<< Предыдущая

стр. 7
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

стороны отдельных слоев буржуазии и купечества.

Как правило, подобные разрешения выдавались влас-
тями штатов за взятки, в связи с чем наблюдалась кор-
рупция и другие отрицательные явления в деятельности
законодательных органов штатов и иных государствен-
ных органов США, связанных в той или иной степени с
организацией и функционированием капиталистического
бизнеса. На это обстоятельство были вынуждены обра-
тить внимание и буржуазные авторы. <В то время,-
пишет А. Берли,-политические лидеры, юристы, знако-

(**9) Следует отметить, что в отношении отдельных корпораций, ко-
торые по роду своей деятельности не преследовали цели извлечения
выгоды (городские общины, религиозные организации, корпорации
в области образования и т.п.), в стране уже имелись общие зако-
ны об инкорпорации (без необходимости утверждения уставов и
получения от государства специального разрешения на учреждение
каждой индивидуальной корпорации). Так, общий закон об инкор-
порации церквей и благотворительных организаций был известен в
США с 1784 г.

-32-

мые со всеми обходными путями в столицах штатов, по-
литики, желающие получить гонорары и денежные по-
жертвования в избирательные фонды за свою деятель-
ность в пользу корпораций, были знакомыми фигура-
ми> (*10). <Коррупция и взяточничество депутатов законода-
тельных органов штатов, соединенные с действием про-
мышленной революции,-отмечает Гарри Генн,-тре-
бовали изменений> (*11).
(**10) Adoll A. Berle. Historical inheritance of American Corpora-
lion. Social Meaning of Legal Concepts 3-the Powers and Duties of
Corporate Management. N. Y. U. School of Law, 1950, p, 189.

(**11) H. Henn. Op. cit,. p. 16. Следует сказать, что коррупция и
взяточничество в государственных органах, включая Конгресс США,
в связи с взаимоотношениями с корпорациями процветают и по на-
стоящее время. Примеров тому можно привести много. Так, сена-
тор Дж. Бендер получил от <United dye & chemical corporation>
осенью 1957 г. взятку в 100 000 долларов за содействие в прекра-
щении правительственного расследования махинаций названной кор-
порации. <New York Times>, March 28, 1962,

-33-

2. Законодательство о корпорациях в период
промышленного переворота и расцвета свободной
конкуренции

Промышленный переворот, начавшийся в США в на-
чале XIX века и ставший особенно заметным после анг-
ло-американской войны 1812- 1814 гг., привел к утверж-
дению фабричной системы в американской промышлен-
ности. К 1870 г. США по объему промышленного про-
изводства вышли на второе место в мире после Англии.
В 60-е и 70-е годы прошлого века развитие свободной
конкуренции в США достигло наивысшего предела.

В связи с переходом к фабричной системе ведения
промышленного производства в стране значительно уве-
личилось количество вновь возникающих предпринима-
тельских корпораций. Так, в Новой Англии, являвшейся
и первой половине XIX века одним из наиболее разви-
тых промышленных районов страны, к 1830 г. было ор-
ганизовано 1900 корпораций, из которых 600 приходи-
лось на добывающую и обрабатывающую промышлен-
ность. Примерно такое же количество корпораций к то-
му времени возникло в штатах Мэриленд, Нью-Джерси,
Нью-Йорк, Огайо и Пенсильвания, вместе взятых. К это-
му же времени относится учреждение первых корпора-

-33-

ций и в области железнодорожного транспорта (*12). В по-
следующие годы и десятилетия волна инкорпораций
поднялась еще выше.

Естественно, что в таких условиях жесткие правила
о порядке возникновения корпораций превратились в
препятствие для дальнейшего развития капиталистичес-
кого бизнеса. Буржуазия стала требовать создания
формально равных возможностей для всех лиц, желаю-
щих заниматься корпоративным бизнесом, ссылаясь на
пресловутый буржуазный лозунг о свободе личности.
В юридической области это требование практически све-
лось к призыву отменить существовавший разрешитель-
ный порядок образования корпораций и заменить его
явочно-нормативным путем издания общих законов об
инкорпорации. И американское государство в лице за-
конодательных органов штатов охотно откликнулось на
требование бизнесменов.

