<< Предыдущая

стр. 5
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

6. Предпринимательство немыслимо без новаторства, твор-
ческого поиска, их стимулирует конкурентная борьба. В современ-
ных условиях жесткого рынка все труднее увеличивать прибыль
только за счет роста цен. Удержаться способен лишь тот, кто
обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию.
Для этого и приходится все время думать о новых подходах, новой
продукции, технологии, о совершенствовании организации производ-
ства.

7. Характерным признаком предпринимательских экономических
отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопут-
ствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения,
психологию предпринимателя.

Коммерческий риск - это возможные неблагоприятные имущес-
твенные последствия деятельности предпринимателя, не обусловлен-
ные какими-либо упущенными возможностями с его стороны.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не
только. Возможны дополнительно к этому и утраты, влияющие на
его статус на рынке труда и капитала, как то: конкурентоспособ-
ность, профессиональная репутация, психологическая оценка н- др.

На основе этого анализа предпринимательство можно опреде-
лить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов,
направленную на получение прибыли и основанную на их самос-
тоятельности, ответственности, новаторстве и риске.

Предпринимательство - капризное дитя, чутко реагирующее на
окружающую обстановку.

Бизнес не может процветать, если экономика находится в застое
и отсутствует общественный прогресс. Для того, чтобы выйти из
этой фазы, власти часто увеличивают налоговое бремя, объясняя это
объективной необходимостью. Но здесь надо тонко улавливать, где
та грань, за которой лежит потеря всякого интереса хозяйствовать.

Для развития бизнеса нужен и благоприятный политический
климат. Свобода предпринимательской деятельности должна быть не
только провозглашена, но и обеспечена на деле. Если на рынке
постоянно меняются "правила игры", то это не способствует уверен-
ности бизнесменов. Они стремятся меньше инвестировать и больше
думают о том, как получить максимальную прибыль сегодня.

Существует еще немало возможностей посеять неуверенность у
предпринимателей. Бюрократизм и бумаготворчество, контроль за
всем и вся - вот еще дополнительные отрицательные факторы,
препятствующие развитию предпринимательства.

!!18

Однако иногда и сами предприниматели способны загнать себя
в угол, причем, как ни странно, используя корпоративные нормы.

Планирование - хороший метод организации работы предпри-
ятия. Но план не должен превращаться в догму, а должен быть
гибким и способным меняться, если изменились обстоятельства. Слишком
детальное и жесткое планирование неэффективно. Такой план, кроме
того, что связывает инициативу работников, влечет увеличение бю-
рократического слоя на предприятии и снижение прибыльности его
работы.

Важен и стиль работы на предприятии. Бесчисленные указания
управленческого персонала, не имеющего четко определенной корпо-
ративными актами компетенции, мешают творческой инициативе
работников, порождают у них иждивенческие настроения.

Взаимоотношения с контрагентами - едва ли не самое главное
в предпринимательской деятельности, поскольку результаты работы
предприятия предназначаются им. И эти отношения выгоднее стро-
ить на честных началах.

Как видим, отрицательных факторов для предпринимательства
достаточно как в сфере взаимоотношений с государством, с контра-
гентами, так и во внутрипроизводственной жизни. Устранение мно-
гих из них подвластно самим предпринимателям, использующим
корпоративные нормативные акты. Но многое зависит и от государ-
ственных структур. Важно и культивирование духа бизнеса, повы-
шение общественного статуса предпринимателя. Конечно, нельзя не
замечать и его издержек, но упор все же надо делать на то, что
предпринимательство - благородное, полезное социальное явление.

В чем же проявляется его благородство?

Во-первых, предпринимательство осуществляется в конечном
итоге для людей. Бизнес - это экономический процесс создания и
производства товаров и их реализации: продуктов питания, жилья,
технических, научных и экспериментальных знаний, информационных
и других услуг, словом, всего того, что создается в материальном
и духовном производстве для продажи, что обладает конкретными
потребительскими свойствами и имеет определенную стоимость, спо-
собно удовлетворить разнообразные потребности людей.

