<< Предыдущая

стр. 55
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Детально охарактеризуем коллективный договор и порядок его
заключения.

1. Принципы коллективного договора. Заключение коллек-
тивных договоров и соглашений должно осуществляться исходя из
принципов, закрепляемых ст. 4 Закона. Это: соблюдение норм за-
конодательства; полномочность представителей сторон; равноправие
сторон; свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих
содержание коллективных договоров и соглашений; добровольность
принятия обязательств; систематичность контроля и неотвратимость
ответственности.

Закон запрещает какое бы то ни было вмешательство со сто-
роны работодателей, органов исполнительной власти, и хозяйствен-
ного управления, политических партий и иных общественных объ-
единений, способное ограничить законные права работников и их
представителей или воспрепятствовать их осуществлению при заклю-
чении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и согла-
шений.

Необходимо подчеркнуть, что Закон распространяется на все
предприятия, учреждения, организации независимо от формы соб-
ственности, ведомственной принадлежности и численности работа-
ющих.

(**1) См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. № 17. Ст. 890.

!!297

2. Переговоры о заключении коллективного договора. За-
ключению коллективных договоров и соглашений предшествуют кол-
лективные переговоры.

В нашей стране основные элементы процедуры, такие, как права
и обязанности сторон, сроки, стадии переговоров, установлены за-
коном. При этом сторонам предоставлены права по определению
срока переговоров, состава комиссии, места проведения и повестки
дня. Они самостоятельно устанавливают круг вопросов, подлежащих
обсуждению.

Сторона, получившая уведомление, должна в семидневный срок
начать переговоры. Указанная обязанность носит юридический харак-
тер: ее неисполнение влечет наступление установленной законом
ответственности (ст. 25).

Однако уплата штрафа не освобождает работодателя от обязан-
ности хоть и с опозданием, но начать переговоры. Допущенное
нарушение не должно использоваться в качестве повода для отказа
от переговоров.

Нарушение срока вступления в коллективные переговоры пред-
ставителями работников не влечет юридической ответственности,
поскольку предполагается, что они представляют заинтересованную
сторону. Однако, если такое нарушение все-таки произойдет, пред-
ставители работников могут быть переизбраны.

Первая встреча представителей сторон, видимо, должна быть
посвящена образованию комиссии для ведения переговоров и под-
готовки проекта коллективного договора, соглашения.

После создания комиссии определяются сроки, место проведе-
ния и повестка дня переговоров. По этим вопросам решение прини-
мает уже созданная комиссия, это вытекает из смысла ст. 7.

Комиссии может быть поручено осуществление в дальнейшем
контроля за выполнением коллективного договора, соглашения;
толкование его положений, необходимое в процессе правопримене-
ния; разработка изменений и дополнений, которые необходимо внес-
ти в коллективный договор, соглашение.

На заседаниях комиссии целесообразно вести протокол, фикси-
руя предложения представителей сторон и принятые решения.

Переговоры ведутся по плану, предусмотренному комиссией, и
завершаются составлением проекта коллективного договора, соглашения.
Представителями со стороны работодателя при переговорах по
заключению коллективного договора могут выступать должностные
лица, осуществляющие управление предприятием, которые обладают
информацией, необходимой для ведения переговоров, соответствую-
щей квалификацией и опытом, например, руководители структурных

!!298

подразделений, юрисконсульты, работники отдела труда и заработной
платы, социологи и т.п.

По усмотрению работодателей его представителями могут
выступать и лица, не работающие на данном предприятии, но име-
ющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров,
например, эксперты объединения работодателей.

Представители работников прямо поименованы в Законе. Это
профессиональные союзы в лице их соответствующих органов, а
также иные уполномоченные работниками представительные органы.

Долгое время в нашей стране единственным представителем
трудящихся признавались профсоюзы. С принятием Закона "О кол-
лективных договорах и соглашениях" положение изменилось. Наряду
с профсоюзами право на ведение переговоров представляется иным
уполномоченным работниками представительным органам. Какой-либо
развернутой характеристики для особых требований, предъявляемых
к этому органу, Закон не содержит. Поэтому можно сделать вывод
о том, что его количественный и персональный состав, условия
создания и другие положения определяются самими работниками.
Поскольку этот орган назван представительным, он должен строить-
ся на выборной основе. Ему должны быть предоставлены специаль-
ные полномочия на ведение переговоров и заключение коллективного
договора, соглашения. В качестве примера такого органа можно назвать

стачечный комитет, рабочий комитет, совет трудового коллектива.

Представителями работников в соответствии со ст. 5 не могут
быть организации или органы, созданные и финансируемые работо-
дателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управ-
ления, за исключением случаев финансирования, предусмотренных
законодательством.

Помимо представителей сторон участниками переговоров могут
быть специалисты и эксперты, приглашенные сторонами. Они не
принимают участия в голосовании и принятии решений комиссией.
Их роль сводится к обоснованию (экономическому, финансовому,
правовому) позиций работодателя и работников, непредвзятой оцен-
ке их предложений, консультированию.

Участники переговоров пользуются определенными правами и
несут установленные Законом обязанности. Так, представители тру-
дящихся имеют право на получение от работодателя (объединения
работодателей), а также от государственных органов информации,
необходимой для коллективных переговоров. Этому праву коррес-
пондирует обязанность такую информацию предоставить.

В ходе переговоров могут возникнуть разногласия и обнару-
житься непредвиденные обстоятельства, препятствующие достиже-
нию соглашения. Для их преодоления Закон предусматривает исполь-
зование различных методов. Так, если стороны по не зависящим от
них причинам не могли прийти к согласию, то составляется прото-
кол, в который вносятся предложения сторон о мерах, необходимых
для устранения этих причин. Переговоры прерываются на установ-
ленный представителями сторон (комиссией) срок и оговаривается
время их возобновления (ч. 5, ст. 7).