В 1811 г. в штате Нью-Йорк был принят первый в
истории американского государства общий закон о пред-
принимательских корпорациях. (*13). Хотя действие этого
закона распространялось лишь на обрабатывающую про-
мышленность по выработке текстиля, стекла, металла и
краски, а не на все хозяйство, его значение в обшей сис-
теме законодательства о корпорациях в США не может
быть преуменьшено. Впервые в одной из важнейших от-
раслей американской промышленности бизнесмены по-
лучили право учреждать в явочном порядке корпорации
без необходимости получения на то особого разрешения
со стороны государства.

На основании указанного закона пять или более лиц
могли образовать корпорацию путем регистрации ее
устава, в котором необходимо было указать наименова-

(**12) См. A. Chayes. Introduction to <Corporations> by J. Davis,
pp. VII, VIII.

(**13) Истории законодательства о корпорациях в США известны
два более ранних акта о явочном порядке образования предприни-
мательских корпораций. Это закон 1795 г., принятый штатом Север-
ная Каролина, и закон 1799 г. штата Массачусетс. Но американские
историки права обычно не рассматривают их в качестве законов,
которые были бы переломными вехами в истории американского за-
конодательства о корпорациях. Объясняется это тем, что указанные
акты имели весьма и весьма ограниченное применение. Так, закон
штата Северная Каролина распространялся только на корпорации
в области строительства водных каналов, а закон штата Массачу-
сетс - на корпорации по строительству акведуков.

-34-

ние корпорации, ее месторасположение, цели и область
се деятельности, общую сумму капитала корпорации, ко-
личество выпускаемых акций, фамилии и адреса ее пер-
вых директоров. Общий капитал корпорации не должен
был превышать 100000 долларов, время существования
корпорации было ограничено двадцатью годами. При не-
достаче имущества корпорации в случае ее ликвидации
собственники акций могли были быть привлечены креди-
торами к дополнительной ответственности (*14).

В 1837 г. штат Коннектикут ввел еще более либераль-
ный для бизнесменов закон о корпорациях (*15), которым
разрешалось учреждать в явочном порядке предприни-
мательские корпорации в любой области хозяйства. За-
кон распространялся на корпорации с общим капиталом
от 4000 до 200000 долларов. Такие же общие законы о
корпорациях стали приниматься и в других штатах. Но
нее они, как правило, ограничивали общий капитал кор-
пораций довольно низкими суммами, сильно урезывали
права корпораций в области получения займов, сохраня-
ли личную ответственность собственников акций перед
кредиторами корпораций, требовали строгого соблюде-
ния корпорациями принципа специальной правоспособ-
ности. Объяснялось это в основном двумя причинами. Во-
первых, уровень концентрации и централизации произ-
водства был еще сравнительно невысок, и потому уста-
новленные законом максимальные пределы общей сум-
мы капитала корпораций во многих случаях не являлись
препятствием для развития промышленности того време-
ни. Кроме того, для тех случаев, когда вновь организуе-
мым корпорациям требовалось выйти за рамки установ-
ленного лимита капитала или учредить корпорации в
таких областях, на которые действие общих законов об
инкорпорации в явочном порядке не распространялось,
законодательные системы штатов в течение довольно
длительного времени сохраняли старый разрешительный
порядок учреждения корпораций. Таким образом, в шта-
тах в течение определенного периода параллельно дейст-
вовали две системы образования корпораций.

Во-вторых, в отдельных штатах действие общих за-
конов о корпорациях было ограниченным. Поэтому по-
давляющее большинство корпораций продолжало учреж-

(**14) New York Laws, 1811, p. 67.
(**15) Connecticut Public Laws (May 1836-May 1837), p. 63.

