<< Предыдущая

стр. 17
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

народного хозяйства.

В настоящее время изданы Общие положения о хо-
зяйственных органах двух видов - предприятиях и объ-
единениях. Но нет Общего положения об органах хозяй-
ственного руководства - центрах хозяйственных систем.
Издано лишь Общее положение об одном из видов таких
органов - министерстве. Между тем существует необхо-
димость в законодательном определении правового поло-
жения всех органов хозяйственного руководства - центров
систем.

В некоторых нормативных актах говорится о правах
органов хозяйственного руководства или хозяйственного
управления (п. 10 Положения о предприятии), но со-
держание хозяйственной компетенции таких органов в за-
конодательстве в общем виде не определено. Думается,
что это необходимо сделать.

При определении порядка Осуществления компетен-
ции хозяйственного органа следовало бы закрепить сло-
жившийся в хозяйственной практике порядок осуществле-
ния этой компетенции руководящими работниками хозяй-

-89-

ственного органа в силу своего должностного положения
или по доверенности - другими работниками хозяйствен-
ного органа. При этом надо учитывать, что такой поря-
док осуществления компетенции хозяйственного органа
применяется при ее реализации путем вступления в пра-
вовые отношения. Что же касается осуществления тех
субъективных прав и обязанностей, которые входят в

компетенцию хозяйственного органа и существуют вне
правовых отношений, то такие права и обязанности хозяй-
ственного органа нередко реализуются всем коллективом
работников хозяйственного органа, например, путем про-
ведения производственно-хозяйственной деятельности кол-
лективом предприятия (*35).

Наряду с общими правилами о хозяйственных орга-
нах всех видов в кодексе (основах) необходимо пре-
дусмотреть и положения, относящиеся к отдельным видам
этих органов. Что касается предприятий, то это облегча-
ется имеющимися в правовой науке теоретическими раз-
работками, сложившимся и апробированным на практике
законодательством о предприятиях. При этом положения,
установленные в законодательстве применительно к госу-
дарственным предприятиям, следовало бы, на наш взгляд,
сформулировать применительно ко всем социалистиче-
ским предприятиям как государственным, так и коопера-
тивным и общественным с учетом их особенностей, свя-
занных с формой собственности.

Социалистическое предприятие можно было бы опре-
делить как хозяйственный орган, который силами своего
коллектива осуществляет хозяйственную деятельность в
соответствии с планом и на основе хозрасчета, исполь-
зуя социалистическое имущество, принадлежащее ему на
праве оперативного управления или собственности. Такое
определение охватывает все социалистические предприя-
тия как государственные, так и кооперативные и обще-
ственные.

Что касается правосубъектности хозяйственных объ-
единений, то в соответствии с принятыми в 1973-

1974 гг. нормативными актами об объединениях в про-
мышленности только производственное объединение (ком-
бинат) рассматривается как единый хозяйственный орган

(**35) На это правильно обратил внимание Н. И. Коняев (Н. И. Ко-
няев. Указ. соч., стр. 243).

-90-

и субъект права. Промышленное же объединение, в со-
став которого входят самостоятельные предприятия, трак-
туется как хозяйственная система, не являющаяся субъ-
ектом права. В качестве субъекта права выступают лишь
управление промышленного объединения, а также пред-
приятия и организации, входящие в состав объединения.

Поэтому, говоря об объединении как о хозяйственном
органе, необходимо учитывать условность такого слово-
употребления и осознавать, что речь идет лишь о произ-
водственных объединениях (комбинатах), т. е. объедине-
ниях низового (первичного) звена. Подобные объедине-
ния занимают в системе отраслевого управления такое же
место, как и предприятия, по отличаются от них по сво-
ему экономическому и правовому положению.

Что же касается промышленных объединений, то здесь
хозяйственным органом является не само объединение,
а управление объединения. В п. 5 Общего положения о все-
союзном и республиканском промышленных объединени-
ях управление такого объединения рассматривается как
самостоятельная хозрасчетная организация, осуществляю-
щая руководство предприятиями и организациями, входя-
щими в состав объедипепия, и ведущая хозяйственную
деятельность.

Хотя основные нормативные акты об объединениях
относятся лишь к объединениям в промышленности, было
бы целесообразно аналогичным образом определить пра-
вовое положение объединений и в других отраслях народ-
ного хозяйства. Это даст возможность единообразно ре-
шить вопросы правосубъектности всех хозяйственных
объединений, унифицировать правовое регулирование их
организации и деятельности. Такая унификация будет
способствовать укреплению законности в хозяйствен-
ных отношениях, облегчит работу по руководству эконо-
микой.

В этом отношении показателен пример распростране-
ния Положения о социалистическом государственном про-
изводственном предприятии не только на предприятия
производственные (промышленные, строительные, сель-
скохозяйственные, предприятия транспорта и связи), к ко-
торым оно первоначально относилось, по и па предприя-
тия других отраслей народного хозяйства. Не меньшие
преимущества дало бы единообразное определение функ-
ций) прав и обязанностей объединений в различных от-

-91-

раслях экономики путем установления их правового поло-
жения применительно к правовому положению объедине-
ний в промышленности.

