<< Предыдущая

стр. 17
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

До созыва учредительного собрания учредители ЗАО
должны внести не менее 50 % номинальной стоимости
акций.

Проведение учредительного собрания.

-98-

6. Государственная регистрация
хозяйственных обществ.
Действия по дальнейшей легализации
их деятельности

Созданное участниками общество нуждается в
признании за ним статуса юридического лица и субъекта
предпринимательской деятельности. Только получив такой
статус ХО сможет на законных основаниях осуществлять
предпринимательскую деятельность: заключать различные
договоры, приобретать имущество и имущественные права,
нанимать работников, совершать иные действия.

Юридические лица в Украине могут образовываться
в распорядительном, разрешительном и нормативно-явочном
порядке. (*1).

Большинство ХО создается в нормативно - явочном
порядке - право на их образование предусмотрено законом,
а компетентный государственный орган лишь фиксирует на
основании представленных ему учредительных документов
факт существования конкретного ХО и выдает
соответствующее свидетельство. Во многих странах
раздельно проводится регистрация обществ как
юридических лиц и их торговая регистрация (в качестве
субъектов предпринимательской деятельности). В Украине

(**1) За рубежом существует также явочный порядок регистрации юриди-
ческих лиц. Устанавливается он, как правило, в отношении неприбыль-
ных, некоммерческих организаций. В некоторых государствах допускается
явочный порядок регистрации предпринимательских корпораций. Так, в
США существуют корпорации de jure (зарегистрированные) и de facto
(незарегистрированные). Последние признаются корпорациями при со-
блюдении ряда требований, должны иметь место : а) наличие в штате
нормативного акта, на основании которого может быть создана кор-
порация; б)добросовестная попытка создать корпорацию в соответствии
с требованиями закона: в) фактическое осуществление предприниматель-
ской деятельности в форме корпорации.

-99-

эти два вида регистрации осуществляются одним
государственным органом с выдачей единого документа.

В разрешительном порядке могут создаваться
отдельные ХО.

Так, ст. 17 Закона <О банках и банковской
деятельности> устанавливает: <Национальный банк дает
разрешение на создание в Украине коммерческих банков
путем их регистрации>.

4.1 ст.4 ЗХО предусматривает, что учредительные
документы ХО в случаях, предусмотренных действующим
законодательством согласовываются с Антимонопольным
комитетом Украины. <Положение о контроле за
экономической концентрацией>, утвержденное
распоряжением Антимонопольного комитета Украины от
25.05.1998 № 134-р содержит исчерпывающий перечень
случаев, когда необходимо получить согласие
Антимонопольного комитета на образование ХО (размер
сбора за выдачу разрешения составляет 150 необлагаемых
налогом минимумов доходов граждан):


если суммарная стоимость активов или суммарный
объем реализации товаров учредителями (участниками) ХО
по итогам последнего финансового года превышает сумму,
эквивалентную 12 млн. долларов США, и при этом не менее
чем у двух участников стоимость активов или объемов
реализации товаров превышает сумму денежного
эквивалента, равного 600 тыс. долларов США у каждого;


при создании ХО, доля которого на определенном
товарном рынке явно превышает 35 %;


при создании ХО, учредители (участники) которого
действуют на определенном товарном рынке, если хотя бы
один из них занимает монопольное положение на рынке или
если общая доля учредителей (участников) на этом рынке
превышает 35 %;

в иных случаях, предусмотренных Положением.

-100-

Срок рассмотрения заявления Антимонопольным
комитетом составляет 30 дней - при отсутствии оснований
для запрещения концентрации. В противном случае
возбуждается дело, которое должно быть рассмотрено
комитетом в течение 3 месяцев с вынесением решения о
предоставлении (непредоставлении) согласия на
концентрацию.

Можно ли рассматривать необходимость получения
согласия Антимонопольного комитета Украины на создание
определенных категорий ХО как разрешительный порядок
их регистрации? Представляется, что нет, поскольку ХО
может быть зарегистрировано и без получения такого
согласия (соответствующий документ не входит в перечень
документов, подаваемых для государственной регистрации
общества). Правовые последствия подобного нарушения
выражаются в следующем: в течение 3-летнего срока
Антимонопольным комитетом может быть возбуждено дело
о нарушении антимонопольного законодательства. В
результате его рассмотрения выносится решение о факте
нарушения антимонопольного законодательства, за которое
налагается штраф (во всех случаях), и кроме того может
быть принято решение:

а) о необходимости отмены государственной регист-
рации ХО осуществляется в судебном порядке;
б) о его принудительном разделении;
в) об отсутствии оснований для запрещения концен-
трации (правовой статус ХО остается неизменным).

