<< Предыдущая

стр. 3
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


В ходе дальнейшего коммунистического строительства хозяйственная
деятельность и руководство ею будут все больше укрепляться и
совершенствоваться, тогда как надобность в чисто административном
аппарате будет постепенно уменьшаться. Не случайно Директивы XXIV
съезда КПСС предусматривают необходимость дальнейшего совершенствования
управления производством, усиления работы <по концентрации и
кооперированию производства, специализации предприятий и рационализации
хозяйственных связей между ними, по созданию крупных объединений и
комбинатов с учетом особенностей отдельных отраслей>(*2).

Органами хозяйственного руководства являются министерства (ведомства) и
их главные производственные управления. Объединения занимают
промежуточное положение между предприятиями и органами хозяйственного
руководства, сочетая функции тех и других в примерно равном
соотношении. Органы хозяйственного руководства являются центрами
хозяйственных систем,

(**1) В. И. Ленин. Полное собр. соч., т. 36, стр. 377.
(**2) Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития
народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы, <Правда>, 1971, 11
апреля,стр. 7.

-14-

которые в ряде вопросов обладают хозяйственной правосубъектностью.

Рассмотрим правовое положение хозяйственных систем и возглавляющих их
органов хозяйственного руководства.

1. Министерства

В настоящее время основными органами хозяйственного руководства
являются союзные, союзно- республиканские и республиканские
министерства(*1), управляющие народным хозяйством по отраслевому
принципу.

Правовое положение министерств СССР определяется Общим положением о
министерствах СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР
от 10 июля 1967 г(*2). Общее положение определяет задачи и функции,
свойственные всем министерствам СССР. Специфика деятельности того или
иного министерства отражается в положении, которое Совет Министров СССР
утверждает отдельно для каждого министерства. Правовое положение
республиканских министерств определяется нормативными актами республик.

Центральный орган управления отраслевого министерства вместе со всеми
подчиненными ему предприятиями и организациями составляет единую
хозяйственную систему. Согласно действующему законодательству она не
является юридическим лицом. Вместе с тем, в хозяйственных
правоотношениях хозяйственная система по ряду вопросов является
самостоятельным субъектом права, т.е. выступает как единое социальное
образование, имеющее субъективные права и обязанности.

В качестве самостоятельного субъекта хозяйственного

(**1) Аналогичное с министерствами правовое положение занимают и
ведомства,- комитеты и государственные комитеты, например,
Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-
техническому снабжению (Госснаб СССР), Государственный комитет Совета
Министров СССР по науке и технике и др. В отношении подчиненных им
хозорганов ведомства действуют таким же образом, как и министерства в
отношении подчиненных им предприятий и иных хозяйственных организаций.
(**2) СП СССР, 1967, № 17, ст. 116.

-15-

права министерство как хозяйственная система в целом выступает в
настоящее время в следующих случаях:
1) Министерство является адресатом и исполнителем заданий
государственного народнохозяйственного плана. Выпуск товарной
продукции, размер прибыли, рентабельность и другие показатели
планируются, разумеется, не управленческому аппарату министерства (он
не выпускает товарную продукцию), а министерству как хозяйственной
системе, которая затем выполняет плановые задания.
2) Министерство является субъектом права оперативного управления
централизованными резервами и фондами. В министерствах (ведомствах)
образуются централизованные резервы для оказания финансовой помощи
предприятиям и хозяйственным организациям(*1), фонд текущего
регулирования оптовых цен(*2), фонд освоения новой техники, фонд
премирования за создание и внедрение новой техники и некоторые другие
резервы и фонды. Централизованные резервы и фонды используются не на
нужды управленческого аппарата министерства, а на нужды конкретных
предприятий и организаций отрасли в интересах всей отрасли либо на
нужды всей отрасли в целом.
3) Министерство является заказчиком импортных товаров и в
централизованном порядке ведет по этим заказам расчеты с экспортно-
импортными объединениями. Ясно, что товары по заказам поступают на
нужды не управленческого аппарата министерства, а всей хозяйственной
системы, а товар оплачивается средствами системы, а не средствами,
предназначенными для внутренних нужд ее управленческого аппарата.
4) Министерство выплачивает авторское вознаграждение за отраслевые
изобретения и рационализаторские предложения, если предложение внедрено
на нескольких предприятиях разных управлений министерства.
5) В ряде случаев министерство вступает в правоотношения с банками
не как сам по себе управленческий аппарат, а как руководящий орган,
действующий от имени и в интересах всей хозяйственной системы. Таковы
случаи открытия расчетных счетов по перераспределению оборотных средств
между подведомственными предприятиями,

(**1) СП СССР, 1967, № 2-3, ст. 9.
(**2) СП СССР, 1966, №21, ст. 191.

