<< Предыдущая

стр. 65
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Уничтожая концессионную (разрешительную) систему, правительст-
во отлично понимало, что упраздненная гарантия безопасности акционеров
должна быть заменена чем-то другим. Для всех корпораций была введена
система контроля, который распределялся между самими акционерами, с
одной стороны, и государством, требовавшим непременной регистрации
создаваемых корпораций.

Предоставляя легкую возможность для создания предприятий, пра-
вительство находилось в самом оптимистическом настроении. Однако эра
безумного надувательства и биржевой спекуляции была впереди.

Действительность превзошла все ожидания. В 1871 - 72 гг. разгоре-
лась спекулятивная горячка. Все стали винить в этом закон от 1870 г. Но
виновато было не только законодательство. Правительство попало под
обаяние общей тенденции того времени, проникнутой верой в благотворное
влияние свободной конкуренции. Для примера: Австрия не отменила кон-
цессионную систему, но спекуляций там было не меньше.

!!350

Стали раздаваться призывы и соответственно создаваться проекты
законов, грозящие уничтожить корпоративную систему. Но правительство
не стало горячиться и допускать шараханья из стороны в сторону. Оно
встало на путь спокойного и вдумчивого отношения к корпорациям и
пошло по проторенному пути: детальной законодательной разработки их
правового положения (Закон 1884 г.). Было зафиксировано, что уставной
капитал должен быть полностью оплачен, повышен минимальный размер
акций, введено понятие учредителей, упрощена проверка правильности их
действий, точно установлен круг деятельности наблюдательного совета,
общему собранию отведено главное место и др.

Германское гражданское уложение (1897 г.) пошло еще дальше в
регламентации правового положения корпораций. Но что любопытно, оно
не стало давать определения корпорации. Немецкий законодатель всегда
был очень осторожен, и в данном случае также проявилась его осмотри-
тельность. Юридическое определение опасно давать потому, что социаль-
ные явления слишком изменчивы. Может существовать автономная корпо-
рация, живущая своей особенной жизнью, самостоятельно находящая средства
для дальнейшего развития и свободно приспосабливающаяся к изменяю-
щимся условиям. Но не меньше прав на существование имеет и договорное
товарищество, при возникновении которого были установлены главнейшие
условия его деятельности. Абсолютно связать корпорации теми условиями,
которые были установлены при самом их возникновении, значит посягнуть
на их жизнеспособность. Но, с другой стороны, если позволить большин-
ству совершенно свободно все изменять в первоначальном уставе, значит
безусловно отдать меньшинство во власть большинства.

Новое Уложение смело приняло идею автономии акционерной ком-
пании. Даже предмет деятельности ее мог быть изменен по требованию
держателей 3/4 уставного капитала. В целом же можно отметить, что
акционерное общество из юридической формы, носившей в Германии
экзотический, исключительный характер, превратилось в полноправную
юридическую форму наряду с другими видами корпораций.

!!350

7. Проникновение корпораций на американский континент

Колонизация Северной Америки закончилась в 1776 г. образованием
самостоятельного государства: Соединенных Штатов Америки. Несмотря
на то, что всякая колонизация сопровождается, как правило, перенесением
социального опыта в различных сферах жизни, в том числе и опыта в
организации экономики, корпорации на американском континенте в тот
период были все же редким явлением. Достаточно указать, что во всех 13
колониях их насчитывалось всего несколько десятков. В основном это
были английские торговые компании и местные корпорации, занимающи-
еся водоснабжением, эксплуатацией причалов, страхованием от огня и т.п.

Проникновение корпораций на американский континент

Любопытным является тот факт, что после учреждения США как
государства скачка в образовании корпораций не произошло, хотя уже в
1800 г. их насчитывалось 335. Объяснение этому надо искать в характере
производства, доминировавшего в тот период. В силу недостаточного уров-
ня развития производительных сил в период мануфактурного развития
производства было выгоднее вести хозяйство на индивидуальной основе.
Кроме того, непопулярность корпоративной формы в тот период объясня-
ется и скомпрометировавшей себя в глазах американцев колонизаторской
деятельностью упомянутых выше английских колониальных компаний.
Ведь они создавались на основе специальных актов английского короля
и парламента, а поэтому их отождествляли с проявлением средневековой
сословности и деспотизмом абсолютистской власти монархов, что проти-
воречило лозунгам свободы личности и равенства всех людей, которыми
сопровождалась буржуазная революция. Некоторые ученые придают опре-
деленное значение в этом плане Bubble Acl (билль), принятому в 1720 г.
в Англии после разоблачения скандальной инфляции и направленному на
ликвидацию всех акционерных компаний, учрежденных без соответствую-
щего разрешения английского государства.(*1)

Как бы там ни было, следует констатировать, что корпорация, как
форма организации производства, была заимствована в Англии. У англи-
чан американцы позаимствовали и правило о разрешительном порядке
образования корпораций, которое действовало вплоть до середины XIX
века. Такие разрешения выдавались законодательными органами соответ-
ствующего штата либо федеральными органами в форме утверждения ус-
тава корпорации. Каких-либо нормативных актов относительно предпри-
нимательских корпораций не было.

