<< Предыдущая

стр. 33
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ХО - банкрота, у которого после удовлетворения всех требо-
ваний кредиторов недостает имущества для функцио-
нирования в той или иной организационно-правовой форме (*1)
или по ходатайству участников такого ХО (ст.22 Закона <О
банкротстве>).

Для многих предприятий принудительная реорга-
низация возможна и непосредственно в ходе рассмотрения
арбитражным судом дела о банкротстве (как один из
способов санации). Однако, определение арбитражного суда
о проведении санации путем реорганизации (ст. 12 Закона <О
банкротстве>) не может быть вынесено в отношении ХО. В
соответствии с разъяснением президиума Высшего
арбитражного суда Украины от 18.11.1997 г. <О некоторых

(**1) Выше уже отмечалось, что для некоторых форм ХО законом устанав-
ливается минимальная величина уставного фонда.

-198-

вопросах практики применения Закона Украины <О
банкротстве>, такой способ санации применяется только в
отношении унитарного предприятия, которое по решению
суда преобразуется в ХО с передачей санатору определенной
доли в уставном фонде или пакета акций.

В зависимости от того, в какой форме проводится
реорганизация она может оформляться следующими
документами:


соответствующим решением высшего органа общества
(например, решением общего собрания акционеров о
реорганизации в форме выделения, слияния и пр.) или
определением арбитражного суда о реорганизации ХО -
банкрота;


в некоторых случаях договором между юридическими
лицами (о присоединении, о слиянии);


разделительным балансом (разделение, выделение)
или передаточным актом (слияние, присоединение,
преобразование);


решением высшего органа общества об утверждении
договора о присоединении или слиянии; об утверждении
разделительного баланса или передаточного акта.

-199-

создавалось, или после достижения цели, поставленной при
его создании;

2) по решению высшего органа общества (ПО и
КО - по решению их участников);

3) на основании решения суда или арбитражного суда
о ликвидации по представлению органов, контролирующих
деятельность общества, в случае систематического или
грубого нарушения им законодательства;

4) на основании решения арбитражного суда об
отмене государственной регистрации общества как субъекта
предпринимательской деятельности в случае:

признания недействительными или противоречащими
законодательству учредительных документов;

осуществления деятельности, противоречащей
учредительным документам и законодательству;

несвоевременного сообщения об изменении его
названия, организационно - правовой формы, формы
собственности и местонахождения;

признания банкротом (в случаях, предусмотренных
законодательством (*1) );

непредставления в течение года в органы
государственной налоговой службы налоговых деклараций,
документов бухгалтерской отчетности в соответствии с
законодательством;

5) по иным основаниям, предусмотренным действую-
щим законодательством (*2) или учредительными доку-
ментами.

Следует различать случаи, когда арбитражным судом
выносится решение о ликвидации (основания преду-

(**1) Признание юридического лица банкротом не обязательно влечет за
собой его ликвидацию.

(**2) Например, ст. 83 ЗХО предусматривает, что КО прекращается (пу-
тем ликвидации или преобразования в ПО) в случае выбытия из него всех
участников с полной ответственностью.

-200-

смотрены в ЗХО и Законе <О предприятиях в Украине>) и
решение об отмене государственной регистрации (основания
предусмотрены в Законе <О предпринимательстве>). Суд,
вынесший решение о ликвидации назначает одновременно
и ликвидационную комиссию, определяет условия
ликвидации.

В частности, в соответствии с п. <в> ч.4 ст. 19 ЗХО
общество ликвидируется на основании решения
арбитражного суда по представлению органов, контроли-
рующих деятельность общества, в случае систематического
или грубого нарушения законодательства. Истцом по данной
категории дел может быть орган, к компетенции которого
действующим законодательством отнесено осуществление
контроля за деятельностью ответчика. Систематически
нарушающими законодательство признаются ХО, которые
раньше дважды допускали нарушение законодательства и
совершили его вновь, независимо от того привлекались ли
они к ответственности за предыдущие нарушения. В
качестве исключения с учетом конкретных обстоятельств,
связанных с характером совершенного нарушения, причин
его осуществления, длительности и последствий,
систематическим может быть признано и повторное
нарушение законодательства. Грубым может считаться
одноразовое нарушение законодательства, которое
свидетельствует о явном и умышленном пренебрежении его
требованиями со стороны общества (например,
осуществление предпринимательской деятельности без
лицензии, причинившее значительный вред государству,
физическим или юридическим лицам).

