<< Предыдущая

стр. 16
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ры от имени объединения. При этом производственная
единица действует от имени объединения не по доверен-
ности, а в силу своей хозяйственной компетенции, уста-
новленной законодательством, компетенцию же производ-
ственной единицы осуществляет ее руководитель (п. 23
Положения о производственном объединении). В неко-
торых нормативных актах предусматривается возможность
участия производственных единиц в хоздоговорных отно-
шениях от своего имени, хотя они и не пользуются права-
ми юридического лица (см. 3 настоящей главы).

Отказ в хозяйственном праве от институтов юриди-
ческого лица является неизбежным выводом из единого
понятия субъекта хозяйственного права как участника
хозяйственных отношений по горизонтали и по вертикали,
сочетающих в себе планово-организационные и иму-
щественные элементы. Сохранение же института юри-
дического лица в этой отрасли права неизбежно приво-
дило бы к искусственному раздроблению единых хозяйст-
венных отношений на имущественные и планово-органи-
зационные, что не соответствует объективным условиям
социалистической экономики.
Вместе с тем институт юридического лица должен быть
сохранен в гражданском законодательстве для характе-
ристики правового положения коллективных субъектов
гражданского права. В качестве таких субъектов высту-
пают социалистические организации, в том числе и хо-
зяйственные органы, во взаимоотношениях с гражданами.
Принятие Хозяйственного кодекса или иного обобщающе-
го закона в области хозяйственного законодательства
будет означать изъятие из сферы гражданско-правового
регулирования хозяйственных отношений между социа-
листическими организациями. Их отношения между собой
будут регулироваться законодательством хозяйственным,
в котором не будет необходимости использовать понятие
юридического лица. Вступая же в отношения с гражда-
нами, регулируемые гражданским законодательством, со-
циалистические организации будут действовать как субъ-
екты гражданского права, пользоваться правами юри-
дического лица. Отказ от понятия юридического лица в хо-
зяйственном праве характерен для тех стран социализма,
в которых при кодификации хозяйственного законодатель-
ства используется концепция хозяйственного права как са-
мостоятельной отрасли.

-84-

В ГДР при Характеристике правового положения пред-
приятии, комбинатов и объединений народных пред-
приятий в постановлении от 28 марта 1973 г. <О зада-
чах, правах и обязанностях народных предприятий, ком-
бинатов и объединений народных предприятий> институт
юридического лица не используется. Отказу от исполь-
зования института юридического лица при характеристике
указанных хозяйственных органов предшествовало разви-
тие арбитражной практики, признавшей еще до издания
названного нормативного акта возможность самостоятель-
ного участия в хозяйственно-договорных отношениях ком-
бинатских предприятий (соответствующих производствен-
ным единицам производственных объединений - комбина-
тов в нашей стране), хотя они и не признавались юриди-
ческими лицами (*34).

Еще раньше отказ от использования института юри-
дического лица имел место в хозяйственном законодатель-
стве Чехословакии. В этой стране в 1964 г. был при-
нят Хозяйственный кодекс, в котором институт юридиче-
ского лица не используется. Не применяется он и в Граж-
данском кодексе Чехословакии.

3. Виды субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права можно подразделить
па три вида: хозяйственные органы, их подразделения и
производственные единицы. Хозяйственные органы в
свою очередь подразделяются на предприятия, хозяйствен-
ные объединения и органы хозяйственного руководства.

Таким образом, классификация субъектов хозяйствен-
ного права может быть представлена в такой схеме.
1. Хозяйственные органы.

1. Предприятия.

2. Хозяйственные объединения.

3. Органы хозяйственного руководства.
II. Подразделения хозяйственных органов.
III. Производственные единицы хозяйственных органов.
Наряду с этими <типичными> субъектами хозяйствен-
ного права участниками хозяйственных отношений могут

(**34) H. U. Hochbaum. Zur Rechtsstellung der Betriebe des volkseige-
nen Industriekombinates. <Wissenschaftliche Zeitschrift der Fried-
rich-Schiller-Universitat Jena, Gesellschaft- und Sprachwis-
senschafter, 1973, H. 2, S. 211-228.

