<< Предыдущая

стр. 10
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

цессе дальнейшей работы создать на этой базе Хозяйст-
венно-процессуальный кодекс СССР.

При обсуждении проекта основных положений Хозяй-
ственного кодекса СССР были высказаны и другие инте-
ресные и заслуживающие внимания замечания и предло-
жения. Однако в настоящей главе они не рассматрива-
ются, поскольку их анализ дается в последующих главах
данной работы, посвященных соответствующим, разделам
науки хозяйственного права.

Здесь же мы рассмотрели лишь общие методологиче-
ские проблемы кодификации хозяйственного законода-
тельства. Анализ этих проблем показывает, что теорети-
ческой базой кодификации хозяйственного законодатель-
ства должна быть концепция хозяйственного права как
самостоятельной отрасли права.

-51-

Глава II
СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

1. Общее понятие
субъекта хозяйственного права

Субъектами хозяйственного права являются социали-
стические организации и их подразделения, самостоятель-
но участвующие в хозяйственно-правовых отношениях.
Такое самое общее определение субъекта хозяйственного
права нуждается в обосновании и раскрытии признаков
субъекта хозяйственного права.

Эти признаки были в общих чертах установлены в
проекте основных положений Хозяйственного, кодекса (*1)
и в научных исследованиях по хозяйственному праву (*2)
Однако до сих пор выяснение понятия субъекта хозяйст-
венного права носило большей частью общий характер.
Не решены еще некоторые сложные проблемы, связанные
с определением понятия субъекта хозяйственного права.
Выдвинутые в литературе по хозяйственному праву опре-
деления субъекта хозяйственного права вызывают возра-
жения, признаки субъекта хозяйственного права неодина-
ково трактуются разными авторами.

Субъектами хозяйственного права являются органы
хозяйственного руководства, хозяйственные объединения,
предприятия, иные социалистические организации, под-
разделения и производственные единицы хозяйственных
органов. Эти субъекты не однородны, но, участвуя в хо-

(**1) Хозяйственный кодекс СССР (Проект основных положений).
М., 1970, стр. II-15, 39-47.

(**2) В. В. Лаптев. Правовое положение государственных промышлен-
ных предприятий в СССР. М., 1963; его же. Внутрихозяйствен-
ные отношения на промышленном предприятии (Правовая ор-
ганизация). М., 1965; его же. Предмет и система хозяйственного
права. М., 1969, стр. 45-62; В. К. Мамутов. Компетенция госу-
дарственных органов в решении хозяйственных вопросов. М.,
1964; его же. Предприятие и вышестоящий хозяйственный ор-
ган. М., 1969; Вопросы хозяйственной правосубъектности. Под
ред. Е. П. Торкановского. Куйбышев, 1971; Н. И. Коняев. Звенья
народного хозяйства и реформа (Субъекты хозяйственного пра-
ва). Куйбышев, 1973.

-52-

зяйственно-правовых отношениях, осуществляя хозяйст-
венные права и обязанности, они имеют определенные об-
щие черты.

Понятие субъекта хозяйственного права в литературе
по хозяйственному праву раскрывается главным образом
через правовое положение хозяйственных органов. Это
вполне обосновано, поскольку хозяйственные органы яв-
ляются наиболее типичными субъектами хозяйственного
права. Вместе с тем для конструирования единого поня-
тия субъекта хозяйственного права необходимо сформули-
ровать общие признаки этого понятия применительно ко
всем видам субъектов хозяйственного права, а не только к
основному их виду (*3).

Субъекты хозяйственного права участвуют в хозяйст-
венных отношениях, ведут хозяйственную деятельность
и руководство ею. Понятие субъекта хозяйственного пра-
ва предопределяется характером хозяйственных отноше-
ний. Хозяйственные отношения социалистического обще-
ства - это отношения, складывающиеся в процессе осуще-
ствления хозяйственной деятельности и руководства
ею (*4). Участниками хозяйственных отношений, хозяйст-
вующими субъектами в социалистической экономике яв-
ляются организованные коллективы трудящихся - пред-
приятия, объединения и т. д. Отдельные изолированные
граждане не являются участниками социалистических хо-
зяйственных отношений.

Таким образом, в качестве субъектов хозяйственного
права могут выступать лишь организованные коллективы
трудящихся. Такой коллектив определенным образом
структурно оформлен и составляет самостоятельную орга-
низацию, подразделение или производственную единицу.
Субъект хозяйственного права имеет свою структуру, до-
стоянный коллектив, определенный порядок управления.
Наличие организационного единства является необходи-
мым требованием, предъявляемым к коллективным субъ-
ектам права не только в хозяйственном праве, но и в дру-
гих отраслях нрава. Только при наличии определенной
организации коллектив может как таковой участвовать в

(**3) На это правильно обратил внимание Н. И. Коняев (см. Н. И. Ко-
няев. Указ. соч., стр. 8).

(**4) Подробнее о хозяйственных отношениях см. <Хозяйственное
право>. М" 1970, стр. 18-26.

-53-

правовых отношениях, иметь и осуществлять права и обя-
занности.

Другой признак субъекта хозяйственного права состо-
ит в наличии у него того или иного имущества, состав-
ляющего основу для осуществления хозяйственной дея-
тельности или руководства ею. Необходимость наличия
такого имущества у субъектов хозяйственного права пред-
определяется тем, что осуществление хозяйственной дея-
тельности есть использование определенного имущества
в хозяйственных целях. Закрепленное за ним или принад-
лежащее ему имущество дает субъекту хозяйственного
права возможность быть участником хозяйственных отно-
шений, сочетающих планово-организационные элементы
с элементами имущественными.

