стр. 1
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Теоретические проблемы хозяйственного права./ Ин-тут гос-ва и права
АН СССР/ Под ред. В.В.Лаптева. -М.: Наука, 1975. -412с.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР, ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

Под редакцией профессора В. В. ЛАПТЕВА

Москва, Наука, 1975

Настоящее исследование основывается на новейших достижениях правовой
науки и направлено на дальнейшее развитие хозяйственного права. В
работе рассматриваются научные проблемы кодификации хозяйственного
законодательства, субъекты хозяйственного права, правовой режим их
имущества, юридические аспекты планирования, система хозяйственных
обязательств, законность в хозяйственных отношениях, порядок защиты
хозяйственных прав, правовое регулирование международных хозяйственных
отношений.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение......................................................... 3

Глава 1. Хозяйственное право и проблемы его кодификации ............. 5

1. Развитие хозяйственно-правовой концепции и ее отражение в
действующем законодательстве .................................... 5

2. Теоретические проблемы кодификации хозяйственного
законодательства ............................................... 32

Глава 2. Субъекты хозяйственного права ........................... 52

1. Общее понятие субъекта хозяйственного права ..................... 52

2. Хозяйственная компетенция ....................................... 66

3. Виды субъектов хозяйственного права . . 85

Глава 3. Правовые формы имущественной самостоятельности хозяйственных
органов ....................................................... 109

1. Право оперативного управления как юридическая форма имущественной
самостоятельности субъектов хозяйственного права .............. 109

2. Развитие института права оперативного управления в современных
условиях ...................................................... 147

Глава 4. Правовые проблемы планирования . ......................... 166

1. Правовой механизм реализации экономических требований, предъявляемых
к планированию ............................................... 168

2. Проблемы правового регулирования планирования в современных
условиях ...................................................... 183

Глава 5. Система хозяйственных обязательств ....................... 202

1. Обязательства в хозяйственном праве . .......................... 202

2. Система хозяйственных обязательств .... 228

Глава 6. Законность в хозяйственных отношениях .................... 260

1. Советская социалистическая законность. Законность и государственная
дисциплина в хозяйственных отношениях ......................... 260

2. Законность и хозяйственно-правовые акты ........................ 273

3. Правовые гарантии законности ................................... 292

Глава 7. Хозяйственный процесс - порядок защиты хозяйственных прав .312

1. Понятие процесса. Его место в механизме правового регулирования .312

2. Хозяйственный процесс. Его система ............................. 321

3. Принципы хозяйственного процесса ............................... 334

4. Отграничение хозяйственного процесса от хозяйственного права,
административного и гражданского процессов ... ................ 343

Глава 8. Развитие международных хозяйственных отношений в условиях
социалистической экономической интеграции ..................... 355

1. Хозяйственное законодательство и регулирование международных
хозяйственных связей .......................................... 355

2. Системное правовое регулирование интеграционных процессов ...... 373

3. Проблемы научной разработки системного правового регулирования
интеграционных процессов ... .................................. 384

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в нашей стране проводятся широкие
мероприятия по совершенствованию механизма
социалистического хозяйствования. С этим процессом
непосредственно связана необходимость серьезного улучшения
правового регулирования социалистической экономики.
Недостатки в правовом регулировании хозяйственной
деятельности были отмечены Генеральным секретарем
ЦК КПСС Л. И. Брежневым. <К сожалению, длительное
время этим вопросам не уделялось должного внимания
и в результате накопилось много нерешенных проблем.
В каждой отрасли народного хозяйства действуют тысячи
разных предписаний и инструкций. Попробуй в них
разобраться! Тем более, что многие из этих инструкций
устарели, содержат неоправданные ограничения, мелочное
регламентирование. Это стесняет инициативу, противоречит
новым требованиям, которые ныне предъявляются к
экономике>.(*1)

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 25 июня 1975 г. <О мерах по дальнейшему
совершенствованию хозяйственного законодательства>
(СП СССР, 1975, № 16, ст. 98) намечены пути усиления его
роли в повышении эффективности общественного производства,
поручено соответствующим организациям разработать
план подготовки важнейших законодательных актов и
постановлений Правительства СССР, предусмотрено
проведение работ по кодификации хозяйственного
законодательства. Все это требует разработки теоретических
проблем хозяйственного права, исследования юридических
аспектов социалистического хозяйствования.

Социалистическое хозяйствование развивается на базе
объективных экономических законов социализма. Они учи-

(**1 <Правда>, 15 июня 1974 г.)
-3-

тываются в научно обоснованной хозяйственной политике
партии и государства, которая находит выражение и в
правовых нормах. Правовое нормативное регулирование
хозяйственных отношений используется для организации
руководства социалистическим производством.
Нормы хозяйственного права, с одной стороны, способствуют
развитию социалистической экономики, а с другой -
закрепляют сложившиеся хозяйственные отношения, придают
им определенную стабильность. Применение новых форм и
методов руководства требует строгого порядка в экономике, а
этого можно достигнуть лишь при последовательном использовании
правовых средств повышения эффективности общественного
производства.

