<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Министр утверждает состав научно-технического или научного совета
министерства. Совет рассматривает предложения по основным направлениям
развития науки и техники, определению научно обоснованной, единой
технической политики в отрасли, разрабатывает рекомендации по
использованию и внедрению новейших достижений отечественной и
зарубежной науки и техники. Научно- технический совет (научный совет)
тоже является совещательным органом.

В состав министерства в качестве его структурных звеньев входят главные
управления, управления и отделы.

Отделы и управления министерства являются его функциональными звеньями.
Через них министерство осуществляет свои функции по руководству
отраслью. Основной задачей функциональных управлений и отделов является
подготовка вопросов, решаемых центром хозяйственной системы,
организация исполнения принятых этим центром решений, методическое
руководство соответствующими функциональными службами предприятий и
объединений, а также решение некоторых оперативно- хозяйственных
вопросов, относящихся к компетенции центрального аппарата министерства.
Осуществляя функции министерства в области технической политики,
материально- технического снабжения, финансов и т. д., функциональные
техническое управление, управление снабжения и сбыта, финансовое
управление и другие управления и отделы действуют, как правило, от
имени центрального аппарата министерства.

Главные производственные управления министерств являются отраслевыми,
осуществляя хозяйственное руководство предприятиями и организациями
соответствующих подотраслей, входящих в систему министерства. Главные
управления министерств имеют своеобразное правовое положение, которое в
связи с этим должно быть рассмотрено особо.

-21-

2. Главные производственные управления

Прежде всего, главные производственные управления (главки) являются
организационно- структурными подразделениями центрального аппарата
министерства.

В то же время главки являются центрами возглавляемых хозяйственных
систем, в состав которых входят предприятия, иные организации и нередко
хозяйственные объединения.

Тем самым в правовом положении главка можно проследить две грани - с
одной стороны, главк является структурным подразделением центрального
аппарата министерства, а с другой - органом хозяйственного руководства
предприятиями и организациями подотрасли. Положение главка как
структурного подразделения центрального аппарата министерства
определяет взаимоотношения между главком и этим аппаратом (отношения
части целого с целым) и взаимоотношения между главком и другими
структурными подразделениями центрального аппарата министерства.
Положение главка как органа хозяйственного руководства определяет его
взаимоотношения с подчиненными ему предприятиями и хозяйственными
организациями, это - отношения между органом хозяйственного руководства
и хозяйствующими производственными единицами.

Сам термин <главк> употребляется в двух значениях: главк как
руководящий орган возглавляемой им хозяйственной системы и главк как
вся хозяйственная система в целом.

Рассмотрим правосубъектность главка как хозяйственной системы.

Главк в качестве хозяйственной системы представляет собою
производственно- хозяйственный комплекс, в состав которого входят
производственные предприятия, иные хозяйственные организации и
руководящий аппарат главного управления.

Главк как хозяйственная система не является юридическим лицом, так как
юридическими лицами действующее гражданское законодательство (ст.11
Основ гражданского законодательства) признает предприятия, учреждения и
иные организации, но не хозяйственные системы в целом.

В то же время главк в ряде случаев является

-22-

самостоятельным субъектом хозяйственного права именно в качестве
хозяйственной системы в целом. В качестве такого субъекта главк
выступает, в основном, в тех же случаях, что и министерство. В
частности, главк является адресатом и исполнителем плановых заданий,
субъектом права оперативного управления централизованными резервами и
фондами и т. д. Некоторым главкам расчеты с государственным бюджетом по
внесению платы за фонды и свободного остатка прибыли разрешается
производить централизованно по всей подотрасли. В таком случае
субъектом этих расчетных отношений (а тем самым и субъектом
ответственности за несвоевременное внесение платежей) также является
подотрасль. Некоторые главки участвуют в хозяйственной деятельности,
вступая между собою в договорные отношения, - например,
межреспубликанские поставки нефтепродуктов производятся на основании
договоров, заключаемых между главнефтеснабами союзных республик.

Во всех случаях, когда субъектом правоотношений является главк как
хозяйственная система, управленческий аппарат главка является органом
хозяйственного руководства, представляющим систему и выступающим от ее
имени в ее интересах.

