<< Предыдущая

стр. 45
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Необходимость этого связана с ростом масштабов производства и
его усложнением, когда не только один человек, но и целая группа
лиц не в состоянии определять и контролировать все решения, а тем
более выполнять их.

Децентрализация имеет множество достоинств, главные из которых
сводятся к возможности быстрого принятия решений, привлечения
к этому менеджеров среднего и низшего уровней; ненужности раз-
работки детальных планов; ослаблению бюрократизации.

И в то же время при децентрализации возникает недостаток
информации, что неминуемо сказывается на качестве принимаемых
решений; сужается круг интересов и масштабов мышления менедже-
ров, в условиях чего чувства могут взять верх над разумом; затруд-
няется унификация правил и процедур принятия решений, что уве-
личивает время, необходимое для согласований и "утрясок".

Чем больше децентрализация полномочий, тем значительнее
независимость, самостоятельность низовых подразделений, которая
может перерасти в дезинтеграцию и сепаратизм. Вот почему и
децентрализацию можно допускать в определенной мере.

Крупная по размерам корпорация в большей степени должна
быть децентрализована, ибо количество решений, которые приходит-
ся принимать в центре, и число их согласований нарастают в гео-
метрической прогрессии, в конце концов превышают технические
возможности управленческой системы и выходят из-под контроля.

Децентрализация должна быть выше и в территориально раз-
бросанных фирмах, а также в неустойчивой и быстро меняющейся
среде, поскольку зачастую просто не хватает времени для согласо-
вания с центром необходимых действий, которые должны осущес-
твляться немедленно.

Наконец, степень децентрализации зависит от опыта и квали-
фикации руководителей и сотрудников соответствующих подразделе-
ний. Чем они выше, тем больше прав и ответственности людям на
местах можно доверить, поручать самостоятельно принимать сложные
и ответственные решения.

3. Принцип координации деятельности структурных
подразделений и сотрудников корпорации. В зависимости от обсто-
ятельств координация может возлагаться на сами подразделения,
которые совместно вырабатывают необходимые мероприятия; может
быть поручена руководителю одного из них, который в силу этого
становится первым среди равных; наконец, чаще всего становится

!!244

уделом специального руководителя, располагающего аппаратом
сотрудников и консультантов.

4. Принцип использования челове-
ческого потенциала. Он включает:


принятие основной массы решений, которое производится не
предпринимателем или главным менеджером в одностороннем поряд-
ке, а сотрудниками тех уровней управления, где решения должны
быть выполнены;

ориентацию исполнителей, направленную прежде всего не на
прямые указания сверху, а на четко ограниченные сферы действия,
полномочия и ответственность;

решение вышестоящими инстанциями только тех вопросов и
проблем, которые нижестоящие не в состоянии или не имеют права
брать на себя.

5. Принцип эффективного использо-
вания (а отнюдь не пренебрежения) услуг сателл и-
т о в бизнеса. '

Бизнес включает в сферу своего влияния целый комплекс
сопутствующих видов деятельности. Специалистов, их выполняю-
щих, называют сателлитами бизнеса, т.е. его сообщниками, спут-
никами, помощниками. Они способствуют связям корпораций с внеш-
ним миром - контрагентами, государством в лице его многочислен-
ных органов и учреждений.

Рассмотрение плеяды сателлитов следует начать с бухгалте-
ров, которые прокладывают финансовый курс корпорации так, что-
бы избежать уплаты налогов, но в то же время, чтобы это не
выглядело как явное уклонение от их уплаты.

Другим сателлитом бизнеса (и очень важным) являются юрис-
ты. Они помогают строить правовые отношения с другими предпри-
ятиями и с государством в лице его органов. Их услуги крайне
нужны при создании, реорганизации и ликвидации предприятий, при
заключении договоров и государственных контрактов, при возбуж-
дении дела о нарушении антимонопольного законодательства и т.д.