В условиях невысокого уровня развития производства такой жесткий
правовой подход к корпорациям был терпим, хотя и тогда система выдачи
разрешений вызывала много нареканий.

К середине XIX в. в результате промышленного переворота в США

утвердилась фабричная форма промышленности. Соответственно увеличи-
лось и число корпораций. Стали раздаваться призывы отменить разреши-
тельный порядок образования корпораций и заменить его регистрацион-
ным. Сначала это было сделано лишь в отношении некоторых отраслей.
Затем некоторые штаты своими законами распространили регистрацион-
ный порядок на корпорации всех отраслей, но ограничивали при этом
общий объем капитала корпораций. И если объем капитала был выше, то
необходимо было обращаться за разрешением. Таким образом, некоторое
время действовали одновременно два способа образования корпораций:
разрешительный и регистрационный. Но затем, когда корпорации показа-
ли свое преимущество перед индивидуальным способом ведения хозяйст-
ва, во всех штатах был совершен переход к регистрационному порядку
образования корпораций. Основанием для этого стал распространенный

(**1) См.: Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право США. М., 1961.

!!352

на корпорации принцип охраны прав, закрепленный в XIV по-
правке к Конституции США, до этого применявшийся лишь по отноше-
нию к физическим лицам. В соответствии с этой поправкой, принятой в
1868 г., ни один штат не может лишить любое лицо жизни, свободы или
собственности без должного процесса, установленного правом, так же как
не может отрицать за любым лицом в пределах своей юрисдикции равное
право на защиту закона.(*1)

К началу XX в. усилился процесс концентрации производства и
соответственно увеличилась роль крупных корпораций, которые стали
доминирующим фактором в американской экономике. Законодательство
предшествующего периода стало для корпораций стеснительным. Посте-
пенно действовавшие в то время в штатах общие законы о корпорациях
стали изменяться в направлении предоставления им более широких прав
в осуществлении их деятельности, в частности, почти полностью отменя-
лись ограничения пределов по уставному капиталу, директорам и управ-
ляющим предоставлялись широкие правомочия в области управления
корпорациями, значительно расширились финансовые возможности кор-
пораций при получении займов и выпуске акций и т.п.

Началась своеобразная конкуренция между штатами в области зако-
нодательства о корпорациях по созданию максимально привилегирован-
ных условий для их деятельности. Интерес отдельных штатов в регистра-
ции возможно большего числа компаний объяснялся просто: штаты полу-
чали в результате этого доход в форме налогов с корпораций за один
только факт их учреждения в пределах соответствующего штата.

В истории развития корпораций США большая роль принадлежала
судам. Широко применяя нормы общего права, создавая новые прецеден-
ты, умело пользуясь предоставленным им правом толковать закон, суды
настойчиво проводили в жизнь политику государства, направленную на
поощрение корпоративной формы производства. Так, благодаря усилиям
судов корпорации обрели общую правоспособность и получили возмож-
ность заниматься по своему усмотрению по существу любой деятельностью,
приносящей прибыль. В уставах корпораций обычно перечисляются лишь
основные цели и задачи деятельности, плюс к тому же закрепляется их
право осуществлять деятельность во всех побочных, вспомогательных об-
ластях, в той или иной степени связанных с основной деятельностью
корпорации.

Дух свободной конкуренции, развитый в США больше, чем где-
либо, способствовал возникновению крупных корпораций. С одной сторо-
ны, это следовало признать явлением положительным: именно крупные
корпорации позволяют использовать сложные технологии, поднимать про-
изводство на новую высоту и выпускать товары более лучшего качества.
Но, с другой стороны, крупные корпорации способствуют развитию моно-
полизма, что, безусловно должно быть признано явлением отрицательным.

(**1) См.: Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты.
1ВДЗ. С. 43.

!!353

Вот почему именно американцам пришлось "изобрести" антимонопольное
законодательство и стать первооткрывателями в этом деле.

