<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


(**1) Примеры централизации хозяйственных функций и служб приведены
в работах, названных в предыдущей сноске. См. также Экономика
промышленности СССР, учебник под ред. Б.М.Левина, П.Г.Бунича, М.,
изд-во <Высшая школа>, 1969, стр. 81; А.Г.Певзнер, В.Д.Штундюк,
Хозрасчет и управление, М., изд-во <Знание>, 1969, стр. 22-24 и др.

-27-

производственно-хозяйственного комплекса. Обычно в объединении
создается совет директоров на правах совещательного органа. Совет
директоров на своих заседаниях рассматривает вопросы состояния
хозяйственной деятельности и дальнейшего развития объединения и
входящих в него производственных единиц. Решения совета проводятся в
жизнь приказом руководителя объединения. Допустимо придание совету
директоров и прав решающего органа по отдельным наиболее важным
вопросам хозяйственного руководства.

Положение о каждом конкретном объединении утверждает вышестоящий
хозорган. Компетенция объединения определяется в положении о нем.

В настоящее время существуют объединения различных видов.

По масштабам деятельности объединения можно подразделить на всесоюзные,
республиканские и территориальные. Всесоюзные объединения включают в
себя все предприятия соответствующей отрасли в масштабах СССР,
республиканские - одноотраслевые предприятия данной республики,
территориальные - одноотраслевые предприятия (или и иные
производственные единицы), расположенные на территории области, края,
экономического района.

По виду деятельности среди объединений можно выделить производственные,
научно- производственные и проектно- конструкторские. Производственные
объединения осуществляют непосредственно производственную деятельность.
Научно- производственные объединения проводят комплекс научных
исследований, создают образцы и технологию серийного производства новой
продукции, разрабатывают технологическое оборудование и организуют
серийное производство этой продукции на своих заводах. Проектно-
конструкторские объединения занимаются выполнением проектно-
конструкторских работ. Иногда среди научно- производственных различают
в качестве самостоятельного вида научно- технические объединения(*1).

По производственно-техническим признакам среди объединений различают
тресты и комбинаты. В состав

(**1) См. А.И.Шокин, Опыт электронной промышленности,
<Экономическая газета>, 1970, № 36, стр. 5.

-28-

треста обычно входят предприятия одной отрасли (строительный трест,
трест столовых и т. п.). В состав комбината входят предприятия смежных
отраслей (горнообогатительный комбинат включает в себя предприятия
добывающей промышленности, первичной обработки и вспомогательные
производственные единицы).

По организационно-структурному признаку среди объединений особо следует
выделить фирмы. Для фирмы характерно, что входящие в ее состав
производственные единицы объединены общим производственным циклом, а
руководство производственно- хозяйственным комплексом осуществляет
головное предприятие(*1). В остальных объединениях руководящий орган
(генеральная дирекция) обособлен от производственных единиц в
самостоятельное учреждение с управленческими функциями.

По отраслевому признаку объединения можно подразделить на транспортные
(по видам транспорта), торговые, промышленные (по отраслям
промышленности) и т. п.

По правовому положению все объединения следует подразделить на два
вида: объединения, в которых все производственные единицы сохраняют
права предприятий, и объединения, в которых часть производственных
единиц сохраняет права предприятий, а другая - не сохраняет(*2).

(**1) На практике фирмами нередко именуют укрупненные предприятия,
в составе которых все производственные единицы не имеют прав
предприятий. Таким образом, имеются фирмы- объединения и фирмы-
предприятия.
(**2) В литературе высказано мнение о том, что объединения могут
быть и третьего вида, - где все производственные единицы лишаются прав
предприятий и переходят на положение производств, близких к цехам. Это
мнение представляется неточным. Такие <объединения> имеют права
предприятий (СП СССР, 1965, № 19-20, ст. 155, п. 10). Нельзя смешивать
объединение как производственно- хозяйственный комплекс, все или часть
структурных единиц которого имеют права предприятий, с объединением как
процессом слияния нескольких организаций. Слияние нескольких
предприятий в одно более крупное предприятие не превращает последнее в
объединение. В объединении всегда есть предприятия, внутри предприятия
нет других предприятий. Иначе различия в правовом положении объединении
и предприятий стираются. Любые звенья крупного предприятия сами не
имеют прав предприятия и не могут считаться <несамостоятельными
предприятиями> (вопреки утверждению Ю.С.Цимермана и Л.М.Рутмана - см.
<Советское государство и право>, 1971, № 2, стр. 76-77).