Вместе с тем, будучи центром хозяйственной системы, управленческий
аппарат главка является субъектом хозяйственных правоотношений внутри
возглавляемой им системы. В этих отношениях главк имеет те же задачи и
функции, что и министерство, но меньшие по объему, поскольку главк как
орган хозяйственного руководства является структурным подразделением
центрального аппарата министерства.

Выполняя свои функции в подотрасли, главк как центр хозяйственной
системы вступает в правоотношения с подчиненными ему предприятиями и
организациями, доводя до них плановые задания по установленным
показателям, руководя техническим и экономическим развитием подотрасли,
обеспечивая материально- техническое снабжение предприятий и
организаций, организуя и контролируя выполнение народнохозяйственного
плана во всей подотрасли.

В качестве части центрального аппарата министерства управленческий
аппарат главка вступает в правоотношения с другими структурными
подразделениями аппарата

-23-

министерства и с аппаратом министерства в целом при осуществлении
предоставленных ему прав и выполнении возложенных на него обязанностей.
В частности, в вопросах планирования главк получает соответствующие
задания непосредственно от министерства, а разработку технико-
экономических требований для оборудования и материалов, необходимых
подотрасли, проводит совместно с Техническим управлением и Управлением
оборудования (функциональными управлениями) министерства. Все эти
отношения внутри центрального аппарата министерства не выходят за
пределы данного аппарата, являются внутриминистерскими по своему
масштабу. Поскольку же эти отношения касаются вопросов управления
хозяйственной деятельностью отрасли, они являются хозяйственными по
содержанию. Поэтому их можно назвать внутрихозяйственными отношениями в
центральном аппарате министерства.

Центральный аппарат главка является самостоятельным субъектом
хозяйственного права также в случаях, когда он вступает в хозяйственные
правоотношения не в качестве центра хозяйственной системы, а в качестве
обычного государственного учреждения - при приобретении хозяйственного
инвентаря на свои нужды, заключении договора об охране
административного здания главка и т. п. В подобных случаях юридически
безразлично, что главк является центром хозяйственной системы.

Главк возглавляется начальником. Начальник главка и его заместители
назначаются министром. Обязанности между заместителями распределяет
начальник главного управления.

В пределах компетенции главка его начальник и заместители начальника (с
учетом распределения обязанностей между ними) издают приказы и
утверждают инструкции, обязательные к исполнению в хозяйственной
системе главного управления.

Положение о каждом конкретном главке утверждает министр. Положения о
структурных подразделениях и службах аппарата главного управления
утверждает его начальник.

В аппарате главка в качестве совещательного органа может создаваться (и
во многих случаях создан) совет директоров, в состав которого входят
начальник главка (он же председатель совета), его заместители, другие

-24-

руководящие работники центрального аппарата главка и директоры
предприятий и иных организаций подотрасли, а также представитель ЦК
профсоюза отрасли (подотрасли). Совет директоров на своих заседаниях
рассматривает основные вопросы деятельности и развития подотрасли.
Решение совета директоров проводится в жизнь начальником главка.
Положение о совете директоров и состав совета утверждает министр.

Предприятиями местного подчинения руководят управления и отделы
исполнительных комитетов областных, краевых и городских советов
депутатов трудящихся. Эти органы хозяйственного руководства
осуществляют те же по своей сущности функции, что и главки
министерства. Наиболее крупные из таких управлений именуются главными
управлениями - например, Главное управление промышленности строительных
материалов и строительных деталей при Мосгорисполкоме
(Главмоспромстройматериалы), Главмосстрой и т. д. Управления (отделы)
областных, краевых и городских Советов депутатов трудящихся обычно
находятся в двойном подчинении, т. е. подчинены как соответствующему
исполнительному комитету, так и вышестоящему отраслевому органу
хозяйственного руководства - например, Куйбышевское городское
управление бытового обслуживания подчинено исполнительному комитету
Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся и Куйбышевскому
областному управлению бытового обслуживания. ЦК КПСС признал
необходимым передать дополнительно в подчинение районным и городским
Советам депутатов трудящихся предприятия, учреждения и организации,
обслуживающие преимущественно население данного района или города(*1).

