стр. 1
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Красько И.Е. Понятие и признаки хозяйственных отношений в СССР: Тексты
лекций. -Харьков: Харьк. юрид. ин-тут, 1974. -50с.

Министерство высшего и среднего специального образования УССР

ХАРЬКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

И. Е. КРАСЬКО

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР

(тексты лекций)

Харьков, 1974

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение ............................................................ 3

Глава I. Хозяйственно-организаторская функция советского государства и
ее роль в формировании хозяйственных отношений ...................... 4

Глава II. Хозяйственные отношения (понятия и признаки) ............. 14

Глава III. Система хозяйственного права и система хозяйственного
законодательства ................................................... 44

Литература ......................................................... 50

Введение

Решения XXIV съезда КПСС поставили перед народным хозяйством страны
задания по дальнейшему повышению эффективности общественного
производства и улучшению управления экономикой.

В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л.И.Брежнев подчеркивал,
что <совершенствование системы управления не разовое мероприятие, а
динамический процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью. Эти проблемы
и впредь должны будут находиться в центре нашего внимания>(*1).

Важнейшие функции управления экономикой Советское социалистическое
государство осуществляет в правовых формах, что требует исследования
взаимосвязи между содержанием конкретных экономических отношений и
опосредствующих, их правовых институтов. Не менее важным представляется
определение эффективности воздействия права на экономику, выявление
путей максимального использования правовых средств в организации
социалистического народного хозяйства.

В. И. Ленин указывал, что для успешного управления необходимо <. .
.умение практически организовывать. Это самая трудная задача, ибо дело
идет об организации по-новому самых глубоких экономических основ жизни
десятков и десятков миллионов людей>(*2).

В ходе экономической реформы возникла необходимость в серьезном
осмысливании новых явлений в социалистической экономике, дальнейшего
углубленного и всестороннего исследования имущественных отношений,
которые следует рассматривать в виде широкого понятия, включающего в
себя как товарно- денежные отношения, так и отношения, не связанные с
товарно- денежной формой(*3).

Исследование этих проблем не является самоцелью, оно имеет определенное
прикладное значение, так как на его основе

(**1) Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 85.
(**2) В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 173.
(**3) Советское гражданское право. Изд. <Юридическая литература>,
М., 1969 г., т. 1, стр. 6.

-3-

возможно дальнейшее совершенствование действующего законодательства.

Целью настоящих текстов лекций является прежде всего выявление особой
природы отношений, складывающихся в государственном секторе народного
хозяйства в качестве организуемых государством производственных
отношений в их товарно- денежной форме. Эти отношения называются нами
хозяйственными. Они характеризуются не слиянием планово- организованных
и имущественных элементов, как полагают отдельные авторы(*1), а иными
признаками, позволяющими говорить о качественном своеобразии, а также о
необходимости самостоятельного правового регулирования их. Эти
отношения регулируются методом, обладающим юридическими особенностями,
отличающими его от методов юридического равенства, власти и подчинения
и призванного отражать общегосударственные интересы в области
социалистического хозяйствования.

Тексты лекций рассчитаны на студентов юридических институтов и
факультетов, изучающих курс советского хозяйственного права с целью
оказания им помощи в ознакомлении с наиболее сложными проблемами
хозяйственно- правовой науки и более углубленном изучении отдельных тем
курса советского хозяйственного права.

(**1) Лаптев В.В. Предмет и система хозяйственного права. М.,
"Юридическая литература", 1969, стр.29; Танчук И.А. В сб.
<Хозяйственные обязательства>. М., Изд. <Юридическая литература, 1970,
стр.27 и др.

-4-

Литература:

К. Маркс. Капитал, т. I, III, Госполитиздат, 1951 г.
К. Маркс. К критике политической экономии. Госполитиздат, 1950 г.
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1952 г.
В. И. Ленин. По поводу так называемого вопроса о рынке. Полн. собр.
соч. Т. I.
В. И. Ленин. Два мира. Полн. собр. соч., т. 20.
В. И. Ленин. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн. собр.
соч., т. 27.
В. И. Ленин. Наказ от СТО местным советским учреждениям. Полн.
собр. соч., т. 43.
В. И. Ленин. Аграрные задачи советской власти. Полн. собр. соч., т.
36.
В. И. Ленин. Экономическая политика в эпоху диктатуры пролетариата.
Полн. собр. соч., т. 39.
Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической
партии Советского Союза. Политиздат, 1971 г.
Л. Н. Косыгин. Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану
развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 г. г. Политиздат, 1971
г.
Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971 г.
С. С. Алексеев. Общие теоретические проблемы советского права. Изд.
<Юридическая литература>, 1961 г.
С. С. Алексеев. Предмет советского гражданского права. Изд.
Свердловского юридического института, Свердловск, 1959 г.
С. Н. Братусь. Предмет и система советского гражданского права.
Изд. <Юридическая литература>, М., 1963 г.
С. Н. Братусь. Роль права в развитии советской экономики. Изд.
<Знание>, 1971 г.
Государство, право, экономика. Изд. <Юридическая литература>, 1970
г.
Л. И. Загайнов. Экономические функции Советского государства. Изд.
<Юридическая литература>, 1968 г.
О. С. Иоффе. План, и договор в социалистическом хозяйстве. Изд.
<Юридическая литература>, 1971
И. И. Конник. Социалистическая экономика и механизм ее
функционирования. Изд.. <Мысль>, М., 1974 г.
В. В. Лаптев. Предмет и система хозяйственного права. Изд.
<Юридическая литература>, 1969 г.
В. К. Мамутов. Предприятие и вышестоящий орган. Изд. <Юридическая
литература>, 1971 г.
В. К. Мамутов, В. В. Овсиенко, В. Я. Юдин. Предприятие и
материальная ответственность. Изд. <Наукова думка>, 1971 г.
И. Г. Побирченко. Хозяйственная юрисдикция. Киев, 1973 г.
А. А. Пушкин. Советское государство как субъект советского
гражданского права. Харьков, 1965 г.
В. П. Шкредов. Экономика и право. <Экономика>, 1967 г.
Хозяйственное право. Учебник. Изд. <Юридическая литература>, М.,
1970 г.
Глава I. Хозяйственно-организаторская функция Советского
государства и ее роль в формировании хозяйственных отношений

