<< Предыдущая

стр. 25
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

1. Негативные последствия бизнеса

В принципе бизнес, которым занимаются коммерческие корпо-
рации, - дело благородное. Однако он может вызвать и негативные
последствия для общества, поскольку каждая корпорация руковод-
ствуется прежде всего своими интересами. Общественные интересы
у нее как бы на втором плане. Иногда же в силу объективных
причин, например, отсутствие информированности о тех или иных
общественных процессах, интересы общества с позиции отдельной
корпорации даже невозможно осознать. Государство, предвидя нега-
тивные последствия бизнеса, стремится их не допустить, и поэтому
вынуждено вмешиваться в экономическую жизнь общества.

Практика современных промышленно развитых государств по-
казывает, что государство довольно сильно влияет на бизнес. Среди
таких его действий можно указать: предписание относительно вступ-
ления в договор, введение мер судебного или административного
контроля, фиксация обязательных договоров, контролируемых дого-
воров, правил о недобросовестной конкуренции, об ограничительной
хозяйственной практике и др.

Дальнейшее развитие промышленности приведет ко все больше-
му усилению государственного вмешательства в экономику по ряду
причин.

Во-первых, человечество подошло к такому рубежу, когда его
деятельность ставит под угрозу само существование человека: интен-
сивное и экстенсивное использование природных ресурсов нарушает
баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни человека
на Земле, делая их для него невозможными. Экологические пробле-
мы на сегодня, пожалуй, самые серьезные проблемы, которые по-
рождаются бизнесом, и они выходят на первый план. Безудержная
эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обя-
зано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями.

Во-вторых, немаловажна и экономическая сторона предпринима-
тельства: человечество идет все время по одной и той же дороге,

!!134

присваивая, используя, преобразуя природные ресурсы. Но они не
беспредельны, их объем общество восполнить не может. Сейчас
нельзя, как во времена общего кризиса (1929 г.), жечь, топить,
закапывать товары. Лучше умерить производство, просчитав заранее
нужный объем. Контроль за использованием природных ресурсов
под силу только государству. Им же могут быть осуществлены и
соответствующие меры: введение льгот за сокращение производства,
выдача лицензий и т.п.

В-третьих, политические причины не позволяют государству
занимать положение пассивного наблюдателя. Государство за про-
шедшие века показало себя как надежный социальный институт. Но
его прочность зависит от экономики. Экономический упадок, а это
и катаклизмы, которые возможны в экономике при полном отсут-
ствии регуляторов, делают неустойчивой саму политическую власть.
Государство вынуждено заниматься экономическим прогнозом и
принимать меры против дисбаланса в экономических отношениях.
Рухнет экономика, рухнет и государство. Общество погрузится в
хаос, его может постичь деградация.

В-четвертых, провозгласив принцип равенства всех людей, но
не имея пока экономических возможностей для его осуществления,
государство обязано заботиться об инвалидах, престарелых, малои-
мущих, одиноких, больных, малолетних, безработных и т.д. Оно
должно взять на себя неблагодарное дело - отнять часть производ-
ственного продукта прежде всего у наиболее обеспеченного слоя
общества - предпринимателей и распределить среди неблагополучных
слоев населения (пособия по безработице, бесплатные обеды, ноч-
лежки, детские дома, ввести систему индексации заработка и т.п.).
Кроме того, неуправляемый бизнес может породить резкое имущес-
твенное расслоение, что само по себе способно вызвать политиче-
ский взрыв.

В-пятых, бизнес все более и более использует сложную техно-
логию. Порой даже незначительные отступления от нее могут при-
нести значительный вред обществу, поставить под угрозу жизнь
людей или создать опасность повреждения их здоровья (наиболее
опасные виды технологии используются, например, при производстве
медикаментов, при перевозке воздушным транспортом, при выработ-
ке энергии на атомных электростанциях). Следовательно, нужен
жесткий контроль за теми сферами, где с большой вероятностью
просматривается угроза безопасности населения.

В-шестых, положение любого государства в мире заставляет
его прогнозировать свою экономическую политику (и это опять-таки
не под силу отдельно взятым корпорациям, какими бы крупными они

ни были). Участие в мировом разделении труда, принадлежность к
тому или иному блоку, политической ориентации вынуждает государ-
ство вводить такие меры, как экономические санкции, запрет на
экспорт (что влияет на производство), лицензии, пошлины и т.д.

