<< Предыдущая

стр. 53
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Законы многих штатов допускают в настоящее вре-
мя возможность заочного принятия правлениями дирек-

-279-

торов решений без созыва официальных заседаний при
условии единогласного голосования всех директоров,
выраженного в письменной форме.

-280-

3. Права правления директоров

Законы о корпорациях штатов рассматривают прав-
ление директоров в качестве высшего органа по управ-
лению делами корпорации. <Управление деятельностью
каждой корпорации, образованной в соответствии с на-
стоящим законом,-говорится, например, в 141 (а)
закона штата Делавер,-будет осуществляться правле-
нием директоров корпорации, за исключением тех слу-
чаев, когда в законе или уставе корпорации предусмот-
рены на этот счет иные положения>. Ограничение или
лишение правления директоров прав управления корпо-
рацией помимо его воли может иметь место только в
крайних случаях. Согласно закону это возможно, напри-
мер, при ликвидации корпорации, производимой по ре-
шению суда, когда функции в области управления кор-
порацией передаются специально назначаемым судом
администраторам.

Возможное ограничение прав правления директоров
на основании устава корпорации допускается, по обще-
му правилу, лишь в закрытых корпорациях.

При этом во всех случаях речь идет, разумеется, об
ограничениях в юридическом смысле слова. Ибо эконо-
мически директора, если только они сами не являются
держателями контрольных пакетов акций, даже в слу-
чаях, когда, согласно закону, в их руках сосредоточена
полная административная власть в корпорациях, нахо-
дятся на положении зависимых лиц. Их хозяевами яв-
ляются крупные акционеры и банки, под диктовку ко-
торых они и осуществляют принадлежащие им права.

Формально, по закону директора корпораций в лице
правления пользуются огромными правами и очень
большой долей самостоятельности в области управле-
ния корпорациями. Закон всячески содействует тому,
чтобы поставить их в положение, максимально незави-
симое от акционеров корпорации.

Подобный подход обосновывается тем, что директо-
ра корпораций не должны признаваться обычными
представителями избравших их акционеров. Они яв-

-280-

ляются представителями sui generis, действующими в
интересах корпорации в целом, а не в интересах отдель-
ных групп акционеров. Сторонники договорной теории
даже заявляют, что свои полномочия на управление ди-
ректора получают от государства, а не от корпорации
как таковой.

К компетенции правлений директоров закон относит
решение наиболее важных вопросов деятельности кор-
пораций. Им обычно предоставляется право: 1) прини-
мать решения, определяющие основную политику дея-
тельности корпораций в области производства, установ-
ления цен на выпускаемую продукцию или оказывае-
мые услуги, реализации производимой продукции, обес-
печения производства сырьем, найма рабочей силы,
установления заработной платы рабочих и служащих;
2) решать вопрос о выплате акционерам дивидендов и
способах финансирования бизнеса корпораций: 3) опре-
делять формы и размер вознаграждения управляющих
и других должностных лиц корпораций, устанавливать
им пенсии; 4) устанавливать вознаграждение директо-
рам корпораций, (*8), 5) назначать и смещать управляющих
и других высших должностных лиц корпораций, а так-
же осуществлять общий контроль за их деятельностью,
6) принимать, изменять и отменять внутренние регла-
менты корпораций, если законом или уставами эти дей-
ствия не отнесены к компетенции собраний акционеров;
7) участвовать в решении экстраординарных вопросов,.
таких, как продажа всего или основной части имущест-
ва корпораций, ликвидация и реорганизация корпора-
ций и т. п. (*9); 8) делегировать принадлежащие правле-
ниям директоров права создаваемым ими комитетам, а

(**8) Закон, если иное не предусмотрено уставами или внутренними
регламентами корпораций, предоставляет такое право правлениям ди-
ректоров в штатах Нью-Йорк. Иллинойс, Огайо, Индиана, Айова,
Виргиния, Висконсин. Орегон, Алабама, Аляска, Колорадо, Северная
Каролина, Северная Дакота. В других штатах вопрос о вознагражде-
нии директоров корпораций решается акционерами.

(**9) Формы такого участия в разных штатах могут быть неодинако-
вы. Чаще всего это происходит путем наделения правлений дирек-
торов правом решения указанных вопросов в порядке предваритель-
ного, но обязательного рассмотрения. Только после этого
данные вопросы могут обсуждаться собранием акционеров. Такой
порядок установлен, например, в штате Делавер - 242 (d) (1), 251
(в), 275 Gen. Corp. Law.

-281-

также иным лицам и организациям (*10); 9) принимать ре-
шения по всем другим вопросам, относящимся к обыч-
ной деятельности корпораций.

При осуществлении своих полномочий директора
имеют право беспрепятственного доступа ко всей доку-
ментации, ведущейся корпорациями. В двух штатах
(Мичиган и Оклахома) они управомочены даже на
предъявление производных исков. При этом по отноше-
нию к ним не применяются ограничения, установленные
законом и судебной практикой применительно к произ-
водным искам акционеров.

Характерной чертой деятельности директоров корпо-
раций является то, что при решении всех вопросов они
могут полагаться на так называемое правило делового
суждения (business judgment rule). Основной смысл его
сводится к следующему. Если при принятии того или
иного решения по вопросам, входящим в компетенцию
директоров и не являющимся для корпораций действия-
ми ultra vires, директора субъективно исходят из дело-
вых интересов корпораций в целом и предпринимают
необходимые с точки зрения обычных представлений
усилия для обеспечения достижения желаемого ими ре-
зультата, то считается, что такое решение вынесено в
пределах осуществления внутренней компетенции дирек-
торов корпораций. Поэтому суд не может вмешиваться
в данную сферу деятельности директоров корпораций,
даже если последние допустили при этом непреднаме-
ренные ошибки и деловые просчеты. Такое правило, по-
скольку в его основе лежит главным образом субъектив-
ный критерий, предоставляет директорам корпораций
большой простор в осуществлении их полномочий. Пра-
вило делового суждения определяет границы возмож-
ного вмешательства судов в область внутренней компе-
тенции директоров по управлению корпорациями.

