<< Предыдущая

стр. 61
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

свой отказ, причем сделать это нужно до того, пока предполагаемый
контрагент совершит определенные действия, связанные с материаль-
ными затратами.

3. Оформление договорных отношений (заключение
договоров) может включать такие этапы:
а) работа над проектами договоров;
6) урегулирование разногласий;

в) конкретизация содержания заключенных договоров;
г) изменение или расторжение договоров.

Проекты договоров разрабатываются, как правило, службой,
ответственной за ведение договорной работы. Результаты фиксиру-
ются в документах, выполненных в виде проекта договора, прото-
кола разногласий или другой договорной документации. Эти доку-
менты подлежат всестороннему рассмотрению службами, которые
отвечают за участки работы, связанные с техническим, производ-
ственным, материальным, финансовым и правовым обеспечением

!!329

исполнения договоров. Традиционная форма проверки соответствия
проектов договорной документации интересам предприятия - визи-
рование.

Разработанные проекты договорных документов подлежат рас-
смотрению и подписанию руководителем или другими должностными
лицами, уполномоченными на заключение договора от имени пред-
приятия.

Информация о договоре (воля сторон) может фиксироваться
традиционными способами (язык, специальные термины, таблицы
для формулирования отдельных договорных условий), а также с
помощью ЭВМ. Но все же документ и сейчас остается одним из
главных носителей договоров. ЭВМ применяется гораздо шире при
ведении учета исполнения договоров.

Проект договора затем передается контрагенту. Во многих
случаях содержание договора вызывает возражения контрагента, и
тогда требуется применение процедуры разрешения разногласий. Она
регламентируется Положением о претензионном порядке урегулиро-
вания споров.(*1)

Работа, связанная с урегулированием разногласий, во многом
сходна с работой над проектом договора: в обоих случаях стоит
задача отыскать вариант, приемлемый для сторон, но отвечающий их
законным интересам.

4. Доведение содержания договоров до исполнителей.
На практике распространены следующие формы такой информации:

непосредственное ознакомление заинтересованных лиц с дого-
ворной документацией, что обычно удостоверяется их подписью;

передача подразделениям выписок из договоров (копий дого-
ворных документов);

издание специально составленных документов, содержащих
систематизированную информацию об основных условиях договоров
(описи заказов, планы поставок и т.п.).

Нарушение порядка доведения договорной информации до
исполнителей должно рассматриваться как серьезное дисциплинарное
нарушение, влекущее применение мер ответственности.

5. Контроль за исполнением - это деятельность,
направленная на поддержание соответствия работы предприятия задачам
достижения конечных результатов производства, установленным в
договорах. Осуществляется он путем сравнения данных об условиях

(**1) См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. № 30. Ст. 179).

!!330

договоров с данными о ходе производства. Контроль может быть
периодический (за декаду, месяц, квартал и т.п.), выборочный,
сплошной, постоянный. Применение ЭВМ позволяет наладить точ-
ный и постоянный контроль за процессом выполнения договорных
обязательств.

6. Оценка результатов исполнения договоров. Ее
содержание составляют:

определение результатов исполнения договоров путем сравне-
ния предусмотренных в договоре показателей с фактически достиг-
нутыми;

анализ результатов исполнения с точки зрения возможности
применения мер стимулирования или санкций;

разработка мероприятий, направленных на улучшение исполне-
ния договоров, устранение причин их нарушения.

По итогам оценки результатов исполнения обязательств могут
применяться меры поощрения или санкции, а также разрабатываться
мероприятия, направленные на устранение недостатков в организации
производства, пресечение низкой исполнительской дисциплины, предъ-
являться претензии к неисправным контрагентам.

!!330

4. Нормативная регламентация договорной работы

Ведение договорной работы на предприятии регламентируется
его корпоративными актами. Они имеют различные названия: О ве-
дении договорной работы на предприятии, Инструкция о порядке
ведения договорной работы, Инструкция о порядке разработки и
заключении договоров, Положение о порядке предъявления претен-
зий и исков за неисполнение обязательств, Положение о ведении
претензионной работы на предприятии и т.п. Как видим, акты,
регулирующие договорную работу, могут носить как комплексный
характер, так и отражать всего лишь одну ее сторону, стадию, вид.

Однако в регулировании договорной работы есть предел, за
которым ее нормирование теряет смысл. Нормальная регламентация
нередко "не срабатывает", поскольку в заранее установленных пра-
вилах трудно учесть своеобразие конкретной ситуации, и поэтому
зачастую детализированные инструкции, положения не применяются
теми, кому они адресованы. "Мертвые" правила, содержащиеся в
значительном числе корпоративных актов, обязаны своим происхож-
дением недооценке значения правовых знаний работников, ответ-
ственных за ведение договорной работы, повышения их квалифика-
ции, обмена опытом ее ведения.

!!331

Корпоративные акты, регулирующие ведение договорной рабо-
ты, имеют специальный характер, и поэтому они в отличие, напри-
мер, от корпоративных актов, регулирующих управление корпора-
цией, утверждаются руководителем предприятия, а не общим собра-
нием или советом директоров. Вместе с тем корпоративные акты о
ведении договорной работы относятся к разряду довольно важных
и их утверждение на более низком уровне (заместителями руково-
дителя или начальниками юридических служб или договорных отде-
лов) нецелесообразно. Договоры - это документы, от которых
может зависеть судьба корпорации в целом, а не только какого-либо
структурного подразделения.

