидностью норм
социальных, постольку им присущи признаки, общие для всех соци-
альных норм без исключения.

!!86

1. Корпоративные нормы регулируют не отдельный случай
или конкретное общественное отношение, а типичные ситуации
или вид отношений, имеющих место на предприятии, в организации,
и в этом плане можно говорить о создании модели корпоративных
отношений.

<< Предыдущая

стр. 16
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>