<< Предыдущая

стр. 26
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ренцию.

"Господствующее положение на рынке" - это такая ситуация,
при которой предприятие, действуя либо самостоятельно, либо со-
вместно с несколькими предприятиями, обладает возможностью кон-
тролировать соответствующий рынок определенного товара и услуг.

(**1) См.: Фридман Л. Введение в американское право. М., 1992.
С. 97-98.

!!139

"Предприятия" - фирмы, товарищества, корпорации, компании,
их отделения и филиалы, ассоциации, физические, юридические лица
и любые сочетания их независимо от способа их создания или
принадлежности и занимающиеся коммерческой деятельностью.

Конференция рекомендовала государствам в борьбе с монопо-
лизмом использовать следующие методы: вводить в законодательство
антимонопольные нормы, направленные на создание, поощрение и
защиту конкуренции; контролировать концентрацию капитала; содей-
ствовать нововведениям; защищать социальное благосостояние в целом
и интересы потребителей; ограничивать деятельность транснациональ-
ных компаний; сделать эффективными судебные и административные
процедуры контроля за злоупотреблениями в деловой практике;
улучшить процедуру получения информации от предприятий об их
работе; государствам, у которых имеется большой опыт борьбы с
монополизмом, предоставлять его по запросу или оказывать помощь
другим государствам по их просьбе.

Предприятиям же прямо запрещается: участвовать в соглаше-
ниях о ценах, в тайных торгах по ним, в соглашениях о распреде-
лении рынков; выделять квоты на продажу и производство; заклю-
чать соглашения об отказе вести дело, поставлять продукцию потен-
циальным импортерам; не препятствовать деятельности конкурентов,
например, устанавливать цены ниже себестоимости или дискримина-
ционные цены; коллективно договариваться об отказе в допуске к
заключению соглашения или вступлению в ассоциацию; поглощать
совместные предприятия или использовать другие формы приобре-
тения контроля над предприятиями.

За нарушение этих запретов предусматривались соответствующие
санкции: потеря репутации надежного партнера по международным со-
глашениям, что чревато издержками экономического, политического
характера; отказ в защите дипломатического представительства
(т.е. правительства) за рубежом; отказ в получении субсидий и др.

ООН адресует требования и рекомендации не только предпри-
ятиям и государствам, но и определяет международные меры, вы-
полнение которых возлагает на себя. К числу таких мер относятся:
предоставление услуг экспертов для разработки антимонопольных
законов, организацию курсов с целью передачи опыта в этом деле,
составление справочников законодательных актов, передача странам
этих справочников, а также книг, документов и других материалов
по данному вопросу, проведение международных конференций, семи-
наров, распространение обзоров, исследований в этой области.

Упомянутый комплекс согласованных на многосторонней осно-
ве справедливых принципов и правил для контроля за ограничитель-
ной деловой практикой 1981 г. исходил из того, что создание и
сохранение экономических условий необходимы для свободной тор-
говли, которая обеспечивает оптимальное распределение хозяйствен-
ных ресурсов, понижает цены, повышает качество товаров и услуг
и способствует научно-техническому прогрессу в интересах общества
в целом.

!1140

4. Прямой государственный контроль
за корпоративной деятельностью

Согласно законодательству Российской Федерации государство
само может иметь в собственности предприятия, которые называются
унитарными, и заниматься предпринимательской деятельностью. Уп-
равление этими предприятиями возлагается на исполнительные орга-
ны Российской Федерации либо на исполнительные органы ее
субъектов. Доля государственной собственности пока еще очень
велика, и ее снижение является на современном этапе первоочеред-
ной задачей. Владея предприятиями, государство само же и контро-
лирует их деятельность. Однако нельзя быть судьей в своем деле.
Именно это приводит к неэффективности государственной формы
собственности. И, тем не менее, приходится констатировать, что
контроль за бизнесом в виде
владения предприятиями и орга-
низация их деятельности является пока
основным. Унитарные предприятия доминируют на транспорте, в
энергетике, в добывающей промышленности, в сфере информатики,
связи, космоса, обороны и т.п.