Юристы имеют специализации. Так, юристы по налоговому
праву производят сложнейшие расчеты по амортизации основного
капитала для целей налогообложения или при предоставлении нало-
говых скидок в результате, допустим, благотворительности. Им
известно много хитроумных способов для смягчения воздействия закона.
Существуют такие ситуации, которые могут быть разрешены только
целым "генеральным штабом" юристов и финансистов, специализирую-
щихся на поисках выходов из трудных положений. Вот почему хорошие
бухгалтеры, юристы, финансисты имеют высокий статус на предприятии.

!!245

В крупных предприятиях, в корпорациях большой вес имеют
экономисты-аналитики, статистики, составители экономических
и другого рода обзоров. Большая корпорация может пребывать в
состоянии стабильности только тогда, если у нее просматривается
перспектива бизнеса, если известна конъюнктура рынков сырья,
сбыта и рабочей силы, если ясна политическая ситуация. Вот почему
руководитель корпорации должен либо сам разрабатывать широкие
перспективы, либо получать квалифицированные консультации соот-
ветствующих специалистов, экспертов, либо опираться на то и
другое.

Одним из инструментов бизнеса являются биржи: инвестицион-
ные, фондовые, товарные. В нашей стране они, по существу, только
зарождаются. Принят закон, регулирующий их деятельность*. Пока
число бирж невелико. Предприниматели предпочитают прямые кон-
такты с контрагентами, используют старые производственные связи.
При должной отлаженности биржевого механизма эффективность
нахождения нужного партнера, товара, перспективных акций и т.п.
будет гораздо выше.

Одной из важных сторон бизнеса является искусство сбыта
товаров. По мере насыщения рынка товарами потребность в спе-
циалистах-сбытовиках будет неуклонно возрастать. Их труд ста-
нет центральным видом деятельности в бизнесе, по отношению к
которому технология производства и финансирование будут играть
вспомогательную роль. В самом деле, если продукция не найдет
сбыта, к чему деятельность инженера, финансиста, экономиста! Опыт
западных стран показывает, что часто президенты корпораций зани-
мают эти посты благодаря своей прежней работе в качестве руко-
водителей отделов сбыта. Искусство торговых агентов состоит из
правильного способа подачи товаров, выбора упаковки, системы
продажи товаров в рассрочку или в кредит и т.п. Особое значение
имеют личностные качества работников отдела сбыта, их коммуни-
кабельность, умение расположить к себе людей.

Но этот непосредственный вид продажи товаров постепенно
уступит место обезличенному сбыту при помощи рекламы в средст-
вах массовой информации. Возникает новая отрасль - отрасль рек-
ламных агентов.

Специалисты по связям с общественностью - еще один
спутник крупного предпринимательства - и отражает он претензии


См. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 фев-
раля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета РФ. 1992. № 18. Ст. 961.

!!246

бизнеса на власть. Теоретическим обоснованием связей с обществен-
ностью служит тезис, что о корпорации судят не только по выпус-
каемой продукции, но и по общему впечатлению, которое она про-
изводит на общественное мнение. В этом деле нужны проницатель-
ные и наделенные богатейшим воображением умы. Они способны
смягчить воздействие плохих известий на общественность. Специа-
листы по связям с общественностью помогают готовить речи руиди;
водителям крупных корпораций, стараются, чтобы в средствах мас-е.
совой информации появлялись только "нужные" материалы и никоим
образом не просачивались нежелательные сведения.

Указанные принципы являются базой для корпоративного нор-
мотворчества.

Вместе с этим следует отметить и ряд принципов, применимых
на каждый день, в повседневной деятельности по управлению кор-
порацией и реализуемых в фактических действиях управленческого
персонала. Они, кстати, использовались в дореволюционной России
и были сформулированы в виде заповедей, адресованных предпри-
нимателям (1912 г.):

"1. Уважай власть. Власть - необходимое условие эффектив-
ного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим
проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшело-
нах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фунда-
мент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гар-
моничных отношений в делах. Российский предприниматель должен
быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости".