Если разногласия возникают не в связи с непредвиденными
обстоятельствами, то вступает в действие правило ст. 8 Закона об
использовании примирительных процедур.

Закон предусматривает особую процедуру разрешения споров,
возникающих на стадии переговоров по поводу заключения коллек-
тивного договора, соглашения.

При обнаружении явных разногласий, которые представители
сторон не смогли урегулировать в ходе работы комиссии по ведению
переговоров, на очередном заседании указанной комиссии составля-
ется протокол разногласий. В последнем отражается существо раз-
ногласий, конкретные позиции и предложения сторон.

В течение треХ дней с момента составления протокола предста-
вители сторон проводят консультации с целью создания примиритель-
ной комиссии. Закон не предусматривает правил ее формирования.

Исходя из принципа равноправия сторон, можно предложить
образовать примирительную комиссию на паритетных началах из

специально назначенных (выбранных) представителей, которые не
принимали участия в переговорах.

Порядок работы определяется комиссией самостоятельно. Ст, 8
Закона ограничивает лишь срок ее деятельности - 7 дней. В этот
срок орган примирения должен рассмотреть протокол разногласий и
вынести рекомендации по существу спора.

При недостижении согласия в комиссии стороны обращаются к
посреднику, выбранному по соглашению.

По смыслу Закона посредником может быть любое лицо,
выбранное по соглашению сторон. Критериями выбора посредника
должны служить, во-первых, его нейтральность и независимость по
отношению к сторонам переговоров, во-вторых, его компетентность.

Посредник также выносит рекомендации по существу спора в
семидневный срок.

Рекомендации примирительных органов исполняются сторонами
при согласии с их содержанием. При недостижении согласия между
сторонами относительно вынесенных рекомендаций допускаются
организация и проведение забастовок. Проведение забастовки можно
считать третьей стадией разрешения разногласий.

!!300

В связи с тем, что забастовка дезорганизует производство,
влечет за собой другие негативные последствия, прибегать к ней
допустимо лишь в крайних случаях, и особенно тогда, когда масшта-
бы предполагаемой забастовки выходят за рамки одного пред-
приятия.

3. Содержание коллективного договора. Закон впервые дает
легальное определение понятия "коллективный договор". Согласно
ст. 2, это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-эконо-
мические и профессиональные отношения между работодателем и
работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Как видно из этого определения, основной акцент сделан на
регулятивную функцию коллективного договора. Это полностью
соответствует документам МОТ и подчеркивает нормативный харак-
тер коллективного договора.

Таким образом, коллективный договор нужно рассматривать
прежде всего как нормативно-правовой акт, регулирующий целый
комплекс общественных отношений. К их числу в соответствии со
ст. 2 Закона можно отнести отношения: трудовые (индивидуальные
и коллективные); производные из трудовых; по социальному (бы-
товому и культурному) обслуживанию работников; по медицинскому
страхованию и социальному обеспечению.

Наряду с нормативной частью коллективный договор традици-
онно содержит обязательственную, в которую включаются взаимные
обязательства сторон (например, отказ от проведения забастовок на
период действия коллективного договора при своевременном и пол-
ном выполнении его условий).

Коллективный договор имеет определенный срок действия. Он
устанавливается по соглашению сторон и составляет от 1 до 3-х лет.

Ранее в нашей стране коллективные договоры заключались на
1 год. Теперь же этот срок может быть увеличен, что согласуется
с мировой практикой: в большинстве стран Западной Европы кол-
лективные договоры заключаются на 1-2 года. Выбор конкретного
срока должен зависеть от социально-экономической ситуации на
предприятии. При экономической нестабильности срок договора, как
правило, сокращается.

Содержание коллективного договора с первых лет существова-
ния нашего государства всегда строго регламентировалось. Только в
1987 г. сторонам было предоставлено право самостоятельно опреде-
лять его структуру и содержание. Однако это право закреплялось
подзаконным нормативным актом - Общим положением о порядке
заключения коллективных договоров.
В ст. 13 Закона впервые на законодательном уровне признано
право работодателя и работников определять содержание коллектив-
ного договора. Теперь они совершенно свободны в выборе струк-
туры указанного акта и разработке конкретных норм и обязательств.
Однако при осуществлении коллективно-договорного регулирования
необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к содер-
жанию коллективного договора и определяющие его соотношение с
иными нормативными актами.

В соответствии со ст. 3 условия коллективного договора, ухуд-
шающие по сравнению с законодательством положение работников,
признаются недействительными. Кроме того, исходя из необходимос-
ти соблюдения иерархии правовых актов, коллективный договор не
должен ухудшать положение работников по сравнению с генераль-
ным, специальным или отраслевым (тарифным) соглашением, дейст-
вие которого распространяется на данное предприятие.

Законодатель счел возможным предложить примерный перечень
вопросов, обязательства по которым могут включаться в договор.
Этот перечень не является исчерпывающим, он носит рекомендатель-
ный характер и имеет целью дать правоприменителю представление
о возможном содержании колдоговора.

Анализ ст. 13 позволяет выделить пять групп вопросов, кото-
рые законодатель считает целесообразным в той или иной мере
отражать в рассматриваемом корпоративном акте. Это прежде всего
нормы и обязательства, регулирующие важнейшие условия труда.
К ним относятся: оплата труда, ее индексация, продолжительность
рабочего времени и времени отдыха; условия и охрана труда; льготы
для отдельных категорий работников.

<< Предыдущая

стр. 55
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>