<< Предыдущая

стр. 21
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тренного учредительными документами вклада. Закреп-
ляется и право общества исключить участника в случае
просрочки внесения им своего вклада, часто без
возвращения такому участнику уже полученной обществом
части вклада. Предусматривается минимальный срок
просрочки, после которого у общества возникает это право,
и обязательное предварительное уведомление участника с
предоставлением ему дополнительного срока для внесения
вклада.

3) ЗХО предусматривает особый порядок
увеличения и уменьшения уставного фонда, предусма-
тривающий защиту интересов кредиторов, о подробнее
будет сказано ниже.

Несмотря на перечисленные выше меры, в настоящее
время уставный фонд ХО не выполняет своей гарантийной
функции. Зафиксированная в учредительных документах его
величина далеко не всегда отражает фактическое
финансовое и имущественное положение ХО. Причинами
этого являются:

а) субъективный характер оценки имущества,
вносимого в качестве вклада участниками (на практике
стоимость вносимого имущества может существенно
завышаться); (*1),

б) объявленная величина уставного фонда может не
соответствовать оплаченному уставному фонду
(максимальный срок оплаты составляет 1 год, но на практике
этот срок может быть гораздо больше) - по истечении

(**1) Например, в учредительных документах закрытого АО указана вели-
чина уставного фонда 1 млн. грн., однако сформирован он при помощи
акций других АО. реальная цена которых на фондовом рынке может со-
ставлять всего несколько тысяч грн.

-124-

данного срока кредиторы общества с объявленным
миллионным уставным фондом могут обнаружить, что
реально была оплачена лишь его незначительная часть,
которой явно не хватит для уплаты всех долгов общества;

в) после государственной регистрации общества его
начальный капитал, величина которого зафиксирована как
уставный фонд, пускается в оборот и может как увеличи-
ваться, так и уменьшаться - здесь уже имеет значение не
добросовестное поведение участников ХО, а реальный
предпринимательский риск (общество по объективным
причинам может понести убытки от предпринимательской
деятельности и утратить основную часть своего капитала).

В законодательстве многих стран содержатся нормы,
направленные на установление реального соотношения
между уставным фондом и чистыми активами общества
(наличным у него имуществом и денежными средствами) -
устанавливается, что размер чистых активов ХО на конец
финансового года должен быть не менее размера уставного
фонда (иногда уставного и резервного в совокупности). Если
это требование не соблюдено, то применяется ряд
специальных мер: запрещается производить распределение
прибыли между участниками общества либо размер
уставного фонда подлежит обязательному уменьшению.
Если и после этого стоимость чистых активов не достигла
величины уставного фонда, то общество может быть
ликвидировано в принудительном порядке. Норму
подобного содержания следовало бы включить и в

законодательство Украины.

Не смотря на все предосторожности законодателя,
уставный фонд во многих случаях все-таки не выполняет
своей гарантийной функции. Такая тенденция отмечалась не
только отечественными учеными и практиками, но и за
рубежом. На основании подобных наблюдений законодатель
ряда государств (некоторых штатов США, других стран
англосаксонской правовой системы) предпочел отказаться от

-125-

таких понятий, как минимальная величина уставного фонда,
его сопоставимость с активами общества и др. Тем самым
официально было признано отсутствие у капитала
корпорации гарантийных функций.

Уставный фонд выполняет и функцию определения
дали каждого участника.

Доля участника ООО и ОДО определяется
соотношением стоимости его вклада к величине уставного
фонда, а доля акционера - соотношением количества
принадлежащих ему акций к общему количеству
выпущенных акций.

От доли участника в уставном фонде или от
количества акций, принадлежащих акционеру, зависят:


степень его влияния на управление обществом,


размер получаемой им части прибыли,


стоимость имущества общества, выделяемого при
выходе участника из него.

Так, акционер с пакетом акций, составляющим 51 %
от их общего количества (контрольным пакетом акций),
может практически единолично решать многие важные
вопросы деятельности общества и получать основную долю
его прибыли.

Ст. 16 ЗХО закрепляет, что общество имеет право
изменять (увеличивать ил уменьшать) размер уставного
фонда. В этой же статье содержаться общие условия, при
которых закон допускает изменение уставного фонда:

увеличение уставного фонда может быть
осуществлено лишь после внесения полностью всеми
участниками своих вкладов (оплаты акций), кроме случаев,
предусмотренных законом;

уменьшение уставного фонда при наличии
возражений кредиторов общества не допускается.

Закон не уточняет порядок извещения кредиторов об
уменьшении уставного фонда: порядок извещения -
публикация или письменное уведомление, сроки в течение

-126-

которых принимаются возражения кредиторов. На практике
сочетаются оба способа извещения кредиторов об
уменьшении уставного фонда.

