<< Предыдущая

стр. 11
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

регулирования гражданских, колхозных, семейных и иных отношений.
Это свойство особенно ярко проявляется в отношениях по
капитальному строительству, перевозке, кредитнорасчетных и др.,
где круг диспозитивных норм значительно сокращен за счет
императивных.

Хозяйственное законодательство в условиях экономической реформы
выражает особенности социалистических производственных отношений
в централизованно управляемом обществе и его основном участие -
государственном секторе народного хозяйства. Оно
предопределяется единством государственной собственности,
государственного народнохозяйственного плана, что не позволяет
рассматривать его в виде комплексной отрасли законодательства,
включающей в себя нормы разных отраслей пра-

(**1) X. З. Бахчисарайцев. Справочник по законодательству для
работников промышленности СССР. Госюриздат, 1951 г., стр. 5.

(**2) С. С. Алексеев. Социальная ценность права, стр. 79. Л. С.
Явич обращает на это внимание в сб. <Ленинская теория
социалистического государства и права и современность>, Казань,
1970 г., стр. 47. Критикуя В. П. Шкредова, пытавшегося
противопоставить плановое руководство хозяйством правовому
регулированию, авторы сборника <Государство, право, экономика>
подчеркивают, что в правовом регулировании большую роль играют и
индивидуальные акты, к которым относятся также, акты
планирования (стр. 119).

(**3) С. С. Алексеев. Социальная ценность права, стр. 78.

-48-

ва. (*1). Общие задачи и цели присущи всем отраслям
социалистического права, однако это не исключает необходимости
выделения специфических путей их достижения с учетом нужд
правоприменительной практики, что находит отражение в системе
законодательства. Кроме того, эффективность правовых норм,
составляющих отрасль законодательства, во многом зависит от
внутреннего согласования их, образующего определенное единство,
а это не свойственно комплексу (конгломерату) - механическому
соединению разноотраслевых правовых норм.

Хозяйственное законодательство объединяет нормы права в
различные группы с учетом определенного критерия, избираемого
законодателем сообразно с характером решаемых им задач. Общим
признаком, позволяющим включать в систему хозяйственного
законодательства правовые нормы, является специфическая
особенность последних - они призваны отражать безусловное
подчинение товарного производства централизованно-плановому
началу в целях обеспечения значительного подъема материального и
культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов
развития социалистического производства, повышения его
эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста
производительности труда. Эту же цель преследуют и нормы всех
прочих отраслей законодательства, однако лишь в конечном счете,
тогда как нормы хозяйственного законодательства непосредствен но
способствуют решению этих задач.

(**1) Систематизация хозяйственного законодательства. Изд.
<Юридическая литература>, М., 1971 г., стр. 14.

-49-

<< Предыдущая

стр. 11
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