<< Предыдущая

стр. 4
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ственных органов, что часто приводит к нарушению принципа раз-
деления властей. Случаи же обжалования или опротестования неза-
конных актов государственных органов и должностных лиц встре-
чаются пока довольно редко.

Корпорации прямо и непосредственно в политической жизни не
участвуют. Однако политика, как сфера деятельности, направленная
на регулирование отношений между нациями, классами и другими
социальными группами, затрагивает буквально всех. Не составляют
исключения в этом отношении и корпорации. Но участие в полити-
ческой деятельности не является целью создания корпорации и
поэтому, если таковое и имеет место, то осуществляется оно опос-
редованно, например, путем лоббизма, спонсорских взносов, нефор-
мальных связей и т.п. Кроме того, учитывая, что такого рода акции
не часты и не затрагивают глобальных интересов всех акционеров,
пайщиков, работников той или иной корпорации в целом, норматив-

!!12

ной проработки в корпоративных актах они, как правило, не
находят.

Экономические отношения, хотя и испытывают влияние по-
литики, развиваются по своим, присущим им законам. Потому под-
вергаться централизованному регулированию в той мере, в какой это
было в нашей стране до недавнего времени, экономические отноше-
ния не должны. Они в большой мере способны к саморегуляции, а
нормы корпоративного права - лучшее правовое средство для осу-
ществления таковой. Задача же государства создать гарантии эконо-
мической свободы.

Что же в экономической сфере надо определять централизован-
но, а что позволить регулировать самостоятельно участникам эконо-
мического оборота? Налоги, принципы валютных отношений, выде-
ление субсидий, формы собственности, принципы ее осуществления
и защиты, пределы использования имущественных прав, примерный
перечень договоров, их конструкция, ориентировочный перечень видов
санкций и признание права субъектов его дополнять - эти и неко-
торые другие вопросы нуждаются в государственном опосредовании.

Большое место в регулировании экономических отношений
занимает корпоративное право. Можно отметить, что они-то в основ-
ном и являются объектом корпоративного права. Какова должна
быть структура предприятия, сколько и какие органы управления
ему необходимы, как использовать полученную прибыль, как орга-
низовать использование рабочей силы, как оплачивать труд работ-
ников, какое имущество приобретать и как рационально им пользо-
ваться - эти и многие, многие другие вопросы регулируются с
помощью корпоративных актов.

"Царствовать" в экономических отношениях должен договор со
всем многообразием его условий. Свободу хозяйственной инициати-
ве, свободу в выборе потребления, свободу распоряжаться своим
трудом призван реализовать договор. Но договорная работа доста-
точно сложная и к тому же рискованная. Поэтому и ее необходимо
регулировать с помощью корпоративных норм. В корпоративном
нормативном акте обычно детально расписываются такие основные
ее параметры, как подразделения (отделы), занимающиеся составле-
нием, оформлением, исполнением и учетом конкретных видов дого-
воров, порядок их взаимоотношений с другими отделами и служба-
ми, типовые формы различных видов договоров, порядок предъяв-
ления претензий и исков к должникам по договору и др.

Как видим, большая часть экономических отношений регулиру-
ется отнюдь не централизованными нормами. Вмешательство государ-
ства в экономическую сферу оправдано, когда речь идет о налогах,

!!13

обеспечении общегосударственных экономических интересов и без-
опасности всего общества (например, заключение государственных
контрактов), об определении приоритетных, перспективных направ-
лений экономического и научно-технического развития, о достижении
согласованности предприятий при выходе на внешний рынок, об
экологии, об охране жизни и здоровья людей и т.п.

Социальные отношения, в число которых включают социаль-
но-культурные, социально-бытовые и др. отношения - очень тонкая
и деликатная сфера отношений. По существу, экономические отно-
шения есть средство для улучшения жизни людей, приобретения и
потребления ими различных благ. Здесь централизованное регулиро-
вание должно применяться крайне незначительно. Использоваться в
этой сфере должны в основном нормы частного права. Это связано
с тем, что поведение людей в сфере потребления характеризуется
исключительным многообразием, ему не свойственна повторяемость.
В этой области большое значение имеют вкусы, привычки, привя-
занности, традиции, психологические особенности и т.п.

Среди норм частного права, регулирующих социальные отноше-
ния, корпоративные нормы отнюдь не доминируют, но все же
используются. Приведу всего лишь три примера.

Пенсионные отношения. Предприятие может корпоративно ус-
танавливать надбавки к пенсиям работникам, проработавшим на нем
определенный срок.

Жилищные отношения. Если предприятие приобретает, имеет
или строит жилье, оно с помощью корпоративных актов определяет
и порядок его предоставления своим работникам, льготы для раз-
личных категорий работников, в том числе в оплате жилья, и т.п.

Отношения, связанные с поддержанием здоровья работни-
ков. Так, например, в корпоративных актах возможно установление
различных мер поощрения, в том числе и материальных, в отноше-
нии работников, бросивших курить, или занимающихся физической
культурой, или не пользующихся бюллетенем, и т.п.

В каких же случаях необходимо централизованное регулирова-
ние? Закрепление основных прав и обязанностей граждан, гарантий
и способов их правовой защиты, установление запрета на совершение
опасных нежелательных видов поведения, определение направлений
демографической политики, основ и принципов регулирования соци-
альной защиты, здравоохранения, образования, науки, искусства,
физкультуры и спорта, экологии, а также охраны общественного
порядка составляют предмет государственного вмешательства. Все
Другие вопросы должны регулироваться самими гражданами и в
определенных случаях организациями, исходя из конкретных усло-
вий и на основе свободного волеизъявления. Т. Гобсс писал, что
граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы
оставляют на их усмотрение.

