<< Предыдущая

стр. 32
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

предъявления иска) требовать от участника выполнить
обязательство по внесению вклада. Кроме того, если в связи
с несвоевременным исполнением или неисполнением
участником своего обязательства обществу был причинен
ущерб, то с участника может взыскиваться также и сумма
ущерба.

-191-

На этом случаи корпоративной ответственности
участников ХО практически исчерпываются. (*1). Во многих
странах ответственность участников ХО моделируется
исходя из возможности существования отношений
зависимости между одним или несколькими участниками,
с одной стороны, и обществом - с другой. Иными словами,
учитывается возможность оказания участниками
существенного влияния на деятельность общества.
Особенно ярко такая тенденция проявляется в акционерном
законодательстве. Так, ч.3 ст.3 Закона об акционерных
обществах РФ предусматривает: <Если несостоятельность
(банкротство) общества вызвана действиями (бездействием)
его акционеров или других лиц, которые имеют право давать
обязательные для общества указания либо иным образом
имеют возможность определять его действия, то на
указанных акционеров или других лиц, в случае недо-
статочности имущества общества может быть возложена
субсидиарная ответственность по его обязательствам>.
Достаточно жесткое требование данной нормы дополняется
положениями, закрепляющими, что ответственность
наступает лишь в случае если названные лица заведомо
знали, что их действия вызовут несостоятельность общества.
То есть ошибочные действия акционеров и иных лиц,
плохой коммерческий расчет не являются достаточными
основаниями для наступления дополнительной ответ-
ственности по долгам общества.

(**1) Они могут нести еще уголовную ответственность за фиктивное пред-
принимательство или разглашение коммерческой тайны общества.

-192-

Глава 7.
Прекращение деятельности
хозяйственного общества

- Правовая сущность прекращения юриди-
ческих лиц.

- Общее понятие о формах, способах и
основаниях прекращения хозяйственных обществ.

- Разграничение прекращения и приостанов-
ления деятельности хозяйственного общества.

- Реорганизация хозяйственного общества:
понятие, формы, основания, порядок и юридическое
оформление.

- Ликвидация хозяйственного общества:
понятие, основания и порядок осуществления.

- Особенности ликвидации хозяйственного
общества, признанного банкротом.

- Привлечение участников хозяйственного
общества к личной имущественной ответственности
по обязательствам общества.

1. Прекращение хозяйственного общества:
формы, способы и основания

Прекращение деятельности хозяйственных обществ
регулируется целым рядом нормативных актов: ст. 37 ГК,
ст.ст. 8, 11 Закона <О предпринимательстве>, ст.ст. 34 - 36
Закона <О предприятиях в Украине>, ст.ст. 19 - 22 3Х0,
Законом <О банкротстве>. Следует отметить, что
отечественное законодательство о прекращении
коммерческих юридических лиц (и в частности - ХО)
формировалось довольно бессистемно на протяжении

-193-

длительного периода времени, фактически разбросано по
нескольким источникам, а потому содержит много
дублирующих и противоречивых норм.

Прекращение юридического лица это совокупность
юридических фактов, при наступлении которых
определенное юридическое лицо прекращает свое
существование как правовая личность. Законодательством
подробно определяются формы, основания и порядок
прекращения юридических лиц применительно к отдельным
их видам и организационно - правовым формам.

Ст. 19 ЗХО называет две правовые формы прекращения
ХО: реорганизацию и ликвидацию. При реорганизации права
и обязанности ХО, которое прекращается переходят к иному
юридическому лицу, а при ликвидации такое право-
преемство отсутствует - общество лишается (добровольно
или принудительно) прав юридического лица, а его
обязательства подлежат погашению в порядке
предусмотренном законом.

Прекращение деятельности ХО может осущес-
твляться в добровольном или принудительном порядке.
Добровольный порядок означает, что высший орган
общества (его участники) по собственной инициативе и воле
принимает решение о прекращении деятельности общества
путем его ликвидации или реорганизации. В случае
принудительного прекращения ХО решение о его
ликвидации или принудительном разделе принимает
уполномоченный государственный орган (чаще всего таким
органом является арбитражный суд).

Основаниями прекращения ХО являются определен-
ные фактические обстоятельства, с которыми закон или
учредительные документы общества связывают
прекращение его деятельности (истечение срока
деятельности общества, нецелесообразность существования
общества, банкротство и др.).
Порядок прекращения хозяйственных обществ

-194-

определяется законодательством и учредительными
документами общества в зависимости от формы, способа и
конкретного правового основания прекращения
деятельности.

