<< Предыдущая

стр. 18
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Государственные органы, руководящие экономикой,
подразделяются на органы общей компетенции и органы
специальной компетенции. Органы общей компетенции
руководят не только экономикой, по и иными областями

-94-

общественной жизни на определенной территории. К ним
относятся Верховные Советы и Советы Министров СССР,
союзных и автономных республик, местные Советы и их
исполнительные комитеты. Органы общей компетенции в
пределах определенной территории руководят всеми обла-
стями общественной жизни, в том числе н народным хо-
зяйством.

К органам хозяйственного руководства специальной
компетенции относятся: 1) отраслевые органы хозяйствен-
ного руководства, являющиеся центрами хозяйственных
систем; 2) функциональные органы хозяйственного руко-
водства (*37). Органы хозяйственного руководства могут
быть государственными, кооперативными и обществен-
ными.

К органам хозяйственного руководства - центрам хо-
зяйственных систем относятся хозяйственные министер-
ства (ведомства), производственные (отраслевые) глав-
ные управления и управления министерств (ведомств) и
исполнительных комитетов Советов депутатов трудящих-
ся, управления промышленных объединений, центральные
органы кооперативных систем, другие хозяйственные ор-
ганы, которым подчинены предприятия и объединения.

Органы хозяйственного руководства - центры систем
руководят деятельностью возглавляемых систем и отвеча-
ют за ее результаты. Это характерное свойство органов
хозяйственного руководства - центров систем, отличающее
их от функциональных органов хозяйственного руковод-
ства. Хозяйственная система образует единый хозяйст-
венный комплекс, в состав которого входит наряду с
предприятиями и объединениями и орган хозяйственного
руководства - центр системы. Поэтому данный орган, на-
ряду с общегосударственными интересами, имеет и свои
специфические интересы как центр хозяйственной систе-
мы. Мы уже отмечали, что в решениях XXIV съезда

(**37) Некоторые специалисты по административному праву относят
к органам специальной компетенции только функциональные,
но не отраслевые органы (Административное право. Под ред.
А. Е. Лунева. М., 1970, стр. 76). Однако такое сужение понятия
органа специальной компетенции вряд ли обоснованно, посколь-
ку при таком подходе можно прийти к выводу, что отраслевые
органы хозяйственного руководства являются органами общей
компетенции. Между тем к органам общей компетенции отно-
сятся лишь органы, которые осуществляют руководство всеми
областями общественной жизни на определенной территории.

-95-

партии подчеркивается необходимость развития хозрас-
четной заинтересованности таких органов в целях повы-
шения эффективности общественного производства. Нали-
чие особых интересов у органов хозяйственного руковод-
ства - центров систем является основой для развития
хозяйственного расчета в деятельности таких органов.

В последние годы хозрасчет в управлении производ-
ством бурно развивается. Это находит выражение в созда-
нии промышленных объединений, действующих па хозяй-
ственном расчете. Управление промышленного объедине-
ния является органом хозяйственного руководства - цент-
ром хозяйственной системы, в которую входят предприятия
и организации объединения.

В соответствии с Общим положением о всесоюзном и
республиканском промышленных объединениях на хозяй-
ственном расчете действует как весь производственно-хо-
зяйственный комплекс, составляющий объединение, т. е.
хозяйственная система в целом, так и отдельные звенья
этой системы - предприятия, организации и управление
объединения. Управление объединения действует па хо-
зяйственном расчете, руководит предприятиями и органи-
зациями, входящими в состав объединения, выступает по
отношению к ним как вышестоящий орган, осуществляет
хозяйственную деятельность, имеет права и обязанности,
связанные с его деятельностью, пользуется правами юри-
дического лица. Управление объединения имеет закреп-
ленное за ним имущество, отражаемое на его самостоя-
тельном балансе. Расходы по содержанию управления
объединения покрываются за счет доходов, получаемых
управлением от централизованного осуществления произ-
водственно-хозяйственных функций, а также за счет от-
числений предприятий и организаций, относимых на себе-
стоимость производимой продукции (выполняемых работ,
оказываемых услуг). Тем самым па началах хозрасчета
организуется осуществление как производственно-хозяй-
ственных, так и управленческих функций.

Управление промышленного объединения руководит
предприятиями и организациями, используя в отношени-
ях с ними, как правило, метод обязательных предписа-
ний. Однако в некоторых случаях в отношениях управле-
ния и подчиненных ему предприятий и организаций при-
меняется и метод согласования. Это имеет место при
решении вопросов передачи управлению предприятиями

-96-

II организациями их имущества, численности работников
управления, фонда заработной платы и общего размера
средств на содержание аппарата управления в связи с
централизацией осуществления производственно-хозяй-
ственных функций. Такие вопросы решаются начальником
объединения по односторонне, а по согласованию с пред-
приятиями и организациями. Законодательством преду-
сматривается также возможность заключения хозяйствен-
ных договоров между управлением объединения и подчи-
ненными ему предприятиями и организациями. В этом
случае договор используется как форма хозяйственного ру-
ководства, обеспечивающая учет в управленческой дея-
тельности интересов предприятий и других нижестоящих
звеньев.

Управление объединения при централизованном осу-
ществлении производственно-хозяйственных функций не-
сет перед предприятиями и организациями, входящими в
состав объединения, имущественную ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение связанных с
этим обязательств на основаниях, предусмотренных зако-
нодательством или заключенными договорами. Если в ре-
зультате изменения плановых заданий у предприятий
возникает имущественный ущерб, управление объедине-
ния обязано решить вопрос об источниках и размерах
компенсации этого ущерба.