Одним словом, бизнес должен быть регулируемым, и связано
это с противоречивыми свойствами, которые ему присущи.

!!135

2. Государственные органы, регулирующие
корпоративную деятельность

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо механизма
саморегулирования, который позволял бы ему успешно функциони-
ровать и проявлять социальную жизнеспособность. Это не под силу
даже корпоративной экономике. Она не может самостоятельно со-
здать такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и
разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках.
Дело в том, что механизм, предназначенный для одного сектора
экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.
Отсюда потребность в системе государственных средств управления,
поддерживающих, как опорная решетка, всю систему бизнеса.
Что представляет собой эта "опорная решетка"?
Административный сектор экономики - это министерства, гос-
комитеты, агентства, комиссии и другие органы. Он наиболее часто
подвергается нападкам: совершенно справедливо дорегуляция явля-
ется сегодня одним из самых важных вопросов. Однако не только
у нас. Вспомним, что администрация Рейгана выиграла выборы в
1980 г. именно под флагом борьбы с бюрократией. Ученых и поли-
тиков тревожит быстрый рост административных учреждений. Но
надо отметить, что рост бюрократии - это общемировой процесс,
обусловленный тем, что постоянно растут объемы бизнеса. Необхо-
димость управления им, его планирование - главная задача государ-
ства в области предпринимательства. Определение правил игры на
рынке, обеспечение достижения общественных результатов (экономи-
ческий рост, снижение инфляции, безработицы) - функции государ-
ства. Бюрократия находится в сердце современного управления. Кое-
кто, возможно, скажет, что она высасывает жизненно важные соки
из общественного организма. Скорее всего это так, но кто возьмется
ответить положительно на вопрос о том, может ли общество обой-
тись без бюрократии?(*1)

(**1) С. Паркинсон провел исследования о чиновниках и вывел несколько
формул роста бюрократии. В среднем ее прирост равен 5,8% в год. (См.:
ларнеги Д., Питер Л., Паркинсон С., Влох А. Ваше преуспевание в ваших
руках. М" 1993. С. 279).

!!136

Государство и бизнес - величины взаимосвязанные и взаимо-
зависимые. Какими же должны быть отношения между ними? Крат-
ко их можно определить так. Не должно быть государственной
монополии на хозяйствование, но и не может быть рационального
предпринимательства без государства. Государство должно присут-
ствовать в экономическом процессе, поскольку есть функции, кото-
рые только оно и может выполнять. Характер отношений между
государством и бизнесом можно определить как партнерство.

Партнерские отношения между государством и бизнесом сковы-
вают свободу как одной, так и другой стороны. Но общеизвестно,
что свободы нет и не может быть без несвободы. Последняя
оформляет жизнь, создает необходимый структурно-функциональный
каркас. Однако без свободы нет жизни. Покушающийся на свободу,
воюет против жизни. Если приложить эти положения к нашему
предмету рассмотрения, то можно сказать, что государство, не тер-
пящее свободы предпринимательства, обречено. Но обречен и не
признающий государство субъект предпринимательской деятельности.
И неизвестно, что страшнее: бороться против свободы бизнеса или
биться против государства. Думается, что отрицающий собственное
государство совершает зло абсолютное.

В государственном регулировании должна быть мера. Какая?
Это может показать только общественная практика. Но ясно одно:
корпорации должны быть самостоятельны в своих решениях, но
принимать собственные решения они должны с учетом определенных
рамок, устанавливаемых государством. Равным образом и государ-
ство не может быть абсолютно свободным при принятии решений.
Есть сферы и ситуации, в которых государство вмешиваться не
должно. Не дело чиновника, например, вмешиваться в изготовление
лекарства, но он должен проконтролировать его безопасность.

Государственное регулирование может был> как положительным
фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс социального
развития, подавляющим интерес, производителей к высокоэффективной
деятельности. Именно этот процесс уловила М. Тэтчер в 70-х годах в
Англии. Идея "офаниченного правительства", т.е. правительства, отка-
завшегося от борьбы за расширение участия в делах управления и
вместо этого ограничившего сферу своих полномочий, стала определя-
ющей в се полигике. Результаты осуществления этой идеи оказались
видны через 10 лет: начала справедливости, или, как говорят сами
англичане, социалистические начала, были потеснены, открылся простор
для частной инициативы, эффективность производства повысилась.