3. Хозяйственные объединения


В ходе концентрации и специализации производства и централизации
функций управления происходит постепенная интеграция хозяйственных
функций одноотраслевых предприятий и организаций, а подчас и
предприятий

(**1) См. О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и
городских Советов депутатов трудящихся, <Правда>, 1971, 14 марта.

-25-

смежных отраслей. Это приводит к соединению ряда предприятий (в
особенности мелких и средних) в единый производственно- хозяйственный
комплекс, в котором в той или иной степени объединяются имущество и
средства, многие хозяйственные функции и функции управления
производством. Объединения создавались в СССР и ранее. Особенно бурно
они стали возникать в условиях проводимой на основании решений
сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС хозяйственной реформы.

Объединение представляет собою производственно- хозяйственный комплекс,
состоящий из производственных единиц, пользующихся правами предприятий,
или наряду с ними из производственных единиц, не пользующихся такими
правами, в котором в той или иной степени централизованы имущество и
средства, ряд хозяйственных функций и функция управления производством.

Централизация имущества и средств заключается в создании
централизованных резервов и фондов. Обычно в объединениях создаются
централизованные фонды развития производства, материального поощрения,
социально- культурных мероприятий и жилищного строительства, временной
финансовой помощи предприятиям, освоения новой техники, резервы фонда
заработной платы, материальных ресурсов, амортизационных отчислений
(направляемых на капитальный ремонт), лимитов кредитования. Могут
создаваться и иные централизованные резервы и фонды(*1). Для
централизованных резервов и фондов характерно то, что они могут
использоваться только на нужды всего объединения или на нужды входящих
в него производственных единиц в интересах объединения в целом.
Субъектом права оперативного управления этими резервами и фондами
является объединение как производственно- хозяйственный комплекс.

В объединениях централизуются и некоторые хозяйственные функции, в
связи с чем создаются различные централизованные службы - например,
транспортная

(**1) Конкретные примеры создания централизованных резервов и
фондов в различных объединениях см. А. Б. Чуплинскас, В.А.Баранаускас,
Так работает объединение <Сигма>, М., изд-во <Экономика>, 1967, стр.
24-32; В.Б.Назаров и др. Производственное объединение и реформа, М.,
изд-во <Экономика>, 1968, стр. 45-58; А.Л.Цернес, Производственное
объединение на хозрасчете, М., изд-во <Экономика>, 1969, стр. 17 и т.
д.

-26-

служба, отдел материально-технического снабжения и сбыта, центральная
бухгалтерия, машино-счетная станция, нормативно- исследовательская
станция, проектные и конструкторские бюро, служба нормирования, учебный
комбинат и т. д. (*1). Эти службы обеспечивают хозяйственные интересы
всего производственно-хозяйственного комплекса, причем экономически они
обходятся объединению дешевле, чем ранее у всех производственных
единиц, а эффект дают больше, В ряде случаев между производственными
единицами, входящими в объединение, происходит специализация
производственного процесса: например, изготовление заготовок, их
отделка, выпуск продукции и т. п.

Управление производственно-хозяйственным комплексом объединения также
централизовано. В одних случаях создается обособленный аппарат
управления объединением при сохранении управленческих органов каждого
предприятия, в других - такой обособленный аппарат не создается, а
функции управления всем объединением выполняет администрация головного
предприятия, т. е. наиболее передового и мощного из всех предприятий,
входящих в объединение.

Какие именно создавать централизованные резервы и фонды, какие
централизовать хозяйственные функции и в связи с этим службы, каким
способом централизовать управление - все это в том или ином объединении
зависит от уровня экономической общности входящих в объединение
производственных единиц, степени их территориальной удаленности друг от
друга, состояния технического и экономического развития.

Руководитель объединения и его заместители назначаются непосредственно
вышестоящим органом хозяйственного руководства(*1). Обязанности между
заместителями распределяет руководитель объединения. В пределах своей
компетенции эти должностные лица представляют все объединение в его
отношениях вне и внутри данного

<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>