<< Предыдущая

стр. 27
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

сфере. Причина состоит в том, что повышение качества товаров все
более связано с внедрением сложных научных идей, требующих
крупного производства. Запреты же приводят к тому, что производ-
ства либо перемещаются в другие страны, либо новинки не внедря-
ются вообще. Однако знания очень мобильны и легко пересекают
границы, да и вообще могут быть воспроизведены в любой стране
Это обстоятельство нам следует иметь в виду на будущее, занимаясь
совершенствованием антимонопольного контроля в России.

Контроль над ценами государство также
может взять на себя, но практика регулирования цен уходит в
прошлое. Стало ясно, что такой контроль просто отодвигает повы-
шение цен на более поздний период и порождает открытые и
скрытые формы инфляции. Здесь лучше использовать политику
доходов, возможно устанавливать максимальные пределы роста цен
и заработной платы. Высказываются предложения и о заморажива-
нии цен и заработной платы. Все это во власти государства, но
экономисты должны просчитать, будет ли ощутимый эффект от
подобных мер.

Однако есть области деятельности, где государство обязано не
просто контролировать, но и регулировать цены - транспортные
тарифы, тарифы на связь, коммунальные услуги, продукция топлив-
но-энергетического комплекса и многое другое. 06 этом говорит
опыт всех стран с рыночной экономикой.

Как видим, прямой контроль .государства над корпоративной
деятельностью достаточно обширен и оправдан, поскольку сферы, на
которые он распространяется, затрагивают жизненно важные общес-
твенные интересы. И именно те страны, где государственный патер-
нализм был выше, осуществили переход к рыночной экономике
гораздо легче, поскольку использовали более мощные инструменты.

!1145

5. Косвенное влияние государства
на деятельность корпораций

Помимо средств прямого контроля у государства есть немало
таких, которые позволяют ему оказывать на предпринимательскую
деятельность косвенное влияние. В их числе прежде всего следует
назвать налоги.

Налоговая система, т.е. совокупность налогов, взимаемых ис-
полнительной властью, выполняет три функции: способствует выпол-
нению государством политических функций, является инструментом
перераспределения национального дохода, позволяет косвенно регу-
лировать экономику. Прямые налоги изымаются из доходов или с
имущества и бывают реальными, например, налог поземельный, либо
личными, например, подоходный налог.

Косвенные налоги касаются определенных операций и включа-
ются в цену товара, например, акцизы, таможенные пошлины и др.

Мощным средством проведения налоговой политики является
установление налоговых льгот. С их помощью
государство определяет приоритеты в социально-экономическом раз-
витии страны либо строит региональную политику. Наряду с этим
оно может использовать для достижения определенных обществен-
ных целей налоговые кредиты, отсрочку уплаты налогов, полное
освобождение от них и др. Так, освобождены от налогообложения
прибыли, направляемые на: развитие производства и социальное
строительство; погашение кредитов, полученных для решения инвес-
тиционных программ; финансирование капитального строительства.
Освобождается от налогообложения прибыль банков, предоставив-
ших долгосрочные инвестиционные кредиты. Предприятия малого
бизнеса имеют льготы по налогу на прибыль: в первые два года
работы они полностью освобождены от его уплаты, а третий и
четвертый год выплачивают соответственно 25% и 50% от основной
ставки (см. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
"О налоге на прибыль предприятий и организаций"(*1)). Одним словом,
налоговая политика - весьма действенное средство влияния на бизнес.

Государство может регулировать бизнес и через влия-
ние на динамику цен и доходов.
Так, например, ограничение денежных средств в обороте может
привести к снижению цен. Иногда же кредитно-фискальные меры

(**1) См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Со-
вета РФ. 1992. № II. Ст. 525; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118.

!!146

приводят к ограничению спроса. В их числе можно назвать повыше-
ние налогов, ограничение государственных закупок, инвестиций и др.