-29-

В объединении, все производственные единицы которого являются
предприятиями, центральный управленческий аппарат (генеральная
дирекция) выступает по отношению к ним в качестве органа хозяйственного
руководства, образуя вместе с ним единый производственно- хозяйственный
комплекс. Единый комплекс образует и объединение, в составе которого
часть производственных единиц имеет, а часть не имеет юридической
самостоятельности (прав предприятия), но в таком объединении
генеральная дирекция является органом хозяйственного руководства по
отношению к предприятиям, а по отношению к остальным производственным
звеньям занимает положение администрации предприятия.

Какой из этих видов объединений предпочесть - зависит от степени
концентрации производства, степени экономической и технической
интеграции производственных единиц, степени развития отрасли
промышленности, удаленности производственных единиц друг от друга.

Объединение как единый производственно-хозяйственный комплекс является
участником ряда хозяйственных отношений, имеет хозяйственные права и
обязанности, т. е. является субъектом хозяйственного права. В качестве
такого субъекта объединение выступает в следующих случаях:
1) Объединение в целом является адресатом и исполнителем плановых
заданий. Эти задания по установленным показателям адресуются
объединению как комплексу и выполняются им тоже как комплексом.
2) Объединение является субъектом права оперативного управления
централизованными резервами и фондами. Они используются на нужды всего
объединения или на нужды входящих в него производственных единиц в
интересах всего объединения.
3) Объединение выплачивает авторское вознаграждение за изобретения
и рационализаторские предложения внедренные на двух или нескольких
предприятиях данного объединения. Вознаграждение выплачивается за счет
средств всего комплекса, а не за счет средств генеральной дирекции.
4) Объединение в целом может быть субъектом исключительного права
пользования товарным знаком, если свидетельство, предоставляющее право
такого

-30-

пользования, выдано не входящим в объединение предприястием, а самому
объединению.
5) В случаях полной или частичной централизации в объединении
функций материально- технического снабжения и сбыта, капитального
строительства и т. п. объединение заключает хозяйственные договоры в
интересах всего комплекса и является субъектом хозяйственно- договорных
отношений.
6) Объединение вступает в правоотношения с банками по открытию
счетов для образования централизованных фондов и резервов, а затем,
производит по этим счетам финансовые операции и расчеты для своего
комплекса.
7) В случаях, когда объединению разрешается производить расчеты с
государственным бюджетом по внесению платы за фонды и свободному
остатку прибыли централизованно по всему производственно-
хозяйственному комплексу, субъектом отношений по таким расчетам также
является объединение в целом.
8) Объединение является субъектом ответственности за результаты
хозяйственной деятельности всего производственно- хозяйственного
комплекса во всех случаях, когда оно выступает в качестве
самостоятельного субъекта хозяйственного права именно как объединение в
целом (по договорам от имени и в интересах всего комплекса по
централизованным расчетам и т. д.).

В приведенных случаях управленческий аппарат объединения (независимо от
того, обособлен ли этот аппарат в самостоятельный орган) представляет
весь комплекс и выступает от его имени.

Управленческий аппарат объединения, будучи руководящим органом всего
комплекса, не только выступает от имени и в интересах комплекса за его
пределами, но и является субъектом хозяйственных отношений внутри этого
комплекса. В отношениях внутри объединения его руководящий орган имеет
задачи обеспечения нормальной производственно- хозяйственной
деятельности и дальнейшего развития всего комплекса, для чего
наделяется необходимыми функциями в области планирования, техники и
технологии, капитального строительства, материально- технического
снабжения и сбыта, финансов, кадров, и т. д. Характер и содержание этих
функций зависят от степени технико- экономической интеграции каждого

-31-

производственно-хозяйственного комплекса. Выполняя свои функции внутри
объединения, руководящий аппарат вступает в правоотношения с
подчиненными ему производственными единицами, доводя до них плановые
задания по утвержденным показателям, руководя техническим и
экономическим развитием комплекса, обеспечивая единиц и контролируя
выполнение народнохозяйственного плана во всем объединении и т. д.