Во-вторых, оказывая разнообразные социальные услуги, бизнес
способствует повышению благосостояния общества в целом.

В-третьих, предпринимательство помогает отыскивать новые
способы приложения труда и разрешать проблемы занятости населе-
ния. Если человек лишен работы и не может удовлетворить свои
нужды, он скорее способен нарушить закон, нормы морали, отрека-
ется от религии и озлобляется в отношениях с обществом.

!!19

В-четвертых, предпринимательство - это источник и залог по-
вышения платежеспособности населения. Какими бы качественными
и полезными ни были произведенные товары и услуги, они не
найдут потребителя, если будет низок платежеспособный спрос людей.
Это вызывает настоятельную необходимость в постоянном повыше-
нии уровня заработной платы населения.

В-пятых, в основном предприниматели содержат государство,
уплачивая основную массу налогов, и дают ему возможность выпол-
нять обязанности перед гражданами, осуществлять, в частности их
социальную защиту.


В-шестых, только за счет прибыли корпораций, посту паемой на
общественные нужды в виде налогов, можно развивать науку, об-
разование, культуру, здравоохранение. Прибыль корпораций исполь-
зуется и на благотворительные цели. Таким образом, в прибыли,
получаемой в результате предпринимательской деятельности, заинте-
ресовано человечество, она является двигателем общественного
прогресса, способствует процветанию всего общества.

И, наконец, производство все более качественных товаров
возможно лишь с использованием новейших научно-технических знаний,
для чего требуется повышение интеллектуального уровня не только
работников производственной сферы, но и всего населения, пользу-
ющегося все более сложными в техническом отношении товарами.
Вот почему предпринимательская деятельность, основной объем
которой взяли сегодня на себя корпорации, в высшей степени
деятельность благородная.

!!20

Глава 2. Корпорации в англо-саксонской
системе права

1. Корпорации и их виды
в англо-саксонской системе права

Термин "корпорация" в англо-саксонской система права или в
системе общего права используется весьма широко. Им пользуются
всякий раз, когда хотят подчеркнуть, что организация, называемая
этим именем, рассматривается как единое целое и может выступать
участником в гражданском обороте.

Все корпорации, например, в США, делятся на четыре группы:
публичные (public), полупубличные (quasi-public), предприниматель-
ские (business) и непредпринимательские (non-profit).(*1)

К публичным корпорациям относятся государственные и муни-
ципальные органы (города, округа, селения). Они являются подраз-
делениями государственного аппарата, наделены соответствующими
властными полномочиями и осуществляют управленческую деятель-
ность в пределах определенной территории. В континентальной сис-
теме права эта группа организаций называется государственными
органами и не относится к числу корпораций.

Полупубличными считаются корпорации, служащие общим нуждам
населения, например, корпорации в области снабжения населения
газом, водой, электричеством, корпорации по ирригации, железнодо-
рожные корпорации и т.п. В этом случае термином "корпорация"
называются организации, существующие на деньги налогоплательщи-
ков и осуществляющие функции по обслуживанию определенных
общих потребностей населения. К числу полупубличных корпораций
относят и предприятия, акции которых принадлежат государству и
являются государственной формой собственности (предприятия обо-
ронного, космического комплекса и др.)(*2) В принципе их правовое

(**1) См.: Сыродоева О.Н. Проблемы юридической личности в законодатель-
стве США//Правоведение. 1992. N 4. С. 26.

(**2) В Англии термин "полупубличные корпорации" понимается более широ-
ко. Там к числу таковых относят и акционерные корпорации, которые продают
свои акции широкой публике, т.е., используя наши термины, акционерные об-
щества открытого типа (См.: Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право
в США. С. 49).