Проблемы правового регулирования экономики изучаются наукой
хозяйственного права. В условиях совершенствования хозяйственного
законодательства значение этой науки существенно возрастает.
За последние годы наука хозяйственного права добилась немалых
успехов, создан ряд теоретических монографий по общим и конкретным
проблемам хозяйственного права, разработаны научные рекомендации
по многим вопросам совершенствования правового регулирования
социалистической экономики. Вместе с тем некоторые вопросы до сих
пор остаются спорными и до конца не решенными.

В настоящей книге подводятся некоторые итоги развития науки
хозяйственного права и хозяйственного законодательства за
последние годы, рассматриваются новые теоретические проблемы
хозяйственного права, критически оцениваются взгляды ученых,
оспаривающих хозяйственно-правовую концепцию, выдвигаются
предложения по совершенствованию правового регулирования
социалистической экономики.

Книга написана авторским коллективом в следующем
составе: Т. Е. Абова (гл. VII), М. М. Богуславский
(гл. VIII), З. М. Заменгоф (гл. III и IV), В. В. Лаптев (гл. 1 и II),
Н. С. Малеин (гл. VI), И. А. Танчук (гл. V).

Научный руководитель и ответственный редактор работы -
доктор юридических наук, профессор В. В. Лаптев.

Глава 1

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
И ПРОБЛЕМЫ ЕГО КОДИФИКАЦИИ

1. Развитие хозяйственно-правовой концепции
и ее отражение в действующем законодательстве

Наука хозяйственного права в последние годы бурно
развивается, углубляется научная концепция хозяйственного
права. Это объясняется большими задачами, поставленными
в решениях XXIV съезда партии в области совершенствования
социалистического хозяйствования, дальнейшего развития
экономики, повышения эффективности общественного
производства. Решение этих задач неразрывно связано с
улучшением правового регулирования экономики, используемого
как важная форма руководства народным хозяйством в нашей
стране.

Новые явления хозяйственной жизни требуют глубокого
теоретического осмысления, без чего невозможно эффективное
использование хозяйственного права как действенного
инструмента организации общественного производства.
Хозяйственно-правовая теория развивается в ногу с практикой
хозяйственного строительства. Это находит выражение не только
в развитии самих теоретических исследований, но и в
использовании в новейшем хозяйственном законодательстве
некоторых положений, обоснованных в науке хозяйственного
права.

Характерной для современного периода тенденцией
является укрепление законности в хозяйственных отношениях.
Задача укрепления законности в хозяйственных
отношениях поставлена в решениях XXIV съезда партии.
Законность в хозяйственных отношениях означает
четкое соблюдение установленного порядка не только в
процессе осуществления хозяйственной деятельности, но
и при руководстве ею.

Иными словами, речь идет о хозяйственных отношениях и
по горизонтали, и по вертикали. Хозяйственные отношения
включают и отношения по руководству экономикой
(отношения по вертикали), и отношения по осуществлению
хозяйственной деятельности (отношения по горизонтали).
Особой разновидностью хозяйственных отношений

-5-

являются отношения внутрихозяйственные. Принцип
законности должен неуклонно осуществляться в
хозяйственных отношениях всех видов. Это способствует
совершенствованию и руководства хозяйством, и
осуществления хозяйственной деятельности на всех уровнях, во
всех звеньях хозяйственной системы.

Важное значение имеет развитие хозрасчета в управлении
производством. По этому вопросу многое написано
и нет смысла вновь повторять то, что было уже сказано
до сих пор. К тому же в дальнейшем при характеристике
субъектов хозяйственного права вопрос о хозяйственном
расчете будет подробно проанализирован. Здесь же необходимо
отметить лишь, что развитие хозрасчета в управлении
производством основывается на концепции, согласно
которой хозяйственное управление является функцией
самой хозяйственной деятельности. В связи с этим на
хозяйственное управление распространяются некоторые
закономерности управляемого объекта - хозяйственной
деятельности, что и составляет теоретическую основу для
развития хозрасчета в управлении производством (*2).

Данный вопрос тесно связан с трактовкой экономической
роли социалистического государства. Некоторые ученые
полагают, что государство не может осуществлять функций
экономического характера, поскольку оно является элементом
надстройки(*3). Вместе с тем существует и другая концепция,
согласно которой государство, будучи надстроечной категорией,
осуществляет и некоторые экономические функции. Это
определяется тем, что социалистическое государство является не
только носителем политической власти, но и собственником основных средств
производства. Социалистическое государство - не только
политический, но и экономический центр. Оставаясь
надстроечным учреждением, оно осуществляет и экономические
функции. Это является одним из важнейших преимуществ
социалистического государства перед государством
капиталистическим (*4).

(**2) Подробнее см.: Хозрасчет и управление (теория, опыт,
перспективы). М., 1970: Г. С. Мергелов. Хозрасчет в органах управления
отраслью. М., 1971.

(**3) Государство, право, экономика. М., 1970, стр. 71.
(**4) Л. И. Абалкин. Политическая экономия и экономическая
политика. М., 1970, стр. 35-64; он асе. Хозяйственный механизм
развитого социалистического общества. М., 1973.

стр. 1
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>