Ст. 38-40 ЗХО предусматривают специальный порядок
изменения уставного фонда АО, который обусловлен
необходимостью замены, дополнительного выпуска или
аннулирования акций. Подробно регламентируется такой
порядок в <Положении о порядке увеличения (уменьшения)
размера уставного фонда акционерного общества>,
утвержденном решением ГКЦБФР от 8.04.1998 г. №44.

Цели увеличения уставного фонда:
1) привлечение дополнительных финансовых
ресурсов;

2) если законодательством предусмотрен опреде-
ленный размер уставного фонда ХО для получения им права
осуществлять определенную предпринимательскую
деятельность;

3) ликвидация слишком большого разрыва между
величиной уставного фонда и фактическим имуществом
общества.

Ст.34 прямо устанавливает, что АО запрещается
выпуск акций для покрытия убытков, связанных с его
хозяйственной деятельностью.
Цели уменьшения уставного фонда:
1) избавление от излишков собственного капитала
(размер уставного капитала превышает оптимальный - его
уменьшение позволит освободить часть денежных средств
общества и направить их на выплату дивидендов или в иные
фонды);

2) списание убытков (имеется явное несоответствие
между размером уставного фонда и имеющимся
имуществом общества).

Изменение уставного фонда, по общему правилу,
относится к компетенции высших органов ХО: общего
собрания акционеров или собрания участников. Причем

-127-

голосование по данному вопросу принимается
квалифицированным большинством (в АО) или единогласно
(в ООО и ОДО).

Из этого правила имеются некоторые исключения:
1) в уставе или ином корпоративном документе АО
соответствующее полномочие может закрепляться за
наблюдательным советом (в соответствии со ст.46 ЗХО).

2) в уставе АО может быть предусмотрено право
исполнительного органа (правления) принимать решение об
увеличении уставного фонда не более чем на 1/3 (ч.4 ст. 38
ЗХО).

Директор (дирекция) ООО или ОДО не вправе
принимать решения об изменении уставного фонда (исходя
из содержания ч.3 ст.62 ЗХО - <директор (дирекция) не
вправе принимать решения, обязательные для участников
общества>).

Практически те же функции, что и уставный фонд,
выполняет складочный капитал в ПО и КО. Он используется
и в качестве начального> стартового капитала, выполняет и
функцию фиксации доли каждого участника в имуществе
общества. Не исполняет он лишь одной функции -
гарантийной, поскольку защита интересов кредиторов
общества обеспечивается не наличием у ПО и КО
определенного имущества, а полной ответственностью его
участников по обязательствам общества. Исходя из этого
ЗХО не предусматривает требований относительно
процедуры формирования или изменения капитала полного
и коммандитного обществ. Эти вопросы определяются
исключительно учредительным договором между
участниками общества. Единственное требование
выдвигается ко вкладчикам в КО - они обязаны внести не
менее 25 % своих вкладов до государственной регистрации
общества.

Законом или учредительными документами может
предусматриваться и формирование иных фондов помимо

-128-

уставного.Так, обязательными для любых ХО являются
следующие фонды: резервный, фонд оплаты труда,
инновационный и амортизационных фонд. (*1).

Фонды общества могут отличаться порядком своего
формирования - некоторые из них формируются путем
отчислений из валового дохода общества (например, фонд
оплаты труда), некоторые - путем отчислений из чистой
прибыли (фонд распределяемой прибыли, уставный фонд,
резервный фонд). Кроме того, в отношении одних фондов
законодатель устанавливает нормативы отчислений или их
минимальный (максимальный размер), в отношении дру-
гих - этот вопрос решается самими участниками (высшим
органом ХО).

(**1) См. ст.14 ЗХО, ст.21 Закона <Об охране труда> от 14.10.1992 г., ст.8
Закона <О налогообложении прибыли предприятий> от 22.05.1997 г.,
постановление КМУ <О создании государственного инновационного фон-
да> от 18.02.1992 г. № 77.

-129-

4. Понятие прибыли хозяйственного общества.
Направления ее использования

Ст. 15 ЗХО дает определение прибыли общества и
предусматривает общий порядок ее распределения.

Прибыль общества образуется из поступлений от
хозяйственной деятельности после покрытия материальных
и приравненных к ним расходов и расходов на оплату труда.
Такая прибыль именуется балансовой. Детальный порядок
ее расчета предусмотрен Законом <О налогообложении
прибыли предприятий>. Этот нормативный акт подробно
определяет какие виды доходов и расходов должны
учитываться при расчете балансовой прибыли. Доходы при
этом подразделяются на доходы от реализации товаров
(работ, услуг) и доходы от внереализационных операций.
Следует учитывать, что не все расходы ХО могут

-129-

приниматься во внимание при расчете балансовой прибыли,
так как часть расходов подлежит, выплате не из валового
дохода общества, а из его чистой прибыли.

Из балансовой прибыли общества уплачиваются
предусмотренные законодательством Украины налоги и
иные специальные платежи в бюджет.

<< Предыдущая

стр. 21
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>