Весьма важно регулирование занято-
сти и профессиональной подго-
товки работников. Здесь государство может использовать
экономические рычаги, например, взыскивать с предпринимателя
плату за каждого освобожденного работника, ставшего на учет на
бирже труда, либо, наоборот, выплачивать ему вознаграждение за
прием на работу безработных. Государство может установить сеть
образовательных учреждений, готовящих специалистов нужных про-
фессий. Например, на сегодняшний день ощущается нехватка юрис-
тов, обслуживающих предприятия различных отраслей народного
хозяйства. Госкомитет по высшему образованию пошел даже на то,
чтобы готовить "юристов-отраслевиков" в соответствующих техни-
ческих вузах. Хотя правильность этого решения далеко не очевидна,
все же следует отметить, что реакция государства уже последовала.

Государство может влиять на бизнес и путем стимулирования
конкурентоспособности предприятий. Здесь следует указать на
комплекс мер правительства, направленных на развитие одной или нескольких
отраслей. Это может осуществляться через опять-таки налоги, льго-
ты и правительственные закупки, заказы. Влиять на бизнес возмож-
но и путем поддержки венчурных (рискованных) фирм. Западные
страны не стесняются использовать и протекционистские меры по
отношению к своим фирмам и осуществлять защиту их от иностран-
ного капитала.

Развитие бизнеса существенно тормозится из-за отсутствия
разветвленной инфраструктуры. И
государство, желая стимулировать приток капитала в ту или иную
местность, часть страны, может постараться устранить это препятст- .
вие, развивая энергетику, транспорт, связь, информационное обеспе-
чение в нужной части страны. Как известно, иностранный капитал
не идет интенсивно в нашу страну потому, что строительство про-
изводственных объектов западные бизнесмены вынуждены начинать
со строительства дорог, обустройства местности, налаживания связи,
источников энергии и т.д. В результате затраты медленно окупаются.

В качестве одного из способов косвенного влияния государства
на бизнес можно указать на государственное
программирование экономики.
Программирование - не родня тем планам, по которым мы жили все
предыдущие годы. План должен быть не догмой, а руководством к
действию. Планирование уже используется вО многих странах с

!!147

рыночной экономикой, но там оно не довлеет над производителями
и тем более не является основанием для применения санкций к кому-
либо. Следует отметить, что в большинстве стран планы не выпол-
няются, однако все согласны с тем, что без планов было бы хуже,
поскольку они ориентируют бизнес и стимулируют перелив капитала
в нужную отрасль.

Существует и другой метод государственного регулирования:
метод прогнозирования и обеспе-
чения бизнеса информацией. У нас пока
на государственном уровне этот метод почти не используется. В
Японии же, например, управление экономического планирования
ежегодно публикует экономические прогнозы. Правительственные
прогнозы - не более чем справочный материал. Иногда японское
правительство знакомит с имеющейся у него информацией целенап-
равленно. Например, оно приходит к выводу, что химические пред-
приятия чрезмерно увлекаются капиталовложениями для расширения
производства этилена и это может привести к подрыву цен. Из
соответствующего ведомства кураторы звонят на соответствующие
предприятия и любезно просят "познакомиться" с информацией по
капиталовложениям предприятий в этиленопроизводящее производст-
во, давая понять, что хочет правительство. Предприятия порой
прислушиваются, но в период хорошей конъюнктуры, что бы ни
пыталось говорить правительство, предприятие склонно наращивать
производство оборудования.(*1)

Перечень способов государственного регулирования корпора-
тивной деятельности этим не исчерпывается. Комбинация прямых и
косвенных средств контроля за бизнесом наверняка позволит упо-
рядочить предпринимательскую деятельность, заставит служить ее на
благо обществу и одновременно создаст климат, выгодный бизнесу,
т.е. обеспечит экономический рост, снижение инфляции, процентных
ставок и т.п.

!!147

6. Контроль за административными органами

Процесс расширения административной деятельности характерен
для всех развитых стран. В руках у чиновников скопилась огромная
административная власть. Даже на долю мелких служащих и до-
лжностных лиц, находящихся на нижних ступенях иерархических

(**1) Япония: как государство командует экономикой // Аргументы и фак-
ты. 1993. № 18. С. 4.

