<< Предыдущая

стр. 2
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

осуществлении хозяйственной деятельности и руководстве ею они вступают
в хозяйственные правоотношения. Однако участвовать в хозяйственных
правоотношениях могут не только хозяйственные органы, но и органы общей
компетенции, а также учреждения здравоохранения, культуры и иные
нехозяйственные социалистические организации. Например, исполком
Горсовета депутатов трудящихся через свое управление (или отдел)
капитального строительства заключает со строительной организацией
договор на сооружение жилого дома или сам приобретает в торговой
организации

(**1) См. В.В.Лаптев. Предмет и система хозяйственного права. М.,
изд-во <Юридическая литература>, 1969, стр. 46.

-7-

канцелярские принадлежности. Будучи органом общей компетенции, исполком
в этих случаях осуществляет хозяйственную деятельность, вступая потому
в хозяйственные правоотношения. Больница, не являясь хозорганом,
закупает со склада аптечного управления медикаменты для лечения больных
- в этом случае она тоже вступает в хозяйственные правоотношения, хотя
хозяйственная деятельность носит для больницы вспомогательный характер.
Наиболее типичными субъектами хозяйственного права являются именно
хозорганы, поскольку они созданы специально для осуществления
хозяйственной деятельности и руководства ею.

Для осуществления хозяйственной деятельности и руководства ею нужно
иметь имущественную базу. Поэтому каждый хозорган наделяется
имуществом. В условиях специализации каждый хозорган имеет свои, строго
определенные задачи. Поэтому имущественная база каждого хозоргана
отличается известной спецификой. Ясно, что оборудование, например,
машиностроительного завода и мясокомбината не может быть одинаковым,
однако общим для обоих предприятий является то, что их имущественную
базу составляют основные и оборотные средства(*1).

2. Компетенция хозяйственных органов

Любой хозяйственный орган имеет свою компетенцию, т. е. совокупность
прав и обязанностей. Понятие компетенции охватывает как уже имеющиеся у
хозоргана реальные права и обязанности, так и возможные в будущем права
и обязанности. Например, к компетенции предприятия относится
утверждение штатного расписания, реализация изделий ширпотреба,
использование фондов развития производства, материального поощрения,
социально- культурных мероприятий и жилищного строительства, право
заключения хозяйственных договоров и обязанность исполнения заключенных
договоров и т. д.

(**1) Правовое положение имущественной базы предприятий изучается в
теме <Правовой режим имущества и средств предприятия>.

-8-

Каждый хозорган имеет цели и задачи, в той или иной степени
отличающиеся от целей и задач других хозорганов. Поэтому компетенция
каждого хозоргана является специальной, отражая эти специфические цели
и задачи и позволяя осуществлять хозоргану лишь такую деятельность,
которая соответствует его целям и задачам. Например, электростанция
имеет основной своей задачей производство электроэнергии и ее отпуск
потребителям, в связи с чем может обладать лишь таким имуществом и
заключать такие договоры, которые связаны с выполнением этой задачи,
тогда как моторостроительный завод вправе обладать другим имуществом и
заключать иного рода договоры для осуществления своей задачи по
производству и реализации моторов.

3. Виды хозяйственных органов

Понятие хозяйственного органа является единым, означая орган,
занимающийся хозяйственной деятельностью или руководящий ею. Однако все
хозорганы в зависимости от их места и роли в общественном производстве
можно подразделить на органы хозяйственного руководства, хозяйственные
объединения и предприятия.

Органы хозяйственного руководства руководят экономикой, т. е. управляют
подчиненными им предприятиями и хозяйственными организациями, в
установленных пределах планируют и контролируют их работу, издают
нормативно- правовые акты по регулированию хозяйственной деятельности
этих предприятий и организаций. К числу таких органов относятся
хозяйственные министерства, главные производственные управления
министерств, а также комитеты и государственные комитеты с
хозяйственными задачами, имеющие в своем подчинении предприятия.

Предприятие, имея закрепленное за ним имущество и обладая определенной
компетенцией в области хозяйственной деятельности, непосредственно
осуществляет производственно- хозяйственную деятельность на основе
плана под руководством вышестоящего хозяйственного органа.

