<< Предыдущая

стр. 19
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

прецеденты и 4) корпоративные нормативные акты.

Корпоративный обычай - это обычай, применение которого
обеспечивается верами воздействия со стороны корпорации (мерами
поощрения или санкциями). Его следует отличать от обычая, пред-
ставляющего собой моральную норму, нравы, например, что касается
нашей действительности, обычай продавцов, длительное время отра-
ботавших на государственных предприятиях торговли, смотреть на
покупателя, как на потенциального противника (перемена организа-
ционно-правовой формы такого предприятия, допустим, превращение
его в коммандитное товарищество или в общество с ограниченной
ответственностью в этом плане мало что дало). Примером корпо-
ративного обычая может служить обычай при пересменке дожидать-
ся своего сменщика в течение 15 мин и затем в случае его неявки
ставить в известность администрацию. Оставление места работы
после окончания смены при отсутствии сменщика может быть рас-
ценено как правонарушение.

Под обычаем понимается правило, сложившееся На
основе постоянного и единообразного повторения каких-либо факти-
ческих отношений. Это, пожалуй, самый древний источник права не
только в истории человечества, но и в истории производственной и,
в частности, корпоративной деятельности людей. До сих пор он
имеет значительное распространение в деятельности небольших кор-
пораций (товариществ и обществ с ограниченной ответственностью),
в крупных объединениях сфера его применения не только уже, но
и касается менее значительных вопросов.

Для обычаев как источников корпоративного права характерны
следующие черты:

обычай связан с продолжительным и однообразным соблюде-
нием известных правил, что фактически перерастает в привычку;

!!100

обычаю свойственна массовость исполнения. Его требования
человек распространяет не только на других, но и на себя;

обычаи отличаются разумностью, т.е. они предлагают вариант
поведения, наиболее оптимально соответствующий реальной обста-
новке;

обычай почти никогда не противоречит добрым нравам (нормам
морали) и государственному порядку (нормам права).

Как источник корпоративного права обычай имеет немало
достоинств. К ним относятся:

1) обычай возникает не "сверху", а "снизу", поэтому его
содержание коренится в производственных условиях. Он полнее
нежели другие источники корпоративного права, выражает воли
коллектива;

2) обычай выражает какие-либо закономерности, особенности
коллектива, и поэтому он более объективен, чем корпоративный акт
или прецедент, установление которых не обходится без привнесении
субъективных моментов. Так, например, привлечение товариществом
на работу в качестве наемных работников двух родственников обыч-
но не практикуется, поскольку здесь возникает опасность утраты
имущества товарищества по сговору этих двух лиц. Подозрение это
основано на существующей психологической закономерности, касаю-
щейся отношения к чужой собственности;

3) обычай имеет устную форму и, как всякая устная речь,
отличие от письменной выражается простым языком и характеризу-
ется по своему строению несложностью и доступностью;

4) обычай отличается добровольностью исполнения, поскольку
он основан на привычке, т.е. как бы на автоматических действиях
Кроме того, добровольность обеспечивается в значительной мере
массовостью исполнения, что не оставляет человеку места для его
критического переосмысления;

5) обычай способствует накоплению и передаче ценных кру-
пиц коллективного опыта, предупреждает растрату добытой многи-
ми годами коллективной мудрости. В самом деле, разве плох обычай,
когда руководитель предприятия поздравляет членов коллектива с
днем рождения или когда в коллективе отмечаются наиболее значи-
тельные праздники, события. Именно этот обычай активно исполь-
зуется в японском менеджменте и не зря: он способствует сплочениь
коллектива, а коллектив, где нет раздоров и ссор, где каждый готов
помочь другому лучше справиться с любой производственной зада-
чей.

