<< Предыдущая

стр. 25
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

1) законы, регулирующие междуштатную деятель-
ность корпораций, занятых в области транспортных пе-
ревозок, (*2), комунального обслуживания, (*3), телеграфной и
телефонной связи, радио и телевидения, (*4), авиации, (*5),

2) так называемое антитрестовское законодатель-
ство;

3) законы, касающиеся выпуска и торговли фондовы-
ми бумагами (Securities Act 1933, (*6), Securities Exchange
Act 1934 (*7) и ряд других);

4) законы, относящиеся к функционированию бан-
ков, входящих в систему Федеральной резервной систе-
мы, а также иных федеральных кредитных и финансо-
вых корпораций; (*8);

5) законы по налоговому обложению доходов корпо-
раций.

В США нет каких-либо общих федеральных законов
об образовании предпринимательских корпораций, хотя

(**1) 11 U.S.C.A. 1-1103.
(**2) 49 U.S.C.A. 1-1022.
(**3) 16 U.S.C.A. 791а-825г.
(**4) 47 U.S.C.A. 151-609.
(**5) 49 U.S.C.A. 1301-1542.
(**6) 15 U.S.C.A. 77a- 77aa.
(**7) 15 U.S.C.A. 78а- 78jj.
(**8) 12 U.S.C.A. 21-214c, 221-522, 1461-1468, 1751-1772.

-130-

Конституция США в принципе допускает возможность
их принятия в областях, отнесенных к компетенции фе-
дерации. (*9). В практике все крупные корпорации США,
деятельность которых выходит за пределы одного штата,
в том числе и государственные корпорации, обычно уч-
реждаются по законам отдельных штатов.

Законодательство о предпринимательских корпора-
циях в штатах весьма обширно. Помимо общих законов
о предпринимательских корпорациях имеются, как пра-
вило, отдельные законы об инкорпорации банков, стра-
ховых компаний, компаний, действующих в области же-
лезнодорожного и иного транспорта. Законодательные
органы штатов имеют свои законы о регулировании вы-
пуска и продажи фондовых бумаг и антитрестовское
законодательство, являющееся таким же покровительст-
венным для монополий, как и аналогичное федеральное
законодательство.

Большое внимание, не в пример Федеральной консти-
туции, уделяют предпринимательским корпорациям и
конституции штатов, имеющие верховный характер по
отношению ко всем другим законам о корпорациях.
В них часто содержатся довольно детальные нормы о
правовом положении корпораций.

В подавляющем большинстве штатов конституции осо-
бо оговаривают, что за властями штатов сохраняется пра-
во изменения и отмены принятых законов о корпорациях,
а также уставов уже функционирующих корпораций (в
целях предотвращения действия договорной доктрины,
сформулированной Маршаллом в <The Dartmouth Colle-
ge case>). Все конституции, кроме конституций шта-
тов Массачусетс, Коннектикут и Нью-Хемпшир, запре-
щают разрешительный порядок образования корпора-
ций, за исключением прямо предусмотренных в них слу-
чаев, и требуют установления явочного порядка инкорпо-
рации на основании общих законов о корпорациях.

В действующем законодательстве о предпринима-
тельских корпорациях отдельных штатов часто имеются

(**9) В некоторых случаях федеральное законодательство допуска-
ет образование корпораций в разрешительном порядке. Так, согласно
акту 1958 г. о небольших инвестиционных компаниях (15 U.S.C.A.
661-668), надлежащий федеральный орган уполномочен выдавать
разрешения об их инкорпорации, если они не могут быть образова-
ны по законам отдельных штатов.

-131-

существенные различия в решении многих важных сто-
рон организации и деятельности корпораций (в порядке
и условиях учреждения корпораций, в способах образо-
вания и структуре капитала, в содержании прав дирек-
торов и управляющих корпораций и т. д.). Они явились
следствием конкуренции между штатами по созданию
наиболее благоприятных условий для грабительской дея-
тельности монополий, возникшей еще в период станов-
ления империализма в США. Эта тенденция усиленно
поддерживается властями штатов и в настоящее время,
свидетельством чему может служить новый закон о пред-
принимательских корпорациях штата Нью-Йорк.

Однако, несмотря на различия, законодательные ак-
ты о предпринимательских корпорациях разных штатов
с точки зрения единства принципов решения одних и тех
же проблем могут быть и должны, как это делается и в
американской практике и правовой литературе, сведены
в следующие три основные группы.

1) Группа так называемых либеральных современ-
ных законодательных актов о корпорациях. Образцом
их может служить законодательство двух небольших
штатов-восточного штата Делавер (*10) и западного шта-
та Невада. (*11). Эти законы называются либеральными по-
тому, что они предоставляют крупному капиталу почти
не стесненные никакими правовыми рамками и не конт-
ролируемые со стороны государства возможности для
проведения бизнеса.

Так, общий закон о корпорациях штата Делавер,
введенный в действие в 1953 г., с рядом последующих
изменений и дополнений устанавливает по сравнению с
большинством штатов минимальный размер налогов,
взыскиваемых с учредителей в момент инкорпорации,
предусматривает весьма широкие полномочия директо-
ров и управляющих в области управления делами корпо-
раций за счет ограничения прав акционеров и предостав-
ляет фактическим хозяевам корпораций целый ряд дру-
гих привилегий, максимально облегчающих их возмож-
ности в получении и присвоении прибавочной стоимости.
В штатах Делавер и Невада в отличие от всех дру-

(**10) Delaware Code of 1953, Title 8 (General Corporation Law).
В дальнейшем-Del. Gen., Corp. Law.
(**11) General Corporation Law of Nevada of 1957.

