<< Предыдущая

стр. 54
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

входящего так же, как и он, а состав исполнительного
комитета правления директоров (всего в комитете было
три члена), оформил решением последнего; 1) установ-
ление для себя высокого ежегодного вознаграждения,
2) оплату пользования арендованным им домом, 3) из-
менение внутреннего регламента корпорации, уменьшив
численный состав исполнительного комитета с трех до
двух членов и введя новые правила, в соответствии с
которыми специальные собрания акционеров и заседа-
ния правления директоров впредь будут созываться
только по инициативе президента корпорации.

При этом Хейс опирался на ст. 8 устава корпорации,
в которой было сказано, что исполнительный комитет в
период между заседаниями правления директоров наде-
ляется всеми полномочиями последнего.

Федеральный суд, рассматривавший это дело в по-
рядке апелляции, признал указанные решения противо-
речащими нормам общего права, отметив при этом,
что интерпретация ст. 8 устава корпорации в части на-
деления исполнительного комитета всеми правомочия-
ми, принадлежащими правлению директоров, должна
быть ограничена рамками прав, обычно передаваемых
исполнительным комитетам и во всяком случае не долж-
на включать в себя вознаграждение директоров и чле-
нов исполнительного комитета корпорации. (*14).

(**14) 181 F. 289.
-285-

5. Управляющие корпораций и их права


Управляющими считаются высшие должностные
лица корпораций, наделенные правом самостоятельного
решения вопросов по управлению в пределах предостав-
ленных им полномочий.

Такими лицами в корпорациях в первую очередь яв-
ляются президент, вице-президент и казначей. В их
число могут входить также председатели правлений ди-
ректоров, руководители управлений, отделов и произ-

-285-

водственных объединений, многочисленные заместители
названных лиц и иные должностные лица корпораций.

Конкретный перечень лиц, наделенных правом само-
стоятельного решения административных вопросов в об-
ласти управления, устанавливается самими корпорация-
ми в их внутренних регламентах. (*15).

Помимо названной категории высших должностных
лиц в корпорациях имеется определенный штат рядовых
служащих, работающих под непосредственным руковод-
ством управляющих и выполняющих чисто технические
функции. С точки зрения характера выполняемых функ-
ций к обычным служащим по существу принадлежит и
секретарь корпорации. Однако, учитывая важное поло-
жение, которое он занимает в корпорации (в его ведении
находится вся служебная документация, он отвечает
за делопроизводство корпорации и т. д.), законы шта-
тов рассматривают секретаря в качестве высшего долж-
ностного лица корпорации. Секретарь фактически яв-
ляется начальником канцелярии и в этом своем качест-
ве, конечно, пользуется известной самостоятельностью
по управлению делами корпорации.

Законы о корпорациях штатов обычно называют наи-
более важные должности, которые должны или могут
быть учреждены в корпорациях. Так, согласно 142 (а)
закона о корпорациях штата Делавер каждая корпора-
ция должна иметь президента, секретаря и казначея.
Наличие этих должностных лиц в корпорациях требует-
ся также законами 25 других штатов (Пенсильвании,
Огайо, Мичигана, Нью-Джерси, Массачусетса и др.).

Закон штата Миссури предписывает корпорациям
иметь должности президента и вице-президента, а зако-
ны штатов Северная Каролина и Вайоминг - только
должность президента.

Имеются и такие штаты, в законах которых решение
вопроса о перечне желательных высших должностных

(**15) Правлению директоров корпораций не запрещено передавать
на определенный срок по договору функции управления другим кор-
порациям. К таким договорам нередко прибегают инвестиционные
компании, а также корпорации, занятые коммунальным обслужива-
нием населения. Для признания подобных договоров действитель-
ными суды требуют, чтобы правления директоров при этом не пере-
давали тех принадлежащих им по закону полномочий, которые ка-
саются вопросов выработки основной политики деятельности корпо-
раций.

-286-

лиц корпораций дается в факультативной форме. На-
пример, 715 закона штата Нью-Йорк предусматри-
вает, что правление директоров корпорации может из-
брать или назначить президента, одного или нескольких
вице-президентов, секретаря и казначея и других долж-
ностных лиц, которых оно пожелает иметь или которые
уже названы во внутреннем регламенте корпорации.

В законах штатов часто указываются и те требова-
ния, которые предъявляются к лицам, назначаемым или
выбираемым на высшие административные должности
в корпорациях. Так, в 23 штатах, в число которых вхо-
дит и Делавер, говорится, что президент может быть
назначен только из числа директоров корпорации.

В этой связи интересно заметить, что на тех же по-
зициях в данном вопросе стоял и старый закон о кор-
порациях штата Нью-Йорк. Новый же закон не со-
держит требования о том, чтобы президент корпорации
обязательно был директором, расширяя тем самым воз-
можности корпораций в части приглашения на основ-
ную административную должность необходимых им лиц.

Все высшие должностные лица корпорации по зако-
ну должны обладать необходимой дееспособностью для

того, чтобы быть в состоянии заключать от имени корпо-
рации сделки и совершать в ее интересах другие юри-
дические действия.

