<< Предыдущая

стр. 26
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

специалистов по управлению (лиц на профессиональной,
основе осуществляющих функции управления). Такой
подход позволяет осуществлять квалифицированное
управление корпорацией, однако имеет и свои недостат-
ки - отстранение участников общества от правления,
широкие возможности для злоупотреблений и недобро-
совестного поведения со стороны управляющих. Недостатки
эти частично нейтрализуются контролирующими
функциями высшего и ревизионного органов корпорации,
механизмом имущественной, административной и
уголовной ответственности управляющих за нарушения
корпоративного законодательства (на Украине такой
механизм пока не сформирован).

Без соблюдения данных принципов ни одна
корпорация просто не могла бы существовать. Принятие и
воплощение любых решений были бы затруднительными.

Организация управления и деятельности ХО
осуществляется в соответствии с нормами законодательства
Украины и локальными (корпоративными) нормами. На
локальном уровне (в рамках конкретного ХО) данные
вопросы могут регулироваться нормативными актами:
учредительными документами, а также целым рядом
специальных внутренних актов. Например, в АО могут быть
приняты: Положение об общем собрании акционеров,
Регламент проведения общего собрания. Положение о
реестре акционеров АО, Положение о правлении

-154-

акционерного общества. Положение о ревизионной
комиссии. Правила внутреннего трудового распорядка для
работников АО, Положение о материальном поощрении
работников АО, Положение об организации отчетности,
Положение о конфиденциальности информации и целый ряд
других корпоративных актов. Корпоративные акты могут
приниматься как высшим, так и исполнительным органом
общества в пределах их компетенции. В небольших ХО, как
правило, подобные внутренние документы не
разрабатываются - все вопросы решаются в уставе или
учредительном договоре.

Корпоративные нормы могут существовать не только
в таких источниках как нормативные акты корпорации, но
и в форме корпоративных обычаев или деловых
обыкновений. Разницу между этими двумя понятиями
установить достаточно трудно, поскольку и обычай, и
деловое обыкновение представляют собой нормы поведения
участников, управляющих и работников корпорации,
сложившиеся в результате их длительного фактического
применения и, как правило, не зафиксированные в
нормативных актах корпорации. За нарушение корпо-
ративного обычая или заведенного порядка дел (деловых
обыкновений) могут применяться (но не обязательно)
соответствующие санкции. Примерами подобных норм
могут быть: незамедлительное уведомление участников ХО
или его руководителя любым способом (телефон, факс,
пейджер и пр.) о негативных событиях, связанных с
деятельностью общества; обычай работников дожидаться
сменщика после окончания рабочей смены; обход
руководителем своего предприятия в начале рабочего дня;
соответствующий внешний вид персонала (например, для
мужчин - деловой костюм и галстук, короткая стрижка; для
женщин - деловой костюм, макияж, маникюр и пр.). Во
многих случаях нарушение подобных обычаев приводит к
негативным последствиям для нарушителя, вплоть до

-155-

увольнения (для наемного персонала) или прекращения
деловых отношений (для участников ХО).

-156-

2. Организация управления
хозяйственным обществом

Управление ХО может осуществляться по двум
схемам в зависимости от типа общества.

ХО - объединения капиталов (АО, ООО, ОДО)
имеют сложную структуру управления, состоящую из
системы органов. Органы ХО образуют следующую
иерархию:

1) высший орган (общее собрание акционеров или
собрание участников);

2) контролирующий орган (ревизионная комиссия);

3) исполнительный орган (правление АО во главе с
председателем правления; дирекция во главе с генеральным
директором или директор как единоличный орган).

ЗХО подробно фиксирует полномочия высших
органов ХО (ст.ст. 41, 59). К вопросам их компетенции
отнесены все наиболее важные вопросы деятельности
общества, а именно: определение основных направлений
деятельности общества, утверждение его планов и отчетов
об их исполнении; внесение изменений в учредительные
документы общества; формирование органов общества;
утверждение годовых результатов деятельности общества,
порядка распределения прибыли или покрытия убытков;
утверждение внутренних документов общества; принятие
решений о прекращении деятельности общества, назначение
ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационного
баланса и многие другие организационные и имущес-
твенные вопросы. Компетенция высшего органа подробно
фиксируется также в учредительных документах общества.

Исполнительный орган решает все вопросы
деятельности общества, за исключением относящихся к

-156-

компетенции высших органов. Этот принцип закреплен в
ст.ст. 47, 62 ЗХО. Законодатель не перечисляет подробно все
вопросы, относящиеся к ведению исполнительного органа
общества - он только устанавливает правило, что
исполнительному органу можно принимать любые решения
(нормативного и оперативно - управленческого характера)
за исключением тех, правом принятия которых обладает
высший орган.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за
финансово - хозяйственной деятельностью исполнительного
органа ХО. Проводит периодические проверки этой
деятельности, а также дает заключение по годовым отчетам
и балансам. Имеет право требовать созыва (или ставить
перед исполнительным органом вопрос о созыве - в ООО
и ОДО) внеочередного общего собрания акционеров или
участников.