-132-

гих штатов не существует даже законов о регулирова-
нии выпуска и продажи корпорациями фондовых бумаг,
что фактически легализует спекулятивные сделки с ак-
циями. Кроме того, в штате Делавер за много лет сложи-
лась устойчивая судебная практика, весьма благоприят-
ная для корпораций.

Все это вместе взятое сделало штат Делавер первым
штатом в США в области инкорпорации. Одна треть
всех корпораций, зарегистрированных на Нью-Йоркской
фондовой бирже, была образована в штате Делавер. Из
600 наиболее крупных американских корпораций 202
корпорации учреждены в штате Делавер. Среди них та-
кие гиганты, как <Бетлехен стил корпорейшн>, <Край-
стлер корпорейшн>, <Форд мотор компани>, <Джене-
рал моторе корпорейшн>, <Стандард ойл компани оф
Калифорния>, <Радио корпорейшн оф Америка> и мно-
гие другие. (*12).

2) По более высокой степени <либерализации> зако-
нодательства о корпорациях следующую группу состав-
ляют акты штатов, принявших за основу Примерный за-
кон о предпринимательских корпорациях, разработан-
ный Комитетом ассоциации адвокатов США по вопросам
права корпораций в 1946 г. и дополненный в 1959 г. под
значительным воздействием акта о предпринимательских
корпорациях штата Иллинойс 1933 г.

В настоящее время Примерный закон о предпринима-
тельских корпорациях полностью или частично принят в
следующих пятнадцати штатах: Алабама, (*13), Аляска, (*14),
Колорадо, (*15), Коннектикут, (*16), Федеральный округ Колум-
бия, (*17), Иллинойс, (*18), Айова, (*19), Мэриленд, (*20), Миссури, (*21),

(**12) <Fortune>, Supplement, July 1956.
(**13) Alabama Business Corporation Act of 1959.
(**14) Alaska Business Corporation Act of 1957.
(**15) General Corporation Law of 1953 and Colorado Corporation
Act of 1958.

(**16) Connecticut Stock Corporation Act of 1959, Amended in 1961.
(**17) District of Columbia Code of 1951 and Business Corporation
Act of 1954.

(**18) III. Bus. Corp. Act.
(**19) General Corporation Law of Iowa of 19&0 and Iowa Business
Corp. Act of 1959.

(**20) General Corporation Law of Maryland of 1951.
(**21) General and Business Corporation Law of Missouri of 1949.

-133-

Северная Дакота, (*22), Орегон, (*23), Техас, (*24), Виргиния, (*25), и
Висконсин, (*26).

К этой же группе, по нашему мнению, приблизился и
новый закон о предпринимательских корпорациях штата
Нью-Йорк, введенный в действие с 1 сентября 1963 г. (*27).

Отличительной чертой данной группы законодатель-
ных актов о корпорациях является то, что они, создавая
такие же благоприятные условия для деятельности ди-
ректоров и управляющих корпораций, как и законы шта-
тов Делавер и Невада, вместе с тем предоставляют не-
сколько большую защиту интересам мелких акционеров
и кредиторов корпорации.

3) Наконец, к третьей группе законодательных актов
о предпринимательских корпорациях относятся законы
штатов Калифорния (*28) и Северная Каролина, (*29), которые
считаются ограничительными и немодными, поскольку в
них больше, чем в законах других штатов, говорится о
защите прав акционеров и кредиторов и об относитель-
ном ограничении полномочий директоров и управляю-
щих в области управления корпорациями.

Законы о предпринимательских корпорациях всех
других штатов по характеру решения основных проблем
правового статуса корпораций относятся к одной из трех
перечисленных групп. Учитывая это обстоятельство, в
дальнейшем при анализе конкретных сторон организации
и деятельности корпораций мы будем пользоваться глав-
ным образом законами тех штатов, в которых наиболее
ярко проявляются характерные признаки перечисленных
групп. Это законы штатов Делавер, Иллинойс, Нью-
Йорк и Калифорния.

(**22) North Dacota Business Corporation Act of 1957.
(**23) Oregon Business Corporation Act of 1953.

(**24) Texas Business Corporation Act of 1955. (В дальнейшем-Тех.
Bus. Corp. Act.)

(**25) Virginia Stock Corporation Act of 1956.

(**26) Wisconsin Business Corporation Law of 1951. (В дальнейшем-
Wis. Bus. Corp. Law.)

(**27) N. Y. Bus. Corp. Law. Ранее действовавший закон штата о
предпринимательских корпорациях относился к законодательным ак-
там третьей группы.

(**28) General Corporation Law of California of 1947 and Business
and Professions Code of the State of California of 1937 (Amended in
1947). (В дальнейшем-Cal. Corp. Code.)
(**29) North Carolina Business Corporation Act of 1955.

-134-

2. Акты административных органов

В период империализма все большее значение в об-
ласти регулирования отношений, связанных с организа-
цией и деятельностью корпораций, как, впрочем, и во
всех других сферах общественной жизни США, начина-
ют играть акты многочисленных правительственных ко-
миссий, комитетов и подкомитетов. Подобное расшире-
ние административной, компетенции государственного
аппарата США наглядно свидетельствует о растущей
тенденции по усилению роли исполнительных органов
власти в деятельности американского государства за
счет ущемления прав и полномочий Конгресса США и
законодательных собраний штатов.

Административный метод управления в США позво-
ляет с большей быстротой и оперативностью при значи-
тельно меньшей публичности проводить в жизнь волю
монополий по созданию максимально благоприятных ус-
ловий для грабежа американского народа, а также дру-
гих народов, находящихся в сфере деятельности корпо-
раций.

Не ставя перед собой задачу дать исчерпывающий
перечень всех федеральных и штатных правительствен-
ных органов, акты которых в той или иной мере относят-

<< Предыдущая

стр. 25
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>