Обратимся теперь к практике регулирования корпоративного
предприятия со стороны государства, но к практике зарубежной.

!!137

Возьмем конкретный пример. В булочных Бельгии стоимость
хлеба была увеличена на 1 франк за батон. Подорожание небольшое,
но процедура его проходила сложно. Особая комиссия по ценооб-
разованию и контролю при министерстве экономики полгода доско-
нально изучала ходатайство владельцев хлебопекарен, просивших
дать им разрешение поднять цену на два франка. В конце концов
согласие дали, удовлетворив их просьбу лишь наполовину.(*1)

Надо отметить, что во всех странах Западной Европы есть
специальные учреждения, которые, хотя и называются по-разному
(офис цен, служба контроля за торговлей, комитет конкуренции), но
выполняют одну и ту же функцию: зорко следят за состоянием
внутреннего рынка. Административные учреждения, как компасом,
руководствуются индексом цен на все основные товары и продукты,
которые должны быть в постоянной гармонии с размерами доходов
населения. Это называется корректировкой уровня жизни во избе-
жание несоответствия доходов населения его расходам. Государ-
ственные органы в пределах своей компетенции могут вмешиваться
в любую коммерческую деятельность. Главный инструмент воздей-
ствия на коммерсантов - рекомендации, совет. Если рекомендации
остаются без внимания, взимается солидный штраф.

В компетенцию государственных офисов и управлений входит
и еще одна важная функция - контроль за соблюдением минималь-
ного уровня заработной платы. Все это вместе взятое образует
выверенное равновесие доходов населения и цен в странах Западной
Европы.

Во Франции государство вмешивается в регулирование вопро-
сов, касающихся цен, внешней торговли, предоставления кредитов,
следит за конкуренцией, обеспечением занятости трудоспособного
населения. Регулирование осуществляется с помощью делегированно-
го законодательства, в создании которого участвуют министерства
экономики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внеш-
ней торговли, финансов и др.

В США бизнес более мощный, чем в Западной Европе, там
соответственно существует более мощная "опорная решетка" бизнеса.
Вот лишь некоторые административные органы, регулирующие пред-
принимательство: комиссия по безопасности потребительских това-
ров, комиссии, регулирующие деятельность страховых компаний,
комиссии по пищевым продуктам и медикаментам, комиссия по

(**1) См.: Катин В. Свободное общество защищается // Независимая газе-
та. 1993. 18 августа.

!!138

ценным бумагам и биржам, национальный совет по трудовым отно-
шениям, ведомство социальной защиты, комиссия содействия равной
занятости, ведомство профессиональной безопасности, ведомство
пенсионного планирования, ведомство защиты окружающей среды,
ведомство по добыче и переработке нефти и газа и др.(*1)

В России еще не накоплено достаточного опыта поддержки и
регулирования предпринимательской деятельности. Правда, в послед-
нее время в системе государственного аппарата создаются соответ-
ствующие органы. Недавно создана Комиссия по ценным бумагам и
фондовым биржам при Правительстве Российской Федерации. Ее
цель - создание механизма регулирования фондового рынка. Комис-
сия призвана стать гарантом защиты интересов акционеров, а также
предотвращения злоупотребления на фондовом рынке. Довольно
активно в последнее время действует и Антимонопольный комитет.

!!138

3. Международно-правовое регулирование бизнеса

В конце 70-х годов Организация Объединенных Наций пришла :
к выводу о необходимости регулирования бизнеса и в международ-
ном масштабе. Внимание ООН было обращено прежде всего на
главную опасность, которую порождает бизнес - монополистическую
деятельность или, другими словами, на ограничительную деловую
практику, оказывающую неблагоприятное воздействие на междуна-
родную торговлю и отнюдь не содействующую улучшению между-
народных экономических отношений. Этому была посвящена Конфе-
ренция ООН по торговле и развитию, на которой был принят
комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых
принципов и правил для контроля за ограничительной деловой
практикой (Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 1981 г.).
Сначала о терминах, используемых в указанном документе.
"Ограничительная деловая практика" - это действия предпри-
ятий, которые путем злоупотребления господствуют на рынке, ог-
раничивают доступ к рынкам или иным путем сдерживают конку-

<< Предыдущая

стр. 25
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>