<< Предыдущая

стр. 26
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ся к корпорациям, мы ограничимся лишь теми из них,
преимущественно на федеральном уровне, которые были
специально созданы для осуществления определенных
функций по отношению к корпорациям.

Междуштатная торговая комиссия (The
Interstate Commerce Commission), созданная актом
Конгресса США в 1887 г. (*30), управомочена проводить
контроль за слиянием железнодорожных и некоторых
иных транспортных корпораций, осуществляющих меж-
душтатные перевозки; за выпуском ими фондовых бумаг;
за их отчетностью, а также выполнять ряд других дей-
ствий, связанных с функционированием названных кор-
пораций.

Федеральная комиссия связи (The Fede-
ral Communications Commission), учрежденная актом
Конгресса США в 1934 г. (*31), осуществляет надзорные

(**30) 49 U.S.C.A. 1-1022.
(**31) 47 U.S.C.A. 151-609.

-135-

функции за деятельностью общих (переплетающихся)
директоров, занимающих посты в нескольких телеграф-
ных, телефонных, радио и телевизионных компаниях;
следит за территориальным увеличением коммуникаций
и отчетностью данных компаний: наблюдает за слиянием
и присоединением телеграфных компаний.

Федеральная энергетическая комиссия
(The Federal Power Commission), образованная Кон-
грессом США на основании акта 1935 г. (*32), имеет
широкие надзорные права в области выпуска фондовых
бумаг, распоряжения имуществом, деятельности пере-
плетающихся директоров, слияния и присоединения, а
также решения ряда других вопросов корпорациями
коммунального обслуживания (снабжение населения во-
дой, электричеством, газом).

Комитет по гражданской авиации (The
Civil Aeronautics Board) (*33) выполняет контрольные
функции в отношении авиационных компаний.

Комиссия по регулированию выпуска и
обращения фондовых бумаг (The Securities and
Exchange Commission), созданная Конгрессом США в
1934 г. (*34), является одной из наиболее важных админи-
стративных комиссий в области осуществления надзора
за отдельными сторонами деятельности общенациональ-
ных корпораций. В связи с решением вопросов, связан-
ных с регулированием выпуска и обращения фондовых
бумаг, эта комиссия имеет весьма широкие полномочия
и в ряде других соприкасающихся областей организа-
ции и деятельности корпораций (устанавливает прави-
ла по публикации сведений о производственной и фи-
нансовой деятельности корпораций, о порядке голосова-
ния акционеров путем представительства и т. д.).

Федеральная торговая комиссия (The Fe-
deral Trade Commission), учрежденная Конгрессом США
актом 1934 г., призвана следить за соблюдением корпо-
рациями так называемого антитрестовского законода-
тельства. (*35).
В штатах также созданы многочисленные правитель-

(**32) l6 U.S.C.A. 791а-825.
(**33) 49 U.S.C.A. 1301-1542.
(**34) 15 U.S.C.A. 78a-78jj.
(**35) U.S.C.A. 41-58.

-136-

ственные органы, имеющие своей задачей регулирование
отдельных сторон организации и деятельности корпора-
ций. В частности, почти все штаты в целях предотвраще-
ния спекуляции акциями образовали правительствен-
ные комиссии по регулированию выпуска фондовых бу-
маг. Правда, это не привело к заметному уменьшению
числа спекулятивных сделок. В этой связи законы шта-
тов о регулировании выпуска и продажи корпорациями
фондовых бумаг в практике получили очень образное и
меткое название <законов голубого неба> (<Blue Sky
Laws>): сделки по продаже акций на основании этих
законов уподоблялись сделкам по продаже собственнос-
ти, находящейся в космическом пространстве.


-137-

3. Судебная практика

Судебная практика в США составляет один из важ-
ных источников права, в том числе и права корпораций.
Объясняется это прежде всего тем, что, как и в Англии,
право США в своей основе является прецедентным пра-
вом: при разрешении каждого дела судья обязан следо-
вать предшествовавшим решениям, вынесенным равны-
ми по положению или вышестоящими судами по анало-
гичным делам.

Но в отличие от английского права прецедентное пра-
во США имеет две особенности.

1) Оно предоставляет судьям большую свободу при
вынесении решений в оценке и принятии во внимание
конкретных обстоятельств рассматриваемых ими дел.
Если суд находит, что данные обстоятельства измени-
лись по сравнению с теми, на основании которых было
вынесено решение, являющееся прецедентом (а это не-
трудно установить, особенно в тех случаях, когда преце-
дент имел место несколько веков назад), то он может
вынести такое решение, которое в соответствии с его
буржуазным мировоззрением кажется ему более пра-
вильным.

2) Суды США неделены правом отмены задним чи-
слом своих собственных решений, могущих быть исполь-
зованными в качестве прецедентов. Верховный суд США
и верховные суды штатов довольно часто пользуются
этим правом.
Благодаря отмеченным обстоятельствам суды в США

-137-

имеют возможность более быстро и гибко приспосабли-
ваться ко всем поворотам политики США и быть надеж-
ным орудием в деле защиты интересов монополий, волю
которых они последовательно проводят в жизнь во всей
своей деятельности.

Своеобразное применение американскими судами
прецедентного права привело к тому, что по одному и то-
му же вопросу в судебной практике нередко имеется
масса противоречивых решений.