!!14

4. Предпринимательство как основной объект
корпоративного права

Если корпорацию в самом широком смысле слова понимать как
объединение людей с целью выполнения какой-либо определенной
социально-полезной деятельности, то можно усмотреть великое их
множество. В зависимости от того, преследуют ли они цель извле-
чения прибыли или нет, их можно разделить на коммерческие и
некоммерческие. Подобное различие имеет существенное значение в 1
налоговых отношениях: те корпорации, которые не ставят цель
извлечения прибыли, получают известные льготы или совсем осво-
бождаются от налогов, либо получают дотации и средства от госу-
дарства.

Однако большинство корпораций создается для выполнения
деятельности, приносящей прибыль, т.е. предпринимательской дея-
тельности.

Предпринимательство (по-английски бизнес) зародилось в Евро-
пе и затем охватило весь мир. Бизнес означает делание денег из
денег, но обязательно посредством полезной производительной дея-
тельности - изготовления продукта или оказания услуг. Бизнесмен
вкладывает деньги в дело, а после завершения его получает деньги
обратно, но с прибылью (приростом). И если на первый взгляд это
кажется делом простым, то по своей сути предпринимательство
представляет собой сложнейший социальный процесс, иногда вклю-
чающий в себя активность сотен, тысяч и даже десятков тысяч
людей. Вот почему эта деятельность подвергается правовому регу-
лированию, прежде всего со стороны самой корпорации, стремящей-
ся сделать ее наиболее организованной и эффективной. Однако
опосредованно в предпринимательской деятельности участвуют и
государственные органы.

Рассмотрим основные признаки предпринимательской деятель-
ности, являющейся основным объектом корпоративного права.

1. Предпринимательство - это самостоятельная инициа-
тивная деятельность. В. Даль определял слово "предпринимать" как
затевать, решаться, исполнить какое-либо новое дело, приступать к

!!15

совершению чего-либо значительного.(*1) В этом смысле предпринима-
тельство тождественно предприимчивости - способности к самосто-
ятельным активным поступкам.

Суверенность и самостоятельность в принятии решений форми-
рует такое поведение бизнесмена, которое обеспечивает выживание,
а то и процветание в рыночной среде.

Предпринимательство начинается с учреждения предприятия,
которое является результатом свободного волеизъявления предпри-
нимателя. Самостоятельно осуществляется и сама деятельность: при-
обретение необходимых материалов, управление предприятием, прием
и увольнение работников, оплата их труда. Гарантией самостоятель-
ности предпринимателя является право собственности или право
хозяйственного ведения. Предпринимательская деятельность может
осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управ-
ляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с уста-
новлением пределов такого ведения собственником имущества. Более
того, последний не имеет права вмешиваться в деятельность пред-
приятия после заключения договора с управляющим, за исключением
случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия или
законодательством. Управленческие решения принимаются в соответ-
ствии с иерархией полномочий, установленных законодательными
или корпоративными актами.

2. Самостоятельность в организации производства дополняется
коммерческой свободой. Корпорация определяет пути и способы
реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми
будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.
Важным условием коммерческой свободы является свободное цено-
образование.

Независимость как исходный признак предпринимательства нельзя
понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производи-
телей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятель-
ность в том смысле, что над ним нет инстанции, принуждающей что
делать, как и сколько. Но он не свободен от рынка, от его жестких
требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках
самостоятельности.

3. Предпринимательская деятельность - это деятельность,
направленная на получение прибыли. Прибыль представляет собой
продукт специфического человеческого ресурса - предприниматель-
ских способностей. Поэтому прибыль, получаемую предпринимате-


(**1) См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3.
М., 1990. С. 388.

!!16

лем, по существу, можно рассматривать как плату за труд по
управлению. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых,
проявление инициативы по соединению вещественных и людских
факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие
неординарных решений по управлению фирмой, организации труда,
и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида
продукции или радикального изменения производственного процесса.

Все это позволяет говорить о предпринимательстве как про-
фессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Да, получение прибыли - цель предпринимательства. Но при-
быль ради прибыли при максимально возможной ее величине явля-
ется целью предпринимательства лишь в условиях неразвитого рын-
ка. Поэтому, говоря о цели извлечения прибыли как об основном
мотиве предпринимательской деятельности, необходимо выделить и
достижение социального эффекта в качестве одного из направлений j
предпринимательской деятельности.

4. В тесном единстве с целью бизнеса - получением прибы-
ли - находится принцип личной экономической заинтересован-
ности. Собственная выгода является ведущим фактором предпри-
нимательства. Однако это не дает оснований смешивать личный
интерес с эгоизмом. Диалектика такова, что в условиях товарного
производства бизнесмен, преследуя свои интересы, "невидимой ру-
кой" направляется к общественным целям, работает на общественные
интересы.

На такую зависимость обратил внимание еще А. Смит, а даль-
нейшая практика дала тому множество подтверждений. Например,
Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотво-
рительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удов-
летворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю,
которая наводнила автомобилями весь мир. В современных условиях
заинтересованность менеджеров дополняется новыми моментами. Их 1
личный интерес все более переплетается с коллективным интересом

фирмы или компании.

5. Обладая самостоятельностью, организуя производство сооб-
разно своим интересам, предприниматель берет на себя ответствен-
ность в пределах, определяемых организационно-правовой формой
предприятия, за результат своей деятельности.

Имущественная ответственность предпринимателя - это обязан-
ность его претерпеть неблагоприятные имущественные последствия,
обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями; размер
ее зависит от организационной формы предприятия. Но она не
распылена, не перекладывается на вышестоящие органы. Существует
прямая связь между затратами и результатами производства. Рынок
не терпит убытки.

!!17

<< Предыдущая

стр. 4
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>