стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Коняев Н.И. Субъекты хозяйственного права. -Куйбышев: Куйбыш. плановый
ин-тут, 1972. -45с.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

КУЙБЫШЕВСКИЙ ПЛАНОВЫЙ ИНСТИТУТ, Кафедра советского права

Н. И. КОНЯЕВ

СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

Учебное пособие

КУЙБЫШЕВ, 1972
Одобрено советом института 25 июня 1971 года


СОДЕРЖАНИЕ

I. Понятие субъекта хозяйственного права ............................ 3

II. Хозяйственные органы ............................................ 6

1. Органы общей и специальной хозяйственной компетенции .... ...... 7

2. Компетенция хозяйственных органов .............................. 8

3. Виды хозяйственных органов ..................................... 9

4. Понятие хозяйственной системы ................................. 10

5. Юридические лица .............................................. 11

III. Правовое положение органов хозяйственного руководства и
хозяйственных систем ........................................... 13

1. Министерства .................................................. 15

2. Главные производственные управления ........................... 22

3. Хозяйственные объединения ..................................... 25

IV. Правовое положение предприятий ................................. 32

1. Понятие и признаки социалистического государственного
производственного предприятия .................................. 34

2. Органы предприятия ............................................ 38

V. Правовое положение структурных подразделений предприятия ........ 39

Список литературы, необходимой при изучении темы.................... 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

Руководящая литература

В. И. Ленин, Об экономической роли социалистического государства.
Сборник. М., Госполитиздат, 1957.

В. И. Ленин, О работе советского государственного аппарата. Сборник,
М., Госполитиздат, 1955.

А. Н. Косыгин, Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования
промышленного производства. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 27 сентября
1965г. М., Политиздат, 1965.

Материалы XXIV съезда КПСС, М., Политиздат, 1971.

Специальная литература

Хозяйственное право. Изд. 2 под ред. В. В. Лаптева, М., изд-во
<Юридическая литература>, 1970, глава 2.

Вопросы хозяйственной правосубъектности. Сборник статей под ред. Е. П.
Торкановского. Куйбышевский плановый институт, 1971.

Комментарий к Положению о социалистическом государственном
производственном предприятии. Изд. 2 под ред. В. В. Лаптева, М., изд-во
<Юридическая литература>, 1971.

В. В. Лаптев, Внутрихозяйственные отношения на промышленном предприятии
(правовая организация). М., изд-во <Юридическая литература>, 1965.

В. В. Лаптев, Предмет и система хозяйственного права, М., изд-во
<Юридическая литература>, 1969, стр. 45-61.

В. К. Мамутов, Предприятие и вышестоящий хозяйственный орган, М.,
изд-во <Юридическая литература>, 1969.

В. К. Мамутов, Ю. С. Цимерман, Права промышленных предприятий,
объединений и министерств в решении хозяйственных вопросов (справочное
пособие). М., изд-во <Юридическая литература>, 1969.

Е. П. Торкановский, Промышленное предприятие в новых условиях (правовые
вопросы), Куйбышевское книжное изд-во, 1967.
I. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

Быть субъектом хозяйственного права - значит иметь установленную
законом возможность вступать в хозяйственные правоотношения, быть
участником конкретных хозяйственных правоотношений, иметь субъективные
хозяйственные права и обязанности.

Субъекты хозяйственного права - это такие структурные звенья народного
хозяйства, которые для участия в хозяйственной деятельности и
управления ею наделены обособленной в той или иной мере частью
государственного имущества, способны иметь права и обязанности в ходе
осуществления этой деятельностьи и нести имущественную ответственность
за ее результаты.

Субъектами хозяйственного права являются:

а) хозяйственные системы, т. е. хозяйственные министерства
(ведомства) и их главные производственные управления, включающие в себя
хозяйственные объединения, предприятия и иные организации отрасли
(подотрасли) вместе с центральным органом хозяйственного управления;
б) хозяйственные органы, т. е. органы хозяйственного руководства
(центральные органы управления министерств, ведомств, главных
производственных управлений), хозяйственные объединения, предприятия и
иные хозяйственные организации;
в) структурные подразделения предприятий и иных хозяйственных
организаций.

В хозяйственных правоотношениях различные субъекты имеют разный объем
прав и обязанностей, т. е.

-3-

неодинаковый объем правосубъектности. Это вытекает из неодинакового их
положения в общественном производстве, из сферы деятельности (участие
непосредственно в производстве, в обороте, в организации управления и
т. д.), из целей и задач, для осуществления которых созданы
государством те или иные хозяйственные единицы. Различия экономического
характера вызывают и различия в правовом положении. Поэтому нет и не
может быть единого объема правосубъектности у всех участников
хозяйственных отношений. Правосубъектность участников этих отношений
является специальной, т. е. субъект хозяйственного права может иметь
лишь те права и принимать на себя только те обязанности, которые
соответствуют целям и задачам его деятельности. Это ясно видно на
примере правового положения структурных подразделений предприятия,
самих предприятий, их объединений, главных производственных управлений,
министерств, т. е. на разных ступенях каждой отрасли народного
хозяйства. В то же время и однопорядковые ступени отрасли имеют между
собой определенные различия, обусловленные неодинаковым характером
выполняемых ими функций. Так, имеются различия в правовом положении
цехов (основных и вспомогательных) и других подразделений (отделов,
служб) одного и того же предприятия.