Хозяйственные объединения осуществляют как функции органов
хозяйственного руководства, так и функции

-9-

предприятий, занимаясь и руководящей, и оперативно- хозяйственной
деятельностью.

Всем хозорганам присущи оперативно- хозяйственные функции и функции по
руководству хозяйственной деятельностью. Однако удельный вес этих
функций различен на разных ступенях.

4. Понятие хозяйственной системы

Предприятия и хозяйственные организации, подчиненные одному органу
хозяйственного руководства, образуют в совокупности с этим органом
хозяйственную систему. В пределах хозяйственной системы каждый хозорган
сохраняет в большинстве вопросов свою юридическую самостоятельность. Но
по отдельным вопросам вся хозяйственная система имеет некоторую
имущественную и организационную общность, участвуя через свой
руководящий орган в правоотношениях в качестве самостоятельного
субъекта прав и обязанностей. В частности, хозяйственная система как
таковая является субъектом права оперативного управления
централизованными резервами и фондами, ибо последними владеет,
пользуется и распоряжается вся система, а не один лишь ее руководящий
орган.

Одна хозяйственная система может входить составной частью в другую
хозяйственную систему. Так, предприятия, подчиненные объединению,
образуют вместе с органом хозяйственного руководства хозяйственную
систему. Ряд объединений и самостоятельных (автономных) предприятий,
подчиненных министерству, тоже образует вместе с органом хозяйственного
руководства хозяйственную систему. В настоящее время именно по такому
принципу построена, например, структура Министерства химической
промышленности СССР: предприятия входят в объединения, а последние - в
министерство(*1).

Хозяйственная система является адресатом и исполнителем плановых
заданий, получает фонды на материально-техническое снабжение, кредитные
лимиты банка, бюджетные ассигнования на капитальное строительство,

(**1) СП СССР, 1970, № 10, ст. 76.

-10-

имеет целевые централизованные средства, т. е. по отдельным вопросам
хозяйственной деятельности и руководства ею выступает в качестве
субъекта хозяйственного права. Руководящий орган хозяйственной системы
(центр системы) выступает в интересах системы и от ее имени. В то же
время он является и самостоятельным хозорганом, когда выступает в
хозяйственных отношениях только в своих интересах и от своего имени или
когда участвует в отношениях с другими звеньями своей системы.

5. Юридические лица

Некоторые хозяйственные звенья, а также и нехозяйственные организации
обладают правами юридических лиц.

Согласно ст. 11 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных
республик (*1) и соответствующим статьям гражданских кодексов союзных
республик юридическими лицами признаются организации, которые обладают
обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать
имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть
истцами и ответчиками в суде, арбитраже или в третейском суде.

Чтобы пользоваться правами юридического лица, организация должна
одновременно обладать следующими признаками: организационным единством
и имущественной обособленностью.

Целью признания организации юридическим лицом является ее выступление в
обороте от своего имени.

Правовыми последствиями признания организации юридическим лицом
являются самостоятельная имущественная ответственность и право быть
истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде(*2).

(**1) <Ведомости Верховного Совета СССР>, 1961, № 50, ст. 525.
(**2) Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц,
их возникновение и прекращение, правоспособность и дееспособность,
филиалы и представительства, органы и представители, а также выдаваемые
юридическими лицами доверенности не рассматриваются в данном учебном
пособии, так как они подробно освещены в учебниках. См. Советское
гражданское право, т. I, под ред. В. А. Рясенцева, М., изд-во
<Юридическая литература>, 1965, стр. 107-130, 132- 163, 223-227 или
Советское гражданское право, т. I, под ред. О. А. Красавчикова, М.,
изд-во <Высшая школа>, 1968 стр. 133-182 273-278.