Внутренними документами ХО может быть
изменена компетенция органов ХО, закрепленная в ЗХО. По
решению высшего органа часть его функций может быть
передана исполнительному органу (а в АО также
специальному органу - наблюдательному совету). Однако
в ЗХО закреплен ряд полномочий, относящихся к
исключительной компетенции высшего органа (эти
полномочия не могут быть переданы другим органам
общества): внесение изменений в устав, утверждение
годовых результатов деятельности общества, отчетов и
заключений ревизионной комиссии, порядка распределения
прибыли и покрытия убытков, создание, реорганизация и
ликвидация дочерних предприятий, филиалов и
представительств, принятие решения о прекращении
деятельности общества и некоторые другие. Понятие
исключительной компетенции высшего органа ХО служит
для защиты интересов его участников, которые под
давлением исполнительного органа (опытных управляющих,
директоров) могут вообще быть устранены от управления

-157-

обществом. Кроме того, вопросы, которые прямо или
косвенно затрагивают имущественные интересы участников,
не должны решаться исполнительным органом.

Объединения лиц (ПО, КО) имеют упрощенную
систему управления - дела ведутся всеми участниками по
общему согласию или ведение дел поручается нескольким
(одному) из них (ст. 68 ЗХО). В последнем случае выдается
доверенность, подписанная остальными участниками.
Исключение: вкладчики в КО не принимают участия в
управлении обществом (ст. 81 ЗХО) - могут совершать
отдельные действия от имени общества при наличии
поручения и согласно ему (ст.79 ЗХО). Т.о. в ПО и КО нет
органов) эти юридические лица действуют через своих
участников. Каждый участник и все они в совокупности
выполняют функции органов юридического лица -
представляют ХО в отношениях с третьими лицами,
непосредственно осуществляют предпринимательскую
деятельность, принимают решения от имени общества
(выражают его волю). В настоящее время ГК не
предусматривает возможности существования юридических
лиц с подобной структурой. Так) ст.29 ГК закрепляет:
<Юридическое лицо приобретает гражданские права и
принимает на себя гражданские обязанности через свои
органы, действующие в пределах прав, предоставленных им
по закону или уставу (положению)>. В ст. 75 проекта ГК,
однако, уже отмечается: <Юридическое лицо приобретает
гражданские права и принимает на себя гражданские
обязанности через свои органы, которые действуют в
соответствии с законом или учредительными документами.
В предусмотренных законом случаях юридическое лицо
может приобретать гражданские права и принимать на себя
гражданские обязанности через своих участников>.

-158-

3. Личные права и обязанности участников
хозяйственного общества

Участникам ХО присущи следующие личные
неимущественные (*1) права:

1) право на управление ХО;

2) право на получение информации о деятельности
общества;

3) право на выход из ХО.

Право участников на управление делами ХО
предусмотрено п. <а> ст. 10 ЗХО.
Участник ХО может реализовывать данное право:
непосредственно (путем личного участия в работе
общего собрания, вхождения в состав других органов ХО,
принятия решений по иным вопросам (*2));

опосредованно (через выбранные участниками
органы управления).

В основном право на управление имеет
коллективный характер - управленческие решения
принимаются только в совокупности с другими
участниками:

в рамках органа ХО (высшего, исполнительного или
контрольного); однако участник ХО, имеющий при

(**1) Неимущественными данные права могут быть названы только услов-
но, поскольку сами по себе они интереса для участников ХО в большин-
стве случаев не представляют. Реализация этих прав помогает
участникам достичь свою основную цель - подучить доход (который
возможен лишь при эффективной и стабильной деятельности корпора-
ции), а также в ряде случаев защитить свои имущественные права, вер-
нуть инвестированные средства, компенсировать понесенные убытки.
Таким образом, неимущественные права участников имеют тесную связь
с имущественными, и их реализация по существу есть только средство
для эффективной реализации имущественных прав.
(**2) Например, выступить инициатором проведения внеочередного собра-
ния высшего органа общества.

-159-

голосовании более 50 % голосов, имеет возможность не
учитывать по многим вопросам волю иных участников, что
нарушает принцип коллективного принятия решений
высшим органом общества;

непосредственно: участники ПО и КО (если они
сообща ведут дела), акционеры, обладающие в совокупности
более чем 10 % голосов или участники ООО и ОДО,
обладающие в совокупности более чем 20 % голосов - могут
требовать внеочередного созыва общего собрания или
созвать его сами, если их требование в течение
установленного законом срока не выполнено.

В ряде случаев право на управление имеет
единоличный характер - участник ХО может
самостоятельно принимать решения:

в качестве единоличного органа АО (например,
избранного остальными участниками председателя
правления АО, директора ООО или ОДО);

непосредственно - участник ПО или КО, которому
поручено ведение дел общества, акционер, обладающий
более чем 10 % и участник, обладающий более чем 20 %
голосов по ряду вопросов.

Право участника ХО на информацию закреплено
в п. <г> ст. 10 ЗХО, а также иных его нормах.

В отечественном законодательстве это право слабо
разработано и его реализация затруднена:

<< Предыдущая

стр. 26
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>