При создании промышленных объединений упраздня-
ются производственные (отраслевые) главные управления
министерств. Они могут быть сохранены лишь в отдель-
ных случаях при обязательном переводе на хозяйствен-
ный расчет. Таким образом, если до последнего времени
существовали главные управления, не действующие на
хозрасчете (вопрос о их переводе на хозрасчет решался
министерством), то в настоящее время в промышленных
министерствах могут быть сохранены лишь такие главные
управления, которые действуют па основе хозяйственного
расчета.

Дальнейшее развитие хозрасчета в управлении произ-
водством находит выражение и в предусмотренной новы-
ми нормативными актами возможности организации дея-
тельности министерств (ведомств) союзных республик на
условиях, установленных для промышленных объедине-
ний. Распространение на данные министерства таких усло-
вий означает перевод их на хозяйственный расчет. До сих

-97-

пор хозрасчет министерств применялся лишь в ограничен-
ных пределах в качестве эксперимента. Проведение этого
эксперимента дало положительные результаты. Экономи-
ческие показатели деятельности Министерства приборо-
строения, средств автоматизации и систем управления, ра-
ботающего на началах хозрасчета, значительно превосхо-
дят показатели деятельности других министерств.

Поэтому и созданы сейчас благоприятные условия для
перевода на хозрасчет промышленных министерств союз-
ных республик. Эти министерства по своим функциям
близки к промышленным объединениям. Организация их
работы на условиях, установленных для промышленных
объединений, исключает необходимость разработки особой
системы организации хозрасчета в данных министерствах,
позволяет единообразно регулировать хозрасчетные отно-
шения звеньев хозяйственной системы.

Внедрение хозрасчета в управление производством яв-
ляется прогрессивной тенденцией развития нашей эконо-
мики и будет способствовать совершенствованию руковод-
ства промышленностью. Следует, однако, учитывать, что
речь идет о хозяйственном расчете не всяких органов хо-
зяйственного руководства, а лишь таких, которые являют-
ся центрами хозяйственных систем. Если на хозрасчете
действует вся хозяйственная система, весь производствен-
но-хозяйственный комплекс, отрасль или подотрасль, зна-
чит на хозрасчете должны действовать и звенья этой си-
стемы, включая орган хозяйственного руководства -
центр системы.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в данном
случае речь идет о своеобразной форме (виде) хозяй-
ственного расчета, которую следует отличать от хозяй-
ственного расчета предприятия (*38). Сейчас в нашей эконо-
мике сложились различные формы хозяйственного расче-

(**38) Неучет этого обстоятельства является одной из причин отри-
цания некоторыми авторами хозрасчета органов хозяйственно-
го руководства. Так, В. С. Пронина полагает, что перевод глас-
ков на хозрасчет <не влечет за собой хозрасчетных отношений
в их деятельности> (В. С. Пронина. Центральные органы управ-
ления народным хозяйством. М., 1971, стр. 102). Между тем пе-
ревод на хозрасчет означает именно создание хозрасчетных от-
ношении, 110 в деятельности органов хозяйственного руковод-
ства и в работе предприятий хозрасчет осуществляется неоди-
наково, так как речь идет о разных формах хозяйственного

расчета.

-98-

та: хозрасчет предприятия, хозрасчет подразделения
предприятия (внутризаводской хозрасчет), хозрасчет хо-
зяйственной системы и органа хозяйственного руководст-
ва - центра системы. Создание производственных объеди-
нений (комбинатов) связано с появлением еще одной
формы хозрасчета - хозрасчета производственных единиц
таких объединений.

Правовое регулирование охватывает все формы хозяй-
ственного расчета, причем наиболее подробно это делается
в отношении хозрасчета предприятия, который называ-
ется обычно полным хозрасчетом. Однако характеризуя
хозрасчет предприятия как полный, необходимо учиты-
вать, что в последнее время понятие полного хозрасчета
приобрело и ипое значение. Развитие хозрасчетных отно-
шений по горизонтали и вертикали, перевод на хозяй-
ственный расчет не только предприятий, но и их подраз-
делений, а также органов хозяйствен кого руководства
приводят к тому, что хозрасчет постепенно пронизывает
все звенья хозяйственной системы. При этом принципы
хозрасчета наиболее полно осуществляются именно в хо-
зяйственных системах, а но на отдельных предприятиях.
Поэтому полным хозрасчетом нередко называется органи-
зация на хозрасчетных началах деятельности хозяйствен-
ной системы и всех входящих в нес хозяйственных ор-
ганов.

Говоря о хозяйственных органах, нельзя не отметить,
что некоторые ученые считают необоснованным само по-
нятие <хозяйственный орган>. Попытки отрицать пра-
вильность этого понятия обосновываются тем, что оно не
соответствует сложившимся понятиям науки администра-
тивного права. Наиболее полно такой взгляд изложен в ра-
ботах Ю. М. Козлова, считающего, что использование по-
нятия <хозяйственный орган> приводит к <отождествле-
нию> министерства с предприятиями и к делению органов
<на госорганы и хозорганы> (*39).

Однако в действительности ничего подобного не про-
исходит. Государственные органы могут быть хозяйствен-
ными и нехозяйственными, а хозяйственные органы могут
быть государственными, кооперативными и общественны-
ми. Развитие хозрасчета в управлении производством де-

(**39)<Правовое положение министерств СССР>. М., 1971, стр. 31-32,
41-42.

-99-

лает необходимым использование понятия хозяйственного
органа, которое выявляет принципиальное единство, но не
<отождествляет> органы хозяйственного руководства и
предприятия. Предусмотренная законодательством воз-
можность организации деятельности промышленных ми-
нистерств союзных республик на условиях, установлен-
ных для промышленных объединений, наглядно показы-
вает, что объединения и хозяйственные министерства -
понятия не разнородные, а принципиально единые, одно-
порядковые.

Социалистическое государство коренным образом от-

<< Предыдущая

стр. 18
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>