2 июля 1890 г. Конгрессом США был принят антитрестовский закон
Шермана. В соответствии с ним любое объединение в форме треста или
какой-либо иной форме, направленное на ограничение торговли и ограни-
чивающее свободу конкуренции в области междуштатных отношений и
отношений с участием иностранных государств, объявлялось незаконным
и подвергалось судебному преследованию.

В последующие годы по мере усиления процесса концентрации про-
изводства антимонопольное законодательство частично изменялось и до-
полнялось. Наиболее существенные дополнения к закону Шермана были
сделаны в 1944 г. законом Клейтона. Этот закон был призван устранить
неопределенные формулировки закона Шермана путем указания на кон-
кретные действия, являющиеся ограничением торговли и свободной конку-
ренции. В целом же посылка закона Клейтона была такова: крупные
корпорации не надо уничтожать, а нужно лишь запрещать нежелательные
стороны их деятельности, направленные на ограничение и подавление
свободной конкуренции. Вот почему антимонопольное законодательство,
сыграв положительную роль в развитии предпринимательского дела в
стране, не остановило бурного процесса концентрации производства. США
и на сегодняшний день являются лидерами в этом отношении.

!!353

8. Современные корпорации в промышленио развитых странах

Как было показано выше, корпорации прошли сложный путь разви-
тия от сравнительно несложных, основанных на личной связи и полной
ответственности всех их участников до компаний, построенных по принци-
пу акционерных обществ, с ограниченной ответственностью держателей
ценных бумаг, выпущенных с целью объединения крупного капитала.

Путь развития корпораций в определенной степени повторяет и кор-
поративное право.

Укрупнение корпораций привело к необходимости регулирования
внутренних отношений с помощью норм, которые ими разрабатывались и
применялись по отношению к их членам (работникам). Это касается
корпораций, основанных на различных видах собственности. Но особое
место корпоративные нормы занимают в акционерных обществах, с кото-
рыми связаны судьбы многих и многих людей. Организовать деятельность
таких сообществ без корпоративных норм практически невозможно.

В настоящее время процесс укрупнения корпораций продолжается.
Если ранее инвесторами их выступали только граждане, то сейчас во
многих странах распространенным является участие в них и юридических
лиц. Это дало возможность создавать суперакционерные общества. Таким
образом, появляются своего рода ассоциированные капиталисты: в Герма-
нии более распространены картели, концерны, во Франции - синдикаты,
в Англии, США - держательские (холдинговые) компании. Некоторые из
них держат господство над целыми отраслями.

!!354

Современные корпорации очень сложны по своей структуре. Так,
например, в рамках концерна осуществляется горизонтальное и вертикаль-
ное комбинирование, создается научно-технический центр.

В последнее время развиваются процессы диверсификаций и возни-
кают объединения, в которых под единым руководством группируются
предприятия, относящиеся к различным отраслям народного хозяйства,
т.е. конгломераты.

Нередко создаются различные объединения объединений, т.е. систе-
мы компаний. В результате этого возникает новая система управления
ими, главной особенностью которой является контроль без бремени со-
бственности, господство без хозяйственных рисков.

Одним словом, современные корпорации в промышленно развитых
странах больше напоминают корпоративные империи.

Тенденция к образованию крупных корпоративных объединений
частично объясняется более низкими издержками производства и сбыта
продукции. Крупные корпорации действительно являются детьми конку-
ренции. В жесткой борьбе за выживание и прибыли победа обеспечивается
высокой экономической эффективностью.

Таким образом, крупные размеры корпорации связаны с эффектив-
ностью производства. Современная технология требует столь огромных затрат,
что они оказываются под силу лишь крупным производителям; крупные
фирмы, кроме того, могут расходовать больше средств на рекламные
кампании и создавать более крупные по размерам и действующие более
напористо сбытовые организации. Большая корпорация имеет возможность
распоряжаться сырьевыми ресурсами, создавать исследовательские лабо-
ратории, скупать изобретения, привлекать ученых, инженеров, техников.
Она может контролировать большую долю рынка, чтобы ее голос был
слышен громко в соглашениях о ценах. И, наконец, она может оказывать
давление на само правительство.

Корпорации сами по себе становятся, в известном смысле, частными
правительствами. Их решения влияют на размеры и распределение наци-
ональных продуктов, направленность капиталовложений, уровни занятос-
ти и покупательскую способность населения. В сущности, они взимают

<< Предыдущая

стр. 65
(из 102 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>