<< Предыдущая

стр. 23
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В зависимости от субъекта, выпустившего или
выдавшего ценные бумаги разделяются на:


государственные и органов местного само-
управления;


частные или негосударственные (основную их массу
составляют корпоративные ценные бумаги - выпущенные
ХО);


ценные бумаги иностранных эмитентов (устанав-
ливается особая процедура их допуска на украинский рынок
ценных бумаг).

В зависимости от формы выпуска различают ценные
бумаги:


в документарной форме - существуют в виде
бумажных бланков (сертификатов), содержащих
определенные реквизиты;


в бездокументарной форме - существуют в виде
учетных записей на электронных носителях.

В зависимости от способа определения управо-
моченного ценной бумагой лица и способа передачи прав
ценные бумаги подразделяют на:


ценные бумаги на предъявителя - для реализации
права достаточно их предъявления, обращаются свободно;

-136-


именные ценные бумаги - содержат обозначение
субъекта права в тексте документа, а также в специальном
реестре; передача прав совершается путем цессии -
заключается соответствующий договор (если необходимо, то
нотариально удостоверяется), вносятся изменения в реестр
владельцев именных ценных бумаг;


ордерные ценные бумаги - права принадлежат
указанному в документе лицу или по приказу этого лица
иному субъекту (приказ совершается в виде простой
передаточной надписи - индоссамента), т.е. действует
упрощенный порядок передачи прав.

В зависимости от сферы обращения различают:

коммерческие ценные бумаги - обслуживают
процесс товарооборота и определенные имущественные
сделки; выдаются по общему правилу в индивидуальном
порядке - конкретному субъекту на основании
определенной сделки (порядок выдачи и обращения
регулируется в рамках обязательственного права);
некоторыми авторами подобные документы вообще не
признаются в качестве ценных бумаг.


ценные бумаги как фондовые ценности (часто
именуются публичными в силу массового, серийного
характера их выпуска) - обращаются на финансовом
рынке (в отличие от рынка реальных товаров), имеют
собственную номинальную и рыночную стоимость.
Украинское законодательство о ценных бумагах регулирует
в основном порядок выпуска и обращения именно таких
ценных бумаг, которые часто обозначаются термином
<фонды> или <фондовые ценности> (т.е. денежные фонды,
ценности), а рынок, где обращаются ценные бумаги,
соответственно именуется фондовым.

В свою очередь фондовые ценные бумаги подразде-
ляются на:

а) допущенные к обороту (котирующиеся) на
фондовой бирже;

-137-

б) находящиеся во внебиржевом обороте.
В зависимости от особенностей процедуры выпуска

ценных бумаг, они разделяются на:

ценные бумаги, выпуск (выдача) которых не требует
государственной регистрации - коммерческие (например,
векселя), а также государственные ценные бумаги;

ценные бумаги, выпуск которых подлежит
государственной регистрации в ГКЦБФР - акции и
облигации предприятий (ч.1 ст.22 ЗЦБФБ);

ценные бумаги, не только выпуск которых, но и
информация о таком выпуске (эмиссии) подлежат
государственной регистрации - акции и облигации
предприятий, предназначенные для открытой продажи, то
есть размещения между юридическими лицами и
гражданами, круг которых заранее определить невозможно
(ч.2 ст.22 ЗЦБФБ).

В условиях рыночной экономики материальные и
денежные ресурсы обращаются соответственно на рынке
реальных активов и финансовом рынке. В составе
финансового рынка выделяются: рынок банковских
кредитов (денежный рынок) и рынок ценных бумаг.

Становление рынка ценных бумаг в Украине
начинается на рубеже 90-х годов, еще в рамках бывшего
СССР. Закон <О ценных бумагах и фондовой бирже> от
18.06.1991 г., заложил основы правового регулирования
рынка ценных бумаг в Украине. Первые годы после
принятия данного закона сколько - нибудь существенного
развития фондовый рынок не получил - отсутствовала
необходимая нормативная база, процессы приватизации и
образования крупных ОАО (основных эмитентов на рынке
ценных бумаг) проходили крайне медленно. В 1994 г.
начинается оживление фондового рынка, связанное с
ускорением приватизации, появлением таких предпри-
нимательских структур как инвестиционные фонды и