Другой вид прямого контроля государства за бизнесом -
контроль за размещением и
строительством предприятий. Отличительной
чертой производственного строительства является то, что его про-
дукция (здания, сооружения) неподвижна и используется в основ-
ном там, где и производится. В сфере бизнеса действует механизм
саморегулирования, и тогда, когда допущена ошибка в размещении
бизнесменом своего производства, она будет в конечном счете ис-
правлена: продукция предприятия не найдет спроса и оно обанкро-
тится. Но жертв как со стороны предпринимателей, так и со стороны
людей, вовлекаемых ими в производство, можно избежать, если
государственные органы, располагающие большей, чем бизнесмен,
информацией, будут контролировать размещение предприятий, что
позволит государству одновременно осуществлять структурную по-

!!141

литику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о
развитии инфраструктуры, о социальной политике и т.д. Другое
дело, как, какими методами осуществлять этот контроль: жесткими
(выдача лицензий, разрешений на строительство, заключение кон-
трактов со строительными фирмами и т.п.) или мягкими (дача
рекомендаций на размещение производств и др.).

Государство может контролировать бизнес и путем фи-
нансового участия, а также финан-
совой помощи. Это могут быть собственные капитало-
вложения, направляемые, как показывает практика, главным образом
на развитие инфраструктур. Это могут быть дотации, инвестиции,
выдаваемые как частному сектору, так и государственным предпри-
ятиям. Но дотационная, инвестиционная политика должна тщательно
продумываться и не только ответственными за это органами, но и
научными коллективами, с перепроверкой их рекомендаций незави-
симыми экспертами.

Прямая обязанность государства -осуществле-
ние экологического контроля за корпоративной
деятельностью. Он может заключаться в следующем: непосредствен-
ное осуществление государством мер природоохранного характера,
экономическое стимулирование и поддержка природоохранной дея-
тельности предприятий частного сектора (выдача субсидий, зай-
мов, кредитов по пониженным процентам на эти цели, предоставле-
ние налоговых льгот и т.д.), нормативное регулирование природо-
охранной деятельности (установление экологических нормативов,
ограничений, платежей за загрязнение окружающей среды, штрафов
за нарушение природоохранного законодательства и др.), практичес-
кая реализация этих норм (инспектирование предприятий, наложение
штрафных санкций).

Санитарный контроль - контроль за
производственной безопасностью труда - один из видов прямого
контроля государства за сферой предпринимательства. Особое вни-
мание здесь должно быть уделено решению вопроса о субъектах
контроля. С одной стороны, их должно быть много, по крайней мере
не один орган должен монополизировать тот или иной участок
контроля, как это имеет место с санитарным надзором, полиостью
находящимся в руках санитарно-эпидемиологических органов. Моно-
польное решение не всегда на пользу делу. С другой стороны, и
ведомственная разобщенность в контроле может стать тормозом. Так,
например, производственный травматизм - предмет одновременного
ведения министерства экономики, если предприятие входит в его
подчиненность, министерства труда, прокурорского надзора, а также
надзора со стороны профсоюзных органов. Наблюдающих инстанций -
много, а положение дел в этой области критическое,

!!142

В одном ряду с экологическим, санитарным контролем стоит
пожарный надзор, осуществляемый специальным органом,
включаемым в систему МВД. Его роль не должна недооцениваться
в нашей стране, поскольку основную массу производственных фон-
дов составляют государственные предприятия, и убытки, возникаю-
щие от пожаров, умаляют ценности, принадлежащие всему обществу.
В странах с рыночной экономикой прежде всего собственники пред-
приятий заботятся о сохранности своего имущества.

Государство контролирует качество
продукции, особенно пищевой и'
медикаментов. Качество продукции и услуг повышает
жизненный уровень населения, способствует обновлению продукции
и совершенствованию производства, росту его эффективности. Бывает
и так, что корпорация выпускает некачественную продукцию. При
существующем сейчас товарном голоде корпорация, заплатившая
штраф, имеет возможность реализовать свою некачественную про-
дукцию по другим каналам и с лихвой перекрыть размер штрафных
санкций. Поэтому контроль за качеством продукции лучше осущес-
твлять путем выдачи подтверждающих стандарт свидетельств, лицен-
зий на выполнение того или иного вида деятельности.