Иск о признании учредительных документов общества
недействительными и об отмене государственной
регистрации может быть подан уполномоченным
государственным органом, прокурором, органом,
осуществляющим государственную регистрацию, любым
предприятием или организацией, которые считают свои

-201-

права или интересы нарушенными в связи с созданием ХО.
Учредительные документы могут быть признаны недействи-
тельными в случае их оформления с нарушениями
действующего законодательства, влекущими утрату
юридической силы документов; указания в документах ложных
сведений и др. Иск об отмене государственной регистрации на
основании несообщения ХО об изменении своего
местонахождения может быть подан только органом
государственной регистрации, который представляет в суд
доказательства того, что общество действительно сменило
местонахождение (акты контролирующих органов, справки
арендодателей, рекламные объявления самого общества и пр.) (*1).

По сути, оба решения суда (о ликвидации и об отмене
государственной регистрации общества) имеют одинаковые

правовые последствия - суд в резолютивной части своего
решения обязывает уполномоченный орган общества
осуществить ликвидацию ХО в установленном законом
порядке. За уклонение от исполнения данных решений к
обществу могут быть применены санкции, предусмотренные
ст. 119 АПК. Как видно из сказанного выше, нормы
украинского законодательства об основаниях и порядке
принудительной ликвидации ХО нуждается в определенной
унификации.

Порядок ликвидации ХО определяется ст.20, 21
ЗХО, ст.35,36 Закона <О предприятиях в Украине> и состоит
из следующих этапов:

1) Высший орган ХО (участники общества) или суд
назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят
все полномочия по управлению делами общества,
устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а

См. Разъяснение президиума Высшего арбитражного суда Украины <О
некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с создани-
ем, реорганизацией и ликвидацией предприятий> от 12.09.1996 г. с пос-
лед. изменен.

-202-

также срок для заявления претензий кредиторов, который не
может быть менее 2-х месяцев с момента объявления о
ликвидации.

2) Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с
момента ее назначения публикует информацию о
ликвидации общества в одном из официальных
(республиканском или местном) органов печати по
местонахождению общества, с указанием порядка и срока
подачи заявлений кредиторами своих претензий, оценивает
наличное имущество общества, выявляет его дебиторов и
кредиторов. Проводит работу по взиманию дебиторской
задолженности обществу.

3) Ликвидационная комиссия рассчитывается с
кредиторами общества соблюдая очередность удовле-
творения претензий кредиторов, установленную ст.36 Закона
<О предприятиях в Украине>.

4) Имущество, оставшееся после расчетов со всеми
кредиторами, распределяется между участниками общества
в порядке и на условиях предусмотренных ЗХО и
учредительными документами (некоторые категории
участников имеют преимущественное право на возвращение
своих средств перед другими участниками - владельцы
привилегированных акций в АО, участники с ограниченной
ответственностью в КО). Имущество, переданное обществу
участниками в пользование, возвращается в натуральной
форме без вознаграждения. В случае возникновения споров
по выплате задолженности общества его денежные средства
не подлежат распределению между участниками до
разрешения этого спора или получения кредиторами
соответствующих гарантий.

5) Ликвидационная комиссия после расчетов с
кредиторами и распределения имущества между
участниками составляет ликвидационный баланс и
представляет его высшему органу общества или органу,
назначившему ликвидационную комиссию. Достоверность

-203-

и полнота ликвидационного баланса должны быть
подтверждены аудитором (аудиторской фирмой) за
исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом
менее 250 необлагаемых налогом минимумов.

6) Отмена государственной регистрации ХО и
исключение его из Реестра субъектов предпринимательской
деятельности осуществляется после предоставления в орган
государственной регистрации следующих документов:
решения о ликвидации; акта ликвидационной комиссии с
ликвидационным балансом; справки аудитора (в случае
обязательности проверки им ликвидационного баланса);
справки учреждений банков о закрытии счетов; справки
органа государственной налоговой службы о снятии с учета;
подтверждение опубликования объявления о ликвидации
ХО; справки из архива о принятии документов, подлежащих
долгосрочному хранению; справки органов внутренних дел
о принятии печатей и штампов; оригиналов учредительных
документов, свидетельства о государственной регистрации.

7) Общество исключается из Единого государ-
ственного реестра предприятий и организаций Украины.

Ликвидация считается завершенной, а общество

прекратившим свою деятельность с момента его исключения
из государственного реестра (ст. 22 ЗХО).

Особенности ликвидации ХО, признанного банкротом
на основании решения арбитражного суда определяются
ст.ст. 13-22 Закона <О банкротстве>. Ст. 22 этого Закона
закрепляет, что арбитражный суд может вынести опреде-
ление о ликвидации юридического лица - банкрота только
в трех случаях:


если по результатам ликвидационного баланса после
удовлетворения требований кредиторов у юридического
лица не осталось имущества;


если после удовлетворения требований кредитором
имущественных активов у юридического лица осталось
меньше, чем необходимо для функционирования в

<< Предыдущая

стр. 33
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>