-138-

компании, доверительные и страховые общества. Однако
деятельность названных инвестиционных посредников на
фондовым рынке имела в основном негативные
последствия. Массовые злоупотребления, выявленные в
деятельности большинства таких структур за период с 1994
по 1996 год, показали явное несовершенство отечественного
законодательства о ценных бумагах, необходимость создания
качественно новой системы функционирования фондового
рынка и контроля за деятельностью его участников. В 1996-
1999 годах идет формирование инфраструктуры фондового
рынка, соответствующей современным стандартам.
Развивается биржевая торговля и торговля через
внебиржевые торгово - информационные системы. (*1).
Создается сеть регистраторов владельцев именных ценных
бумаг. Закладываются основы функционирования
Национальной депозитарной системы, которая
предназначена для хранения ценных бумаг в документарной
и бездокументарной форме, осуществления клиринга и
расчетов по операциям с ценными бумагами, ведения
реестров владельцев именных ценных бумаг. Существование
такой системы обеспечивает безопасное и быстрое
совершение сделок с ценными бумагами и проведение
расчетов по ним, надежное хранение ценных бумаг,
обладание полной информацией о текущем состоянии рынка
ценных бумаг и совершенных на нем соглашениях в
масштабах всей Украины. Вводится жесткий госу-
дарственный контроль за деятельностью участников
фондового рынка.

(**1) Организация (ЗАО или ООО), объединяющая торговцев ценными бума-
гами для предоставления услуг в заключении соглашений относительно
ценных бумаг и при этом не имеющая цели получения прибыли. Действу-
ет с использованием электронных систем, связывающих торговцев цен-
ными бумагами определенного региона или в масштабах всей Украины.
что позволяет им быстро совершать сделки с ценными бумагами.

-139-

Государственное регулирование рынка ценных
бумаг - это комплекс мер, принимаемых государством для
обеспечения эффективного функционирования фондового
рынка.

Направления государственного регулирования
рынка ценных бумаг подробно определены в ст.3 Закона
<О государственном регулировании рынка ценных бумаг>.
К основным из них могут быть отнесены:

1) принятие законодательства по вопросам функцио-
нирования фондового рынка и деятельности его участников;

2) выдача специальных разрешений на осуществление
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и
контроль за такой деятельностью;

3) регистрация выпусков ценных бумаг и информации
о выпуске ценных бумаг;

4) контроль за деятельностью эмитентов по выпуску
и размещению ценных бумаг;

5) установление правил и стандартов осуществления
операций на фондовом рынке и контроль за их
осуществлением;

6) создание системы защиты прав инвесторов и
контроль за соблюдением этих прав всеми участниками
фондового рынка;

7) контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства на рынке ценных бумаг;

8) привлечение к ответственности лиц, виновных в
нарушении правил деятельности на рынке ценных бумаг;

9) проведение иных мероприятий по государ-
ственному регулированию деятельности на фондовом рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг
возложено на Государственную комиссию по ценным
бумагам и фондовому рынку. Ряд функций выполняет
Национальный банк Украины.

ГКЦБФР является государственным органом,
подчиненным Президенту Украины и подотчетным

-140-

Верховной Раде Украины. В систему этого органа входят
непосредственно Государственная комиссия по ценным
бумагам и фондовому рынку в составе Председателя и
шести членов, ее центральный аппарат и территориальные
органы. Председатель ГКЦБФР и ее члены назначаются и
освобождаются от должности Президентом Украины по
согласованию с Верховной Радой Украины. Срок их
полномочий - 5 лет. Одно и то же лицо не может быть
членом Комиссии более двух сроков подряд.

Правовой статус ГКЦБФР определяется ст.ст. 5 - 10
Закона <О государственном регулировании рынка ценных
бумаг в Украине>, Положением о государственной комиссии
по ценным бумагам и фондовому рынку, утвержденным
Указом Президента Украины от 14.02.1997 г. № 142/97.

ГКЦБФР осуществляет следующие функции по
государственному регулированию рынка ценных бумаг в
Украине:

1) устанавливает требования по выпуску (эмиссии) и
обращению ценных бумаг и их производных, информации
о выпуске и размещении ценных бумаг, устанавливает
порядок регистрации выпуска ценных бумаг и информации
о выпуске ценных бумаг;

2) выдает разрешение на выпуск ценных бумаг
украинских эмитентов за пределами Украины;

3) осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг
и информаций о выпусках ценных бумаг;

4) устанавливает требования относительно допуска
ценных бумаг иностранных эмитентов и их обращения на
территории Украины;

5) устанавливает требования и условия открытой
продажи (размещения) ценных бумаг на территории
Украины;

6) устанавливает порядок и выдает разрешения на
осуществление деятельности по выпуску и обращению
ценных бумаг, на депозитарную, регистрационную, расчет-

-141-

но - клиринговую деятельность с ценными бумагами и
другие предусмотренные законодательством специальные
разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а
также аннулирует эти разрешения (лицензии) в случае
нарушения законодательства о ценных бумагах;

<< Предыдущая

стр. 23
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>