-11-

Понятия юридического лица и субъекта хозяйственного права имеют
определенное сходство. И это не случайно, так как исторически
хозяйственное право выросло из развившегося ранее гражданского права.
Но вместе с тем, понятия субъекта хозяйственного права и юридического
лица имеют существенные различия:
1) Юридическими лицами являются не всякие звенья народного
хозяйства, а только те из них, которые выступают в товарном обороте.
Субъектами же хозяйственного права являются не признаваемые в качестве
юридических лиц структурные подразделения предприятий, хозяйственные
системы. Предприятия являются и юридическими лицами, и субъектами
хозяйственного права. Но юридическими лицами являются и нехозяйственные
организации.
2) Для субъектов хозяйственного права характерна именно
хозяйственная деятельность (или руководство ею), тогда как для
юридических лиц она не является существенным признаком. В числе
юридических лиц немало организаций, для которых хозяйственная
деятельность является вспомогательной.
3) Имущественная обособленность юридических лиц выражена всегда
достаточно четко и полно и получает свое отражение в балансе
хозрасчетных и смете бюджетных организаций. Субъекты хозяйственного
права тоже имеют обособленное в той или иной мере имущество, в этом их
сходство с юридическими лицами. Но степень обособления имущества у
различных субъектов хозяйственного права неодинакова. Наименее четко
она выражена у структурных подразделений предприятий, но некоторая
имущественная обособленность таких подразделений все же существует.
4) Объем прав и обязанностей юридических лиц и субъектов
хозяйственного права не совпадает. Не случайно п. 2 Положения о
социалистическом государственном производственном предприятии отмечает
права юридического лица в числе других признаков предприятия. Тем самым
права юридического лица являются лишь одним из элементов
правосубъектности предприятия(*1). Такие же субъекты хозяйственного
права, как

(**1) На это справедливо обратил внимание В. В. Лаптев - см. его
книгу <Предмет и система хозяйственного права>, стр. 49-50.

-12-

хозяйственные системы и структурные подразделения предприятия, обладая
определенными хозяйственными правами и обязанностями, вовсе не имеют
прав юридического лица.
5) Различиями в имущественной обособленности, в объеме прав и
обязанностей объясняются и различия в имущественной ответственности
субъектов хозяйственного права и юридических лиц. Эти различия имеются

по кругу субъектов ответственности (в связи с несовпадением понятий
юридического лица и субъекта хозяйственного права), по тем
правонарушениям, за которые наступает ответственность (поскольку круг
прав и обязанностей, в том числе и ненадлежаще исполняемых, у
юридических лиц и субъектов хозяйственного права не совпадает), и
другим признакам.

III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА И
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Чтобы правильно уяснить правовое положение органов хозяйственного
руководства, нужно учесть различия между хозяйственным и
административным аппаратом. Эти различия состоят в задачах, функциях,
содержании деятельности.

Задачи, функции и деятельность органов хозяйственного руководства,
составляющих хозяйственный аппарат социалистического государства,
выполняющего в числе других хозяйственно- организаторскую функцию,
направлены, главным образом, на решение хозяйственных вопросов. Органы
хозяйственного руководства в этой связи руководят всей работой
подчиненных им предприятий и хозяйственных организаций. Основное в
деятельности этих органов - вопросы планирования хозяйственной
деятельности, финансирования, материально- технического снабжения,
технического прогресса.

Административные органы осуществляют, главным образом, контроль за
деятельностью предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и
граждан, которые им непосредственно-не подчинены. Сюда относятся
Госгортехнадзор, санитарная, пожарная и иные инспекции, министерство
внутренних дел и его органы и т. д. Административные органы
периодически тоже решают

-13-

ряд хозяйственных вопросов - например, органы прокуратуры решают
вопросы финансирования своей системы, приобретения бумаги и
канцелярских принадлежностей, строительства зданий для размещения своих
служб и т. д., но все эти вопросы являются для них вспомогательными по
отношению к основным, надзорным задачам их деятельности. Роль
административных органов в обеспечении законности (в том числе и в
области хозяйствования) велика, но эти органы непосредственно не
занимаются руководством хозяйственной деятельностью в тех или иных
отраслях народного хозяйства.

В. И. Ленин проводил четкое различие между административным и
хозяйственным аппаратом, говоря, что аппарату хозяйственному суждено
расти, развиваться, крепнуть, сохранять за собой прочное место,
<...которое будет тем более прочно, чем ближе мы будем к установлению
социалистического порядка, чем меньше будет надобности в аппарате чисто
административном, в аппарате, ведающем собственно только
управлением>(*1).

<< Предыдущая

стр. 2
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>