К сожалению, обычай как источник корпоративного права не
лишен недостатков. Отметим наиболее значительные:

!!101

1) косность, присущая обычаю из-за медленного его развития,
относительная неподвижность, связанная с тем, что он "хранится"
в сознании людей, которое способно изменяться очень плавно. Су-
ществует на сей счет любопытная общая закономерность: чем меньше
уровень развития общества, тем более терпимо отрицательное значе-
ние косности обычая. С развитием общества ускоряется ход общес-
твенной жизни, и обычаи в силу этого становятся все менее и менее
пригодными. Например, обычай чинопочитания. Имеющий абсолют-
ное значение в армии, он в хозяйственной жизни во многих случаях
малопригоден не только потому, что работники зачастую сами яв-
ляются участниками хозяйственного общества или товарищества, но
и потому, что производственные задачи все более усложняются, и
их чаще всего удается решать коллективными, причем квалифициро-
ванными усилиями, а не с помощью волевого, беспрекословного
приказа вышестоящего начальника;

2) обычай зачастую является орудием поддержания старых
социально-бытовых явлений и может исходить из позиции неравен-
ства;

3) обычай не отличается определенностью, его содержание во
многом зависит от личных взглядов субъектов, его придерживаю-
щихся. В самом деле, сколько ждать сменщика? Пять, десять, пят-
надцать минут, а может быть, час?

4) обычай трудно распознать, поскольку он передается из уст
в уста и не имеет письменного закрепления.

Итак, когда мы ведем речь об обычае как источнике корпо-
ративного права, то, с одной стороны, этим самым мы указываем
на материал, из которого черпаем знания о корпоративных нормах,
а с другой - подразумеваем наличие полномочий органов управления
корпорации отреагировать на поведение субъекта соответствующим
образом: поощрить в случае исполнения обычая либо наказать при
несоблюдении его.

!!101

2. Корпоративные деловые обыкновения

Деловые обыкновения - это правила поведения,
складывающиеся в практической производственной деятельности кор-
пораций и регулирующие повседневную жизнь членов (работников)
корпорации. Иначе деловое обыкновение можно определить как
устоявшуюся практику, заведенный порядок дел. Например, пригла-
шение многими коммерческими структурами на работу бывших спор-
тсменов и даже уголовных элементов для защиты от рэкетиров

!!102

можно оценивать как практическую необходимость (хотя это же
можно оценить и иначе), что приводит к мысли о существовании в
данном случае делового обыкновения. Или. Во всех авиапредприя-
тиях начало смены связано с проведением разборов, на которых
докладываются распоряжения и приказы руководителей, происшед-

шие ЧП и ставятся задачи на предстоящую смену. Деловым обык-
новением следует признать и правило, принятое в какой-либо фирме,
приветствовать позвонившего абонента, называть наименование фир-
мы и должность, фамилию работника, поднявшего трубку телефона.

Деловые обыкновения могут быть закреплены письменно.
Например, в Правилах учебного распорядка многих высших учебных
заведений фиксируется обязанность студентов приветствовать пре-
подавателя стоя. Однако чаще деловые обыкновения передаются
путем копирования фактических действий. В Японии принято рабо-
чее место начальника структурного подразделения несколько возвы-
шать (на 15 - 20 см) для того, чтобы он мог видеть сотрудников
и делать соответствующие замечания. В России же руководитель
любого уровня стремится иметь отдельный кабинет.

Нигде не закреплено и такое деловое обыкновение, встречав-
шееся, кстати, на многих российских предприятиях, как осмотр
(обход) руководителем предприятия (чаще относящегося к числу
крупных) в сопровождении многочисленной свиты и при непремен-
ном присутствии начальников осматриваемых структурных подразде-
лений, которые могут объяснить что-либо, ответить на вопросы.

В заключение этого небольшого параграфа следует отметить,
что в повседневной деятельности большинства корпораций использу-
ется великое множество деловых обыкновений. Они настолько при-
вычны для работников, что их также мало замечают, как воздух,
которым они дышат.

!!102

3. Корпоративные прецеденты

Корпоративный прецедент- это решение,
принятое в корпорации и ставшее образцом для разрешения анало-
гичных дел в будущем.