К этому следует добавить, что по своему происхож-
дению прецедентное право США является сложным об-
разованием. Оно составлено из английского общего пра-
ва (common law), английского права справедливости
(equity law) и решений американских судов.

Как источник права судебная практика в праве кор-
пораций имеет очень большое значение.

Во-первых, в настоящее время исключительно реше-
ниями судов регламентируется ряд существенных усло-
вий, определяющих правовой статус корпораций. К ним,
в частности, относятся признание корпораций фактиче-
скими юридическими лицами, возможность игнорирова-
ния юридической личности корпораций, установление
правовых особенностей в положении закрытых корпора-
ций и, что особенно важно отметить, чрезвычайно важ-
ная область доверительных отношений директоров и уп-
равляющих с корпорациями, в которых они занимают со-
ответствующие должности.

Во-вторых, в решениях судов дается интерпретация
действующего законодательства о корпорациях. Амери-
канские суды имеют право проверять конституционность
применяемых ими законов. Используя это право, они мо-
гут давать самую широкую и угодную корпорациям ин-
терпретацию законодательства.

Поэтому фактически невозможно правильно понять
нормы действующего законодательства о корпорациях
без анализа сопутствующей их применению судебной
практики.

-138-

ГЛАВА VII
ОБРАЗОВАНИЕ КОРПОРАЦИЙ

1. Вводные замечания

Образование корпораций является в США весьма
трудоемким и дорогостоящим процессом. Действие неумо-
лимых законов капиталистической конкуренции в отно-
шении каждой вновь учреждаемой корпорации дает се-
бя знать задолго до ее возникновения. Оно ощущается
уже в момент, когда еще только определяется сфера воз-
можного приложения капитала.

Получение, а точнее, завоевание места в бизнесе обы-
чно достигается длительной и разорительной войной с
существующими монополиями, иными заинтересованны-
ми капиталистическими объединениями и отдельными
капиталистами. В этой жестокой борьбе значительно
больше шансов на победу имеется, разумеется, у круп-
ного капитала. Мелкий капитал часто терпит крах, не
выдерживая конкуренции со стороны более сильных со-
перников, о чем свидетельствует большое ежегодное ко-
личество банкротств в стране. Естественно, что при
на-
личии подобных условий сфера будущей деятельности,
как и сам процесс образования новой корпорации, неза-
висимо от того, на базе какого капитала (крупного или
мелкого) она возникает, должны быть хорошо продума-
ны и тщательно организованы.

План организации корпорации обычно включает ре-

шение целого ряда экономических и правовых вопросов.
При этом реализацию данного плана могут взять на се-
бя как сами собственники предоставляемого для орга-
низуемой корпорации капитала, называемые в этой ста-

-139-

дии подписчиками (subscribers) акций, так и специаль-
ные наемные лица.

По первому пути идут, как правило, собственники
мелких капиталов, учитывающие сравнительно неболь-
шие масштабы своего будущего производства и относи-
тельную дороговизну услуг наемных лиц, приглашаемых
для организации корпораций. По подсчетам американ-
ских экономистов вознаграждение такого наемного лица
только за работу по определению сферы возможного
приложения капитала и характера организуемого про-
изводства, а также по отысканию банкира, согласного
принять на себя функции практической помощи в учреж-
дении корпорации, составляет 10% от всех обыкновен-
ных акций в капитале организуемой корпорации. Если
же названное лицо принимает на себя не только функции
советника, но и обязанности банкира и практического
организатора корпорации, то размер его вознагражде-
ния повышается до 51% в праве собственности на капи-
тал организуемой корпорации. (*1).

Несмотря на дороговизну, собственники капитала до-
вольно часто пользуются услугами наемных лиц или кор-
пораций, (*2), берущих на себя все практические обязанно-
сти по образованию новых корпораций. Объясняется
это тем, что такие лица имеют специальные знания и
большой опыт в области инкорпорации, а также необ-
ходимые связи в деловом мире. Поэтому их помощь зна-
чительно повышает шансы на успех задуманного бизне-
са.

В настоящее время в США сложились две вспомога-
тельные специализированные отрасли в области образо-
вания корпораций. Это, во-первых, отрасль экономиче-
ской деятельности, носителями которой обычно являются
лица, называемые организаторами корпораций (promo-
ters'); во-вторых, отрасль правовой деятельности, кото-
рая осуществляется во многих случаях силами юристов,
хорошо знающих законодательство и практику его при-
менения в области инкорпораций (incorporators).

(**1) См. A. Dewing. Financial Policy of Corporations. New York.
Ronald Press Co., 5-th ed., 1953, p. 416.

(**2) Согласно законам некоторых штатов организаторами корпо-
раций наряду с физическими лицами могут быть и корпорации. Такая
возможность предусмотрена, в частности, новым законом о предпри-
нимательских корпорациях штата Нью-Йорк.

-140-

С точки зрения хронологической последовательности
процесс образования корпораций распадается на следу-
ющие основные стадии: 1) экономические мероприятия
по организации корпорации: 2) выбор штата инкорпора-
ции и комплектование состава учредителей корпорации;

3) разработка устава корпорации и его регистрация и

<< Предыдущая

стр. 26
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>