Государственная регистрация ХО проводится в
соответствии со ст.8 Закона <О предпринимательстве> и
<Положением о порядке государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности>,
утвержденным постановлением КМУ от 25.05.1998 г. № 740.
Органами государственной регистрации являются
исполкомы городских, районных в городе Советов народных
депутатов или районные, районные в г. Киеве и Севастополе

-101-

государственные администрации по месту нахождения ХО.
Для регистрации подаются следующие документы:

1) учредительные документы;

2) регистрационная карточка установленного образца,
которая является одновременно и заявлением о
государственной регистрации;

3) документ, удостоверяющий внесение платы за
государственную регистрацию (7 необлагаемых налогом
минимумов доходов граждан, ускоренная - в тройном
размере);

4) документ, свидетельствующий о внесении вкладов

в уставный фонд (если необходимо);

5) документы, подтверждающие местонахождение ХО
по указанному в учредительных документах адресу (*1):
договор купли - продажи, мены, дарения, аренды, лизинга,
безвозмездного пользования имуществом, о совместной
деятельности, учредительный договор и др.;

6) свидетельство о государственной регистрации
юридического лица - учредителя ХО.

Орган государственной регистрации формирует
регистрационное дело ХО, фиксирует дату поступления
документов в журнале учета регистрационных дел и выдает
заявителю соответствующую справку.

Не позднее 5 дней (при ускоренной регистрации - в
течение одного рабочего дня) со дня подачи всех документов
орган государственной регистрации вносит ХО в Реестр
субъектов предпринимательской деятельности и выдает
свидетельство о государственной регистрации

(**1) Если это местожительство или местонахождение одного из учреди-
телей, то такими документами являются паспорт или иной документ с
указанием прописки физического лица, свидетельство о государственной
регистрации юридического лица с указанным в нем юридическим адресом
(законодательство данные документы не называет, однако именно они
подтверждают возможность нахождения общества по указанному в
учредительных документах адресу).

-102-

установленного образца с проставленным идентифи-
кационным кодом юридического лица.

В постановлении КМ <О порядке государственной
регистрации субъектов предпринимательской деятельности>
указано, что орган регистрации выплачивает заявителю
20 % регистрационного сбора за каждый просроченный день
государственной регистрации, но не более размера
внесенной заявителем платы за регистрацию (п.8).

Отказ в государственной регистрации может быть
обжалован в судебном порядке.

Как уже отмечалось выше, сам факт государственной
регистрации ХО, наделивший его правами юридического
лица, еще не дает обществу права осуществлять
предпринимательскую деятельность в полном объеме. Для
того, чтобы легализировать, узаконить свою деятельность
ХО обязано совершить ряд последовательных действий
юридического характера.

К действиям по дальнейшей легализации ХО могут
быть отнесены;

1. Получение разрешения на изготовление печати и
штампов в органах милиции.

2. Изготовление печати и штампов.

3. Постановка на учет в налоговую администрацию.

4. Постановка на учет в Пенсионный фонд, фонд
занятости и иные фонды.

5. Открытие текущего счета в банке.

6.Получение лицензий и патентов (если это
необходимо в связи с предметом деятельности общества).

Перечисленные действия являются обязательными -
при осуществлении обществом предпринимательской
деятельности без соответствующей ее легализации оно, его
участники или должностные лица могут быть привлечены
к административной ответственности в виде штрафа (размер
зависит от состава нарушения), а в некоторых случаях - и
к уголовной ответственности.

-103-

7. Возникновение хозяйственных обществ
в процессах приватизации и корпоратизации
государственных предприятий

ХО могут возникать не только в порядке частной
инициативы на базе объединенного имущества участников,
но и путем преобразования предприятий иной организа-
ционно-правовой формы (как правило-унитарных) в ХО.

Такое преобразование обладает существенными
особенностями, если осуществляется:
а) в ходе приватизации государственного имущества;
б) в отношении государственных предприятий.
По вопросам приватизации государственного
имущества и корпоратизации государственных предприятий
в Украине действует специальное законодательство.
Основными нормативными актами в этой области являются:
Закон Украины <О приватизации государственного
имущества> в редакции от 19.02.1997 г.; Закон Украины <О
приватизации небольших государственных предприятий
(малой приватизации)> в редакции от 15.05.1996 г.; Закон
<Об особенностях приватизации имущества в агро-
промышленном комплексе> от 10.07.1996 г.; Указ Прези-
дента Украины <О корпоратизации предприятий> от
15.06.1993 г. и др.

Приватизация - это отчуждение имущества,
находящегося в государственной собственности, и имущества,
принадлежащего Автономной Республике Крым, в пользу
физических и негосударственных юридических лиц.

В ходе приватизации могут создаваться только ОАО
(ч.2 ст. 15 Закона <О приватизации имущества государ-
ственных предприятий>). Исключение установлено в
отношении объектов малой приватизации - допускается
создание ЗАО и ООО гражданами Украины по месту

<< Предыдущая

стр. 17
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>