-35-

даться законодательными органами штатов в разреши-
тельном порядке. Так, например, в течение 23 лет су-
ществования указанной двойственной системы инкорпо-
рации в штате Висконсин было организовано в разре-
шительном порядке ИЗО корпораций и на основании
общего закона в явочном порядке-только 143, а в
штате Нью-Джерси-соответственно 2551 и 982 корпо-
рации.

Начиная с конституции штата Луизиана 1835 г. (*16),
многие штаты стали включать в свои конституции спе-
циальные положения, полностью или с определенными
исключениями запрещающие инкорпорацию в разреши-
тельном порядке. К концу XIX века законодательные
системы всех штатов, за исключением штатов Коннекти-
кут, Массачусетс, Нью-Гемпшир и федерального округа
Колумбия, приняли подобные положения, предусматри-
вающие в качестве общего правила явочный порядок
образования предпринимательских корпораций на осно-
вании общих законов о корпорациях.

В рассматриваемый период, когда корпорации в ус-
ловиях свободной рыночной конкуренции показали свое
экономическое преимущество перед индивидуальным
способом ведения капиталистического производства, ког-
да во многих штатах был совершен переход к явочному
порядку образования корпораций и когда корпорации
прочно завоевали за собой репутацию буржуазных ин-
ститутов, отпала необходимость сохранения в силе опи-
санной выше идеи <зарезервированного условия догово-
ра> применительно к взаимоотношениям государства с
корпорациями.

Поэтому на корпорации был распространен общий
принцип охраны прав, закрепленный в XIV поправке к
Конституции США, до этого применявшийся лишь по от-
ношению к физическим лицам. В соответствии с этой по-
правкой, принятой в 1868 г., <ни один штат не может
лишить любое лицо жизни, свободы или собственности
без должного процесса, установленного правом, так же
как не может отрицать за любым лицом в пределах сво-
ей юрисдикции равное право на защиту закона> (*17).

(**16) Louisiana Constitution Title VI, Art. 123 (1845).
(**17) Amendment XIV. Limitations on State Action. О буржуазном
характере XIV поправки, которая в действительности предоставляет
указанные в ней права лишь богатым, см. стр. 87-88 настоящей
работы.

-36-

Таким образом, законодательство США о корпора-
циях в период промышленного переворота и расцвета
свободной рыночной конкуренции было приведено в со-
ответствие с потребностями развивавшегося капитали-
стического производства и сыграло немаловажную роль
и превращении корпораций в один из основных инстру-
ментов буржуазной американской экономики.

-37-

3. Законодательство о корпорациях в период
становления и господства империализма в США

Последняя треть XIX века в истории США является
периодом перерастания капиталистической экономики,
основанной на свободной конкуренции, в экономику им-
периализма с установлением господства банков и моно-
полий.

Уже после гражданской войны 1861-1865 гг.. от-
крывшей широкую дорогу для быстрого капиталистиче-
ского развития США, в экономике страны начал проис-
ходить процесс концентрации производства. Этот про-
цесс заметно усилился в последующие годы, а в 80-
90-х годах он стал определяющим в развитии капитали-
стической экономики США.

Концентрация производства привела к возникновению
и росту капиталистических монополий. В 70-е годы поя-
вились первые тресты. В 1870 г. Д. Рокфеллером был
создан первый в стране трест <Стандард ойл>. под уп-
равление которого к 80-м годам перешло 90% всех
нефтеочистительных предприятий страны. В связи с круп-
ным железнодорожным строительством, проводившимся
в стране в эти годы, особенно заметное распространение
получили монополии в области железнодорожного
транспорта. Железные дороги в Америке, писал К. Маркс
в 1879 г., <послужили основой для возникновения огром-
ных акционерных компаний, одновременно образовав
новый отправной пункт для создания разного рода дру-
гих акционерных компаний, начиная с банковских> (*18).

<< Предыдущая

стр. 7
(из 74 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>