-16-

счетов для перераспределения прибыли, счетов для зачисления и
расходования средств централизованных резервов и фондов и т. д.
Финансовые операции и расчеты по этим счетам производятся для всей
хозяйственной системы, а не для управленческого аппарата министерства.
6) Юридические лица не отвечают по долгам вышестоящих органов, а
последние не несут ответственности по долгам подчиненнных им
юридических лиц, однако в "процессе концентрации специализированного
производства и концентрации управленческих функций экономическая
общность каждой хозяйственной системы проявляется все отчетливее,
происходит некоторая имущественная интеграция хозяйственной системы. В
связи с этим в отдельных случаях органы хозяйственного руководства
несут имущественную ответственность за результаты хозяйственной
деятельности подчиненных им юридических лиц. В частности, вышестоящие
хозорганы, в том числе и министерства, как гаранты несут перед банками
имущественную ответственность за долги своих предприятий по некоторым
непогашенным банковским ссудам. Характерно, что гарант после взыскания
с него банком задолженности по ссуде подчиненного предприятия не имеет
права регрессного иска к этому предприятию. В этом отношении
вышестоящий орган- гарант вместе с подчиненными ему предприятиями
рассматривается в качестве единого субъекта, имеющего определенную
экономическую и юридическую общность. В приведенном случае
задолженность по ссуде погашается в конечном счете не из средств,
предусмотренных на содержание управленческого аппарата, а из средств
хозяйственной системы.

Дирекция любого строящегося предприятия имеет для строительства объекта
выделенные ей денежные средства и является юридическим лицом. Но
расходы по уплате 5% годовых за пользование банковской ссудой,
полученной этой дирекцией для оплаты акцептованных счетов подрядных
строительных организаций, производятся за счет резерва министерства
(ведомства) для оказания финансовой помощи даже и в том случае, когда
министерство (ведомство) не выдавало гарантии банку(*1). Кроме того,

(**1) СП СССР, 1969, № 15, ст. 82.

-17-

по вновь строящимся объектам за счет указанного резерва производятся
расходы заказчиков по уплате неустойки и возмещению убытков подрядчикам
во всех случаях, когда дирекция строящегося предприятия несет
ответственность перед подрядчиком за ненадлежащее выполнение условий
договора подряда на капитальное строительство(*1). В этих случаях
наступает имущественная ответственность всей хозяйственной системы,
поскольку выплата производится за счет централизованного резерва всей
системы, а не за счет средств того или иного юридического лица
(предприятия или аппарата министерства).

Во всех случаях, когда субъектом правоотношений является министерство
как хозяйственная система, управленческий аппарат министерства (центр
хозяйственной системы) выступает в качестве руководящего органа,
представляющего систему и выступающего от ее имени, подобно тому, как
директор завода представляет этот завод и выступает от его имени.

Вместе с тем, управленческий аппарат министерства является и
самостоятельным субъектом хозяйственного права внутри системы.

Министерство как хозяйственная система имеет следующие главные задачи:
а) обеспечение всемерного развития отрасли как составной части
народного хозяйства;
б) выполнение заданий государственного плана и обеспечение
соблюдения государственной дисциплины;
в) при минимальных затратах общественного труда обеспечение
производства высококачественной продукции, повышение эффективности
производства, улучшение использования основных фондов и ресурсов;
г) рациональное использование капитальных вложений;
д) проведение единой технической политики в отрасли на основе
достижений науки и техники;
е) внедрение научной организации труда и управления, обеспечение
отрасли квалифицированными кадрами;
ж) улучшение жилищных и культурно-бытовых условий рабочих и
служащих, создание безопасных условий труда на производстве.

