<< Предыдущая

стр. 46
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

БИЗНЕС-ПЛАН
Раздел 1. Цели фирмы

В разделе показываются основные цели корпорации и их ком-
бинации
в различные периоды действия бизнес-плана. Цели ранжи-
руются, конкретизируются, определяются возможные компромиссы
между ними.

Первый раздел и все остальные строятся таким образом, чтобы
решить две задачи. Внешняя состоит в том, чтобы убедить партне-
ров-кредиторов в успехе дела; внутренняя - служить надежной
основой и ориентиром предпринимательской деятельности в течение
периода, на который рассчитан план.

Раздел 2. Информация о фирме в целом

В разделе представлено название фирмы, ее юридическая форма,
дата регистрации в государственных органах, адрес. В отдельных
случаях может отражаться история фирмы и ее предшествующая
деятельность.
Здесь же дается характеристика тенденций и перспектив разви-

(**1) Приводится по работе: Веснин В.Р. Менеджмент для предпринимателей.
М., 1993. С. 28-34.

249

тия той сферы предпринимательства, к которой относится фирма,
возможности выхода на внешний и внутренний рынки.

Раздел 3. Организационная структура и персонал

В отличие от крупного и среднего бизнеса, где организационная
структура фирмы определяется функциями и технологией, рынками
сбыта и т.п., в малом она формируется "под команду", что позволяет
минимизировать риск.


В разделе отражается: принципиальная структура фирмы; пот-
ребность в основных работниках по видам работ, квалификация,
опыт, ответственность за конкретные направления, перспективы
изменения потребности в кадрах, способы повышения квалификации,
формы правового обслуживания (свой юрист или приглашенный по
контракту со стороны на разовые консультации).

Раздел 4. Продукт или услуга

В разделе показывается назначение продукта и возможные
сферы его использования, основные его технические, качественные
и т.п. параметры, оригинальные и уникальные черты, причины цен-
ности для потребителя, недостатки, возможные модификации.

Дается информация о жизненном цикле продукта, времени,
необходимом для его освоения и запуска в производство, возмож-
ностях выпуска и реализации, защищенности патентами и лицензи-
ями, о предположительной конкурентоспособности, в том числе на
внешнем рынке.

Раздел 5. Рынок

В разделе дается обстоятельная характеристика рынка сбыта
товаров, выпускаемых фирмой:

емкости, степени насыщенности данным продуктом и его ана-
логами и тенденций на ближайшие 5 лет, прежде всего в области
спроса;

наиболее перспективных рынков с точки зрения объема продаж
и удобства транспортного обслуживания;

принципов сегментирования рынков и определения перспектив;

прогнозируемого уровня продаж, доли, цен;


!!250

количества покупателей, в том числе и по годам, величины
заказов, наиболее перспективных покупателей;

возможных посредников в сбыте и фирм, которые могут обес-
печить послепродажное обслуживание, особенностей отношений с
ними, в том числе и финансовых.

Раздел VI. Внешнеэкономические связи

В разделе отражается прежде всего организационное обеспече-
ние внешнеэкономических связей: порядок регистрации предприятия
как их участника, сроки открытия валютного счета, процедуры
декларирования имущества и товаров, вывозимых за рубеж, а также
специфика законодательства страны-импортера.

Указываются особенности ведения расчетов с зарубежными
партнерами и регулирования бартерных операций.

Перечисляются фирмы, которые предположительно будут вы-
ступать посредниками в операциях, а также намечаемые к созданию
совместные предприятия.

Раздел VII. Анализ конкурентоспособности

В разделе рассматриваются пути поиска фирмой рыночной
ниши и дается ее сравнение с конкурентами в различных областях,
таких, как качество товара, его имидж, реклама, упаковка, допол-
нительные и послепродажные услуги, возможности снижения цен. За
рубежом сравнение принято проводить по балльной шкале.

Раздел VIII. Стратегия маркетинга

Это один из наиболее важных разделов бизнес-плана современ-
ной фирмы, ориентированной на рынок. Он включает следующие
основные моменты:

ценовая стратегия (для каждого продукта рассчитывается про-
дажная цена, определяются основные факторы, влияющие на нее,
эластичность спроса с учетом ее изменений);

стратегия качества (отражаются основные характеристики ка-
чества продукта и направления их развития; определяются факторы,
от которых зависит привлекательность товара, и тенденции их из-
менения);

!!251

дизайновая стратегия;

стратегия продвижения продукта на рынки (в ней отражаются
направления работы в области рекламы и обеспечения каналов
сбыта, предполагаемые способы его стимулирования);

дополнительные требования к продукту, облегчающие его сбыт
(возможность ознакомиться перед продажей, наличие специальных
знаков, комплектность, обеспеченность запасными частями и т.п.), а
также способы его распространения, транспортировки, организации
послепродажного обслуживания;

методы продления жизненного цикла товара (модификация,
поиск новых сфер использования и потребителей).