Прецедентом является такое решение органов управления кор-
порации, которое имело место хотя бы один только раз, но может
служить примером для последующего поведения в сходной ситуации.
Он появляется тогда, когда дело требует разрешения, а необходимой
нормы нет ни в законодательстве, ни в корпоративных актах. Нап-
ример, АО "МММ", прекратившее деятельность по требованию го-

!!103

сударственных органов, столкнулось с многочисленными требовани-
ями своих вкладчиков вернуть причитающиеся им деньги. Выполнить
эти требования АО "МММ" не могло. Однако в этой ситуации
данной фирме пришлось столкнуться с фактами тяжелого материаль-
ного положения ее вкладчиков. И тогда руководством АО "МММ"
было принято решение выплачивать вкладчикам деньги, необходи-
мые, например, для похорон родственников. Затем данный прецедент
был дополнен другим: выплачивать деньги многодетным семьям и,
наконец, пенсионерам.

Примером корпоративного прецедента может служить решение
руководителя корпорации выделить юбиляру определенную сумму
денег. Затем на конкретном предприятии может стать правилом, и
все юбиляры оказываются незабытыми.

Чем же руководствуются при принятии прецедента? Принципы
права, мировоззрение, правосознание, господствующие в обществе
моральные и иные устои, общечеловеческие ценности, собственный
житейский опыт могут быть положены в основу вынесения преце-
дента органом управления.

Корпоративный прецедент, как любой источник права, имеет
как достоинства, так и недостатки.

Сначала о достоинствах.

1. Прецедент - чаще всего результат логики и здравого
смысла. Использование логических законов позволяет органу управ-
ления не ошибиться в сравнении ситуации со сходными и сделать
вывод о принципиальной новизне ситуации. Здравый же смысл ведет
к адекватности в разрешении новой, нетипичной ситуации, встреча-
ющейся в жизни корпорации.

2. Прецедент, как правило, имеет нравственное значение, хотя
далеко не всегда. Можно ли оценить как высоконравственное реше-
ние руководителя отменить меру поощрения в отношении какого-
либо работника лишь на том основании, что о последнем поступила
неформальным путем отрицательная информация. Наушничество с
точки зрения морали никогда не считалось достойным занятием.
Здесь в принципе следует исходить из того, что люди, принимающие
решения, имеющие прецедентное значение, тысячами нитей связаны
и по роду службы, и в повседневной жизни с обществом и способны
поэтому улавливать как барометр моральные нормы и использовать
в своей деятельности.

3. Прецедент способен быстрее уловить изменения, происхо-
дящие в жизни, и точнее урегулировать ситуацию. Его динамизм
гораздо больше, чем у корпоративного акта. Именно в корпоратив-

!!104

ном акте устанавливаются основания выдачи ссуды на предприятии.
Таковыми признаются строительство дачного домика, приобретение \
машины и другие серьезные для благосостояния семьи ссудополуча-
теля причины. А как быть, если работник просит ссуду для загра-
ничной туристической поездки? Возможно, для него это более зна-
чимо чем, допустим, садовый домик, если к тому же он у него
имеется, поэтому разрешить эту ситуацию можно, создав прецедент, j
Корпоративный же акт, регулирующий порядок получения ссуды,
трудно изменить за короткое время.

4. Прецедент имеет документальное выражение '(решение об-
щего собрания, совета, правления, приказ руководителя и др.), что
в отличие от обычая придает ему достаточную определенность.

Недостатки корпоративного прецедента, о которых ниже пой-
дет речь, отнюдь не заставляют отвергнуть его как источник кор-
поративного права. Отметим следующие отрицательные черты кор-
поративного прецедента.

1. Правило поведения, выраженное в корпоративном прецеден-
те, формулируется не в общей форме, а лишь применительно к
отдельному случаю, например, выдать Н. по случаю юбилея денеж-
ную сумму в размере трех окладов. Но что считать юбилеем? 30,
40, 50, 60, 70 лет? А если исполнилось 45 лет? Существует поэтому
неопределенность в определении объема действия данного прецеден-
та затрудняет его применение и может породить несправедливость. '

2. Прецедент не имеет обязательного характера и того авто-

<< Предыдущая

стр. 19
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>