(**1) СП СССР, 1970, № 2, ст. 11.

-18-

В соответствии с Общим положением о министерствах СССР для достижения
этих задач управленческий аппарат министерства наделен рядом функций в
различных областях хозяйственной деятельности.

В частности, в области планирования министерство планирует развитие
своей отрасли, доводит до подчиненных предприятий и организации
контрольные цифры перспективных и годовых планов, разрабатывает проекты
перспективных и годовых планов отрасли, утверждает подчиненным
предприятиям и организациям перспективные и годовые планы по
установленным показателям, определяет объемы производства на
предприятиях отрасли по номенклатуре продукции, не предусмотренной в
народнохозяйственном плане, разрабатывает методические указания по
подготовке на предприятиях проектов перспективных и годовых планов,
разрабатывает и утверждает технико- экономические нормативы, нормы
расхода и запасов сырья, топлива, материалов и т. д.

Министерство осуществляет также ряд функций в области науки и техники,
капитального строительства, материально- технического снабжения и
сбыта, финансов и кредита, кадров, труда и заработной платы,
экономических, научно- технических и культурных связей с зарубежными
странами(*1).

Выполняя эти функции в пределах хозяйственной системы, министерство
вступает в правоотношения с предприятиями и организациями своей
системы. Тем самым при осуществлении хозяйственного руководства
отраслью министерство как центр хозяйственной системы является
субъектом правоотношений внутри отрасли.

Вступая в отношения с другими министерствами и организациями других
хозяйственных систем, министерство как центр своей системы действует в
качестве органа этой системы, от ее имени и в ее интересах.

Аппарат министерства является самостоятельным субъектом хозяйственного
права также в случаях, когда он вступает в хозяйственные правоотношения
не в качестве центра хозяйственной системы, а в качестве обычного
учреждения - при заключении договора на строительство административного
здания или жилого дома

(**1) Подробно функции министерств изучаются в других разделах
курса.

-19-

для размещения сотрудников центрального аппарата, при приобретении
инвентаря, заключении договора об охране своего здания и т. п. Для этих
и подобных случаев юридически безразлично то обстоятельство, что
министерство является центром хозяйственной системы.

Министерство как центр хозяйственной системы возглавляется министром.
Министры СССР назначаются Верховным Советом СССР, а в промежутке между
сессиями - Президиумом Верховного Совета СССР с последующим
утверждением на сессии Верховного Совета СССР. Министры союзных
республик назначаются соответственно Верховными Советами этих республик
и их Президиумами.

Заместители министра СССР назначаются Советом Министров СССР,
заместители министра союзной республики - Советом Министров этой
республики. Обязанности между заместителями министра распределяются
министром.

В пределах компетенции министерства министр издает на основании и во
исполнение действующего законодательства приказы и инструкции,
обязательные к исполнению в пределах системы данного министерства. При
необходимости допускается издание совместных приказов и инструкций
нескольких министров.

Министерство создает, реорганизует и ликвидирует подчиненные ему
предприятия, организации и учреждения в пределах установленного ему
плана по труду (бюджетных ассигнований), утверждает уставы предприятий
и положения (уставы) об организациях своей системы, а также положения о
внутриминистерских подразделениях. Штатное расписание центрального
аппарата министерства утверждает министр.

Совет Министров СССР утверждает персонально коллегию министерства СССР.
Коллегия министерства союзной республики соответственно утверждается
Советом Министров этой республики. В состав коллегии входят министр (он
же председатель коллегии), его заместители и другие руководящие
работники министерства. Коллегия регулярно проводит заседания, на
которых рассматривает основные вопросы развития отрасли и другие
вопросы деятельности министерства. По заслушанному вопросу коллегия
принимает решение. Оно носит рекомендательный характер и проводится в
жизнь приказом министра.

-20-

В случае несогласия с решением коллегии министр проводит в жизнь свое
решение, но о возникшем разногласии должен доложить Совету Министров. В
свою очередь, члены коллегии, не согласные с решением министра, тоже
могут сообщить Совету Министров о своем мнении.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>