2. Планирование работы корпорации. Бизнес-план

К числу управленческих функций, которые регулируются с
помощью корпоративных норм, относится и планирование. Ранее оно
полностью осуществлялось централизованно. Поскольку отсутствовал
рыночный регулятор, государство оставляло за собой право переме-
щать капитал, определять так называемые приоритеты. Пока оно
подкармливало одни отрасли, другие приходили в упадок. Планиро-
вание десятилетиями демонстрировало полную неспособность рацио-
нализировать структуру отраслей. В настоящее время план разраба-
тывается на предприятии. Его основой являются договоры с пот-
ребителями и государственные контракты. Оформляется план кор-
поративным актом.

!!247

Однако планирование нужно вести не только в рамках отдель-
ного предприятия, но и в масштабе государства.

В принципе рыночная экономика признает только одного бога:
прибыль. Но предприниматель может просчитаться даже в своем
деле. За стратегией же управления проследить не может никто,
кроме государства. И вот для этого оно и должно осуществлять
планирование, ноне тотальное, а в форме прогнозирования, подкреп-
ляемого соответствующими финансово-экономическими мерами. От-
каз от плана вообще очень опасен. Общегосударственное планиро-
вание должно носить рекомендательный, ориентирующий, информа-
ционный характер и обеспечиваться госконтрактами, экономическими
рычагами.

Планирование- один из самых сложных видов
умственной работы, доступных человеку. Его можно рассматривать
в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о постановке
целей, выборе стратегии, линии поведения, правилах, процедурах и
т.п. Во втором - о составлении специальных документов - бизнес-
планов, определяющих конкретные шаги корпорации в той или иной
области на предстоящий период. План должен быть сложным, отра-
жать внутренние и внешние условия деятельности корпорации. Но
некоторые рсщи настолько неопределенны и сложны, что спланиро-
вать их вообще не представляется возможным, и в этом случае
вместо плана формулируются основные направления развития.

Руководит процессом планирования в корпорации специальный
орган - плановый отдел (комитет, группа). Если централизация в
корпорации велика, то плановый комитет, состоящий из представи-
телей высшего руководства, практически единолично принимает
основополагающие решения, альтернативные проекты которых гото-
вятся в специальных отделах (комиссиях) с привлечением специа-
листов.

В корпорациях со средней степенью централизации плановые
комиссии (комитеты) принимают решения лишь по отдельным наибо-
лее важным вопросам стратегии, а детальная проработка осуществля-
ется в подразделениях.

Наконец, в условиях децентрализации планированием занимают-
ся сами подразделения или их группы, а за центральными службами
остаются разработка общей формы планов, доведение до исполни-
телей генеральных целей, ограничений, лимитов капитальных вложе-
ний и т.п., а также координация. На них же лежит обязанность
составления сводного комплексного плана развития корпорации.

Различают по срокам действия планы долгосрочные, или стра-
тегические, среднесрочные, или тактические, краткосрочные, опера-

!!248

тивные. В свете этого правомерно вести речь о системе планов в
рамках корпорации, ядром которой является главный стратегический
план (бизнес-план), отражающий основные направления деятельности
корпорации и служащий ориентиром для создания совокупности
специальных программ или проведения специальных видов планиро-
вания: оборудования; планирования кадров; издержек производства;
инвестиционного; финансового и др.

Бизнес-план - это важный корпоративный акт. Его объем, как
правило, довольно значителен, поскольку в нем затрагиваются все
стороны деятельности корпорации. Он имеет соответствующие раз-
делы.

Рассмотрим в качестве примера развернутую схему бизнес-
плана, применяемую западными фирмами. В принципе любая крупная
корпорация ее может использовать, но лишь после предварительной
адаптации к конкретным особенностям своей организации.(*1)

<< Предыдущая

стр. 45
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>