Раздел 9. Прогнозирование продаж

В этом разделе присутствует расчет объема продаж за 5 лет
в целом для всех рынков и по каждому рынку в отдельности в
денежном и натуральном выражениях, приблизительного уровня цен
по отдельным продуктам на различных рынках, определяется стра-
тегия продаж.

Раздел X. Затраты на реализацию

В разделе отражаются ожидаемые расходы на упаковку продук-
ции, перевозку, складирование и хранение (затраты на единицу
товара на различных рынках, общие затраты для каждого рынка,
суммарные затраты по всем рынкам для каждого года и за 5 лет).

Раздел XI. Организация производства

Это также один из наиболее важных разделов бизнес-плана. В
нем отражается производственный потенциал фирмы и основные
направления его использования.

Прежде всего дается характеристика технологии, которую фирма
намеревается использовать, как существующей, так и перспективной,
затрат на ее внедрение, необходимых патентов, лицензий, ноу-хау.
Обстоятельно описывается производственная база, в частности,
наличие площадей, оборудования, источники, формы и сроки ее
развития, а также необходимые финансовые затраты на пять лет по
годам. Перечисляется продукция, которая будет производиться на
собственной базе.

!!252

Показываются предполагаемые источники, сроки и формы
обеспечения производства сырьем, материалами, энергией, комплек-
тующими за 5 лет и по годам и необходимые для этого затраты.

Важная статья данного раздела посвящена трудовым ресурсам,
способам их привлечения, повышения квалификации, а также свя-
занным с этим затратами как за 5 лет, так и по годам, и их более
рациональному использованию.

В разделе представлена организация контроля за качеством
продукции и затраты на ее осуществление.

Наконец, дается прогноз суммарных затрат на производство,
связанный с намеченными объемами, перечень статей постоянных
издержек, не зависящих от этих объемов, и переменных, обуслов-
ленных ими. Как и в предыдущих случаях, делается он на пятилетие
и по годам.

Раздел 12. Ожидаемая прибыль

Здесь представлены:

предполагаемые объемы продаж за 5 лет, в том числе за первый
год поквартально, а также соответствующие переменные затраты,
разность между которыми покажет ожидаемую валовую прибыль;

постоянные расходы за 5 лет, в том числе за первый год
поквартально;

торговая прибыль и потери как разность между валовой при-
былью и накладными расходами;

чистая прибыль или потери как разность между торговой
прибылью и суммарными производственными издержками.

Раздел 13. Критический объем продаж

В этом разделе дается расчет объема продаж, при котором
предприятие будет функционировать бесприбыльно, но и безубыточ-
но. Такая ситуация будет иметь место, когда полученная прибыль
покроет постоянные производственные и сбытовые затраты, налоги
и проценты по кредитам. Критический объем продаж принято опре-
делять в расчете на год.

Раздел 14. Риск и страхование

В разделе рассматриваются основные типы рисков, связанные
с функционированием фирмы, их причины и предполагаемое время
возникновения.

!!253

Оценивается риск коммерческой неудачи в различных сферах
бизнеса с учетом степени их освоенности данной фирмой, гаранти-
рованности поставок и сбыта готовой продукции.
Дается расчет рентабельности коммерческой деятельности с учетом
риска.

Перечисляются наиболее существенные виды риска; уничтоже-
ние продукции и имущества, порча, хищение, стихийные бедствия,
невыполнение обязательств партнерами, конфликты и т.п.

Формулируются основные мероприятия, направленные на сни-
жение или предотвращение ущерба, как экономические, так и тех-
нические (страхование, включение специальных условий в договоры,
профилактика состояния оборудования, транспортных средств, меры
противопожарной и другой безопасности).

Определяется общая рентабельность с учетом проведения всех
перечисленных мероприятий.

Раздел 15. Финансовая стратегия

В разделе представлены прогнозы объемов продаж и прибылей
фирмы. Финансовые прогнозы составляются обычно на 5 лет,
причем на первый год помесячно, а на второй и третий годы -
поквартально. В нем приводятся:
источники формирования финансовых ресурсов;
распределение прибыли после уплаты налогов;
условия контроля за платежами покупателей;
политика в отношении страхования кредитов;
способы определения и критерии эффективности инвестиций;
прогнозный план прибыли (на первый год - помесячно; на
второй и третий - поквартально);
кассовый баланс фирмы.

Раздел 16. График основных мероприятий

В разделе перечисляются важнейшие мероприятия, осуществля-
емые в плане реализации генеральной стратегии фирмы, даты их
начала и окончания, ответственные за их проведение.

Отражаются возможные сбои, связанные с ними, и их влияние
на успех дела.

!!254

Раздел 17. Обобщающий

<< Предыдущая

стр. 46
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>