<< Предыдущая

стр. 32
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

корпорации за тот или иной участок работы с финансами. Далеко
не все из этих правил фиксируются в корпоративных актах. Многие
своим источником имеют корпоративные обычаи, обыкновения
даже корпоративные прецеденты.

Деятельность финансовых менеджеров многогранна. Это нало-
говое планирование, прогнозирование прибыли денежных средств,
анализ отчетности, выпуск акций, займы, операции с инвестициями,
оценка операций слияния и поглощения фирм и др.

К основным обязанностям финансовых менеджеров относятся:
обеспечение платежеспособности и ликвидности средств предприятия
периодическая отчетность перед собственником в согласованные с
ним сроки о результатах финансовой деятельности, соблюдение
коммерческой тайны, обеспечение конфиденциальности информации,
выполнение платежных и расчетных операций, включая уплату на-
логов и сборов в порядке и размерах, определяемых действующим
законодательством; современное представление бухгалтерской и фи-
нансовой отчетности в налоговые органы, банки, статистические
органы, органы государственной власти, содействие рекламе и т.п.

Как видно, круг обязанностей финансового менеджера таков,
что человек без стратегического мышления их выполнить вряд ли
сможет. Такое мышление обычно не свойственно бухгалтеру, на
которого сейчас делают ставку большинство руководителей, считая,
что от него зависит успех в бизнесе.

Каждая крупная корпорация должна иметь высококвалифици-
рованную службу финансовых менеджеров. Ее задача обеспечить
сбалансированность материальных ресурсов и капитала в каждый
данный отрезок времени. Интересы потребителей волнуют финансис-
тов корпорации лишь в связи с тем, что о'т них зависит скорость
оборачиваемости денег и прибыльность компании. Интересы произ-
водства в деятельности финансовых менеджеров также преломляют-
ся в стоимостных показателях и денежных результатах. Именно
поэтому финансовый менеджер ставит выше всего стратегические
цели фирмы. Их реализации подчинено накопление капитала.

!!133

Главными требованиями, предъявляемыми к финансовому ме-
неджеру, являются эффективное управление денежным оборотом
предприятия, формирование доходов денежных средств, рациональ-
ное использование финансовых ресурсов.

Отношения между финансовым менеджером и собственником
(управляющим собственностью) регулируются контрактом и/или
должностной инструкцией. Тем не менее, здесь большую роль играют
личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и
процветанию корпорации. Действия высшего органа управления кор-
порации определяются в основном поведением поставщиков, потре-
бителей и конкурентов, а действия финансового менеджера - по-
ведением инвесторов и прежде всего акционеров, кредиторов (вклю-
чая коммерческие банки), финансовых органов, в том числе нало-
говых органов и страховых компаний.

!!174

Одной из важных сторон заботы финансового менеджера яв-
ляется формирование фондов денежных средств. Вся черновая ра-
бота падает именно на него, но поскольку этот вопрос является
ключевым в деятельности корпорации, постольку принятие решения
по нему в окончательном виде относится к компетенции общего
собрания, издающего корпоративный акт, обычно называемый "О
порядке образования и использования специальных финансовых фондом
и резервов". В этом Положении, как правило, выделяются следую-
щие разделы:

Прибыль. Основным финансовым результатом деятельности
корпорации является прибыль. Общая сумма балансовой (объявлен-
ной) прибыли слагается из прибыли от реализации продукции (ра-
бот, услуг) и доходов от внереализационных операций, уменыпенных
на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет
собой разницу между выручкой от реализации (работ, услуг) в
действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов
и затратами на ее реализацию, включенными в себестоимость.

К внереализационным финансовым результатам относятся дохо-
ды, расходы и потери, не связанные с процессом реализации про-
дукции (работ, услуг): долевое участие в деятельности других пред-
приятий на территории РФ и за ее пределами, сдача имущества в
аренду, доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,
принадлежащим обществу, потери от списания безнадежных долгов
и поступления от долгов, ранее списанных как безнадежные, суммы,
полученные и уплаченные в виде санкций, курсовые разницы по
валютным счетам и операциям в иностранной валюте.

При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой
прибыли общества увеличивается на сумму превышения расходов по
оплате труда в составе себестоимости реализованной продукции (работ,
услуг) по сравнению с ее нормируемой величиной.

При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой
прибыли уменьшается на сумму рентных платежей, вносимых в
установленном порядке, сумму дивидендов (процентов), полученных
по ценным бумагам, принадлежащим обществу, доходов, полученных
от долевого участия в других предприятиях, и других сумм, преду-
смотренных действующим законодательством.

Чистая прибыль, остающаяся после вычета из балансовой прибыли
суммы налогов с учетом налоговых льгот, поступает в полное
распоряжение общества.

Фонды корпорации. За счет чистой прибыли могут быть как
правило, сформированы следующие фонды: развития производства;
развития персонала; распределяемой прибыли; участия в прибылях
персонала; социально-страхового обеспечения; облигационный; ре-
зервный.

1. Фонд развития производства используется для обеспечения
конкурентоспособности производимой продукции (работ, услуг),
обеспечения перспективы производственно-хозяйственного развития,
эффективности капиталовложений и, как следствие, роста прибыль-
ности общества и повышения котировки его акций.

2. Фонд развития персонала призван обеспечить заинтересо-
ванность персонала общества в надлежащем исполнении им своих
обязанностей перед обществом, а также реализацию прав его сотруд-
ников на гарантии и льготы, предусмотренные законодательством,
корпоративными актами, а также индивидуальными контрактами.