Кроме того, законы многих штатов, в том числе Де-
лавера и Нью-Йорка, предоставляют корпорациям пра-
во требовать, чтобы лица, назначенные на соответствую-
щие административные должности, для удостоверения
своего добросовестного отношения к исполнению обя-
занностей вносили в виде залога крупные денежные
суммы, имели поручителей и приносили под присягой
клятву верности корпорациям. Внесение залога и нали-
чие поручителей почти всегда требуются от лиц, назна-
ченных на должность казначея корпорации.

Эти положения закона имеют открыто выраженный
классовый характер. Они устанавливают своеобразный
имущественный ценз, в силу чего высшие администра-
тивные должности в корпорациях могут заниматься
лишь представителями господствующих классов.

Законы штатов обычно содержат нормы, касающие-
ся совместительства в пределах одной и той же корпо-
рации.

-287-

В большинстве штатов, включая штат Делавер, одно
лицо может занимать любые две должности в админи-
стративном аппарате корпорации, за исключением
должностей президента и секретаря. Законы отдельных
штатов, например штата Нью-Йорк, допускают возмож-
ность назначения лица на неограниченное количество
должностей, в число которых, однако, не должны вхо-
дить должности президента и секретаря корпорации.
В этих случаях создаются необходимые правовые осно-
вания для сосредоточения административной власти в
руках весьма немногочисленного замкнутого круга лиц,
что представляет собой ценность в закрытых корпора-
циях.

Назначение лиц на высшие административные долж-
ности в корпорациях, как правило, производится реше-
ниями правлений директоров. Срок их полномочий опре-
деляется неодинаково в различных штатах. Так, закон
штата Делавер вообще не указывает никакого срока, а
закон штата Нью-Йорк определяет его в один год при
условии, что в уставе или внутреннем регламенте соот-
ветствующей корпорации не установлено иное.

Но важно отметить при этом другое. В законах по-
давляющего большинства штатов содержится специаль-
ная оговорка о том, что правление директоров корпора-
ции по своему усмотрению может освободить управ-
ляющих от занимаемых ими должностей в любое время
независимо от истечения срока, на который они были
назначены или выбраны. В случае, когда управляющие
избираются акционерами (это имеет место преимуще-
ственно в закрытых корпорациях), окончательное уволь-
нение управляющих производится акционерами. Дирек-
торам корпораций предоставляется лишь право отстра-
нения таких управляющих от должности.

Это право может быть осуществлено директорами
корпорации независимо от вины и отношения управляю-
щих к исполнению порученных им обязанностей. В связи
с этим в законе обычно говорится, что назначение или
избрание лица на соответствующую административную
должность само по себе еще не создает для него каких-
либо договорных прав.

Дело в том, что в соответствии с установившейся су-
дебной практикой, если между управляющим и корпо-
рацией был заключен не противоречащий закону договор

-288-

о найме на работу, то положения такого договора имеют
приоритет перед уставом и внутренним регламентом
корпорации. Данный приоритет выражается, в частнос-
ти. в том, что досрочное увольнение должностного лица
корпорации, на что последняя в силу закона имеет пра-
во, не устраняет договорного права уволенного лица
на возмещение убытков, причиненных таким увольне-
нием. (*16).

Сказанное о соотношении закона и договора в рас-
сматриваемой области означает, что закон и суды при-
знают юридическую силу за долгосрочными договорами
о найме лиц в качестве должностных лиц корпорации,
общий срок действия которых превышает указанный в
законе, уставе или внутреннем регламенте срок полно-
мочий этих лиц. Однако и в этом случае преждевремен-
ное увольнение должностных лиц по решению правле-
ния директоров корпорации не дает им права требо-
вать восстановления в прежней должности. Такие лица
управомочены лишь на возмещение договорных убыт-
ков, явившихся следствием подобного увольнения.

При исполнении своих служебных обязанностей уп-
равляющие, в отличие от директоров, по установивше-
муся мнению выступают в качестве представителей кор-

пораций. Поэтому по отношению к ним применяются
все основные положения, характерные для института
представительства вообще.

Представительство управляющих основано на их до-
верительных отношениях с корпорациями. Управляю-
щие считаются доверенными лицами корпораций и при
злоупотреблении своим положением могут быть привле-
чены к ответственности наравне с директорами. Свои
полномочия на совершение действий по управлению кор-
порациями они получают не от акционеров, а от прав-
лений директоров.

Однако в тех корпорациях, где правления директо-
ров находятся на положении <штампующих> органов,
управляющие в сущности сами наделяют себя необходи-
мыми им полномочиями.

Указанный порядок определения полномочий управ-
ляющих призван сделать их полностью юридически не-
зависимыми от акционеров корпораций.

(**16) Ряд штатов закрепил эту судебную практику в законе. См.,
например, III. Corp. Law, 44; N. Y. Bus. Corp. Law, 716 (b).

-289-

Фактически же управляющие, так же как и дирек-
тора, независимы лишь от мелких и средних акционе-
ров, продолжая оставаться полностью зависимыми от
крупных акционеров и банков, которые дали в их руки
власть и интересы которых они защищают, демагоги-
чески прикрываясь при этом своим иллюзорным само-

стоятельным положением в корпорациях.

По своему характеру полномочия управляющих кор-
пораций могут быть подлинными и очевидными.

Подлинными считаются полномочия, основанные
на законе, уставе, внутреннем регламенте и решении
правления директоров корпорации. К подлинным отно-

<< Предыдущая

стр. 54
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>