!!21

положение сходно с другими видами корпораций. Но в ряде случаев
им предоставляются льготы, например, они освобождаются от нало-
гообложения, от внедоговорной ответственности и т.п.

Все остальные корпорации относятся к категории частных, т.е.
тех, в создании которых государство не принимает участия и кото-
рые образованы по инициативе граждан для осуществления ими
своих, частных интересов.

Частные корпорации делятся на две группы: непредпринима-
тельские и предпринимательские корпорации.

Непредпринимательскими корпорациями считаются религиоз-

ные организации, корпорации в области образования (школы, кол-
леджи, университеты и т.п.), благотворительные фонды. Они не
преследуют целей получения прибыли и, если таковую имеют, то
обращают ее для достижения цели, которая определялась в качестве
основной при создании непредпринимательской корпорации.

Предпринимательские (коммерческие) корпорации создаются
с целью получения прибыли. Они доминируют среди всех вышеу-
казанных видов корпораций с точки зрения экономического веса.
Например, по данным Бюро статистики США, в 1984 г. в стране
действовало 3 млн. корпораций по сравнению с почти 13 млн.
индивидуальных предпринимателей и 1 млн. товариществ, но на долю
корпораций приходилось примерно 89% общего дохода от предпри-
нимательской деятельности.(*1) Политическое влияние предприниматель-
ских корпораций также значительно: они являются одной из самых
мощных лоббирующих групп и в большинстве случаев заставляют
считаться с собой законодателей. Кроме того, предпринимательские
корпорации представляют большой интерес в юридическом отноше-
нии: правовое регулирование их деятельности отличается большой
сложностью (централизованное регулирование дополняется корпора-
тивным), высокой организованностью и детализацией.

Предпринимательские корпорации действуют в различных сфе-
рах: промышленности, транспорта, торговли, коммунального обслу-
живания и целом ряде других отраслей хозяйства. Особому право-
вому регулированию подлежат такие корпорации, как банки, страхо-
вые компании и некоторые другие.

Такова классификация корпораций, используемая в англо-сак-
сонском праве.

Своеобразием отличается и трактовка предпринимательских
корпораций в системе общего права.

(**1) См.: Сыродоева О.Н. Указ. работа. С. 26.

!!22

Если взять за основу их характеристики форму имущественной
обособленности, то оказывается, что к числу корпораций относятся
только те, которые основаны на акционерном капитале и по своему
правовому положению корпорации напоминают акционерные общес-
тва стран континентального права'. Товарищество ни в Англии, ни
в США, согласно законодательству, не относится к числу корпора-
ций. В соответствии с традиционными принципами общего права оии
является совокупностью лиц и в отличие от корпорации не призна-
ется юридическим лицом.

Однако теория и практика в отношении товариществ заняли,
отличие от законодателя, иную позицию. Признание за полными
товариществами (пп. 8 - 9 Единообразного закона о товариществах
1914 г.) и коммандитными товариществами (п. 10 Единообразного
закона о коммандитных товариществах 1916 г., с -изменениями
внесенными в 1985 г.) права обладать обособленным имуществом
а также приобретать права и нести обязанности от своего имени
позволило многим, в частности, американским ученым, причислить в
товарищества к юридическим лицам. Такую же позицию в отношении
товариществ занимает и судебная практика, согласно которой счита-
ется, что если хотя бы один товарищ выступил от имени товари-
щества на судебном процессе, то товарищество будет связано реше-
нием суда.

Во всяком случае следует признать, что в англо-саксонской
системе права пробивает себе дорогу тенденция постепенного призна-
ния товарищества юридическим лицом. Все это свидетельствует о
том, что идет процесс конвергенции различных правовых систем.

Итак, в системе англо-саксонского права предпринимательская
корпорация - это акционерное общество, т.е. господствует узкое
понимание корпорации. В системе континентального права дело обстоит
иначе. ^

!!22

<< Предыдущая

стр. 5
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>