Прекращение деятельности ХО следует отличать от ее
приостановления (которое, исходя из положений ст. 11
Закона <О предпринимательстве>, часто называется
временным прекращением). (*1). ХО может приостанавливать
предпринимательскую деятельность по собственному
решению или в принудительном порядке - в случаях прямо
предусмотренных законом по решению уполномоченных
государственных органов. Приостанавливаться может вся
предпринимательская деятельность общества или только
определенное ее направление (вид). В случае приоста-
новления своей деятельности ХО не прекращает своего
существования как субъект права, речь идет об
определенном перерыве в осуществлении им своих
предпринимательских функций. Например, юридической
фирме, созданной в форме ООО, не был продлен срок
действия лицензии на право осуществления юридической
практики, в результате чего она была вынуждена прекратить
осуществление подобной предпринимательской деятель-
ности. Однако, ООО сохранило за собой свойства
юридического лица, соответствующую правоспособность -
оно может обжаловать в судебном порядке отказ
Министерства юстиции в продлении срока действия лицензии
или заняться совершенно иной предпринимательской
деятельностью - торговлей, производством и пр.

(**1) Для разграничения этих двух понятий законодателю следовало бы бо-
лее точно использовать правовую терминологию, различая такие тер-
мины как <прекращение юридического лица> (именно такой термин
используется в ГК) и <прекращение деятельности юридического лица>. В
настоящее время ЗХО (также как и Закон <О предприятиях в Украине>,
и Закон <О предпринимательстве>) говорит о прекращении деятельнос-
ти ХО. подразумевая под этим прекращение самого ХО.

-195-

2. Реорганизация хозяйственных обществ

При реорганизации права и обязанности ХО, которое
прекращает свою деятельность, полностью переходят к
другому юридическому лицу (правопреемнику). Реорга-
низация может происходить в форме:

слияния - когда прекращается деятельность двух и
более юридических лиц (одно или более из которых является
ХО) и вместо них образуется новое юридическое лицо, к
которому переходят все права и обязанности соединенных
юридических лиц;

присоединения - ХО включается в другое
юридическое лицо, к которому переходят все права и
обязанности прекратившегося ХО;

разделения - ХО прекращает свое существование,
распадаясь на два и более юридических лица, к которым
переходят по разделительному балансу в соответствующих
частях имущественные права и обязанности реоргани-
зованного ХО;

выделения - из ХО выделяется одно и более
юридических лиц, к каждому из них, включая само ХО,
переходят по разделительному балансу в соответствующих
частях имущественные права и обязанности реорганизо-
ванного ХО (*1);

преобразования - ХО изменяет свою организа-
ционно - правовую форму, название или форму собствен-
ности, вследствие чего возникает новое юридическое лицо,

(**1) Реорганизованное путем выделения ХО не прекращает своего существо-
вания, а потому подобная форма реорганизации по существу не отно-
сится к формам прекращения юридических лиц. Выделение следует
отличать от образования дочерних предприятий. ХО может принять
решение об образовании дочернего предприятия и утвердить его устав,
наделить предприятие капиталом, однако к дочернему предприятию не
переходят ни права, ни обязанности самого учредившего его ХО.

-196-

к которому переходят все права и обязанности
реорганизованного ХО.

При реорганизации ХО может возникнуть проблема с
правопреемством, поскольку различные организационно -
правовые формы юридических лиц, и даже самих ХО
обладают соответственно различным объемом и содер-
жанием правоспособности. Например, сложным будет
процесс преобразования АО в ООО или частное
предприятие. Во многих подобных случаях реорганизация
вообще невозможна. Корпоративное право зарубежных
стран достаточно подробно регулирует различные виды
реорганизации - особенно в отношении АО (т.к. процесс
реорганизации данного общества связан со сложной
процедурой обмена или аннулирования акций). По общему
правилу - реорганизуемое ХО и вновь возникающие
юридические лица должны быть близки по
организационно - правовой форме: например, они
обязательно должны относится к категории коммерческих
юридических лиц, юридических лиц с коллективной формой
собственности и пр. В иных случаях реорганизация может
быть затруднительной или невозможной по объективным
причинам либо в силу отсутствия необходимых правовых
процедур.

Реорганизация может осуществляться в добровольном
или принудительном порядке.
Основаниями для реорганизации могут быть:
1) решение высшего органа ХО (для АО, ООО и ОДО)
или единогласное решение участников ХО (для ПО и КО);
в случаях, предусмотренных законом, (*1), на реорганизацию
ХО в форме слияния и присоединения должно быть
получено согласие Антимонопольного комитета Украины;

(**1) См. п.4 Положения о контроле за экономической концентрацией, ут-
вержденного распоряжением Антимонопольного комитета Украины от
25.05.1998 г. № 134-р.

-197-

2) постановление Антимонопольного комитета о
принудительном разделении ХО как монопольного
образования, принятое в соответствии со ст. 16 Закона <Об

ограничении монополизма и недопущении недобросо-
вестной конкуренции в предпринимательской деятель-
ности>.

Следует учитывать, что постановление
Антимонопольного комитета Украины о принудительном
разделении предприятия не является решением о

реорганизации. Постановление подлежит исполнению
самим ХО в установленный срок, который не может
составлять меньше 6 месяцев. Реорганизация ХО,
подлежащего принудительному разделению, осуществляется
по его усмотрению при условии устранения монопольного
положения общества на рынке. ХО, которое не согласно с
вынесенным постановлением может обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании его
недействительным.

3) определение арбитражного суда о реорганизации

<< Предыдущая

стр. 32
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>