При составлении инструкций (положений) о порядке ведения
договорной работы нужно учитывать специфику корпорации, опре-
деляя перечень и функции служб и подразделений предприятий,
ответственных за те или иные участки договорной работы, сроки и
порядок рассмотрения вопросов заключения и исполнения догово-
ров, формы и схемы прохождения договорных документов. В кор-
поративных актах надо избегать воспроизведения норм законодатель-
ства. Попытки использовать корпоративные акты для систематизи-
рованного изложения норм о порядке заключения и исполнения
договоров ведут к искажению смысла закона и к построению струк-
туры и определению содержания корпоративных актов в отрыве от
реального структурирования и содержания договорной работы в
корпорации.

Корпоративные акты о договорной работе могут регулировать
как общие вопросы ее организации, так и на отдельных ее участках.

Общим вопросам посвящены корпоративные нормы, которые
определяют: основные задачи и направления договорной работы;
перечень подразделений, ответственных за ее ведение на отдельных
участках и стадиях; основные функции этих подразделений; перечень
должностных лиц предприятия, наделенных правом подписания до-
говоров и договорных документов; порядок осуществления методи-
ческого руководства договорной работой со стороны юридической
службы предприятия; порядок подготовки, утверждения и внедрения
образцов договорной документации. Круг правил, общих для всех
подразделений, расширяется при централизации выполнения связан-
ных с ней операций в одном подразделении или службе.(*1)
(**1) См.: Хохлов С.А. Организация договорной работы. Красноярск. 1986.

!!332

Корпоративные нормы могут устанавливаться применительно к
отдельным участкам договорной работы на предприятии. На прак-
тике предприятия предусматривают специальные правила организации
заключения и исполнения договоров на выполнение заказов потре-
бителей и договоров, направленных на обеспечение своих потребнос-
тей. Среди этих специальных актов также могут быть выделены
общие для данного участка договорной работы положения: функции
подразделения (службы), ответственного за ведение договорной работы
на соответствующем участке; порядок подготовки к договорной
кампании; схема взаимоотношений подразделения, ответственного за
ведение договорной работы, с другими структурными подразделени-
ями, участвующими в процессе заключения и исполнения договоров.


Порядок заключения и исполнения договоров может дифферен-
цироваться в корпоративных актах по стадиям договорной работы.
Принято регламентировать порядок оформления договорных отноше-
ний и осуществление контроля за исполнением договоров.(*1)

Потребность в обеспечении согласованности действий мелких
подразделений обусловила разработку и утверждение на крупных
предприятиях системы корпоративных актов по вопросам
организации договорной работы. Построенная с учетом общих тре-
бований к порядку ведения договорной работы и особенностей
организации заключения и исполнения договоров, эта система может
включать корпоративные акты, раздельно регулирующие основные
виды заключаемых корпорацией договоров. Специальными корпора-
тивными актами может также устанавливаться система материального
поощрения и ответственности работников за результаты исполнения
договоров. На средних и мелких предприятиях, однако, не всегда
целесообразно создавать такие системы корпоративного регулирова-
ния. Там вопросы организации договорной работы вполне могут
регламентироваться в достаточной мере в едином документе (положе-
нии, инструкции).

!!332

5. Юридическая служба на предприятии

На многих предприятиях создается юридическая служба (юрис-
консульт, заместитель по правовым вопросам, юридическая группа,
юридический отдел). Она организует совместно с другими подраз-
делениями работу по заключению договоров, участвует в их подго-
товке, визирует договоры, осуществляет при этом методическое и
организационное руководство договорной работой, но непосредствен-
но оформлением конкретных договоров, их регистрацией и учетом,
как правило, не занимается.

(**1) См.: Хохме С.А. Договорная работа, С. 75.

!!333

Задачи юридической службы по участию в договорной работе
на предприятии, закрепленные в Положении о ней, состоят в сле-
дующем.

1. Укрепление договорной дисциплины. Для этой цели юристы
на предприятии проводят работу по предупреждению, выявлению и
устранению причин неисполнения или ненадлежащего исполнения
договоров. Они следят за тем, чтобы в договор включались только
реальные обязательства и были исключены из него все условия,
противоречащие действующему законодательству. Важно наладить
эффективный контроль за исполнением как собственных обязательств
предприятия, так и обязательств его контрагентов. Нельзя оставлять
без внимания конкретные проступки структурных подразделений и
их работников, по вине которых были допущены срывы в испол-
нении договоров. Важна и своевременная постановка вопроса о
привлечении их к ответственности. Но нельзя забывать при этом и
вопросы стимулирования подразделений и поощрения работников за
надлежащее исполнение договоров.

2. Подготовка корпоративных актов. Эти акты весьма разно-
образны. Наиболее важными из них являются: Устав, Коллективный
договор. Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции о
ведении договорной, претензионной и исковой работы и др. В этих
актах должна находить отражение специфика предприятия. Так, в
Инструкции о ведении договорной работы определяются подразде-
ления, занимающиеся оформлением, исполнением и учетом конкрет-
ных видов договоров, устанавливается порядок их взаимоотношений
с другими отделами и службами, могут регламентироваться отдель-
ные участки договорной работы и др. В этот корпоративный акт не
должны включаться нормы, регулирующие взаимоотношения с кон-
трагентами, поскольку это является предметом договорного регу-
лирования. К работе по подготовке корпоративных актов относится
также составление бланков и форм различных договорных документов.

3. Юридическое консультирование и проведение правовой
экспертизы различных документов, составляемых на предприятии.
Юридическая служба предприятия визирует все договоры с контра-
гентами, приказы по кадровым вопросам, поскольку именно там
находит отражение информация о заключении, изменении и прекра-
щении трудовых договоров. Большое значение имеет правовая ин-
формация и правовое воспитание, которое также возлагается на
юридические службы. Юристы, проводя эту работу, должны стре-
миться к укреплению авторитета договора как документа, от кото-
рого зависит эффективность деятельности всего предприятия и
благополучие каждого работника.

<< Предыдущая

стр. 61
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>