(**10) При этом предполагается, что делегирование прав не освобож-
дает директоров корпораций от ответственности за все действия, со-
вершенные при их реализации. Делегируются права, но не обязанно-
сти.

-282-

4. Комитеты правления директоров

Практика создания отдельных комитетов в составе
правлений директоров получила широкое распростране-
ние в крупных и средних корпорациях. Объясняется это

-282-

тремя основными причинами. Во-первых, тем, что через
посредство комитетов директора получают возможность
более эффективного участия в управлении корпорация-
ми. (*11).

Во-вторых, комитеты по сравнению с правлениями
директоров являются более оперативными и работаю-
щими органами управления корпорациями.

И, в-третьих, создание комитетов в узком составе с
широкими полномочиями позволяет фактически от-
странять от участия в управлении делами корпораций
неугодных директоров, представляющих в правлениях
интересы меньшинства акционеров.

Законы о корпорациях штатов обычно содержат спе-
циальные положения, уполномочивающие правления ди-
ректоров корпораций создавать подобные комитеты. (*12).
При этом если в одних штатах, например в Нью-Йорке
и Иллинойсе, право правления директоров на образова-
ние комитетов должно быть оговорено в уставе или
внутреннем регламенте корпорации, то в других штатах,
например в Делавере, оно предоставлено правлению ди-
ректоров непосредственно самим законом.

Среди комитетов правлений, комплектуемых исклю-
чительно из директоров корпораций, (*13), наиболее видное
место занимают исполнительные комитеты.

По своей численности исполнительные комитеты, как
и другие комитеты, создаваемые правлениями директо-
ров, как правило, невелики.

Согласно закону они могут осуществлять в области
управления корпорациями полномочия, принадлежащие
правлениям директоров. Перечень полномочий, делеги-
руемых правлениями директоров создаваемым ими ко-
митетам, дается в уставах или внутренних регламентах
корпораций.

(**11) Как указывалось выше, правления директоров в полном сос-
таве собираются не чаще одного раза в месяц и к тому же нередко
пo существу механически утверждают (<штампуют>) решения уп-
равляющих.

(**12) N. Y. Bus. Corp. Law, 712: Del. Gen. Corp. Law, 141 (с),
Cal. Corp. Code, 822; III. Bus. Corp. Act., 38; Mass. Gen. Law.
26: N. J. Bus. Corp. Act, 14 (7- 4).

(**13) Комитеты правлений директоров не следует смешивать с дру-
гими комитетами, существующими в корпорациях. В состав послед-
них могут входить как директора, так и должностные лица, не явля-
ющиеся директорами корпораций.

-283-

В связи с этим на практике возник вопрос о том,
имеют ли право правления директоров корпораций пере-
давать своим комитетам все принадлежащие им в силу
закона полномочия на управление корпорациями.
В ряде штатов ответ на этот вопрос дается в самих за-
конах о корпорациях, содержащих определенные огра-
ничения. Так, согласно 822 закона штата Калифорния
правления директоров не могут делегировать комите-
там право объявления дивидендов и право принятия, из-
менения и отмены внутренних регламентов корпораций.
В штате Нью-Йорк такие ограничения носят более ши-
рокий характер. В соответствии с 712 закона штата
Нью-Йорк не могут быть переданы комитетам право вы-
несения на решение акционеров вопросов, отнесенных к
компетенции последних, право на замещение вакансий
в правлении директоров или его комитете, назначение
вознаграждения директорам, право внесения изменений
или отмены существующего внутреннего регламента, а
также принятия нового внутреннего регламента и право
внесения изменений и отмены решений, принятых прав-
лением директоров, если иное не оговорено последним.

Имеются, однако, штаты, в которых закон не указы-
вает каких-либо конкретных ограничений права прав-
лений директоров корпораций передавать своим коми-
тетам принадлежащие им полномочия. Такое положение
существует, например, в штате Делавер. Согласно
141 (а) закона этого штата <правление директоров
своим решением, принятым большинством голосов всего
состава правления, может назначить один или несколь-
ко комитетов, каждый из которых будет состоять из
двух или более директоров корпорации. Эти комитеты
в объеме, предусмотренном решением правления дирек-
торов или внутренним регламентом корпорации, имеют
право осуществлять полномочия, принадлежащие прав-
лению директоров в области управления корпорацией,
и правомочны пользоваться печатью корпорации в отно-
шении всех бумаг и документов, проходящих через них>.

Следовательно, теоретически комитетам могут быть
делегированы все права, имеющиеся у самих правлений
директоров корпорации. Однако судебная практика идет
по иному пути, вводя известные ограничения права де-
легирования полномочий комитетам в штатах, законы
которых подобных ограничений не содержат.

-284-

В этом отношении характерно решение Федерально-
го окружного апелляционного суда. по делу Науез v.
<Canada Atlantic & Plant S. S. Co. Ltd.>, вынесенное еще
в 1910 г. Обстоятельства дела сводились к следующему.
Хейс, будучи директором и президентом корпорации,
при поддержке другого зависимого от него директора,

<< Предыдущая

стр. 53
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>