Лицензии используются и во внешней торговле. Это
получаемые от государственных органов специальные разрешения на
ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное
перемещение которых не допускается.

При осуществлении контроля за качеством продукции, а также
экологического, санитарного, пожарного контроля есть опасность
блокирования научно-технического развития. Прямые запреты, уста-
новление усложненной процедуры опробования новинок ведут к
увеличению стоимости и невыгодности их внедрения. Указанные
виды надзора выступают тормозом и тогда, когда в регулирующих
их нормативных актах содержатся противоречия, неясности, излишне
жесткие стандарты и т.п.

Одним из видов прямого контроля государства за корпоратив-
ной деятельностью является установление трудового и социального
законодательства. Успех предпринимательства во многом зависит от
человеческого ресурса - творческого его потенциала, способности к
изобретательству, гибкости управления им, правового положения и
социального обеспечения работников. Но он принадлежит всему
обществу и поэтому к нему необходимо относиться бережно. Вот
почему в нормах права устанавливаются пределы в использовании

!!143

рабочей силы: минимальные заработная плата и отпуска, максималь-
ный рабочий день, ограничения на право увольнения работников,
обязанность выплаты денежных компенсаций, пособий по случаю
нетрудоспособности и т.п.

Антимонопольный контроль - важный
аспект прямого государственного регулирования. Но сложность в
его осуществлении заключается в том, что само государство явля-
ется у нас главным монополистом, имеет в собственности гигантские
предприятия, порой в единственном числе обеспечивающие потреби-
телей той или иной продукцией. Основная масса государственных
предприятий также может быть названа монополистами, поскольку
доля их продукции или услуг на рынке нередко превышает 35%
(см. ст. 4 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г.
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках"). Разве не является монополистом телевизионная
мастерская или фабрика химчистки, в единственном числе или с
помощью сети своих филиалов выполняющая соответствующие ус-
луги для жителей всего города, разве два или три хлебозавода,
существующие в городе, не могут договориться о цене отпускаемого
хлеба? И так почти во всех сферах жизнедеятельности.

В условиях жесточайшего товарного голода, плохого транспор-
тного обслуживания, ненадежности регулирования торговли даже
самый малый производитель, а то и просто спекулянт может стать
монополистом на местном рынке. Покупатели берут все, что им
предлагают, по любой цене и любого качества, тем более, что рубль
все больше обесценивается. Поэтому пока государственная собствен-
ность не уступит место частной собственности, все разговоры об
антимонопольном контроле для нас будут иметь теоретическое зна-
чение. Не случайно и закон, о котором идет речь, имеет во многом
декларативный характер и на практике применяется редко: государ-
ству нет смысла штрафовать самого себя.

В странах же с развитой рыночной экономикой за нарушение
антимонопольного законодательства суды применяют суровые санк-
ции: налагают огромные штрафы, выносят решения о ликвидации
(роспуске) фирм, предписывают продажу составных частей корпо-
раций, запрещают слияние предприятий и т.д., сурово карается и
осуществление антиконкурентных форм борьбы. Так, недобросо-
вестным поведением конкурентов согласно закону ФРГ 1957 г.
"О запрете ограничений конкуренции" признается:

воздействие на клиента путем обмана и введения в заблуждение
недостоверной информацией;
подделка чужих товарных знаков;

!!144

доставка незаказанных товаров, ставящая получателя в непри-
ятное и затруднительное положение;

сравнительная реклама с элементами критики в адрес конкурен-
та, когда, под видом объективности информации рекламирующий^
присваивает себе право быть своим собственным судьей;

утверждение, распространение сомнительных сведений о конку-
оенте;

бойкот, т.е. происходящее по инициативе третьих лиц изолиро-
вание хозяйственного субъекта от привычных деловых отношений;

сбивание цен при разрешенных законом единых картельных
цепах, к примеру, на книги и журналы.

Западные страны настолько преуспели в борьбе с мопоподиз-
мом, что там раздаются голоса о том, чтобы поумерить пыл в этой

<< Предыдущая

стр. 26
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>