Степень закрепленности имущества за субъектом хо-
зяйственного права неодинакова в зависимости от формы
собственности, на базе которой действует данный субъект,
и от вида субъекта права. Имущество кооперативных и об-
щественных организаций принадлежит им на праве соб-
ственности. Имущество же государственных организаций
не является их собственностью, а находится в оператив-
ном управлении соответствующей организации. Право
оперативного управления принадлежит и предприятиям,
и объединениям, и органам хозяйственного руководства.
а подразделения и производственные единицы хозяйствен-
ных органов имеют на закрепленное за ними имущество
ограниченное право оперативного управления (см. гл. III).

Наибольшая степень закрепления социалистического
имущества за государственной организацией находит вы-
ражение в наличии у нее самостоятельного баланса. Од-
нако и отдельный баланс создает определенную, хотя и
меньшую, степень обособленности имущества, дающую
возможность подразделению или производственной едини-
це государственной организации выступать в качестве
субъекта хозяйственного права.

Большей частью субъектами хозяйственного права яв-
ляются организации, действующие на основе хозрасчета.
Однако иногда такими субъектами выступают и бюджет-
ные организации. В подобных случаях обособленность
имущества субъекта хозяйственного права выражается в
наличии самостоятельной сметы.

Важный признак субъекта хозяйственного права - это
наличие у него прав и обязанностей в области руковод-

-54-

ства и осуществления хозяйственной деятельности, т. е.
хозяйственных прав п обязанностей. Совокупность этих
прав и обязанностей составляет хозяйственную компетен-
цию данного субъекта. Понятие хозяйственной компетен-
ции вызывает споры в юридической науке, в связи с чем
оно будет специально рассмотрено в следующем, парагра-
фе настоящей главы. Пока же отметим лишь, что каждый
субъект хозяйственного права является носителем хозяй-
ственных прав и обязанностей. Собственно говоря, в этом
и состоит смысл признания социалистической организа-
ции, ее подразделения или производственной единицы
субъектом хозяйственного права.

Права и обязанности, принадлежащие субъекту хозяй-
ственного права, неодинаковы по объему и характеру. Их
объем и характер зависят от вида субъекта хозяйственно-
го права. Хозяйственные права и обязанности относятся
как к руководству хозяйством, так и к осуществлению хо-
зяйственной деятельности. Одни субъекты хозяйственно-
го права в основном руководят экономикой (органы хо-
зяйственного руководства), другие ведут хозяйственную
деятельность (предприятия), третьи сочетают функции
руководства с оперативно-хозяйственными (производст-
венно-хозяйственными) функциями (хозяйственные объе-
динения). Однако, говоря о различии субъектов хозяйст-
венного права по характеру выполняемых ими функций,
необходимо подчеркнуть, что все они в той или иной сте-
пени сочетают планово-организационные (хозяйственно-
управленческие) функции с функциями оперативно-хо-
зяйственными (производственно-хозяйственными). Но в
одних случаях преобладают планово-организационные
функции, в других-оперативно-хозяйственные, в треть-
их и теп другие функции сочетаются на равноправных
началах (подробнее о различных видах субъектов хозяй-
ственного права см. 3).

Различая осуществление хозяйственной деятельности
и руководство экономикой, необходимо учитывать, что эти
две сферы социалистического хозяйствования неразрывно
связаны между собой, поскольку социалистическое госу-
дарство является не только носителем политической вла-
сти, по и само участвует в осуществлении хозяйственной
деятельности в лице своих предприятий, объединений и
других хозяйственных органов. Поэтому все хозяйствен-
ные права и обязанности в основе своей однородны, они

-55-

едины, независимо от того, относятся ли к сфере осу-
ществления хозяйственной деятельности или руковод-
ства ею.

Субъекты хозяйственного права, осуществляя хозяйст-
венную деятельность и руководя ею, должны отвечать за
результаты своей работы. Ответственность субъекта хо-
зяйственного права за результаты своей деятельности яв-
ляется имущественной и используется как средство эко-
номического стимулирования. Она может выражаться в
двух формах.

Во-первых, ответственность субъекта хозяйственного
права за результаты своей деятельности состоит в ухуд-
шении его финансового положения при плохих результа-
тах работы, что приводит к уменьшению прибыли, фондов
экономического стимулирования, средств, используемых
для поощрения коллектива работников. Такая ответствен-
ность называется иногда экономической или хозрасчет-
ной, но она осуществляется в соответствии с законода-
тельством, получает юридическое закрепление (*5).

Во-вторых, имущественная ответственность выража-
ется в уплате субъектом хозяйственного права имущест-
венных санкций и возмещении убытков, возникших вслед-
ствие нарушения им хозяйственного обязательства у дру-
гого субъекта хозяйственного права.

В последнее время вносятся правильные предложения
о расширении понятия ответственности в хозяйственных
отношениях, об установлении наряду с ответственностью
имущественной также ответственности планово-органи-
зационной (передача хозяйственным органом, нарушив-
шим обязательство, своих плановых фондов и лимитов
потерпевшему хозяйственному органу) (*6) Такое расши-
рение ответственности субъектов хозяйственного права
полностью соответствует природе хозяйственных отноше-
ний, сочетающих имущественные элементы с планово-ор-
ганизационными. Тем самым ответственность в хозяйст-
венных отношениях станет действительно хозяйственно-
правовой, причем во многих случаях неблагоприятные
планово-организационные последствия нарушения хозяй-
ственных обязательств будут оказывать более эффектив-

(**5) Хозяйственное право, стр. 153.

(**6) В. К. Мамутов. Хозяйственные санкции и их роль в руководст-
ве экономикой.-<Проблемы хозяйственного права>. М., 1970,
стр. 39-40.

-56-

ное воздействие на хозяйственные органы, чем ответст-

<< Предыдущая

стр. 10
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>