-85-

быть и иные социалистические организации (не являю-
щиеся хозяйственными органами), а также их подразде-
ления. Социалистические организации, не являющиеся
хозяйственными органами, весьма многообразны. К их
числу относятся как государственные, так и кооператив-
ные и общественные организации. Это - организации со-
циально-культурные, административные, профсоюзные
и т. д. Осуществляя хозяйственную деятельность и руко-
водство ею, участвуя в хозяйственных отношениях, ука-
занные организации и их подразделения действуют как
хозяйственные органы (или как их подразделения), поль-
зуются их нравами и выполняют их обязанности. Иными
словами, они не составляют самостоятельного вида при
группировке субъектов хозяйственного права, в связи с
чем и не выделяются особо в приведенной схеме клас-
сификации субъектов хозяйственного права.

Наиболее важным видом субъектов хозяйственного
права являются хозяйственные органы. Хозяйственные
органы - это социалистические организации, созданные
специально для осуществления хозяйственной деятельно-
сти и руководства ею. Они могут быть государственными,
кооперативными или общественными.

Хозяйственные органы обладают имуществом, находя-
щимся в их оперативном управлении или собственности
(в зависимости от того, идет ли речь о государственных
или кооперативных и общественных хозяйственных орга-
нах). Имущество хозяйственного органа отражается на
его самостоятельном балансе или в самостоятельной смете.
Большей частью хозяйственные органы действуют на осно-
ве хозрасчета (предприятия, объединения, некоторые ор-
ганы хозяйственного руководства). В этом случае имуще-
ственная обособленность хозяйственного органа находит
выражение в его самостоятельном балансе. В тех же слу-
чаях, когда речь идет о хозяйственных органах, финанси-
руемых из бюджета, их имущественная обособленность
находит выражение в самостоятельной смете. Как бы то
ни было, наличие определенной, ясно выраженной имуще-
ственной обособленности является обязательным призна-
ком хозяйственного органа.

В этом отношении имущественная обособленность
хозяйственного органа аналогична имущественной обособ-
ленности юридического лица при современном состоя-
нии законодательства. Но в отличие от института юриди-

-86-

ческого лица институт хозяйственного органа является
понятием более широким, хозяйственный орган - это вид
субъекта хозяйственного права, участник хозяйственных
отношений по горизонтали и вертикали. В связи с этим
имущественная обособленность хозяйственного органа
имеет юридическое значение не только для хозяйствен-
ных отношений по горизонтали, по и для хозяйственных
отношений по вертикали.

Хозяйственный орган, как и всякий субъект хозяй-
ственного права, имеет хозяйственные права и обязан-
ности, составляющие его хозяйственную компетенцию.
Хозяйственная компетенция хозяйственного органа явля-
ется полной. В нее входят права и обязанности по ис-
пользованию закрепленного за хозяйственным органом
имущества, планированию и организации хозяйственной
деятельности, вступлению в хозяйственные обязательства,
приобретению хозяйственных прав и обязанностей.

Как мы уже отмечали, хозяйственная компетенция
каждого субъекта хозяйственного права является специ-
альной и единой для определенной группы субъектов хо-
зяйственного права. В данном случае можно говорить о
единой хозяйственной компетенции всякого хозяйственно-
го органа. Вместе с тем в пределах этой единой хозяй-
ственной компетенции необходимо различать хозяйствен-
ную компетенцию хозяйственных органов отдельных
видов: предприятия, объединения, органа хозяйственного
руководства. Наряду с этим следует учитывать и индиви-
дуальную компетенцию каждого конкретного хозяйствен-
ного органа. Она складывается из компетенции, прису-
щей всем хозяйственным органам данного вида, и хозяй-
ственных прав и обязанностей, которые возникли именно
у этого хозяйственного органа в результате вступления в
хозяйственные правоотношения и приобретения на этой
основе новых хозяйственных прав и обязанностей.