I. Главным содержанием деятельности Советского социалистического
государства на современном этапе является создание
материально-технической базы коммунизма. Основные задачи
экономической политики Коммунистической партии и государства
воплощены в решениях XXIV съезда КПСС. В виде конкретных
экономических решений они находят отражение в перспективных и
текущих планах развития народного хозяйства страны,
хозяйственном законодательстве.

В. И. Ленин подчеркивал, что экономическая политика для нас
самая интересная политика. (*2). Реализация ее путем воздействия
на общественные (производственные) отношения (базис) в интересах
всего народа определяет содержание хозяйственноорганизаторской
функции Советского государства. В. И. Ленин так охарактеризовал
основные направления экономической деятельности Советского
государства: оно <организует в общенациональном масштабе крупное
производство на государственной земле и в государственных
предприятиях, распределяет рабочие

(**2) В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 43, стр. 330.

-4-

силы между разными отраслями хозяйства и предприятиями,
распределяет массовые количества принадлежащих государству
продуктов потребления между трудящимися>. (*1). Экономические
отношения, регулируемые государством, можно разделить на две
группы: а) отношения между производственными коллективами,
выступающие как отношения между различными отраслями народного
хозяйства, экономическими районами, производственными
объединениями, предприятиями и б) отношения между отдельными
гражданами, с одной стороны, и обществом в лице производственных
коллективов,- с другой. Эти группы экономических отношений
требуют разнородного воздействия со стороны социалистического
государства, которое осуществляется им в процессе реализации
двух основных экономических функций -
хозяйственно-организаторской и регулирования меры труда и
потребления. (*2). Исходным при этом является взаимодействие
базиса и надстройки. (*3).

Особенности, характеризующие соотношение базиса и надстройки,
широко освещены в экономической и юридической литературе.
Определяющая роль базиса по отношению к надстройке, активное
воздействие последней на производство (через базис) - все это
исследовано достаточно глубока и в повторении не нуждается.
Однако далеко неполно, как нам кажется, освещен процесс
воздействия надстройки на базис, а также воздействие государства
на те основные экономические законы, проявление которых
способствует формированию и развитию базиса. Экономический базис
обусловливает государство, право, политику, он определяет предел
деятельности государственной власти. (*4). Вместе с тем
экономическая деятельность социалистического государства и

объективна и субъективна. Воздействие государства на базис,
диктуемое экономической необходимостью, сознательное управление
экономикой из единого центра - объективный процесс, свойственный
социалистическому обществу. (*5). При социализме средства
производства принадлежат народу, который управляет ими через
определенный механизм из экономического центра. Таким центром
выступает государство. (*6). Оно осуществля-

(**1) В. И. Ленин. Полн. собр. соч.. т. 39, стр. 273

(**2) Л. И. 3агайнов. Экономические функции Советского
государства, Изд. <Юридическая литература>, М., 1968 г., стр. 21

(**3) Об особенностях такого воздействия Ф. Энгельс писал К.
Шмидту. К. Маркс, Ф. Энгельс, соч. т. 37, стр. 414 и след.

(**4) Государство, право, экономика. Изд. <Юридическая
литература>, М., 1970 г., стр. 14. Л. Л.М. Гатовский.
<Научно-технический прогресс и экономика развития социализма>.
Изд. <Наука>, М. 1974 г.

(**5) Государство, право, экономика, стр. 17 и след., Д.
Цивадзе. Развитие экономических функций Советского государства,
Изд. <Юридическая литера-

(**6) С. Дзарасов. Экономические методы управления. Изд. МГУ.
1969 г., стр. 14,

-5-

ет экономическую политику путем управления экономикой. (*1).
Возможность и эффективность воздействия социалистического
государства на экономику обусловливается следующими факторами:

широкой политической основой социалистического государства,
власть в котором принадлежит всему народу, активно участвующему
в решении экономических задач, стоящих перед обществом;

принадлежностью основных средств производства государству, что
позволяет активно влиять и на производство, и на обращение
(распределение). (*2).

В своей экономической политике социалистическое государство
основывается на марксистско-ленинском учении об объективной
обусловленности государственной и правовой надстройки
экономическим базисом, и уровнем развития производительных сил.
(*3). Вместе с тем нельзя согласиться с отдельными авторами,
полагающими, что государство непосредственно воздействует на
развитие производительных сил и на производственные отношения в
целом. (*4). Последние формируются и развиваются на основе
экономических законов, действие которых в свою очередь не просто
должно учитываться в процессе управления экономикой, а
целенаправленно регулироваться. Ф. Энгельс отмечал, что
общество, признавая объективные экономические законы и применяя
их <с полным знанием> дела, тем самым утверждает свое господство
над этими законами. (*5). Механизм воздействия государства на

экономику в целом заключается прежде всего в регулировании сферы
проявления экономических законов, в контроле за их проявлением.
К. Маркс писал: <Строй общественного жизненного процесса, т. е.
материального процесса производства сбросит с себя мистическое
туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом
свободного общественного союза людей и будет находиться под их
сознательным планомерным контролем>. (*6). Сознательное

стр. 1
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>