Несмотря на свою специфику, все субъекты хозяйственного права имеют и
общие черты, позволяющие говорить о едином понятии субъекта
хозяйственного права. Такими общими чертами являются:
1) Участие в хозяйственной деятельности и управление ею.
Хозяйственной следует считать деятельность по управлению имуществом,
созданию материальных благ, их транспортировке, оказанию услуг,
выполнению работ в сфере общественного производства. На разных ступенях
отраслевого производства хозяйственная деятельность осуществляется
по-разному, в ней преобладают те или иные элементы, но это
свидетельствует лишь о том, что общее всегда проявляется в частном.
Элементы деятельности по созданию материальных благ и оказанию услуг
наиболее четко выражены в нижних звеньях, тогда как элементы
управленческой деятельности наиболее четко выражены в высшем звене.

-4-

2) Субъектами хозяйственного права являются не отдельные граждане,
а звенья народного хозяйства.
3) Наличие организационной структуры. Чтобы эффективно осуществлять
хозяйственную деятельность, каждое звено народного хозяйства должно
быть структурно организовано. Это значит, что цех, завод, объединение и
т. д. должны обладать определенным организационным единством, иметь
задачи и установленный порядок своей деятельности, которые обеспечивали
бы планомерное действие соответствующего звена и формирование его
органов.
4) Наличие обособленного имущества. Каждый субъект хозяйственного
права имеет в той или иной мере обособленное имущество. Степень такого
обособления неодинакова, но она имеется у каждого хозяйственного звена.

5) Обладание субъективными правами и обязанностями. Для
осуществления хозяйственной деятельности каждый субъект хозяйственного
права вступает в правовые отношения с другими субъектами, приобретая в
этих отношениях субъективные права и обязанности. Хозяйственные
отношения могут быть различными, состав их участников связан с
характером отношений и, наоборот, характер отношений во многом зависит
от состава участников. Но каждый участник хозяйственных отношений
приобретает субъективные права и обязанности. 6) Имущественная
ответственность. Имея в той или иной степени имущественную
обособленность, самостоятельно участвуя в соответствующих хозяйственных
правоотношениях, субъекты хозяйственного права несут в связи с этим
имущественную ответственность. Она проявляется по-разному, нуждается в
более совершенном правовом регулировании, но она существует для всех
субъектов хозяйственного права.

Наиболее существенными являются первые четыре признака. Их
одновременное наличие свидетельствует о хозяйственной
правосубъектности. Пятый признак выражает ту цель, для которой
необходимо признание того или иного звена народного хозяйства субъектом
хозяйственного права. Последний же признак является

следствием остальных признаков.

В качестве субъектов хозяйственного права нехозяйственные организации
выступают в случаях, когда для

-5-

осуществления своей основной деятельности они занимаются
вспомогательной для них деятельностью. Однако в целом наиболее
типичными субъектами хозяйственного права являются хозяйственные органы
и иные хозяйственные звенья.

Каждый субъект хозяйственного права вступает в правоотношения,
осуществляет права и выполняет обязанности через свои органы. Органом
министерства как хозяйственной системы является центральный аппарат
соответствующего министерства, органом хозяйственного объединения -
генеральная дирекция и т. д.

II. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

В условиях общественного разделения труда, специализации производства и
дальнейшего технического прогресса производственный процесс в СССР
осуществляется не государством в целом как единым коллективным
производителем, а конкретными производственными предприятиями. Для
осуществления хозяйственной деятельности предприятия наделяются
основными и оборотными средствами, имеют установленные законом права и
обязанности. В ходе хозяйственной деятельности предприятия вступают в
различные правоотношения друг с другом, со своими цехами и другими
структурными подразделениями, а также с вышестоящими органами
хозяйственного руководства. Предприятие является государственным
хозяйственным органом. Оно обладает определенными правами по управлению
вверенной ему государством частью имущества в целях осуществления
производственной деятельности.

Советское государство, выполняя свою хозяйственно- организаторскую
функцию с учетом требований объективно действующих экономических
законов социализма, активно воздействует на хозяйственные отношения.
Это воздействие проявляется как в нормотворческой деятельности
государства, так и в руководстве народным хозяйством через различные
государственные органы.

-6-

1. Органы общей и специальной хозяйственной компетенции

Государственные органы, руководящие народным хозяйством, можно
подразделить на органы общей компетенции и органы специальной
хозяйственной компетенции. Отличие между ними состоит в том, что органы
общей компетенции руководят как народным хозяйством, так и другими
областями общественной жизни - здравоохранением, культурой, народным
образованием и т. д., а органы специальной хозяйственной компетенции
руководят экономикой и ведут хозяйственную деятельность, только для
этого они и созданы.

Государственными органами общей компетенции являются Верховный Совет
СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, Совет Министров
СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, местные Советы
депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты.

Органами специальной хозяйственной компетенции являются хозяйственные
министерства, объединения, предприятия и другие хозяйственные
организации, так как они созданы специально для ведения хозяйственной
деятельности и руководства ею.

Хозяйственными следует считать не все органы, руководящие экономикой
или ведущие хозяйственную деятельность, а только специальные
хозяйственные органы, т. е. органы специальной хозяйственной
компетенции(*1).

Все хозорганы являются субъектами хозяйственного права, поскольку при

стр. 1
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>