Хозяйственным органам свойственны и другие призна-
ки субъекта хозяйственного права, рассмотренные в 1 па-
стоящей главы: ответственность за результаты своей дея-
тельности и возможность обращаться за защитой принад-
лежащих им хозяйственных прав. При этом речь идет о
защите как прав, которые принадлежат всем хозяйствен-
ным органам данного вида, так и прав, которые принад-
лежат лишь определенному конкретному хозяйственному
органу и возникли па основе вступления в хозяйственные

-87-

правоотношения при осуществлении компетенции данного
хозяйственного органа. Такие права могут возникать на ос-
нове плана, хозяйственного договора и по другим основани-
ям, предусмотренным хозяйственным законодательством.

При осуществлении своих прав и обязанностей хозяй-
ственный орган должен соблюдать государственные и об-
щественные интересы. Это важно подчеркнуть, поскольку
хозяйственные органы, действующие на хозяйственном
расчете, имеют свои интересы, не всегда и не во всем
совпадающие с интересами народного хозяйства. Необхо-
димость развития хозрасчетной заинтересованности пред-
приятий, объединений и министерств подчеркивается в
решениях XXIV съезда партии. Развитие такой заинте-
ресованности должно способствовать улучшению хозяй-
ственной деятельности, повышению эффективности обще-
ственного производства. Вместе с тем, имея собственные
хозрасчетные интересы, хозяйственные органы должны
исходить из принципа приоритета общественных интере-
сов над интересами отдельного хозяйственного органа. Это
прямо вытекает из природы социалистического планового
хозяйства, из единства фонда государственной социали-
стической собственности.

В будущем Хозяйственном кодексе или в ином обоб-
щающем юридическом акте в области хозяйственного за-
конодательства необходимо закрепить правила, опреде-
ляющие правовое положение как всех хозяйственных
органов, так и отдельных их видов. Что касается правил,
общих для всех хозяйственных органов, то следовало бы
установить общий порядок создания хозяйственных орга-
нов, утверждения положений и уставов для них, осуществ-
ления компетенции хозяйственных органов, выступления
их в хозяйственных правоотношениях, представительства
от имени хозяйственного органа, а также порядок реорга-
низации и ликвидации хозяйственных органов. При этом
в большинстве случаев целесообразно использовать те пра-
вила) которые сложились в нашем хозяйственном законо-
дательстве и закреплены в нем главным образом примени-
тельно к предприятиям. Многие из них могут и должны
быть, на наш взгляд, сформулированы как более общие,
действующие не только для предприятий, но и для других
хозяйственных органов.

Относительно создания хозяйственных органов следова-
ло бы предусмотреть общее правило, согласно которому

-88-

хозяйственный орган, действующий па основе индивиду-
ального устава или положения, возникает с момента его
утверждения. Такой порядок создает определенность и
облегчает возможность установления момента возникнове-
ния хозяйственного органа, он дисциплинирует органы
хозяйственного руководства, иногда недооценивающие
значение утверждения индивидуальных уставов (положе-
ний) для каждого хозяйственного органа. В результате
нередко создаются хозяйственные органы с неопределен-
ными функциями, а их уставы и положения длительное
время не утверждаются. Разумеется, это не способствует
рациональной организации социалистического хозяйство-
вания.

Вместе с тем следует повысить значение и расширить
практику применения общих положений для определен-
ных групп хозяйственных органов, имея в виду наметив-
шуюся тенденцию издания общих положений для хозяй-
ственных органов различных видов (предприятий, объеди-
нений). Общие положения об органах определенного вида
создают удобства в практической работе, унифицируют
права и обязанности однородных хозяйственных органов,
что способствует укреплению законности в их деятельно-
сти и облегчает руководство соответствующими звеньями

<< Предыдущая

стр. 16
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>