Если в объединении создан обособленный аппарат управления, то он в
качестве учреждений является самостоятельным субъектом хозяйственных
правоотношения, как и любое учреждение при осуществлении хозяйственной
деятельности в своих собственных интересах, но в подобных случаях
хозяйственная деятельность носит для него вспомогательный характер
(например, при заключении договора подряда на сооружение здания для
размещения генеральной дирекции, при приобретении хозяйственного
инвентаря и т. п.).

-32-
IV. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Основным звеном народного хозяйства являются в настоящее время
социалистические предприятия. В зависимости от того, на базе какой
собственности созданы и действуют предприятия, последние являются
государственными, кооперативно- колхозными и смешанными
(государственно- колхозными, государственно- кооперативными).

Кооперативно-колхозные предприятия и предприятия смешанного типа
создаются обычно в сельском хозяйстве, их деятельность носит
вспомогательный характер по отношению к основной деятельности колхозов,
организаций потребительской кооперации и государственных
сельскохозяйственных предприятий, участвовавших в их создании. Таковы,
например, предприятия по переработке овощей и фруктов, строительные
организации (межколхозстрои), межколхозные или колхозно -совхозные
электростанции и т. п.

Наибольшее значение в народном хозяйстве СССР имеют государственные
предприятия.

-32-

Правовое положение государственных предприятии определяется Положением
о социалистическом государственном производственном предприятии(*1). В
то же время ряд вопросов правового положения промышленных предприятий
регулируется постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4
октября 1965 г. № 729 <О совершенствовании планирования и усилении
экономического стимулирования промышленного производства>(*2). Действие
этого постановления распространяется на предприятия, переведенные на
новые условия планирования и экономического стимулирования. В данном
постановлении многие вопросы оперативно- имущественной
самостоятельности предприятий решены с точки зрения значительного
расширения прав предприятий по сравнению с Положением о предприятии. В
п. 1 постановления Совета Министров СССР об утверждении Положения о
социалистическом государственном производственном предприятии отмечено,
что промышленные предприятия при переводе их на новую систему
планирования и экономического стимулирования должны по вопросам,
которые в разделах II и IV Положения (*3) решены иначе, чем в
постановлении № 729, руководствоваться этим постановлением, а не
Положением.

Поскольку в настоящее время подавляющее большинство государственных
предприятий уже переведено на новые условия планирования и
экономического стимулирования

(**1) Названное Положение утверждено Советом Министров СССР 4
октября 1965 г (СП СССР, 1965, № 19-20, ст. 155). Действие этого
Положения распространяется не только на промышленные, строительные,
сельскохозяйственные, государственные предприятия, предприятия
транспорта и связи, но также на геологоразведочные и
топографо-геодезические организации (см. постановление Совета Министров
СССР от 28 марта 1966 г.-СП СССР, 1966, № 7, ст. 74), государственные
предприятия и организации бытового обслуживания населения (см.
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 августа 1967 г. -
СП СССР, 1967, № 23, ст. 166), коммунального хозяйства (СП СССР, 1967,
№ 23, ст. 164), торговли и общественного питания (СП СССР, 1968, № 9,
ст. 54) и некоторые другие предприятия и организации. Советам министров
союзных республик и министрам СССР предоставлено право устанавливать
особенности применения Положения к непромышленным предприятиям и
организациям соответствующих отраслей.
(**2) СП СССР, 1965, № 19-20, ст. 153.
(**3) Раздел II Положения именуется <Имущество и средства
предприятия>, а раздел IV - <Права предприятия>.

-33-

их правовое положение приобретает особо важное значение.

1. Понятие и признаки социалистического государственного
производственного предприятия

Термин <предприятие> на практике используется не всегда единообразно.
Нередки случаи, когда предприятие носит иное название - локомотивное
депо, совхоз, строительное или монтажное управление и т. п. Иногда
предприятиями неточно именуют такие организации, которые не обладают
признаками предприятия, - производства, филиалы и т. п. (*1). В связи с
этим важно определить само понятие государственного производственного
предприятия.

Такое определение содержится в п. 2 Положения, где сказано, что
<социалистическое государственное производственное предприятие,

<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>