!!148

административных лестниц, иногда приходятся весьма значительные
полномочия. Для человека, который хлопочет об открытии малого
предприятия или строительства завода, власть даже мелкого чинов-
ника кажется безграничной и почти бесконтрольной. Ведь свободное
усмотрение, которым пользуется каждый чиновник достаточно ши-
роко, и позволяет ему чаще всего решить дело так, как ему выгодно.
Вот почему деятельность исполнительной власти должна быть кон-
тролируема.

Административные учреждения подчинены как внутреннему, так
и внешнему контролю.

Внутренний контроль - часть структуры государственного ор-
гана и практически выражается в том, что высшие должностные
лица следят за низшими. Инспекторы и ревизоры вышестоящей
организации проверяют работу одноименных нижестоящих. Практи-
куются также отчетность, выборочная проверка, доклады, внутрен-
ние ревизии, которые в определенной мере способны предотвратить
коррупцию и плохую работу.

Однако больший эффект все же дает внешний контроль. На-
чинается он с законодательного акта, упорядочивающего деятель-
ность того или иного органа исполнительной власти, в котором
указываются его задачи, компетенция, ограничения, подчиненность
органа.

Существует и специальный орган, осуществляющий контроль за
всеми исполнительными органами - Контрольное управление при
Президенте России. Принять решение о проверке оно может как при
наличии сообщений, свидетельствующих о злоупотреблениях, непо-
рядке в деятельности того или иного органа, так и по собственному
усмотрению. Создание Контрольного управления преследовало цель
придать контролерам или инспекторам большую независимость и
вывести их из системы проверяемых исполнительных органов. Эта
форма контроля частично сходна с институтом "омбудсмена", сущес-
твующим во многих странах. Само название института, а возможно,
и сама идея такого контроля пришли из Скандинавии. Омбудс-
мен - это чиновник, независимый и (как обычно все надеются)
непредвзятый; он выслушивает жалобы на должностных лиц и
пытается в них разобраться. Поскольку в своей деятельности он не
преследует личных целей, его рекомендации предполагаются справед-
ливыми и беспристрастными.

Одной из форм внешнего контроля за исполнительными органа-
ми власти является прокурорский надзор. В Законе о Прокуратуре РФ
ей прямо предписывается вести так называемый общий надзор, т.е.
надзор за исполнением законов со стороны государственных орга-

!1149

нов, организаций и граждан. Не всегда приходится видеть эффек-
тивную деятельность прокуратуры, но, тем не менее, при налаженной
и добросовестной работе прокуратуры как органа контроля за ис-
полнительными учреждениями можно получить положительные ре-
зультаты.

Наиболее известная форма внешнего контроля за администра-
тивными учреждениями - судебный надзор. Если раньше частное
лицо или предприятие, фирма, компания, не удовлетворенные реше-
нием какого-либо государственного органа или должностного лица,
должны были попытаться достичь удовлетворяющего их решения
при помощи соответствующей процедуры или жалобы внутри систе-
мы, куда входит данное учреждение, то сейчас можно сразу попы-
таться сделать это через суд. Однако практика показывает, что суды
не часто подвергают сомнению решения ведомств и в сомнительных
или спорных случаях все же склонны отказать в удовлетворении
жалобы на незаконное действие органа или должностного лица.
Суды пока не перестали, по-видимому, считать себя служанками
власти, а не органами правосудия.

!!149

7. Законодательные средства ограничения
корпоративной деятельности

Деятельность корпораций основана на известной степени свобо-
ды в решении тех или иных вопросов, имеющих правовое значение.
И эта свобода при определенных условиях может быть превращена
в "сверхсвободу", т.е. свободу чинить произвол и решать вопросы,
которые законодатель отдал им на усмотрение, в противоречие с
общим смыслом и назначением права в обществе. Чтобы этого не
произошло, законодатель устанавливает пределы корпоративного
регулирования.

Пределы корпоративного регулирования - это установленные
законом рамки, в которых корпорациям предоставляется возмож-
ность действовать самостоятельно. Следует заметить, что границы
корпоративного усмотрения, зафиксированные в законе, должны
быть объективными, т.е. самостоятельность корпораций должна
допускаться в той мере, в какой это требуется самой регулируемой
общественной системой. Предоставить большие пределы корпоратив-

<< Предыдущая

стр. 27
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>