Функции, права и обязанности производственных объ-
единений (комбинатов) определяются Положением, ут-
вержденным постановлением Совета Министров СССР от
27 марта 1974 г.(*36) В п. 1 Положения производственное
объединение определяется как единый производственно-
хозяйственный комплекс, в состав которого входят фабри-
ки, заводы, научно-исследовательские, конструкторские,
проектно-конструкторские, технологические организации
и другие производственные единицы. Производственные
единицы объединения не пользуются правами юридиче-
ского лица и на них не распространяется действие По-
ложения о социалистическом государственном производ-
ственном предприятии.

Однако в необходимых случаях в состав производ-
ственного объединения могут включаться (или, как сказа-
но в Положении, <подчиняться> ему) отдельные самостоя-
тельные предприятия и организации. В таких случаях
речь идет об объединениях смешанного типа, хотя дан-
ный термин и не употребляется в Положении.

Создание производственных объединений означает по-
явление наряду с предприятиями новых организаций
основного (первичного) звена в промышленности. Надо
заметить, что в экономической и правовой литературе
иногда допускается отождествление производственных
объединений с предприятиями. При этом за основу берет-
ся именно то, что и производственные объединения,
и предприятия являются организациями низового (пер-
вичного) звена промышленности.

Чем же отличается производственное объединение от
предприятия?

Прежде всего более крупным масштабом своей дея-
тельности. Ведь объединение обычно создается на базе
нескольких предприятий, его образование означает укруп-
нение производственно-хозяйственных ячеек, образование
мощных производственно-хозяйственных комплексов.

Далее, производственное объединение является более
сложным производственно-хозяйственным комплексом,
чем предприятие. Оно включает в свой состав не только

(**36) СП СССР, 1974, № 8, ст. 38.
-92-

производственные ячейки, фабрики и заводы, но и научно-
исследовательские, конструкторские, проектно-конструк-
торские и технологические организации. При этом нередко
звенья объединения территориально отдалены от места
его нахождения.

Наконец, характерным для объединения является зна-
чительная экономическая и правовая самостоятельность
его производственных единиц, которая существенно отли-
чается от самостоятельности подразделений предприятия
и дает возможность обеспечить высокую степень управ-
ляемости объединения на основе сочетания централизо-
ванного руководства с известной самостоятельностью про-
изводственных единиц.

Как организации нового типа производственные объ-
единения сложились и в других социалистических стра-
нах. При этом в большой степени их своеобразие и отли-
чие от предприятий объясняется именно значительной эко-
номической и правовой самостоятельностью входящих
в их состав производственных единиц. Такие производ-
ственные единицы неодинаково называются в различных
социалистических странах. Так, в комбинатах ГДР они
именуются < комбинатскими предприятиями >, в произ-
водственных объединениях Болгарии - <клонами>. Одна-
ко общим является то, что по своей природе, по степени
экономической и правовой самостоятельности они занима-
ют промежуточное положение между самостоятельными
предприятиями и внутренними подразделениями хозяй-
ственных органов. Этим в значительной степени и опреде-
ляется своеобразие производственных объединений как
организаций нового типа, которые нельзя отождествлять
с предприятиями.

Подчеркивая, что объединение является особым типом
хозяйственного органа, права которого должны быть более
широкими, чем права предприятия, постановление об ут-
верждении Положения о производственном объединении
указывает на возможность предоставления прав производ-
ственных объединений отдельным крупным промышлен-
ным предприятиям. Вместе с тем, в целях практического
удобства в том же постановлении установлено, что сами
объединения по вопросам, не предусмотренным Положе-
нием, руководствуются решениями Правительства СССР,
определяющими порядок деятельности государственных
промышленных предприятий. Не означает ли это, что объ-

-93-


единение как бы приравнивается к предприятию? Нет,
не означает. Такая оговорка сделана по юридико-техни-
ческим соображениям, чтобы не вносить изменений и до-
полнении в ранее изданные нормативные акты, которые
рассматривают предприятия именно как организации пер-
вичного звена и но своему характеру могут быть приме-
нены к организациям первичного звена другого тина -
производственным объединениям.

В Положении о производственном объединении деталь-
но перечисляются его нрава и обязанности в области пла-
нирования, научно-технического прогресса, капитального
строительства, материально-технического снабжения, тру-
да и заработной платы, финансов, кредита, учета и отчет-
ности. Из 145 пунктов Положения 84 посвящены опреде-
лению нрав и обязанностей объединений. При этом Поло-
жение исходит из тесной взаимосвязи прав и обязанностей,
устанавливая в соответствующих разделах в едином комп-
лексе как права, так и обязанности объединения по опре-
деленным вопросам. Кроме этого, согласно п. 55 Положе-
ния вышестоящий орган может расширять права объеди-
нения, дополнительно предоставляя ему права в области
планирования, научно-технического прогресса, капиталь-
ного строительства, материально-технического снабжения
и другие в пределах компетенции этого органа.

В п. 15 Положения предусматривается, что объедине-
ние обязано соблюдать в своей деятельности социалисти-
ческую законность и государственную дисциплину. Права,
предоставленные объединению, а также его производствен-
ным единицам, должны использоваться в интересах всего
народного хозяйства, объединения и производственных
единиц. Вышестоящий орган должен обеспечить строгое
соблюдение прав объединения и его производственных еди-
ниц, а также контроль за выполнением объединением сво-
их обязанностей и правильным использованием предостав-
ленных ему прав.

Важное значение имеет четкое определение правового
положения органов хозяйственного руководства. При этом
необходимо учитывать многообразие органов хозяйствен-
ного руководства и различные виды этих органов.

<< Предыдущая

стр. 17
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>