3. Фонд распределяемой прибыли является основным источни-
ком выплаты дивидендов по акциям, его абсолютный размер и доля
в прибыли определяются решениями общего собрания и совета
директоров.

4. Фонд участия в прибылях персонала распределяется, как
правило, пропорционально заработной плате сотрудников. Его сред-
ства могут использоваться путем вложения в акции, облигации,
другие ценные бумаги, могут выплачиваться в виде дивидендов, а
могут блокироваться на лицевом счете каждого работника на опре-
деленное время.

5. Фонд социально-страхового обеспечения позволяет финан-
сировать:

дополнительные сверх предусмотренных законодательством вы-
платы работникам общества при их временной нетрудоспособности;

мероприятия, связанные с обеспечением гарантированной заня-
тости персонала;

оплату работникам и членам их семей путевок в санатории,
профилактории, пансионаты и другие оздоровительные учреждения;

дополнительное (помимо предусмотренного законодательством
обязательного) страхование жизни и здоровья персонала и др.

6. Облигационный фонд образуется в случае выпуска общес-
твом облигационного займа. Его размер должен обеспечивать не
менее 50% от общей суммы предполагаемых процентных выплат
облигационерам.

7. Средства резервного фонда могут направляться на:
покрытие непредвиденных убытков;

выплату дивидендов по привилегированным акциям и процен-
тов по облигациям, при отсутствии или недостаточности у общества
средств для этих целей;

!!!76

покрытие балансового убытка за отчетный год;
оплату труда в случае недостаточности фонда для этого пред-

назначенного;
другие цели.
Корпорациями могут по их усмотрению создаваться и другие фонды.

4. Налоговое планирование корпораций

Вопросы правового регулирования налогообложения в настоя-
щее время относятся к числу наиболее актуальных в экономической
и социальной жизни Российского государства. Это обусловлено
новыми явлениями в экономике России, ее нацеленностью на переход
к рыночным отношениям.

Налоги - одно из древнейших изобретений человечества. Они
появились вместе с появлением государства и использовались им как
основной источник средств для содержания органов государственной
власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.
Советская власть налоговую систему практически демонтировала и
вместо нее установила так называемую систему обязательных пла-
тежей, затем систему нормативов, устанавливаемых госорганами для
каждого предприятия в отдельности на основе критериев, носивших
в большой степени субъективный характер. И лишь только в пос-
леднее время (с 1990 г.) наше государство возвращается к налого-
вой системе, этому мощному средству социального регулирования.

Налоги - обязательные и безвозмездные платежи
юридических и физических лиц, установленные органами государ-
ственной власти для зачисления в бюджет, с определением их
размеров и сроков уплаты.

В зависимости от территориального уровня различают налоги
федеральные, налоги субъектов Российской Федерации и местные
налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную
стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на
доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог
с биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами,
налог на прибыль с предприятий, подоходный налог с физических
лиц, налоги, зачисляемые в дорожные фонды, налог с наследуемого
имущества.

К налогам субъектов федерации отнесены налог на имуще-
ство предприятий, лесной доход, плата за воду, транспортный налог,
разовые сборы за торговлю товарами.

!!177

Самая многочисленная группа налогов - местные налоги и
сборы: налог на имущество физических лиц, земельный налог,
налог на продажу автомобилей, компьютеров, на содержание жилищ-
ного фонда и т.д.

Наиболее значимыми для корпораций являются налог на при-
быль и налог на добавленную стоимость. Взимание налогов настоль-
ко важно, что оно регулируется только законами. Так, налог на
прибыль предприятий установлен Законом РФ от 27 декабря
1991 г. Сейчас он действует с многочисленными изменениями и
дополнениями.(*1) Налог на добавленную стоимость введен Законом
РФ от 6 декабря 1991 г!!172 (*2)

На основании перечисленных выше законодательных актов
Государственной налоговой службой Российской Федерации было
подготовлено множество ведомственных нормативных актов, регла-
ментирующих их применение, например, "Инструкция о порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций" от 6 марта 1992 г. Все это дает основания с сожале-
нием констатировать, что законы по налогообложению по-прежнему
остаются законами непрямого действия. Однако как бы там ни было,
они обязательны для исполнения всеми предприятиями.

Исполнять их нужно не бездумно, а квалифицированно, причем
квалифицированно не только с точки зрения государственной казны,
интересам которой отнюдь не служат сокрытие налогов, их непра-
вильный расчет, несвоевременность уплаты и т.п. Квалифицирован-
ное исполнение законов о налогообложении означает ко всему про-
чему и удовлетворение корпорацией при этом своих интересов.
Корпоративные же интересы в процессе налогообложения оказыва-
ются прямо противоположными интересам государственным.

Как же их совместить? Оказывается, это возможно, если ис-
пользовать принцип налогового планирования.

Под налоговым планированием следует
понимать такое формирование хозяйственной деятельности, бухгал-
терского учета и финансовых результатов, которое при прочих
равных условиях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и
других аналогичных платежей. Иначе, речь идет об оптимизации и
минимизации налогообложения отдельных предприятий.

(**1) См.: Закон РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" с изменениями и дополнениями // Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № II. Ст. 525.

(**2) См.: Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" с изменениями и
дополнениями // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета РФ. 1991. № 52. Ст. 1871.

!!178

Необходимость налогового планирования на предприятиях обус-
ловлена рядом обстоятельств. Во-первых, меняющейся кредитной
ставкой Центрального банка РФ, а во-вторых, возможными провер-
ками со стороны налоговых органов. Но самое главное - плани-

<< Предыдущая

стр. 32
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>